В настоящее время существует проблема: не только дети, но и взрослые примерно ориентируются в основных вехах всемирной истории, а путь развития, время.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БЫТ И ОБЫЧАИ
Advertisements

Выполнила ученица 8 класса В МАОУ СОШ 22 Илюхина Мария.
Быт и обычаи. Ученицы 8 класса Б МАОУ СОШ 22 Ульянкиной Екатерины.
История России 8 класс Работа ученицы 8 « В » класса Школы 32 Алины Лукъянченко Учитель Коротаева О. И.
Быт и обычаи России 19 века
Быт и обычаи России конца XIX века Выполнили ученицы 8 Б класса: Искандарова Рамиля и Губадова Гюлер.
Быт и обычаи России I- половины XVIII века Подготовил ученик 7 «А» класса Синдеев Максим.
1.Определение «Что такое быт» 2.Как выглядит крестьянин. 3.Как выглядит крестьянская семья. 4.Крестьянский двор. 5.Жильё крестьянина. 6.Убранство избы.
Содержание: 1.Что входило в состав крестьянского двора. 2.Обстановка крестьянской избы. 3.Посуда.4.Пища.5.Брак.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: Быт и нравы крестьянства на Руси в XVII веке.
Быт и обычаи. Жилище Жилища и быт основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Дома городской знати и.
Быт и обычаи гражданского населения. XVII век.. Царский двор В XVII веке царский дворец становиться многолюдным: Одни одевали царя, Другие отвечали за.
Быт простых и знатных людей Быт простых и знатных людей.
Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий май, победный май!
Повседневный быт Руси 17 века.. Крестьянский двор В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба для, топившаяся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района Красноярского края село Разъезжее, улица.
Одежда XIX в.. Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Уже уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными.
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Тренажер по окружающему миру Путешествие во времени. (Жизнь и быт людей XIXв.) © Б угаева О. Н. МОУ СОШ 124 г. Красноярск.
– Память о предках. «Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности». А.С. Пушкин « … Человеку важно знать свои корни отдельному человеку,
Транксрипт:

В настоящее время существует проблема: не только дети, но и взрослые примерно ориентируются в основных вехах всемирной истории, а путь развития, время возникновения родного села не знают. За исключением сёл Емельяново, Частые, Стеклозавод, Устюг в других населённых пунктах нет музеев или других образований, содержащих документы и материалы по краеведению. В год 70-летия Емельяновского района считаем необходимым уделить особое внимание поисковой, исследовательской работе по краеведению. Параллельно с созданием экспозиции планируется проведение различных акций в рамках проекта «Культурно-историческое кольцо Емельяновского района»: выставок, экскурсий, вечеров, презентаций, конкурсов и т.д. Предлагаемый вашему вниманию проект позволит Вам начать изучать историю своего села.

Цели: - воспитание патриотизма у молодого поколения -развитие кругозора учащихся, высоких -нравственных норм, эстетического вкуса - формирование социальной активности, культуры общения -обучение навыкам обработки и обобщения полученной информации, взятия интервью, ведения беседы - развитие самостоятельности, активности, ответственности Задачи: - создать летопись села на основе исторических документов. -собрать подлинные памятники материальной и духовной культуры -широко развернуть поисково-исследовательскую работу

С чего начинается Родина? Проблемные вопросы 1. Когда же возникло село Шуваево? 2. Какой род самый древний? 3. Как изменились традиции и обычаи в жизни села? 4. Какой вклад внесли шуваевцы в победу в Великой Отечественной войне?

Географическое положение села Шуваево расположено в 25 км севернее г.Красноярска.Через село проходит шоссе, соединяющее Московский и Енисейский тракты. До районного центра, пос. Емельяново – 16 км. Село находится в зоне подтайги и лесостепи на большой равнине правого берега реки Большой Арей. Эта река берет начало около села и является притоком реки Качи. Левые берега р. Большой Арей более высокие. Холмы расположены по обоим берегам. Абсолютная высота – гора Толстый мыс метров. Расположенная в 4 км севернее села. Относитель- ные высоты м. На южных склонах холмов имеются смешанные леса, где преобладают берёзы.

Быт и обычаи жителей села Шуваево Выполнили: ученицы 8 класса Бодуненко Ольга, Бодуненко Ольга, Лапятина Юлия Лапятина Юлия

Жилище Жилище В домах крестьян главным считалось место возле печи. По диагонали от неё находился «красный угол», в котором висели наиболее ценные или дорогие для хозяев иконы, стоял стол, за которым семья ела. Деревянные столы и скамьи, а с начала века также табуретки и стулья составляли основу убранства дома. Возле печи было место, где хозяйка готовила пищу. Около входной двери было рабочее место мужчин. Здесь они шорничали, плели лапти, чинили орудия труда. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли. Спали на печи или на полатях - дощатом настиле под потолком. Освещались избы лучиной, вставленной в печную расщелину, или «светцами» - опущенными в масло фитилями.

Одежда Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далёких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства из ставших модными фабричных тканей. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были, в основном, из валяной шерсти. Главным видом обуви крестьян были липовые лапти. Их носили с суконными или холстинными онучами (портянками), привязанными тесьмой. Кроме них, порой надевали поршни (морши) из сыромятной кожи. Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты» (тяжелые женские галоши). Зимой носили валенки, которые в начале XIX в. пережили своё «второе рождение». Если раньше к короткому валенку пришивалось суконное голенище, то теперь они стали изготавливаться в виде высокого твёрдого валяного сапога.

Питание Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники – пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили кашу и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, всё шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом – из щавеля или крапивы), других овощей варили самое популярное блюдо – щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже – отварной «в мундире» картофель с солёными огурцами или грибами. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень. Вместе с ним популярными стали самовары и чайная посуда. Они считались признаком обеспеченности. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливы, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи. Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки – «чугунки».

Досуг и обычаи Крестьянство проводило основную часть времени в труде и заботах. Павел I запретил привлекать крепост- ных к работам в выходные и праздничные дни, и крестьяне стали больше времени в проводить праздничных развлечениях. Рождество - новогодний цикл обрядов был связан со святками. Накануне Рождества и после Нового года (и до Крещения) гадали. Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед Великим(пасхальным) постом следовало вкушать жирную пищу. В течение масляной недели пекли блины. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, на брёвнах. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряжённых тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодёжи (бабки, лапта и др.), катание на качелях. На Троицу, знаменовавшую начало лета, дома и церкви украшались берёзовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. На праздник Ивана Купалы началось купание в реках и сбор целебных трав. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю), когда в предпраздничную ночь молодёжь гуляла до рассвета, «встречая солнце».

Семья и семейные обряды Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи считались бедствующим. Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступал юноша в возрасте 24 – 26 лет, а девушки – в возрасте 18 – 22. Брак обязательно должен был получить официальное благословление при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременно было и крещение каждого ребёнка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов. После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его. Выдача замуж дочерей сопровождалось передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.

Вывод В ходе работы мы хотели узнать, насколько изменились обычаи и традиции наших односельчан. Мы выяснили, что праздники частично остались прежними, но появились и новые; изменились быт и одежда жителей села.

Хозяйственное развитие села Выполнили: ученики 11 класса Машинистов Илья, Машинистов Илья, Соловьёва Лена Соловьёва Лена

Земледелие Земледелие Основной отраслью хозяйства было земледелие. Применялся, главным образом, перелог. Пашню не удобряли. Сеяли преимущественно серые хлеба – озимую рожь, овёс, ячмень. Садили овощи: репу, капусту, лук, чеснок, морковь, огурцы.

Орудия труда Орудия труда Основными орудиями земледелия были соха- рогалюха с железным лемехом и деревянная борона. При заготовке кормов использовали косу-литовку. Так же пользовались плугом.

Животноводство Животноводство Другой важной отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа. Для скота заготавливали в зиму корма. Крупный и мелкий рогатый скот держали в специальных хлевах-стайках. Разводили домашнюю птицу – кур, уток, гусей.

Ремёсла Ремёсла Больше всего занимались выделкой кож, шитьём одежды, изготовлением обуви. Своими силами изготовляли сохи, бороны, телеги, сани, грабли, вилы, деревянную посуду, плели из конопли верёвки, канаты, ткали домашний холст, из которого шили одежду. Из конского волоса изготавливали веревки, вожжи, сита, тюфяки. Из бересты делали туески, лукошки.

Выводы Выводы Работая над этой темой, мы узнали, что жители села были, в основном, земледельцами. Для обеспечения себя продуктами животноводства разводили скот, занимались ремёслами.

Участие жителей села в Великой Отечественной войне Выполнили: ученицы 11 класса Ярова Елена, Булыч Галина

Цель проекта : найти и обработать информацию о жителях села, принявших участие в Великой отечественной войне. Проблемный вопрос : какой вклад внесли шуваевцы в победу советского народа в Великой Отечественной войне?

Они не вернулись из боя… К октябрю 1941г. добровольцами на фронт из Красноярского края отправились 7140 коммунистов, более комсомольцев человек было призвано в ряды Советской Армии по Емельяновскому району. Осенью 1941 из Шуваевского сельсовета было призвано 51 человек. Всего было призвано 214 человек с 1941 по 1945 годы.

Ветераны войны Мы знали о войне Не понаслышке, Мы день за днём ковали наш Победный Май, Мужчины и вчерашние Мальчишки, Прошедшие войну из края В край. 11.Барашкин Михаил Захарович 12.Гладышев Дмитрий Фёдорович 13.Шпак Никита Григорьевич 14.Сыстеров Иван Васильевич 15.Матёнов Михаил Жемеевич 16.Многогрешнев Андрей Алексеевич 17.Потылицын Михаил Иннокентьевич 18.Бояндин Николай Власович 19.Зеркалов Алексей Константинович 20.Козодой Андрей Анастасович 1.Казекин Иван Петрович 2.Камазенко Михаил Фролович 3.Иванов Михаил Павлович 4.Мамылов Павел Петрович 5.Мамылова Мария Тимофеевна 6.Пичуев Владимир Михайлович 7.Скрипальщиков Василий Иванович 8.Шаршовец Пётр Васильевич 9.Молунов Михаил Захарович 10.Поцепня Григорий Антонович

Труженики тыла 1.Быкова Антонина Фёдоровна 2.Иконникова Лидия Ивановна 3.Иванов Александр Павлович 4.Иванова Людмила Васильевна 5.Калабина Анфиса Фёдоровна 6.Ростовцев Николай Георгиевич 7.Скрипальщикова Софья Никол. 8.Уваров Виталий Николаевич 9.Иконников Константин Васил. 10.Пыхтина Мария Даниловна 11.Гущина Александра Фёдоровна 12.Кистин Николай Иванович 13.Молунова Елена Емельяновна 14.Дмитриева Елизавета Никифоровна 15.Лалетина Вера Тихоновна 16.Лалетин Михаил Федотович 17.Селиванова Анастасия Ильинична 18.Быков Николай Иванович 19.Калабина Мария Ивановна 20.Колесник Вера Тихоновна 21.Многогрешнева Татьяна Ивановна 22.Гусев Алексей Ильич 23.Баяндина Александра Михайловна 24.Комова Анна Ивановна Хвала и честь вам, женщины России. Вы всё смогли в священной той войне: Спасали раненых, пахали и косили, Всем было тяжело, вам –тяжелей вдвойне.

Алексей Константинович Зеркалов на фронт ушёл добровольцем раньше на год, т.к. скрыл свой возраст: уж очень хотел расчитаться с врагом. Воевал под Харьковом. Был награждён медалью «За боевые заслуги». За умелые и решительные действия по уничтожению огневой точки противника в войне с японцами сибиряк был награждён орденом Красной Звезды. Получил лёгкие ранения. Вернулся домой и занялся самым мирным и почётным делом – стал учить детей., 20 лет проработал директором Шуваевской школы. Многие годы он являлся председателем совета ветеранов войны и труда Шуваевского совхоза, почётным гражданином района. Звезда Зеркалова В далёком 45-м мы пушки зачехлили И долго над Европой звенела тишина. Прошло уж много лет, но мы не позабыли, Откуда и зачем пришла в наш дом война.

Дети войны Путинцева Валентина Емельяновна. Родилась в 1930 году в д.Куртак. Когда началась война, Вале было 10 лет. Вставала в 6 часов утра, ложилась поздно вечером. Работала в поле, боронила землю, сеяла. Носила из одной деревни в другую сводки о колхозной работе. Есть хотелось постоянно. Ложились сразу спать, чтобы не чувствовать голода. После войны переехала в Шуваево. Работала в колхозе дояркой. Взрослыми их сделала война. Трудились наравне со взрослыми. Никогда не жаловались. Работали из последних сил, ждали и верили в Победу.

Говорят, что всё забывается, Постепенно с годами стирается… Да, наверно. Но – кроме войны. Помнят дочери, помнят сыны. Помнят внуки и правнуки тоже, Та война их память тревожит… Из 214 участников Великой Отечественной войны не вернулось с фронта 128 человек. 96 человек вернулось домой, но сейчас в живых осталось 2: Камазенко Михаил Фролович, Мамылова Мария Тимофеевна. Из 24 ветеранов труда в живых осталось 8: Быкова А.Ф., Иконникова Л.И., Иванов А.П., Иванова Л.В., Калабина А.Ф., Пыхтина М.Д., Молунова Е.Е., Дмитриева Е.Н. ВЫВОДЫ

Результаты Золотистое солнышко светит, Над посёлком плывёт тишина. Есть далёкие страны на свете, Только Родина в сердце одна. (А.Ануфриев) Это слова из гимна учащихся Шуваевской средней школы. История своей страны начинается с истории малой родины. И такие качества, как патриотизм, гражданственность, любовь к своей стране формируются именно там, где ты живёшь. Наша задача - сохранить историческую память, на основе собранной информации создать летопись Шуваево. Темы данного проекта помогут нам. Но на этом не закончится наша работа. Впереди нас ждут другие темы исследований, пополнение фондов музея родного села, общение с интересными людьми.