Информационное обеспечение модернизации здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях Директор КМИАЦ, зав. кафедрой НГИУВа д.м.н., профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программно-целевой подход в управлении в условиях введения ФГОС второго поколения Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем.
Advertisements

Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
30 лет спустя практически дословно перекочевали в концепцию создания в России Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. «Большая.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
О создании системы паспортизации медицинских учреждений и организаций РОССИЯ 2010.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
ЗАВ. КАФЕДРОЙ, АКАДЕМИК РАН, Д.М.Н., ПРОФЕССОР Заслуженный врач РФ, Заслуженный деятель науки РФ СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ ПУЗИН Кафедра гериатрии и медико-социальной.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Информатизация госструктур: проблемы, способы решения, тенденции Хромов Алексей Владиленович Руководитель Дирекции по информационным технологиям ФГБУ «Аналитический.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Автоматизированная система для поддержки работы врача общей практики в сельских районах.
Транксрипт:

Информационное обеспечение модернизации здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях Директор КМИАЦ, зав. кафедрой НГИУВа д.м.н., профессор, заслуженный работник РФ, заслуженный деятель науки РФ Чеченин Геннадий Ионович

О модернизации О необходимости модернизации всех отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, выдвинутой руководством страны и обусловленной социально-экономическим положением, качеством жизни, состоянием общественного здоровья много говорят и пишут. Однако до настоящего времени нет однозначного понимания значения данного понятия и четкого определения, и, его довольно часто применяют не по назначению. Однако до настоящего времени нет однозначного понимания значения данного понятия и четкого определения, и, его довольно часто применяют не по назначению.

Понятие «модернизация» Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта (системы), приведение её в соответствии с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, приводящие к качественным изменениям. Модернизацию, как процесс невозможно ограничить какой либо областью социальной реальности, её признаки пронизывают все аспекты социума, всего общества. Модернизацию, как процесс невозможно ограничить какой либо областью социальной реальности, её признаки пронизывают все аспекты социума, всего общества.

Всякая модернизация – это всегда один проект …. «Сохранение народа – это единственный проект, ради которого должна строиться модернизация» …. Любая модернизация - это создание параллельной структуры, которая постепенно вытесняет и навязывает себя структуре прежней. Модернизация России – это замена устаревших технологий на инновационные – это, прежде всего, коренное изменение условий жизни народа, его сбережение».(* Российская газета 244 от ). Продолжение

Основа модернизации В основе модернизации лежат инновационные процессы. Инновации, в нашем понятии, – это интеллектуальные услуги в основе которых: новые знания, новые технологии, неоднократно реализованные в реальных условиях (на практике), в результате которых получен желаемый эффект, оформленные в удобном для широкого тиражирования виде.

Составляющие модернизации Создание общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью; Создание общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью; Изменение ментального сдвига, характеризующегося верой в прогресс, экономический рост, готовностью адаптироваться к изменениям; Изменение ментального сдвига, характеризующегося верой в прогресс, экономический рост, готовностью адаптироваться к изменениям;

Ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их общественным статусом и социальными функциями); Ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их общественным статусом и социальными функциями); Формальная сторона регулирования отношений (на основе права, законов, положений, договоров); Формальная сторона регулирования отношений (на основе права, законов, положений, договоров); Сложная система социального управления и др. Сложная система социального управления и др. Продолжение

Почему нужна модернизация общества ?

Проект модернизации должен включать ряд подпроектов, в том числе, подпрограммы, касающейся системы охраны здоровья (СОЗ) населения. Все они в своей основе базируются на инновационной составляющей. Основная их целевая установка – преодоление демографического провала. Продолжение

Методология системного исследования Методология системного исследования любых систем, явлений и процессов предусматривает анализ и оценку прошлого, настоящего и будущего. Особое внимание должно быть уделено выявлению неопределенностей поведения системы в будущем. То есть, в любом случае должна быть проведена системная проработка любой программы или инновации. Особое внимание должно быть уделено выявлению неопределенностей поведения системы в будущем. То есть, в любом случае должна быть проведена системная проработка любой программы или инновации.

Системный подход, прежде всего, позволяет выявить внешние связи, провести их анализ и оптимизацию в процессе достижения конкретной цели, что особенно важно при организации охраны здоровья граждан. Другими словами, системный подход объединяет деятельность многих компонентов больших и сложных систем или структур (объектов) разных ведомств для достижения единой цели и получения желаемого результата - воспроизводства здоровья и сбережение народа Продолжение

Система жизнеобеспечения

Система охраны здоровья - ведущая подсистема СЖО Системное рассмотрение охраны здоровья позволяет обосновывать концептуальные положения модернизации здравоохранения как связующего звена целостной системы охраны здоровья (СОЗ). Объединяет деятельность многих компонентов больших и сложных систем или структур (объектов) разных ведомств для достижения единой цели.

Уровни системы охраны здоровья (СОЗ) Муниципальная Регио- нальная Феде- ральная Система здравоохранения Другие системы СЖО

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Конечная цель работы, связанной с применением информационных технологий – понимание того или иного явления, проблемы. Создание возможностей для принятия адекватного управленческого решения, а не получения каких-либо чисел и картинок.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Основная проблема при построении информационных систем – отсутствие единой теории, связывающей воедино данные, информацию и знания. Основная проблема при построении информационных систем – отсутствие единой теории, связывающей воедино данные, информацию и знания.

Основные причины недостаточной автоматизации в здравоохранении 1. Отсутствие в службе заказчика специалистов достаточной квалификации, способных с системных позиций поставить задачу и сформулировать требования. 2. Нарушение последовательности проектирования, установленной ГОСТом: 2. Нарушение последовательности проектирования, установленной ГОСТом: - не проводится предпроектное обследование; - не проводится предпроектное обследование; - техническое задание, как правило, отсутствует или не отражает все виды обеспечения; - техническое задание, как правило, отсутствует или не отражает все виды обеспечения; - несовершенная документация пользователя и др. - несовершенная документация пользователя и др.

3. Недостаточность теоретической базы управления здравоохранения в современных условиях. 4. Кадровая проблема. 5. Несовместимость нормативно-методической базы автоматизации управления здравоохранением. 6. Разрушение института главных разработчиков автоматизированных управленческих комплексов. 7. Отсутствие типовых проектных решений. Продолжение

Основные составляющие автоматизации 1. Экспертные системы, где главное правило: правило:=(ЕСЛИусловиеТОдействие); 2. Моделирование: - имитационных моделей; - имитационных моделей; - оптимизационных моделей; - оптимизационных моделей; - финансовых потоков. - финансовых потоков. 1. Экспертные системы, где главное правило: правило:=(ЕСЛИусловиеТОдействие); 2. Моделирование: - имитационных моделей; - имитационных моделей; - оптимизационных моделей; - оптимизационных моделей; - финансовых потоков. - финансовых потоков.

Основные составляющие автоматизации: 3. Маршрутизация и диспетчеризация на основе теории массового обслуживания и логистики (ССМП, поликлиника); 4. Информационно-поисковые системы: - общего назначения; - общего назначения; - специализированные. - специализированные. Основные составляющие автоматизации

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УРОВНИ (федеральный, субъект федерации, муниципальный) СУБЪЕКТЫ УЧАСТНИКИ функции; обязанности; права и ответственность; конечные результаты (целевая функция); необходимое ресурсное обеспечение; регламентированная учетно-отчетная документация. СУ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ разрабатываются нормативно-правовые документы, методические рекомендации; вырабатываются требования по содержанию, объему, периодичности поступления необходимых данных для координации деятельности, субъектов и участников федерального уровня, организации планирования, прогнозирования, контроля и т.п.

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ определяются целевые установки для муниципальных образований, осуществляется координация деятельности всех участников; предоставление персонифицированных баз данных муниципальным органам для решения задач проекта ; формирование сводных отчетных данных, представление информации, необходимой для мониторинга; создается единое информационное пространство с регламентированным доступом к информационным ресурсам; проводится дооснащение ПК, передача программных средств из центра, обеспечение нормативно-справочной информацией и инструктивно-методическими материалами; оказание организационно-методической помощи муниципальным органам власти.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ проводятся непосредственный медицинский осмотр граждан; оказание первичной медико-санитарной помощи населению; прививки; организация, установка, получаемого медицинского оборудования и оперативный контроль за его использованием; осуществляется оперативное управление реализацией всех направлений проекта. На этом уровне выполняется основной технологический процесс по каждому направлению проекта «Здоровье»

Основные функции общества Население Гармония с природой Воспроизводство Производство предметов и материальных ценностей Культурно-нравственное и духовное развитие

Основные функции СОЗ СОЗ Оказание медицинской помощи Воспроизводство здоровья Предупреждение появления новых заболеваний и обострения хронических Медико-социальное обслуживание контингентов

Основные компоненты единой системы СОЗ Население Внешняя среда

Информационное обеспечение СОЗ СОЗ Население Внешняя среда Потребная информация: 1.Нормативно-правовая; 2. Общественное здоровье; 3.Проблемные ситуации; 4. Потребность в ресурсном обеспечении; 5. Эффективность СОЗ; 6. Новые организационные формы. 1.Права и ответственность; 2.Факторы, влияющие на здоровье (внешняя среда и производство); 3. Модель здорового образа жизни; 4. Рейтинги МП; 5. Ресурсное обеспечение; 6. Результаты СГМ «Здоровье» и «Среды обитания».

Ведущее звено в СОЗ Врач Пациент Внешняя среда

Составляющие профессионального уровня врача Системное мышление Знания Умения Навыки

Информационное обеспечение ведущего звена СОЗ врач пациент Внешняя среда Потребная информация: 1.Нормативно-правовое обеспечение; 2. Стандарты, схемы лечения; 3.Новые мед. технологии; 4. Патенты, методические рекомендации; 5. Современные лекарственные препараты; 6. Новые организационные формы. Потребная информация: 1.Модели здорового образа жизни; 2. Рейтинги МО врачей; 3. Графики работы; 4. Получение полной информации о здоровье; 5. Права и ответственность;

Необходимость интеграции информационного обеспечения управления системой охраны здоровья на муниципальном уровне Многофункциональная система охраны здоровья населения; Здравоохранение – ведущая составляющая системы охраны здоровья населения; Многоукладность в организации оказания медицинской помощи; Многоканальность финансирования медицинских услуг; Многоэтапность в оказании медицинской помощи; Иерархический принцип в организации охраны здоровья населения; Обеспечение принципа преемственности при организации медицинской помощи.

Развитие информатизации в системе охраны здоровья г. Новокузнецка АСУ «Горздрав» I очередь АСУ «Горздрав» II очередь ИАСУ «Здоровье» ИУС «Охрана здоровья»

Основные направления автоматизации в АСУ «Горздрав» Автоматизация управляющих функций и технологических процессов Организационное управление Формирование муницип. государст. заказов Управление качеством мед. помощи Стратегия развития служб здравоохранения Технологические процессы АРМы-врачей Плановая госпитализация АРМы-ССМП Санэпид

Основные составляющие ИУС « Охрана здоровья»:

Концепция и обобщенная структура ИУС «Охрана здоровья»

ИУС «Охрана здоровья» Основные составляющие системы АСУ «Горздрав» АИС «СГМ» АИС «ОЗМИР» АИС «МЗ» АЭС «КМП», «НМТ» … Лекарственное обеспечение Объекты автоматизации Муниципальное здравоохранение Сан-эпид. надзор Научные учреждения Экологический надзор Образовательные учреждения Предприятия Уровни иерархии Территориальный Муниципальный Ведомственный Учреждение Подразделение Исполнитель Основные функции Создание и ведение БД Создание и поддержка НСФ Отчетность Интеграция и визуализация Анализ Прогнозирование Рекомендации Информацион. блоки Состояние здоровья Среда обитания Соц.-эконом. усл. Состояние МТБ Оценка деятельности

ЗАДАЧА ДНЯ Не «облачные» дали, а создание информационной модели объекта, которая связывает разнообразные данные, превращая их в информацию для принятия решения – важнейшая задача сегодняшнего дня. Не «облачные» дали, а создание информационной модели объекта, которая связывает разнообразные данные, превращая их в информацию для принятия решения – важнейшая задача сегодняшнего дня.

Информационное обеспечение модернизации здравоохранения Первый способ: централизованный, (по согласованному проекту с представителями всех уровней и участников разрабатывается типовой программный продукт, который бесплатно поставляется всем участникам, с последующим сопровождением и представлением новых версий). (по согласованному проекту с представителями всех уровней и участников разрабатывается типовой программный продукт, который бесплатно поставляется всем участникам, с последующим сопровождением и представлением новых версий). Второй способ: региональный (поставить задачу и отдать на откуп регионам для решения. При этом, соблюдается принцип преемственности и специфика субъекта).

Р азработать единый нормативно-справочный фонд; Р азработать единый нормативно-справочный фонд; П ередавать на территории форматы выгрузки требуемой информации с указанием реальных сроков для выполнения требований; П ередавать на территории форматы выгрузки требуемой информации с указанием реальных сроков для выполнения требований; Разрабатывать и передавать на территории подробные методические рекомендации по реализации проектов, а также описания предполагаемых информационных потоков. Разрабатывать и передавать на территории подробные методические рекомендации по реализации проектов, а также описания предполагаемых информационных потоков. Для реализации проекта модернизации необходимо

43