Васильевой Татьяны Николаевны Учителя начальных классов МАОУ Гимназия 49 города Тюмени Портфолио Дорогу осилит идущий
Общие сведения об учителе 1. Образование – высшее, окончила Ишимский Государственный педагогический институт в 1979году. 2. Специальность – педагогика и методика начального обучения. 3. Квалификация – учитель начальных классов. 4. Педагогический стаж – 32 года 5. Работаю учителем начальных классов в МАОУ гимназия 49 с 1994 года 6.Категория. Имею первую квалификационную категорию.
Педагогическое кредо- Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха Успешный учитель Успешный ученик «Не мыслями надо учить, а учить мыслить»
Повышение квалификации: В целях повышения эффективности реализации мероприятий по подготовке к переходу образовательного учреждения на ФГОС начального общего образования прошла курсы «Актуальные проблемы начального образования и современные образовательные технологии. Особенности Федеральных государственных образовательных стандартов 2 поколения, специфика организации образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на стандарты 2 поколения»
Повышение квалификации: Курсы повышения квалификации «Организационно- педагогические основы перехода на ФГОС второго поколения в условиях вариативности содержания начального образования», Посещала кустовые методобъединения по апробации ФГОС: -Консультация-практикум «Подходы к оценке достижений планируемых результатов» -Мастерская «Реализация метапредметной программы Чтение и работа с информацией в рамках стандартов 2 поколения» -«Формирование универсальных учебных действий» (личностных и метапредметных). - « Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»» - Практико-ориентированный семинар «Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», который проводили специалисты КНО ГОУ ДПО ЧИППКРО и РИПОДО ЧГПУ (г. Челябинск).
Владение современными технологиями 1 2 Включение в методическую работу Характеристики профессиональной деятельности
Показатели включённости в методическую работу Книга книгой, да и своим умом двигай Выступление на педагогических советах: -из опыта работы по развитию творческих способностей обучающихся,(«2008г) Работа МО объединения учителей начальных классов по повышению профессиональной компетентности, проведение открытого урока по окружающему миру «Многогранный мир чувств» в рамках подготовки к пед. совету, (2011) Выступление с резензией на защиту стендового урока Абрашковой С.В.(2011г) Выступление на МО. «Культура речи учителя –условие успешной профессиональной деятельности» Выступление на дне открытых дверей гимназии «Особенности программ обучения в начальных классах г. Тюмени»2011г.,презента ция «Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения в начальной школе» Работа в творческой группе учителей начальных классов по теме «Использование воспитательных и развивающих возможностей педагогических технологий с целью повышения уровня общеучебных умений и навыков младших школьников»(2011 год). Участие в акции «Навстречу друг другу» Открытое занятие по окружающему миру в дошкольной группе детского сада( 2009г) «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»
Владение современными технологиями Проблемный диалог Оценивание учебных успехов Продуктивное чтение вместо объяснения темы учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания вместо быстрого чтения вслух учим вычитывать смыслы и глубоко понимать текст вместо контроля за учениками с помощью отметок учим самостоятельно оценивать
В основе своей деятельности использую учебно-методический комплекс:
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна 1. использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; 2. действовать в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей - это постоянный поиск компромиссов. 8
Линии развития личности (средствами учебного предмета) обеспечивается группой взаимосвязанных умений по использованию предметных знаний. Овладев этими умениями, человек приобретает возможность решать определенные жизненно-практические задачи (проблемы). Таким образом и идет развитие человека – приобретение качеств функционально грамотной личности. 10
Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивност и Принцип адаптивност и Принцип развития Принцип развития Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности 13
Принцип адаптивности Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Школа должна быть предельно гибкой системой. 16
Создание условий, в которых каждый максимально реализовал бы себя. Принцип развития Целостное развитие личности школьника. 17
Принцип психологической комфортности Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Создание в учебном процессе стимулирующей творческую активность школьника атмосферы. 18
Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуацииПринцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоя- тельной деятельности ученика (зона ближайшего развития)Принцип перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоя- тельной деятельности ученика (зона ближайшего развития) Принцип опоры на предшествующее развитиеПринцип опоры на предшествующее развитие Креативный принцип 15
Принцип обучения деятельности Научить школьников предметно- практическим действиям, способам и приемам чисто учебной деятельности. Ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. 25
Минимакс – принцип работы с содержанием учебного материала. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и избыточные задания). Минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепления и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. 11
Главные особенности программы: 1. Рассчитана одновременно на нечитающих и читающих детей. 2. Выделяются определенные линии развития детей: овладение грамотой; развитие умений слушания и говорения; расширение активного, пассивного и потенциального словаря; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; формирование чувства языка. Обучение грамоте Основная цель курса – заложить основы формирования функционально-грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Сквозные темы: «Слово», «Предложение», «Текст». 43
20 Функционально грамотная личность Личностные качества Общеучебные умения Л – любознательность И - интерес Ч - человечность Н - нестандартность О - ответственность С - самостоятельность Т - творчество Ь - ? 1) Организационные 2) Интеллектуальные 3) Оценочные 4) Коммуникативные
21 РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ – ПУТЬ К ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ Организационные умения Определить цель Составить план действий Реализовать план Соотнести результат с целью и оценить его Интеллектуальные умения Ориентироваться в системе знаний Делать предварительный отбор информации Добывать новые знания Перерабатывать информацию Преобразовывать информацию Оценочные умения Оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм и ценностей Объяснять свои оценки Самоопределяться в системе ценностей Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки Коммуникативные умения Доносить свою позицию до других Понимать другие позиции Договариваться с людьми, для того чтобы сделать что-то сообща
Чтение и начальное литературное образование Чтение и начальное литературное образование Отличительные особенности программы: 1) Нацелена на развитие интереса к чтению 2) Вводит школьника через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей 3) Способствует формированию личности и развитию творческих способностей ребенка 4) Предусматривает овладение приемами работы с текстом 47
23 Предметные линии развития по русскому языку компетенции Коммуникативная (функционирование языка) – умелое и правильное пользование речью (слов. запас, грамм. строй, стили, нормы) – различные виды устной и письменной речи – ориентировка в тексте Языковая (знание системы языка) – систематизация языковых знаний (по разделам и между ними) – развитие чувства языка – формирование орфографической и пунктуационной грамотности Лингвистическая (формирование мировоззрения) – история рус. яз. – выдающиеся ученые-лингвисты – культурологический потенциал
24 Учебник 1-го класса «Я и мир вокруг» Главные идеи: 1-я линия развития 1-я линия развития: 1) Систематизация непосредственного опыта школьника 2) Взаимосвязь школьника со всем окружающим его миром (важнейшее умение – находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом) 2-я линия развития 2-я линия развития: «Мир добрый, так как он позволяет мне жить в нем» (название учебника «Я И МИР ВОКРУГ» )
Математика Новые учебники сочетают в себе: · лучшее в традиционных подходах к изучению математики в начальной школе и достижения современного развивающего образования · требования стандарта и программные требования Образовательной системы «Школа 2100» дают возможность: · сформировать вычислительные навыки · научить решать разнообразные текстовые задачи · сформировать представление о величинах, элементах геометрии и алгебры · создать условия для развития функциональной грамотности учащихся в соответствии с новыми стандартами: · содержат элементы стохастики – дают начальное представление о теории вероятностей, статистике, комбинаторике · учат решать некоторые виды нестандартных задач соотнесены по содержанию и технологии с учебниками Образовательной системы «Школа 2100». 12 2
26 Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации – впервые реализован в учебниках Образовательной системы «Школа 2100» Хотим быть успешными в жизни – должны научиться решать жизненные задачи Научиться решать жизненную задачу – значит научиться раскладывать ее на набор уже известных предметных задач. Этому и учит учебник «Математика» Научиться решать жизненную задачу – значит научиться раскладывать ее на набор уже известных предметных задач. Этому и учит учебник «Математика»
27 Основные результаты начального образования воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции
28 УУД как новая цель обучения и воспитания Регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции). Познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурировани-ем, а также действия логические и действия постановки и решения проблем). Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, пла- нирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов). Личностные УУД (действия смыслообразования, нравствен- ной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
29 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активный и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Портрет выпускника начальной школы по ФГОС начального общего образования:
Успеваемость и качество знаний 2. Качество знаний учебный год – безотметочное обучение учебный год – безотметочное обучение учебный год –77 % – 82% 1.Успеваемость учебный год – 100 % учебный год – 100 % учебный год % 77%77% безотметочное Успешный ученик 100% Результативность работы 82%
По литературному чтению – 83% По русскому языку – 65% По математике – 67% По окружающему миру – 96% Музыка,технология,физ.культура-100% Результаты региональной контрольной работы по предметам гуманитарного цикла: 77% качество, 96% выполнение; по предметам естественно-математического цикла качество 100% и 100% выполнение. Результативность работы в 4-м классе:
Список победителей и призёров 1 место Аванесян А. 3 место Цой С.1 место Переладова Л.2 место Белова М. Конкурс «Кит» 2 место Охрименко Н Конкурс «Русский медвежонок» Конкурс «Кит» Успешный ученик Достижения моих обучающихся:
Цель воспитательной системы: Создание комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству. « Формирование культуры поведения и культуры общения» 2.Помогать детям в освоении нравственных ценностей. 3.Развивать навыки коммуникативной культуры 1.Способствовать формированию духовно и нравственно благоприятной среды развития. Человек и его окружение Задачи воспитательной системы Содействие формированию у детей нравственной направленности Добро, труд, сотрудничество
Целью воспитательной работы ставлю воспитание здоровой, духовно развитой и творчески мыслящей личности.
Мальчики поздравляют девочек, мам, бабушек. Проводятся дни Здоровья.
Очень часто дети принимают участие в коллективных творческих делах.
Проводятся деловые игры.
Участие в праздниках
Посещение различных музеев и выставок
К акими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного обучения и воспитания сделались хорошими людьми - это в нашей власти.
Родительские собрания Заседания родительского комитета Консультации для родителей Индивидуальные беседы Анкетирование родителей Тестирование родителей Организация совместных праздников Совместное посещение музеев, театров, выставок Походы и вылазки в лес
Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий 0% 20% 40% 60% 80% 100% 78% 22% 10% 83% 16% 1%1% Е.Н. Степанов Анкета «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» , учебные годы. Результативность работы уч.г уч.г.
Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим. Дуглас Мэллох. Повышать эффективность использования ИКТ- технологии Реализация стандартов 2 поколения Продолжить формирование культуры поведения и культуры общения обучающихся Совершенствовать технологии исследовательской и проектной деятельности - -
Благодарю за внимание