Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области ежемесячный аналитический отчёт выпуск 9(14) сентябрь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.
Advertisements

Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области ежемесячный аналитический отчёт выпуск 6(11) июнь.
Оценка основных социально-экономических показателей по Курганской области за 11 месяцев 2011 года, (в % к соответствующему периоду предыдущего года) Показатель.
Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области ежемесячный аналитический отчёт выпуск 8(13) август.
Итоги социально-экономического развития Крапивинского муниципального района за период январь- июнь 2012 года Подготовлено по данным Кемеровостата, органов.
Итоги социально-экономического развития Крапивинского муниципального района за период январь- сентябрь 2012 года Подготовлено по данным Кемеровостата,
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ «О социально-экономическом положении Читинской области в январе-сентябре 2006 года» Майзлингер Т.И. – заместитель Губернатора.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области ежемесячный аналитический отчёт выпуск 7(12) июль.
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и Российской Федерации по итогам 9 месяцев 2011 года Подготовлено Главным управлением экономики и.
Слайды, содержащие показатели ежемесячного мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ, проводимому в соответствии с поручением Правительства.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и Российской Федерации по итогам 2011 года Подготовлено Главным управлением экономики и инвестиций.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ.
Информация о социально-экономическом развитии муниципальных образований края за 9 месяцев 2011 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского.
П одготовлено Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2012 ГОДА.
Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области ежемесячный аналитический отчёт выпуск 5(10) май.
1. Общая оценка социально-экономической ситуации Общая оценка социально-экономической ситуации 2. Производство товаров и услуг Производство товаров и.
Транксрипт:

Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области ежемесячный аналитический отчёт выпуск 9(14) сентябрь 2010 года

2 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года По итогам девяти месяцев текущего года в отдельных сферах экономики региона наблюдались позитивные тенденции: -положительную динамику продолжает демонстрировать индекс промышленного производства; -оборот розничной торговли превысил уровень аналогичного периода прошлого года, рынок платных услуг населению с начала 2010 года развивается динамичнее, чем в 2009 году; -улучшилась ситуация на региональном рынке труда. В то же время на экономическую ситуацию продолжает оказывать влияние снижение инвестиционной активности. Факторами, определившими низкий уровень экономической активности, явилось продолжающееся сокращение темпов жилищного строительства. Кроме того, ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве региона. Последствия аномальной климатической ситуации весны-лета 2010 года продолжают сказываться на сельском хозяйстве. По итогам девяти месяцев текущего года в отдельных сферах экономики региона наблюдались позитивные тенденции: -положительную динамику продолжает демонстрировать индекс промышленного производства; -оборот розничной торговли превысил уровень аналогичного периода прошлого года, рынок платных услуг населению с начала 2010 года развивается динамичнее, чем в 2009 году; -улучшилась ситуация на региональном рынке труда. В то же время на экономическую ситуацию продолжает оказывать влияние снижение инвестиционной активности. Факторами, определившими низкий уровень экономической активности, явилось продолжающееся сокращение темпов жилищного строительства. Кроме того, ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве региона. Последствия аномальной климатической ситуации весны-лета 2010 года продолжают сказываться на сельском хозяйстве. Промышленность Позитивная динамика промышленного производства Сельское хозяйство Снижение производства продукции Инвестиции Снижение инвестиционной активности Строительство Отрицательная динамика объёма строительных работ Жилищное строительство Снижение объёмов ввода жилья Потребление домашних хозяйств* Восстановление потребительского рынка *Оборот розничной торговли; оборот общественного питания; объем платных услуг населению

Показатели2009 год2010 год сентябрьянварь-сентябрьсентябрьянварь-сентябрь Индекс промышленного производства 1 75,675,3110,3106,3 в том числе по обрабатывающим производствам 73,471,7112,7107,3 Отгрузка промышленной продукции по обрабатывающим производствам 73,173,7129,9122,2 Производство продукции сельского хозяйства 96,098,574,491,0 Объём работ по виду деятельности «Строительство» 95,795,4104,894,5 Ввод в действие жилых домов 100,983,637,279,2 Реальные располагаемые денежные доходы населения 2 84,190,9101,6100,3 Реальная заработная плата 2 91,592,0104,2102,9 Официально зарегистрированы безработными (на конец периода) в 3,3 р.в 2,6 р. 3 74,7105,2 3 Оборот розничной торговли 87,491,2106,7102,9 Оборот общественного питания 84,987,988,791,0 Объём платных услуг населению 81,685,2111,3105,8 Индекс потребительских цен 111,7113,8108,4106,9 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года 3 1 По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" г.: август 2009 г. в % к августа 2008 г., январь-август 2009 г. в % к январю-августу 2008 г.; 2010 год: предварительные данные: август 2010 г. в % к августу 2009 г., январь-август 2010 г. в % к январю-августу 2009 г. 3 В среднем за месяц. в % к соответствующему периоду предыдущего года

4 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областиавгуст 2010 года В январе-сентябре текущего года индекс промышленного производства составил 106,3%, в том числе в сентябре – 110,3%. При этом, положительная месячная динамика относительно соответствующего месяца 2009 года отмечалась в «Обрабатывающих производствах» - 112,7%. В «Добыче полезных ископаемых» зарегистрировано снижение на 13,9%, в «Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» - на 9,1%. Вместе с тем, нельзя не отметить, что наблюдаемый рост в промпроизводстве обусловлен, прежде всего, эффектом низкой базы 2009 года. В январе-сентябре текущего года индекс промышленного производства составил 106,3%, в том числе в сентябре – 110,3%. При этом, положительная месячная динамика относительно соответствующего месяца 2009 года отмечалась в «Обрабатывающих производствах» - 112,7%. В «Добыче полезных ископаемых» зарегистрировано снижение на 13,9%, в «Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» - на 9,1%. Вместе с тем, нельзя не отметить, что наблюдаемый рост в промпроизводстве обусловлен, прежде всего, эффектом низкой базы 2009 года.

5 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года Последствия аномальной климатической ситуации весны-лета 2010 года продолжают сказываться на сельском хозяйстве региона. В сентябре 2010 г. производство продукции сельского хозяйства снизилось на 25,6% к уровню сентября предыдущего года. По итогам девяти месяцев текущего года объём сельскохозяйственного производства уменьшился на 9%. На снижение производства продукции в агропромышленном комплексе повлияло сокращение объёмов производства в растениеводстве, вызванное, в первую очередь, погодными условиями этого года. Избыточная влажность почвы, а затем установившаяся аномально жаркая сухая погода существенно повлияли на развитие всех сельскохозяйственных культур, что выразилось в низкой их урожайности. По состоянию на убрано 46,7 тыс. га зерновых культур, валовый сбор составил 55,6 тыс. тонн (на 51% ниже уровня 2009 г.). В отчётном периоде в хозяйствах всех категорий возросло производство скота и птицы на убой (в живом весе) и яиц. Вместе с тем, сохраняется негативная тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, сложное положение в молочном животноводстве. Последствия аномальной климатической ситуации весны-лета 2010 года продолжают сказываться на сельском хозяйстве региона. В сентябре 2010 г. производство продукции сельского хозяйства снизилось на 25,6% к уровню сентября предыдущего года. По итогам девяти месяцев текущего года объём сельскохозяйственного производства уменьшился на 9%. На снижение производства продукции в агропромышленном комплексе повлияло сокращение объёмов производства в растениеводстве, вызванное, в первую очередь, погодными условиями этого года. Избыточная влажность почвы, а затем установившаяся аномально жаркая сухая погода существенно повлияли на развитие всех сельскохозяйственных культур, что выразилось в низкой их урожайности. По состоянию на убрано 46,7 тыс. га зерновых культур, валовый сбор составил 55,6 тыс. тонн (на 51% ниже уровня 2009 г.). В отчётном периоде в хозяйствах всех категорий возросло производство скота и птицы на убой (в живом весе) и яиц. Вместе с тем, сохраняется негативная тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, сложное положение в молочном животноводстве.

6 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года По имеющимся данным, динамика инвестиций в основной капитал организаций области (без субъектов малого и среднего предпринимательства) по итогам января-августа 2010 года оставалась в области отрицательных значений – по данным Ярославльстата, снижение составило 1,4% к соответствующему периоду прошлого года. Падение инвестиционной активности обусловлено, в большей степени, продолжающимся сокращением темпов жилищного строительства, а также ориентацией предприятий на использование наименее капиталоемких возможностей. Основная доля инвестиций в основной капитал в январе - августе 2010 г. по-прежнему осуществлялась организациями обрабатывающих производств (29,3% в общем объёме инвестиций в основной капитал) и транспорта и связи (25,6%). Среди организаций обрабатывающих производств наиболее привлекательными для вложений инвестиций в основной капитал были организации по производству кокса и нефтепродуктов (41,0%), транспортных средств и оборудования (20,3%). По имеющимся данным, динамика инвестиций в основной капитал организаций области (без субъектов малого и среднего предпринимательства) по итогам января-августа 2010 года оставалась в области отрицательных значений – по данным Ярославльстата, снижение составило 1,4% к соответствующему периоду прошлого года. Падение инвестиционной активности обусловлено, в большей степени, продолжающимся сокращением темпов жилищного строительства, а также ориентацией предприятий на использование наименее капиталоемких возможностей. Основная доля инвестиций в основной капитал в январе - августе 2010 г. по-прежнему осуществлялась организациями обрабатывающих производств (29,3% в общем объёме инвестиций в основной капитал) и транспорта и связи (25,6%). Среди организаций обрабатывающих производств наиболее привлекательными для вложений инвестиций в основной капитал были организации по производству кокса и нефтепродуктов (41,0%), транспортных средств и оборудования (20,3%).

7 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года По предварительным данным органов государственной статистики, за январь-сентябрь 2010 года объём выполненных работ сократился на 5,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Помесячная динамика за истекший период неравномерная. Начало текущего года характеризовалось существенным снижением объёма работ по виду деятельности «Строительство», с июня по сентябрь наблюдался рост. За III квартал 2010 года объём выполненных работ увеличился на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительное влияние на объёмы строительных работ оказало приближение праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию города Ярославля. В январе-сентябре 2010 г. введено в действие 140 зданий нежилого назначения. Наиболее крупными из них являются завод по производству строительной техники мощностью по выпуску 3000 штук экскаваторов и 7000 штук автопогрузчиков в год, введенный в эксплуатацию в мае на территории Ярославского муниципального района ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», и административное здание Северного банка Сбербанка России (ОАО), введенное в эксплуатацию в июле в г.Ярославле. По предварительным данным органов государственной статистики, за январь-сентябрь 2010 года объём выполненных работ сократился на 5,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Помесячная динамика за истекший период неравномерная. Начало текущего года характеризовалось существенным снижением объёма работ по виду деятельности «Строительство», с июня по сентябрь наблюдался рост. За III квартал 2010 года объём выполненных работ увеличился на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительное влияние на объёмы строительных работ оказало приближение праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию города Ярославля. В январе-сентябре 2010 г. введено в действие 140 зданий нежилого назначения. Наиболее крупными из них являются завод по производству строительной техники мощностью по выпуску 3000 штук экскаваторов и 7000 штук автопогрузчиков в год, введенный в эксплуатацию в мае на территории Ярославского муниципального района ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», и административное здание Северного банка Сбербанка России (ОАО), введенное в эксплуатацию в июле в г.Ярославле.

8 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года Объём вводимого жилья в регионе в январе-сентябре 2010 г. по-прежнему не достиг уровня предыдущего года: за девять месяцев текущего года организациями всех форм собственности введены жилые дома общей площадью 156,7 тыс. кв. м – 79,2% к уровню января-сентября 2009 г. Площадь введённых индивидуальных жилых домов составила 53,8 тыс.кв. метров, или 80,4% к уровню января-сентября 2009 г. Снижение объёмов ввода жилья в текущем году связано с инерционностью строительной отрасли. В 2009 г. практически не запускались новые проекты, а достраивались объекты в достаточно высоких стадиях строительной готовности. Это, в том числе, позволяло поддерживать объёмы ввода и, как минимум, сдерживать темпы их падения в 2009 г. Кроме того, большая часть подрядных организаций была задействована на работах по завершению объектов, возводимых к 1000-летию города Ярославля. Объём вводимого жилья в регионе в январе-сентябре 2010 г. по-прежнему не достиг уровня предыдущего года: за девять месяцев текущего года организациями всех форм собственности введены жилые дома общей площадью 156,7 тыс. кв. м – 79,2% к уровню января-сентября 2009 г. Площадь введённых индивидуальных жилых домов составила 53,8 тыс.кв. метров, или 80,4% к уровню января-сентября 2009 г. Снижение объёмов ввода жилья в текущем году связано с инерционностью строительной отрасли. В 2009 г. практически не запускались новые проекты, а достраивались объекты в достаточно высоких стадиях строительной готовности. Это, в том числе, позволяло поддерживать объёмы ввода и, как минимум, сдерживать темпы их падения в 2009 г. Кроме того, большая часть подрядных организаций была задействована на работах по завершению объектов, возводимых к 1000-летию города Ярославля.

9 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года Продолжающееся ускорение роста цен на продовольственные товары (в сентябре прирост составил 2,5% против 0,7% в августе) оказало существенное влияние на ускорение инфляции на потребительском рынке, которая в сентябре составила 1,3% против 0,6% в августе и нулевого прироста в сентябре 2009 года. За январь-сентябрь цены выросли на 7,8% (год назад – на 8,9%). В годовом выражении показатель инфляции в сентябре т.г. составил 8,4% к соответствующему периоду прошлого года. В продовольственной группе товаров в сентябре зафиксирован значительный рост цен на крупу гречневую – на 59,3%, перловую – на 35,2, картофель – на 23,4, пшено – на 15,2, муку – на 14,0, яйца – на 12,3, масло сливочное – на 11,0, макаронные изделия и сахар – на 8,9 и др. Кроме того, на 1-2 % подорожали мясо- и рыбопродукты, овощные консервы, чай, кофе, шоколад, хлеб, хлебобулочные изделия и алкогольные напитки. Из-за потерь урожая картофеля, снижения сбора овощей в августе-сентябре практически не было сезонного удешевления плодоовощной продукции. В остальных секторах потребительского рынка сохраняется невысокий спрос, что сказывается на весьма умеренной инфляции – прирост цен на непродовольственные товары и рыночные услуги невысокий (0,6% и 0,1% соответственно). Продолжающееся ускорение роста цен на продовольственные товары (в сентябре прирост составил 2,5% против 0,7% в августе) оказало существенное влияние на ускорение инфляции на потребительском рынке, которая в сентябре составила 1,3% против 0,6% в августе и нулевого прироста в сентябре 2009 года. За январь-сентябрь цены выросли на 7,8% (год назад – на 8,9%). В годовом выражении показатель инфляции в сентябре т.г. составил 8,4% к соответствующему периоду прошлого года. В продовольственной группе товаров в сентябре зафиксирован значительный рост цен на крупу гречневую – на 59,3%, перловую – на 35,2, картофель – на 23,4, пшено – на 15,2, муку – на 14,0, яйца – на 12,3, масло сливочное – на 11,0, макаронные изделия и сахар – на 8,9 и др. Кроме того, на 1-2 % подорожали мясо- и рыбопродукты, овощные консервы, чай, кофе, шоколад, хлеб, хлебобулочные изделия и алкогольные напитки. Из-за потерь урожая картофеля, снижения сбора овощей в августе-сентябре практически не было сезонного удешевления плодоовощной продукции. В остальных секторах потребительского рынка сохраняется невысокий спрос, что сказывается на весьма умеренной инфляции – прирост цен на непродовольственные товары и рыночные услуги невысокий (0,6% и 0,1% соответственно).

10 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года В сентябре оборот розничной торговли увеличился на 6,7% по сравнению с сентябрем прошлого года. По итогам января-сентября 2010 г. его прирост составил 2,9% к уровню соответствующего периода прошлого года, тогда как в январе-сентябре 2009 г. снижение объёма составляло 8,8%. Оборот общественного питания пока продолжает снижаться (в сентябре 2010 г. – на 11,3% к сентябрю 2009 г., в январе-сентябре 2010 г. – на 9% к январю – сентябрю 2009 г.). Рынок платных услуг населению с начала 2010 года развивается динамичнее, чем в 2009 году. Ежемесячные темпы физического объёма платных услуг превышают темпы прошлого года. В сентябре объём платных услуг увеличился на 11,3%. По итогам девяти месяцев текущего года объем платных услуг населению увеличился на 9% по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., тогда как в январе-сентябре прошлого года их объём сократился на 14,5%. В сентябре оборот розничной торговли увеличился на 6,7% по сравнению с сентябрем прошлого года. По итогам января-сентября 2010 г. его прирост составил 2,9% к уровню соответствующего периода прошлого года, тогда как в январе-сентябре 2009 г. снижение объёма составляло 8,8%. Оборот общественного питания пока продолжает снижаться (в сентябре 2010 г. – на 11,3% к сентябрю 2009 г., в январе-сентябре 2010 г. – на 9% к январю – сентябрю 2009 г.). Рынок платных услуг населению с начала 2010 года развивается динамичнее, чем в 2009 году. Ежемесячные темпы физического объёма платных услуг превышают темпы прошлого года. В сентябре объём платных услуг увеличился на 11,3%. По итогам девяти месяцев текущего года объем платных услуг населению увеличился на 9% по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., тогда как в январе-сентябре прошлого года их объём сократился на 14,5%.

Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года 11 За 9 месяцев 2010 года консолидированный бюджет области исполнен с профицитом в сумме 431,1 млн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы консолидированного бюджета выросли на 7,3% и составили млн. руб., расходы увеличились на 6,7% и составили млн. руб.

Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года 12 Наиболее значительно выросли расходы на «Здравоохранение» (на 21,9%), «Социальную политику» (на 23,8%). Сокращение расходов коснулось «Охраны окружающей среды» (на 48%), «Жилищно-коммунального хозяйства» (на 27,4%), «Национальной экономики» (на 2,8%). На 01 октября 2010 года (по оперативным данным Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области) в бюджеты всех уровней поступило налоговых и неналоговых платежей на сумму ,9 млн. рублей, в том числе 74,8% – в консолидированный бюджет области. За январь-сентябрь 2010 г. налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней собрано на 29% больше, чем за соответствующий период 2009 г. Наиболее значительно выросли расходы на «Здравоохранение» (на 21,9%), «Социальную политику» (на 23,8%). Сокращение расходов коснулось «Охраны окружающей среды» (на 48%), «Жилищно-коммунального хозяйства» (на 27,4%), «Национальной экономики» (на 2,8%). На 01 октября 2010 года (по оперативным данным Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области) в бюджеты всех уровней поступило налоговых и неналоговых платежей на сумму ,9 млн. рублей, в том числе 74,8% – в консолидированный бюджет области. За январь-сентябрь 2010 г. налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней собрано на 29% больше, чем за соответствующий период 2009 г.

13 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года Оперативные данные органов государственной статистики по-прежнему свидетельствуют о низких темпах восстановления благосостояния населения и неустойчивости тенденций в данной сфере. В расчете на одного жителя области денежный доход в августе 2010 г. составил рублей, за период с начала года – рублей. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 1,6 %. Вместе с тем, прирост за январь-август 2010 т.г. составил только 0,3 % относительно аналогичного периода 2009 года. При этом, нельзя не отметить, что сдерживающими факторами снижения реальных доходов населения в текущем году стали значительный рост пенсий и повышение зарплат, хотя и незначительное, в бюджетном секторе вместе со стабильной занятостью. Оперативные данные органов государственной статистики по-прежнему свидетельствуют о низких темпах восстановления благосостояния населения и неустойчивости тенденций в данной сфере. В расчете на одного жителя области денежный доход в августе 2010 г. составил рублей, за период с начала года – рублей. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 1,6 %. Вместе с тем, прирост за январь-август 2010 т.г. составил только 0,3 % относительно аналогичного периода 2009 года. При этом, нельзя не отметить, что сдерживающими факторами снижения реальных доходов населения в текущем году стали значительный рост пенсий и повышение зарплат, хотя и незначительное, в бюджетном секторе вместе со стабильной занятостью.

14 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года С начала текущего года отмечается тенденция роста реальной заработной платы относительно прошлого года. Среднемесячная начисленная заработная плата в среднем по области в августе 2010 г., по предварительным данным, составила рублей, реальная заработная плата – 104,2 %. В целом за 8 месяцев текущего года, по оценке Ярославльстата, номинальная начисленная заработная плата составила рубля (рост относительно прошлого года – 109,8%). Реальная заработная плата за этот период составила 102,9%. Восстановительный рост фонда оплаты труда наблюдается во многих отраслях, но наиболее активно этот процесс идет в финансовой деятельности и отраслях обрабатывающей промышленности. Так, в финансовой деятельности заработная плата в январе-августе 2010 г. относительно января-августа 2009 г. выросла на 17,2%, в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 19,5%, в металлургическом производстве – на 19,3 %. Темпы роста заработной платы в видах деятельности со значительным уровнем государственного участия, вследствие отсутствие индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений, значительно ниже среднеобластных. С начала текущего года отмечается тенденция роста реальной заработной платы относительно прошлого года. Среднемесячная начисленная заработная плата в среднем по области в августе 2010 г., по предварительным данным, составила рублей, реальная заработная плата – 104,2 %. В целом за 8 месяцев текущего года, по оценке Ярославльстата, номинальная начисленная заработная плата составила рубля (рост относительно прошлого года – 109,8%). Реальная заработная плата за этот период составила 102,9%. Восстановительный рост фонда оплаты труда наблюдается во многих отраслях, но наиболее активно этот процесс идет в финансовой деятельности и отраслях обрабатывающей промышленности. Так, в финансовой деятельности заработная плата в январе-августе 2010 г. относительно января-августа 2009 г. выросла на 17,2%, в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 19,5%, в металлургическом производстве – на 19,3 %. Темпы роста заработной платы в видах деятельности со значительным уровнем государственного участия, вследствие отсутствие индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений, значительно ниже среднеобластных.

15 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года В результате опережающего роста заработной платы в реальном секторе экономики, с начала текущего года увеличивается разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, в январе-августе 2010 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 65,7 %, работников образования – 62,8 % (в январе-августе 2009 г. – соответственно 74,5% и 70,5%). Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности с начала текущего года не претерпела значительных структурных изменений. По-прежнему лидером по уровню заработной платы продолжает оставаться финансовая деятельность. Среднемесячная заработная плата в этой сфере превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве ( руб.), текстильном и швейном производстве (8 346 руб.) – 65% и 54% соответственно от среднемесячной заработной платы в целом по экономике. В результате опережающего роста заработной платы в реальном секторе экономики, с начала текущего года увеличивается разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, в январе-августе 2010 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 65,7 %, работников образования – 62,8 % (в январе-августе 2009 г. – соответственно 74,5% и 70,5%). Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности с начала текущего года не претерпела значительных структурных изменений. По-прежнему лидером по уровню заработной платы продолжает оставаться финансовая деятельность. Среднемесячная заработная плата в этой сфере превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве ( руб.), текстильном и швейном производстве (8 346 руб.) – 65% и 54% соответственно от среднемесячной заработной платы в целом по экономике.

16 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года С февраля по июль текущего года отмечалось снижение просроченной задолженности по заработной плате. В августе 2010 г. просроченная задолженность существенно выросла. Однако, уже к началу сентября большую ее часть удалось ликвидировать. И в настоящее время объём просроченной задолженности значительно ниже кризисного уровня. Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 21 октября 2010 г. составила тыс. рублей. Численность работников, перед которыми организации имели задолженность по заработной плате, составила 2372 человека. Количество организаций, имеющих задолженность по заработной плате, составило 23 единицы. С февраля по июль текущего года отмечалось снижение просроченной задолженности по заработной плате. В августе 2010 г. просроченная задолженность существенно выросла. Однако, уже к началу сентября большую ее часть удалось ликвидировать. И в настоящее время объём просроченной задолженности значительно ниже кризисного уровня. Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 21 октября 2010 г. составила тыс. рублей. Численность работников, перед которыми организации имели задолженность по заработной плате, составила 2372 человека. Количество организаций, имеющих задолженность по заработной плате, составило 23 единицы.

17 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года Поддержание уровня пенсионного обеспечения граждан и его дальнейшее повышение, по-прежнему, являются одной из основных задач государства. В целях обеспечения повышения пенсий старшему поколению с 1 января 2010 г. введен механизм валоризации (повышения) пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию до 1 января 2002 г., путем увеличения на 10% денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 2002 г., и дополнительно на 1% за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в Ярославской области с 1 января 2010 г. установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии. Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 апреля 2010 г. страховая часть трудовой пенсии увеличена на 6,3%, социальная пенсия – на 8,8% и с 1 июля проведена дополнительная индексация социальной пенсии на 3,4 %. Средний размер назначенных пенсий на начало сентябре 2010 г., по оценке Ярославльстата, составил 7700 рублей и увеличился по сравнению с тем же периодом 2009 года на 42,3%, реальный размер назначенных пенсий составил 131,2%, что значительно выше темпов роста потребительских цен и уровня прожиточного минимума пенсионера. Кроме того, средний размер пенсий в Ярославской области один из самых высоких в ЦФО, после Москвы и Московской области. Поддержание уровня пенсионного обеспечения граждан и его дальнейшее повышение, по-прежнему, являются одной из основных задач государства. В целях обеспечения повышения пенсий старшему поколению с 1 января 2010 г. введен механизм валоризации (повышения) пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию до 1 января 2002 г., путем увеличения на 10% денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 2002 г., и дополнительно на 1% за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в Ярославской области с 1 января 2010 г. установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии. Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 апреля 2010 г. страховая часть трудовой пенсии увеличена на 6,3%, социальная пенсия – на 8,8% и с 1 июля проведена дополнительная индексация социальной пенсии на 3,4 %. Средний размер назначенных пенсий на начало сентябре 2010 г., по оценке Ярославльстата, составил 7700 рублей и увеличился по сравнению с тем же периодом 2009 года на 42,3%, реальный размер назначенных пенсий составил 131,2%, что значительно выше темпов роста потребительских цен и уровня прожиточного минимума пенсионера. Кроме того, средний размер пенсий в Ярославской области один из самых высоких в ЦФО, после Москвы и Московской области.

18 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года В III квартале 2010 г. величина прожиточного минимума на душу населения оценивается на уровне 5079 рублей, что выше, чем за 2 квартал текущего года на 1,9%. Рост расходов по обязательным платежам и взносам составил 102,1%, рост цен на продукты питания 103,7%. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в III квартале 2010 г. оценивается на уровне 5490 рублей, пенсионеров – 4104 рубля и детей – 5019 рублей.

19 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года По данным выборочного обследования населения, проводимого Ярославльстатом, доля положительных ответов респондентов в оценке материального положения своей семьи в 3 квартале несколько уменьшилась. Более половины обследуемых в ближайшем будущем не ожидают изменений своего материального положения. Есть тенденция к снижению и доли лиц, предполагающих ухудшения, и доли респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения. В обследовании потребительских ожиданий населения принимает участие небольшой круг респондентов, поэтому на уровне субъекта Российской Федерации приведенные данные в отношении всего населения можно считать ориентировочными. По данным выборочного обследования населения, проводимого Ярославльстатом, доля положительных ответов респондентов в оценке материального положения своей семьи в 3 квартале несколько уменьшилась. Более половины обследуемых в ближайшем будущем не ожидают изменений своего материального положения. Есть тенденция к снижению и доли лиц, предполагающих ухудшения, и доли респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения. В обследовании потребительских ожиданий населения принимает участие небольшой круг респондентов, поэтому на уровне субъекта Российской Федерации приведенные данные в отношении всего населения можно считать ориентировочными. Оценка изменений материального положения семьи происшедших за годпредполагаемых на следующий год III кв. 2009III кв. 2010III кв. 2009III кв Материальное положение стало (будет): лучше11264 как прежде хуже затрудняюсь ответить Оценка собственного материального положения (по данным ежеквартального выборочного обследования потребительских ожиданий населения, проводимого Ярославльстатом) ( в процентах от числа респондентов, участвующих в обследовании )

20 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года На региональном рынке труда наблюдается устойчивая тенденция снижения регистрируемой безработицы. Сокращение численности безработных обусловлено улучшением экономической ситуации и восстановлением спроса на труд. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За восемь месяцев текущего года она стала меньше практически в 1,5 раза. На конец октября 2010 г. (по оперативным данным на ) численность официально зарегистрированных безработных составила 18,8 тыс. человек.. Вследствие сокращения численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности. На конец сентября текущего года нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию составила 2,00 человека против 3,92 на конец сентября 2009 года. По оперативным данным, уровень регистрируемой безработицы снизился с 4,1% в январе текущего года до 2,6% по состоянию на 27 октября. На региональном рынке труда наблюдается устойчивая тенденция снижения регистрируемой безработицы. Сокращение численности безработных обусловлено улучшением экономической ситуации и восстановлением спроса на труд. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За восемь месяцев текущего года она стала меньше практически в 1,5 раза. На конец октября 2010 г. (по оперативным данным на ) численность официально зарегистрированных безработных составила 18,8 тыс. человек.. Вследствие сокращения численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности. На конец сентября текущего года нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию составила 2,00 человека против 3,92 на конец сентября 2009 года. По оперативным данным, уровень регистрируемой безработицы снизился с 4,1% в январе текущего года до 2,6% по состоянию на 27 октября.

Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года 21 Проблемное поле определялось на основании распределения ответов респондентов на открытый вопрос о проблемах, требующих первоочередного внимания региональных и местных властей, по мнению опрашиваемых. Проблемное поле Ярославской областиАвг.10Сен.10 Рост цен на товары и услуги16,0%23,8% Низкий уровень зарплат13,8%18,4% Ситуация с занятостью населения, с безработицей22,2%18,3% Неудовлетворительное состояние ЖКХ, высокие цены на услуги ЖКХ22,2%16,8% Состояние дорог, ситуация на дорогах18,2%14,6% Ситуация в сфере образования13,6%11,2% Положение дел в сельском хозяйстве4,2%8,8% Ситуация в сфере здравоохранения10,6%8,6% Низкий уровень пенсий, стипендий, пособий6,8%7,4% Недоступность, дороговизна жилья8,2%6,4% Качество социального обеспечения, социальной защиты населения4,2%5,6% Положение дел в сфере промышленного производства3,4%5,6% Работа с молодежью3,0%4,0% Неудовлетворительная организация подготовки к празднованию 1000-летия Ярославля5,6%3,2% Развитие предпринимательства, проблемы кредитования населения2,4%3,1% Низкая эффективность власти5,6%2,2% Алкоголизм1,4%2,2% Коррупция, взяточничество в органах власти4,0%2,0% Преступность2,6%2,0% Наркомания0,2%1,2% Экологическая ситуация, состояние окружающей среды1,6%0,6% Газификация населенных пунктов1,4%0,6% Ситуация с приезжими, мигрантами0,2%0,6% Благоустройство дворовых территорий4,0%0,4% Другое6,8%5,5% Затрудняюсь ответить14,2%11,4%

22 Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской областисентябрь 2010 года Положительно о работе С.А. Вахрукова на посту Губернатора Ярославской области в сентябре 2010 г. высказались почти 68% респондентов, что превышает аналогичный показатель августа на 14%.