РЫНОК МОЩНОСТИ Ф.Ю. Опадчий Член Правления, директор по развитию и сопровождению рынков Название мероприятия Дата, время, место.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
Advertisements

«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
1 Рынок мощности в гг 11 июля 2007г. Консультант ЦУР ОАО «РАО ЕЭС России» д.ф.-м.н., проф. Новикова Н.М. ООО «Карана»
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Сочи, октябрь 2010 Ценообразование на рынке электроэнергии в 2011 году.
1 Расчет и применение предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках c г. в связи с вступлением в силу г. в связи с вступлением.
«Механизмы торговли мощностью. Покупка и продажа мощности на оптовом рынке» Русаков М.В.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
1 Методическое обеспечение расчетов тарифов во исполнение новых правил оптового и розничного рынков переходного периода Доклад Заместителя Руководителя.
Порядок проведения конкурентного отбора мощности Семинар для членов НП «Совет рынка» «Проведение конкурентного отбора мощности на 2011 год»
ОА« О Порядок определения ОАО «АТС» цен на электроэнергию и мощность, используемых при расчете предельных уровней нерегулируемых цен. Орешкин Евгений.
1 Принципы покупки электроэнергии (мощности) на собственные нужды генерации Консультант ЦУР ОАО «РАО ЕЭС России» Борохов В.А. ООО «Карана»
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
1 Участие поставщиков в рынке мощности Главный эксперт Департамента рынка ЦУР Екатерина Усман.
«Механизмы торговли мощностью. Покупка и продажа мощности на оптовом рынке» Листовский А.Н. Директор Фонда энергетического развития
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Договоры, обеспечивающие куплю-продажу мощности Изменения, связанные с введением рынка мощности.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
Транксрипт:

РЫНОК МОЩНОСТИ Ф.Ю. Опадчий Член Правления, директор по развитию и сопровождению рынков Название мероприятия Дата, время, место

2 Мощность – особый товар Мощность – особый товар на оптовом рынке, продажа которого влечет возникновение обязательства по поддержанию генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности. Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю Исполнение покупателем обязательства по покупке мощности и приему мощности от поставщика Экономический смысл мощности – плата за мощность является источником финансирования условно-постоянных затрат поставщиков по подержанию генерирующего оборудования в работоспособном состоянии.

3 Требуемый объем поставки мощности Потребление по ЕЭС 2010 МВт МВт Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь МВт Максимальное потребление в году Плановый резерв мощности Требуемый объем поставки мощности Требуемый объем поставки мощности на каждый месяц календарного года определяется как максимальное почасовое потребление в году с учетом планового коэффициента резервирования. Для потребителей объем покупки мощности определяется каждый месяц исходя из необходимости оплаты всей фактически поставленной поставщиком мощности. Максимальная мощность необходима в этой точке

4 Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности осуществляются в объеме, фактически поставленном на оптовый рынок, с учетом выполнения требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии. Объем фактической поставки мощности равен предельному объему поставки мощности за вычетом объемов недопоставки мощности в связи с подтвержденной неготовностью генерирующего оборудования к выработке электрической энергии. Предельный объем поставки мощности на оптовый рынок определяется по результатам аттестации, в том числе на основании аттестации по результатам тестирования генерирующего оборудования. Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности Генерирующее оборудование признается готовым к выработке электрической энергии, если : 1. Обеспечено участие в общем первичном регулировании частоты 2. Обеспечено участие в регулировании реактивной электрической мощности (регулирование напряжения) 3. Обеспечено участие во вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности (для ГЭС) 4. Выполнены технические требования к системе связи, обеспечивающей обмен данными с системным оператором 5. Обеспечена работа генерирующего оборудования в соответствии с заданным системным оператором технологическим режимом работы Объемы недопоставки мощности (штрафы за «неготовность») формируются: при наличии фактических ограничений мощности; при наличии неплановых/аварийных ремонтов оборудования; при регистрации фактов неучастия в регулировании частоты и/или напряжения; при регистрации фактов нарушения диспетчерской дисциплины, в том числе неисполнении диспетчерского графика; при регистрации фактов экономического «вывода» мощности с рынка.

5 Исполнение покупателем обязательства по покупке мощности Исполнение всеми покупателем обязательства по покупке мощности осуществляются в объеме равном произведению коэффициента фактического наличия мощности и объема фактического пикового потребления в соответствующем месяце. Объем фактического пикового потребления для каждого покупателя определяется как среднее за месяц по рабочим дням значение мощности, соответствующей величине максимального фактического потребления электрической энергии, в каком либо часу суток из числа установленных системным оператором плановых часов пиковых нагрузок по рабочим дням. Коэффициент фактического наличия мощности Крез_факт в системе (зоне) определяется исходя из соотношения, фактически поставленного на оптовый рынок, объема мощности, подлежащего оплате, и совокупного объема пикового потребления. В зависимости от изменения объема фактического пикового потребления коэффициент фактического наличия мощности существенно отличается для различных временных интервалов в течение года. Крезр_факт_1 Крезр_факт_2 Профиль потребления за год Плановые часы пиковых нагрузок Час максимального фактического потребления

6 Организация рынка мощности Основные механизмы рынка мощности Мощность, реализуемая по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ) Реализация мощности, отобранной в КОМ Регулируемые договоры (РД) и свободные договоры (СДМ) купли-продажи мощности Договоры купли/продажи электроэнергии и/или мощности по установленным ФСТ тарифам на электроэнергию и (или) мощность (только для поставки населению и приравненным категориям потребителей) или Реализация мощности, в отношении которой заключены свободные договоры купли-продажи мощности (СДМ) – при условии, что она отобрана на КОМ Мощность генерирующих объектов, в отношении которых заключены ДПМ + Мощность новых АЭС и ГЭС Реализация мощности тепловых электростанций по долгосрочным договорам. Реализация мощности АЭС и ГЭС на условиях, аналогичных ДПМ Мощность вынужденных генераторов Реализация мощности генерирующих объектов, не отобранных на КОМ, но продолжение работы которых необходимо по технологическим и иным причинам Иные механизмы рынка мощности

7 Договоры о предоставлении мощности (ДПМ) ДПМ - обязательство генерирующей компании по вводу новых мощностей с установленными характеристиками в установленный срок при условии гарантированной оплаты вводимой мощности на определенный срок История формирования ДПМ: При реформировании РАО ЕЭС России были сформированы генерирующие компании (ОГК/ТГК), контрольные пакеты акций которых в рамках выкупа дополнительных эмиссий были приобретены новыми собственниками Условия продажи акций были рассчитаны исходя из необходимости обеспечить финансирование инвестиционных программ, список которых был первоначально утвержден СД РАО ЕЭС России В годах сроки и отдельные параметры инвестпрограмм были актуализированы, а также была доработана договорная конструкция ДПМ На условиях, аналогичных ДПМ, в 2010г. были также подписаны долгосрочные договоры поставки мощности по новым АЭС и ГЭС Обязанность по исполнению инвестиционных программ по ДПМ обеспечивается специальными механизмами контроля за их выполнением и договорной ответственностью сторон за неисполнение принятых обязательств. Также Правила рынка содержат набор положений, стимулирующих исполнение ДПМ. Плановый объем по ДПМ составляет около 41,2 ГВт (30 ГВт ТЭС, 11.2 ГВт АЭС+ГЭС)

8 Вынужденная генерация Приостановка вывода из эксплуатации из-за рисков нарушения теплоснабжения – ответственное решение руководства региона и должно осуществляться на основе схем теплоснабжения, разрабатываемых в соответ- ствии с требованиями 190-ФЗ Порядок отнесения Генератор может быть отнесен к объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, если он не отобран в КОМ и: по технологическим причинам приостановлен вывод из эксплуатации (установлены риски нарушения электроснабжения или теплоснабжения) или по ценовым, социальным или иным причинам принято решение Правительства РФ на основании предложений Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики Порядок оплаты По тарифам ФСТ России с учетом прогнозного финансового результата от реализации электроэнергии, выработанной всеми генерирующими объектами компании: оплачивают все потребители, расположенные в той же ЗСП, если установлены риски нарушения электроснабжения оплачивают все потребители, расположенные в том же субъекте РФ, если установлены риски нарушения теплоснабжения Признание генератора вынужденным из-за рисков нарушения теплоснабжения напрямую приводит к росту цен на мощность для потребителей региона Предельный уровень роста цен ограничен прогнозом социально-экономического развития РФ Приостановить вывод объекта из эксплуатации по решению местного органа самоуправления можно на срок не более 3 лет. Далее необходимо требовать от владельца выставить объект на продажу, а при отсутствии покупателей осуществить выкуп

9 Конкурентный отбор мощности (далее КОМ) проводит системный оператор с целью обеспечения в ЕЭС России в целом и по отдельным ЗСП достаточного для удовлетворения спроса на электрическую энергию объема генерирующей мощности на оптовом рынке. КОМ осуществляется с учетом случаев выявления в установленном порядке ограниченной конкуренции в зонах свободного перетока. Конкурентный отбор мощности проводится начиная с 2008 года год – на полгода, начиная с ; на 2009, 2010, 2011 и 2012 годы КОМ проводился на предстоящий год; начиная с 2013 года КОМ проводиться на четыре года в перед. Проведение конкурентного отбора мощности Соотношение объемов мощности реализуемой в 2012 году с помощью различный механизмов продажи мощности

10 Процедура проведения КОМ Исходные данные КОМ (формализо- ванная процедура отбора) Цена КОМ по ЗСП для покупателей (предварительная цена покупки) Выявление дефицитных зон Результаты КОМ Спрос на мощность с учетом планового коэффициента резервирования Предельные объемы поставки между зонами Объемы, подлежащие обязательной покупке (ДПМ, новые ГЭС/АЭС, ПТРМ) Применение предельного (макс. и мин.) размера цены на мощность в зоне Ценовые заявки участников КОМ Технические параметры ген. оборудования в зоне Цены продажи мощности генераторов Объем непокрытого спроса Перечень неотобранных генераторов Тарифы «самых дорогих» генераторов

11 Этапы конкурентного отбора мощности Процедуры КОМ осуществляются последовательно на пяти этапах: 1 этап Определение оптимальной цены на мощность с учетом: минимума стоимости мощности; покрытия спроса; ограничений на поставки между ЗСП; без учета совокупных технологических ограничений. Определение оптимального объема отобранных мощностей с учетом: совокупных технологических ограничений; приоритетов тех.параметров. Формирование объема отобранных мощностей с учетом необходимости отбора целого объекта генерации. Формирование объема отобранных мощностей с учетом ограничений на минимальную суммарную обеспеченную выработку в ЗСП (группе ЗСП). Формирование цен на мощность по ЗСП для поставщиков и потребителей с учетом «срезок». 2 этап3 этап4 этап5 этап

12 Минимальные технические требования к генерирующему оборудованию для участия в КОМ Действующими правилами предусмотрены механизмы, стимулирующие вывод из эксплуатации устаревшего и неэффективного генерирующего оборудования, применяющиеся на этапах: Допуска к КОМ - к процедурам КОМ не допускаются поставщики, оборудование которых не соответствует установленным требованиям Проведения отбора - приоритет при отборе в КОМ имеет более эффективное с точки зрения технических характеристик оборудование В КОМ учитывается как несоответствующее минимальным техническим требованиям генерирующее оборудование: а) технические характеристики которого учитывались при проведении КОМ на 2011 год как не соответствующие минимальным значениям технических характеристик, за исключением оборудования, прошедшего в 2010 или 2011 годах аттестацию по результатам тестирования. б) с давлением свежего пара 9 МПа и менее, и при условии, что: на 2012 год – входящая в состав турбоагрегата паровая турбина выпущена ранее 1952 года; на 2013 год – входящая в состав турбоагрегата паровая турбина выпущена ранее 1956 года; на 2014 год – входящая в состав турбоагрегата паровая турбина выпущена ранее 1958 года; на 2015 год и последующие годы – входящая в состав турбоагрегата паровая турбина выпущена ранее чем за 55 лет до года проведения КОМ При этом исключение составляют случаи, когда в отношении входящей в состав турбоагрегата паровой турбины в 2010 – 2011 гг. были выполнены работы по реконструкции проточной части или замены основных элементов турбогенератора.

13 Зоны свободного перетока Определение зон свободного перетока Зона свободного перетока – часть Единой энергетической системы России, в пределах которой электрическая энергия и мощность, планируемые к поставке с использованием любого генерирующего оборудования с определенными техническими характеристиками, для целей удовлетворения перспективного спроса могут быть свободно замещены электрической энергией и мощностью, планируемыми к поставке с использованием другого генерирующего оборудования с аналогичными техническими характеристиками в той же зоне свободного перетока, при одновременном выполнении следующих условий: - совокупные технические характеристики генерирующего оборудования в пределах зоны свободного перетока соответствуют установленным системным оператором требованиям, необходимым для обеспечения нормального режима работы соответствующей части энергосистемы; - планируемые совокупные объемы поставки электрической энергии и мощности между зонами свободного перетока не превышают предельных значений, устанавливаемых на основе ограничений, определенных системным оператором. Факторы, учитываемые при определении зон свободного перетока Формируется перечень контролируемых сечений с полностью использованной пропускной способностью статистика запирания контролируемых сечений при краткосрочном планировании режимов и модельные расчеты исходя из прогнозного состояния топологии сети и характерных режимов с учетом прогнозного роста нагрузки

14 Зоны свободного перетока КОМ Зоны свободного перетока электрической энергии (мощности) п/п Код ЗСП Территории субъектов Российской Федерации и энергорайоны Номер ЗСП 1FZSBOE01Сибирь1 2FZSBKZ02 Южный Кузбасс2 3FZSBOM03Омск3 4FZSBCH04Чита4 5FZSBBU05Бурятия5 6FZSBBB06Алтай6 7FZUROE07Урал8 8FZURTU08Тюмень9 9FZURNT09 Северная Тюмень10 FZURPZ11Пермь12 11FZURKR12Вятка13 12FZVLOE13Волга14 13FZVLKZ14Киндери15 14FZVLBS15Балаково16 15FZYUOE16Кавказ17 16FZYUVG17Волгоград18 17FZYUAS18Каспий19 18FZYURS19Ростов20 19FZYUKU20Кубань21 20FZYUSK21Сочи22 21FZYUSO22Геленджик23 22FZYUDA23Дагестан24 23FZZNOE24Центр25 24FZZNVL25Вологода26 25FZZMSK26Москва27 26FZSZOE27Запад28 27FZSZKO28Кольская29

Определение спроса на мощность Порядок расчета спроса на мощность: Спрос на мощность формируется исходя из: Прогноза потребления на холодную пятидневку Планового коэффициент резервирования За вычетом объемов производства розничной генерации Плановый коэффициент резервирования формируется исходя из: Нормативного резерва по всем ценовым зонам Коэффициента прогнозного недоиспользования мощности обусловленный статистикой внеплановых ремонтов Коэффициента учитывающего экспорт электроэнергии Расчетный резерв мощности формируется исходя из: ремонтного резерва, предназначенного для возмещения мощности выводимого в плановый ремонт генерирующего оборудования; оперативного резерва мощности, необходимого для компенсации аварийного снижения мощности (отказы, ошибка прогноза потребления); стратегического резерва, предназначенного для компенсации нарушений баланса мощности из-за непредвиденных отклонений его составляющих от прогноза с учетом инерционности энергетического строительства. 15

Расчет спроса на мощность в КОМ-2011 Потребители оплачивают только часть объема спроса. 1+2 ЦЗ ЕЭС России 16

17 Учет технических характеристик Технические характеристики (параметры) генерирующего оборудования, заявляемые участником в ценовой заявке, учитываемых при проведении КОМ: при исполнении процедур отбора в случае равенства цен, указанных в ценовых заявках на продажу мощности в рамках одной ЗСП, в соответствии с приоритетами: 1-й приоритет - готовность к работе в пиковом режиме; 2-й приоритет - больший удельный диапазон регулирования (отношение разницы верхнего и нижнего пределов регулировочного диапазона ГЕМ к установленной мощности ГЕМ); 3-й приоритет - больший удельный обеспеченный объем выработки (отношение заявленной обеспеченной выработки к установленной мощности ГЕМ) для целей определения оптимальных объемов генерирующих мощностей, обеспечивающих покрытие спроса на мощность по ЗСП с учетом совокупных технологических ограничений: ограничение по регулировочному диапазону по группе ЗСП в рамках одной ценовой зоны; ограничение по объему выработки электрической энергии по ЗСП.

Требования к интегральным технологическим характеристикам отобранного в КОМ генерирующего оборудования: ограничение по регулировочному диапазону: где - заявленный участником по ГЕМ диапазон регулирования АЭС, ГЭС, ЭС - доля выработки электрической энергии АЭС, ГЭС и прочих электростанций, расположенных в соответствующей ценовой зоне, в суммарной выработке электроэнергии за предыдущий год D – минимальный относительный регулировочный диапазон в зоне, определенный СО ограничение по объему выработки электрической энергии по ЗСП. гдеSg - максимальный объем обеспеченной выработки по ГЕМ, указанный в заявке Pz - максимально допустимый объем поставки мощности в ЗСП z из всех смежных ЗСП; - количество часов в периоде (месяц, год); Sz - минимально допустимая величина выработки для ЗСП, определенная СО Значения требуемых совокупных технических параметров генерирующего оборудования публикуются СО на специализированном технологическом сайте в составе информации, необходимой для КОМ. 18 Требования к интегральным технологическим ограничениям в КОМ

19 Учет ценовых параметров заявки В случае заявления согласия на приведение ценовых параметров заявки в соответствие с требованиями Правил ОРЭМ ценовые параметры заявки в КОМ моделируются следующим образом : При установлении предельного уровня цены в данной ЗСП: В случае превышения цены в заявке относительно максимальной цены за мощность, устанавливается модельная цена, равная максимальной цене. При отсутствии предельного уровня цены в данной ЗСП: Для ГЕМ одного поставщика (его группы лиц) в пределах одной ЗСП устанавливается модельное ценопринимание на величину не меньше разности установленной мощности поставщика и 15% совокупной установленной мощности в ЗСП. Обязательное ценопринимание устанавливается в ЗСП: для ГЕМ, зарегистрированных в отношении генерирующих объектов АЭС и ГЭС субъектов оптового рынка, имеющих право в соответствии с Правилами оптового рынка заключать договоры купли-продажи мощности новых АЭС и ГЭС (только при проведении КОМ на 2011 и 2012 гг.). для всех ГЕМ, зарегистрированных за субъектом оптового рынка, который не воспользовался правом заключения ДПМ. для всех ГЕМ, зарегистрированных за субъектом оптового рынка, который более чем на 1 год просрочил ввод хотя бы одного генерирующего объекта по ДПМ; для ГЭС 2-й ценовой зоны.

20 Основные результаты КОМ 2012 Спрос Предло- жение ОтобраноНе отобрано Спрос, не покрытый КОМ всего в т.ч. отобрано по цене КОМ в т.ч. ДПМ и новые АЭС/ГЭС в т.ч. 15% самых дорогих По цене До КОМ получен запрет на вывод из эксплуа- тации Не соответ- ствует техническим требова- ниям 1 ЦЗ ЦЗ Итого Объемные показатели (МВт располагаемой мощности) Ценовые показатели (руб/МВт в мес.) ЗСП «Центр» ЗСП «Урал»118 Остальные ЗСП 1 ценовой зоны единиц генерирующего оборудования установленной мощностью 253 МВт не подавали заявки в КОМ 35 единиц генерирующего оборудования установленной мощностью 978 МВт выведено из эксплуатации в течение 2011 года ЗСП «Сибирь» Остальные ЗСП 2 ценовой зоны Кроме того:

21 Результаты КОМ 2012 По результатам отбора по техническим параметрам в КОМ на 2012 год: требование по соблюдению ограничения по относительному регулировочному диапазону: I ценовая зона – 32,2% (норматив – 35,7%). Не выполняется II ценовая зона – 61,3% (норматив – 38,6%). Выполняется требование по соблюдению ограничения по объему выработки электрической энергии выполнено во всех ЗСП Суммарный объем непокрытого в рамках КОМ спроса на 2012 год составляет 3694 МВт: I ценовая зона – 2018 МВт (ограничено перетоком в ЗСП(27) «Москва») II ценовая зона – 1676 МВт (ограничено перетоком во II ценовую зону). При этом «физический» суммарный избыток заявленной мощности МВт, из которых 1562 МВт - объем мощности генерирующего оборудования, технические характеристики которого не соответствуют минимальным техническим требованиям для участия в КОМ на 2012 год. При проведении КОМ на 2012 год 556 МВт было отобрано в целях выполнения требований Правил оптового рынка по обязательному отбору целого ГЕМ и учету технических параметров совокупности генерирующего оборудования, отобранного в I ценовой зоне.

Перспективы 22 В настоящее время разрабатывается проект особой процедуры проведения отдельных аукционов инвестиционных проектов на строительство объектов генерации (новых электростанций) в зонах с технологически необходимой генерацией.

Спасибо за внимание Ф.И.О. докладчика Контактная информация: , телефон