1 11 декабря 2008 г. М И Ф И ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Advertisements

Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
О подготовке к международной аккредитации магистерских программ в НИТУ «МИСиС» Золотарева Наталия Михайловна, начальник Управления образовательных стандартов.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
1 2 марта 2006 года МГТУ им. Н.Э.Баумана НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ГАРАНТИЯ.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1 О практике применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ульяновской области.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Опыт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
Транксрипт:

1 11 декабря 2008 г. М И Ф И ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОЙ СВЯЗИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА Н.П. КАЛАШНИКОВ 1-ый вице-президент Координационного Совета по независимой общественно-профессиональной аккредитации (

2 Содержание 1.Общественно-профессиональная аккредитация – важнейший фактор повышения качества высшего профессионального образования и обеспечения адекватной связи выпускников ВУЗов и потребности рынка труда. 3 2.Основные цели и задачи независимой общественно-профессиональной аккредитации (НОПА) в сфере высшего профессионального образования в России. 9 3.Сфера и предмет деятельности (НОПА) Особенности и отличия независимой общественно-профессиональной аккредитации от государственной аккредитации О взаимодействии и координации деятельности КС НОПА с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. 23

3 Совместное заявление Европейских министров образования. г. Болонья Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna charta universitatum» (г. Болонья 1988), принимают обязательства достичь в ближайшей перспективе (в пределах первой декады третьего тысячелетия) следующих первостепенных целей:

4 ………………………………… «Содействие Европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий». …………………………………….. «Мы обязуемся достичь этих целей, используя путь Межправительственного сотрудничества вместе с НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ Европейскими организациями, компетентными в высшем образовании».

5 В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ (1340-р) отмечается необходимость приведения содержания образования, технологий и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества.

6 Современная Российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности вузов за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участие граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.

7 Процедуры общественно- профессиональной аккредитации должны быть унифицированы в целом по всем направлениям, естественно с учетом специфики каждого направления, и ориентированы на рынок труда и трудоустройства выпускников вузов, должны корректировать профессиональную подготовку, но одновременно должны основываться на фундаментальности и универсальности образования, развития личности и формирования общественной ответственности.

8 Общественно- профессиональные процедуры и механизмы оценки качества образования основываются на значительно более высоких требованиях к образовательной среде и будут отличаться по набору и значениям норм ГОС ВПО. Такой подход будет стимулировать повышение норм ГОС ВПО и этим способствовать непрерывному повышению требований к качеству подготовки специалистов в соответствии общим техническим и научным прогрессом.

9 Главными целями Аккредитационных Независимых Центров (АНЦ), проводящих оценку качества образования, являются следующие: Во-первых, обеспечение качества высшего образования в различных аспектах: экономическом, социальном и культурном; Во-вторых, поддержание и оказание поддержки ВУЗов в применении мер по улучшению качества преподавания и обучения; В-третьих, стимулирование обмена информацией по вопросам обеспечения качества образования; В-четвертых, международное признание образовательных программ, которое основано на сопоставлении и согласовании критериев качества подготовки специалистов и процедур аккредитации и сертификации в различных странах мира.

10 Независимая общественно- профессиональная аккредитация (НОПА) ориентирована на две основные категории заинтересованных сторон: Первая категория – это абитуриенты (потенциальные студенты) и их родители, выбирающие специальность и ВУЗ с целью получения качественного образования для последующего трудоустройства с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Вторая категория – это работодатели и инвесторы, которые заинтересованы в высококлассных выпускниках ВУЗов и которые выбирают специальности и ВУЗы, обеспечивающие необходимые условия для кредитования с высокой степенью вероятности получения прибыли. (Работодатели нуждаются в объективных данных об уровне и качестве образовательных услуг в различных ВУЗах по определенной специальности для принятия решений о целевых инвестициях).

11 Институциональная аккредитация Аккредитация всего учебного заведения в целом При проведении институциональной аккредитации основное внимание обращено на оценку и анализ тех характеристик вуза, которые обеспечивают качественность обучения.

12 Специализированная («программная») аккредитация анализ и оценка учебных программ и деятельности ВУЗа по подготовке специалистов данной профессии; проводится, в основном, профессиональными общественными ассоциациями

13 Международная аккредитация экспертиза образовательных программ, осуществляемая каким-либо международным или национальным агентством, решения которого признаются на международном уровне

14 В ноябре 2003 года в Гааге (Нидерланды) был учрежден Европейский Консорциум по аккредитации в сфере высшего образования (ЕСА - The European Consortium for Accreditation in Higher Education). Членами ЕСА являются 15 аккредитационных агентств из 9 стран Европы (Австрия, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды (Фландрия), Норвегия, Испания, Швейцария, Польша). Конечная цель Консорциума – достигнуть взаимного признания результатов аккредитации между странами – участниками до конца 2008 года.

15 Исполнительные структуры КС НОПА осуществляют исключительно специализированную аккредитацию, которая оценивает образовательные программы, специальности подготовки в соответствии с перечнем направлений и специальностей, установленных соответствующим АНЦ. К аккредитации принимаются: профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского образования (в т.ч. переподготовки специалистов с целью достижения нового уровня образования.) НОПА проводит аккредитацию программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Бакалаврская подготовка считается базовой. Программы подготовки магистров и специалистов представляют продвинутый уровень; образовательные программы дополнительного профессионального образования, включая курсы повышения квалификации, персональную переподготовку и т.п.

16 Оценке подлежат: цели и назначение программы; содержание профессиональной образовательной программы, в том числе учебный план, программы учебных дисциплин; научное обеспечение реализации программы; условия реализации профессиональной образовательной программы, в том числе кадровое обеспечение преподавателями, соответствующей научно- педагогической квалификации, учебно-методическое обеспечение и информационная база образовательного процесса, материально-техническое оснащение;

17 уровень и качество подготовки выпускников образовательных учреждений и лиц, окончивших образовательную программу и прошедших предусмотренную этой программой итоговую аттестацию, востребованность выпускников ВУЗа по рассматриваемой программе; характер распределения выпускников ВУЗа, соответствие работы выпускников профилю специальности;

18 карьерный и профессиональный рост выпускников за первое пятилетие после выпуска; вклад выпускников в развитие науки и производства за первое десятилетие после выпуска; качество обратной связи выпускников с выпускающей кафедрой и вузом в целом.

19 К рассмотрению на общественно- профессиональную аккредитацию образовательной программы (специальности) допускаются только те вузы которые, во-первых, имеют Государственную аккредитацию и, во-вторых, имеют все критериальные показатели по данной специальности выше минимальных показателей Государственной аккредитации на величину дисперсии, т.е. будут рассматриваться только те специальности вузов, которые находятся в верхней части (выше среднего) всех критериальных показателей. (см. рис.)

20

21 Дополнительные принципиальные отличия: - общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ (специальности) может проводиться при условии, что по ней состоялось не менее пяти выпусков специалистов; - должны выполнятся критериальные показатели по взаимодействию вузов с работодателями и рынком труда, среди которых учитываются востребованность специалистов, заказ на подготовку специалистов от работодателей, продвижение выпускников по служебной лестнице, связь выпускников с вузом с целью корректировки подготовки; - наличие и совершенствование работы эффективной системы менеджмента качества образования; - эффективность и влияние научных исследований в вузе на подготовку специалиста. Участие студентов в разработке фундаментальных проблем науки; - оценка выпускников вуза по данной специальности качества их подготовки со стороны работодателей;

22 - наличие докторантуры и диссертационных советов по аккредитуемой специальности высшего профессионального образования; - учет социальных и общественных интересов и потребностей, требований к выпускникам со стороны работодателей, рынка труда при построении образовательных программ; - особое внимание должно быть обращено на динамический характер показателей аккредитуемой образовательной программы («Что было во время предыдущей аккредитации (или 5 лет назад)?», «Что имеется в настоящий момент?», «Что будет через пять лет?»). Только при положительной оценке всех требований можно рассчитывать на получение общественно- профессиональной аккредитации, подтвержденной сертификатом общественно-профессиональной аккредитации специальности высшего профессионального образования.

23 Для осуществления координации различных АНЦ и их взаимодействия с профессиональными управлениями Министерства образования и науки РФ, для содействия интеграции Российской системы аккредитации высшей школы в мировую систему аккредитации, обеспечения более эффективных международных контактов в этой области, в том числе посредством заключения договоров о взаимном признании национальных систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей вузов в 2005 году был создан Координационный Совет по общественно- профессиональной независимой аккредитации.

24 Учредителями Координационного Совета по общественно- профессиональной независимой аккредитации выступили: Международная академия менеджмента (МАМ) (президент, акад. С.А. Ситарян); Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) (президент, акад. А.Н. Шохин); Международный Союз научных и инженерных объединений (обществ) (СНИО) (президент, акад. Ю.В. Гуляев); Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ) (президент, акад. В.Е. Шукшунов); Ассоциация инженерного образования России (АИОР) (президент, проф. Ю.П. Похолков); Ассоциация технических университетов России (АТУ) (Президент, проф. И.Б.Федоров); Ассоциация инженерных ВУЗов (АТВ) (президент, проф. В.М. Жураковский ).

25 МАМ С.А. Ситарян АИОР Ю.П. Похолков АТВ В.М. Жураковский РСПП А.Н. Шохин МАН ВШ В.Е. Шукшунов СНИО Ю.В. Гуляев АНО КС НОПА ПРЕЗИДЕНТ КС НОПА В.Е. Шукшунов Вице- Прези- дент И.Б. Федоров Вице- Прези- дент Ю.П. Похолков Вице- Прези- дент Ю.С. Авраамов ПРАВЛЕНИЕ КС НОПА 1ый Вице- Прези- дент (председа- тель правления КС) Н.П. Калашников АНЦ ИС Калашников Н.П. АЦ АИОР Чучалин А.И. АНЦ ЭС Златин П.А. АНЦ ПС АНЦ МС АНЦ С-Х С АНЦ ЮС РО КС НОПА РО АНЦ ИС РО АЦ АИОР РО АНЦ ЭС РО АНЦ ПС РО АНЦ МС РО АНЦ С-Х С РО АНЦ ЮС СТРУКТУРА КС НОПА УЧРЕДИТЕЛИ: АТУ И.Б. Федоров

26 КС НОПА считает своими основными задачами – следующие: 1.Координировать деятельность различных существующих АНЦ НОПА; 2.Создавать новые АНЦ НОПА по различным направлениям (в сфере медицинского, педагогического, экономического и иного образования); 3.Создавать региональные отделения КС НОПА и Аккредитационных Независимых Центров различных специальностей в федеральных округах и регионах; 4.Формировать национальную систему независимой общественно- профессиональной аккредитации; 5.Установить механизм взаимодействия КС НОПА с ФС Надзора в сфере образования и науки; 6.Установить взаимосвязи с зарубежными структурами НОПА.

27 Координационный Совет предполагает, что его деятельность должна четко согласовываться с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Во-первых, согласование: критериев аккредитации; методики проведения аккредитационной экспертизы; сроков проведения независимой общественно-профессиональной аккредитации во взаимосвязи с плановым проведением государственной аккредитации ФС по надзору в сфере образования и науки. Во-вторых, создание национальной базы сертифицированных экспертов. В-третьих, проведение конференций, симпозиумов и семинаров по актуальным проблемам оценки качества образования.

28 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ (