ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. учитель-логопед Забара Рита Ивановна МБДОУ д/с 20 г.Чехов Московской области
К ТИПИЧНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: НЕСПОСОБНОСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ ПРИ ЧТЕНИИ; СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАМЕНЫ БУКВ И ОБЩИЕ ИСКАЖЕНИЯ СТРУКТУРЫ СЛОВА; НЕДОСТАТОЧНЫЙ ТЕМП ЧТЕНИЯ; НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО. ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ НЕОБХОДИМО УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ ДВУМ ВАЖНЫМ АСПЕКТАМ: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ С 5 ЛЕТ.
Под формированием функционального базиса подразумевается: I. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. Этот раздел включает в себя: Стимуляцию осознания звуковой стороны речи. Стимуляцию слухового внимания. Совершенствование фонематического восприятия и развитие правильных фонематических представлений.
II. Развитие зрительно – пространственного восприятия и наглядно– образного мышления. Данный раздел включает основные направления: Отработка ориентировочной фразы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий. Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: название геометрических фигур, размеров, форм, обозначением пространственного взаиморасположения. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации. Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.
III. Формирование изобразительно – графических способностей. Коррекционная работа ведется в двух направлениях: Развитие графо – моторных навыков Овладение графической символикой. IV. Развитие суксессивных способностей ребенка. Последовательность действий и планирование. Последовательность в пространстве. Последовательность во времени. Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно.
V. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Второй важный аспект – обучение чтению с 5 лет. Трудности возникают: в формировании опознания изображения букв и их сочетаний; в несоответствии между зрительным и артикуляционным образом; в формировании связи между буквами и звуками. Для установлений четкой связи буква – звук, следует упражнять детей в узнавании и различении не только звуков, но и букв. Упражнения : 1.Отыщи увиденную букву в кассе букв, назови ее; 2.Назови буквы перечеркнутые другими буквами; 3.Назови буквы наложенные друг на друга; 4.Назови буквы, которые чаще всего встречаются (буквы должны быть разного цвета, толщины, высоты); 5.Назови буквы и скажи, какая еще спряталась в них, найди букву в кассе; 6.Трансформация букв;
7. Найди одинаковую букву в словах; 8. Найди и прочитай слова (сон, дом, спак, пол, опак, сом); Для формирования правильных приемов чтения необходимо уделять большое внимание работе над слогами, а затем и словами. Примерные упражнения: 1. Прочитай: 2.Читай, изменяя порядок букв в слоге: на, лу, шо, ха, ру,ла. саоуыи ш з ж
3.Составь и читай слоги: а о к у и 4. Добавь гласные и прочитай полученный слог: п. кр. т. ст. к. мн. с. пш.
5. Читай слоги по подобию: аоу па та ка ва по.
6. Составь и прочитай слова со слогами ШИ и ЖИ: 7. Составь и прочитай слова: мапына вышираф вотжишка сани кора саша зады
8.Составь и читай слова: 9. Трансформационные упражнения. Прочитай пары слов, проанализируй звуковой состав, сравни, объясни: стол – столб, копал – купал. При переходе к чтению словами –учим ребенка читать с опорой на прямой слог, выделять сочетание согласной и гласной и примыкающие к ним буквы. Целесообразно пользоваться схематическим их выделением: сочетание согласной с гласной – дуга, а отдельные буквы – точкой: СОМ. КО ра ло пы зы рёк та бок ЗА лы сы со ро ме рить пать сит сить
10. Для развития важного механизма прогнозирования используем : – чтение слов с пропущенными элементами: кол. бок, маш. на, клуб. ика (на первых этапах - использовать картинки); – читай, вставляя разные гласные (или согласные) т. к сто. – прочитай слова и прибавь к каждому слову столько слогов, сколько сможешь: пол – полка – получать; – прочитай слова, подумай, в какое из них можно вставить слог, чтобы получилось новое слово: пила, жаба, рама – ЛО; – читай слова справа налево: нос хорош трос лом шалаш полк бар казак раки – читай слова переставляя согласные буквы: сила гора пила соки вози
Таким образом, последовательно развивая умение анализа, синтеза, прогнозирования формируется навык хорошего осмысленного чтения. Профилактика дислексии. Основы профилактики заключаются в раннем выявлении предрасполо- женности к дислексии и проведении комплекса предупредительных мер. Примененние методики раннего выявления позволяет выявить «группу риска». Эта методика включает в себя ряд максимально эффективных тестов. Тест «Повторение цифр». В прямом порядке ребенку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы. Для воспроизведения даются ряды длинной от 3 до 6 цифр. Дети 4, 5 лет и старше воспроизводят ряд из 4-х цифр ( в одной из двух попыток с рядами одиннаковой длины, но разного числового состава), дети 6,5 – 7 лет – ряд из 5 цифр Тест «Воспроизведение ритмов» Ребёнок должен вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами. Образцы ритмов: 1) !! !, ! !! 3) !! !!!, !!! !! 2) !!! !, ! !!!, !! !!
Тест «Рядоговорение» Ребёнку предлагается закончить ряд состоящих из перечисления дней недели или времён года. Тест «Кулак-ребро-ладонь» Ребёнку предлагается воспроизвести по образцу серию из 9 движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда трёх вышеназванных движений. Тест Озерецкого. Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой сжатой в кулак, левой – раскрытой ладонью. Повторить 3-4 раза. Тест «Ориентировка право-лево» Это речевой вариант пробы Хеда. Ребёнку предлагается воспроизвести движение по речевой инструкции: Коснуться левой рукой правого(левого уха) и т.д. Тест «Рассказ по серии картинок» Ребёнку предлагается ряд картинок, по которым он должен составить рассказ.