ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Вариант А. Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности … предоставления помощи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Advertisements

«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Мониторинг хода реализации региональных программ развития образования субъектов РФ СКФО в 2013 году Стандартизированный Расширенный Углубленный Автоматизированная.
Цель проекта – совершенствование моделей проведения ЕГЭ на базе независимых организаций, повышение качества оценки образования. Задачи проекта: Определение.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 Методика разработки целей, задач и показателей деятельности ОИВ субъекта РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности О.В.Александров.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
@ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( федеральный уровень Основная общеобразовательная программа дошкольного.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Транксрипт:

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Вариант А. Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности … предоставления помощи человеку, семье или группе лиц (Словарь- справочник по социальной работе, М ) Вариант Б. Социальная работа – совокупность следующих элементов (социальная работа как наука, как профессиональная деятельность и общественный феномен, как учебная дисциплина) (Теория и практика социально работы, Барнаул-Шумановка, 1999.) Обоснуйте свое мнение по поводу предложенных определений

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Многоаспектность социальной работы Многосубъектность социальной работы Многоуровневость реализации социальной работы Аргументируйте обозначенные проблемы

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 1960-е (США) семь показательных проектов, для определения эффективности систем защиты престарелых, среди них: Проект Бленкнер М. (1964 г.), оценивали: направленность, широту услуг, способ предоставления, объем финансирования и др г. Фишер Дж. - сравнение результатов деятельности профессиональных социальных работников и непрофессиональную деятельность (либо невмешательство). Результат неэффективность социальной работы.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 1978 г. Вуд К. Принципы, обеспечивающие успех социальной работы: точно формулировать проблему; осуществлять тщательный анализ проблемы и тех факторов, которые способствуют возникновению, препятствуют / способствуют её решению; оценить вместе с клиентом, в какой мере проблема является разрешимой; поставить задачи и обсудить с клиентом условия контракта; спланировать действия; оценить достигнутый клиентом прогресс. (Червякова Г.А. Эффективность социальной работы: понятие, содержание, измерение: Монография, РГСУ. - М., 2008.)

«Важнейший аспект гуманных услуг заключается в том, что не только сама услуга, но и ее направленность и способ предоставления имеют самостоятельное значение». П. Росси (1978) Что исследовать в первую очередь? процесс оказания услуг сами услуги ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Затраченные усилия Воздействие программы Эффективность Качество ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Результаты программы с точки зрения широких социальных изменений Воздействие программы на конкретного клиента / достижение каких-то сдвигов, позволяющих судить насколько удалось выполнить задачи Соответствие всех элементов программы профессиональным стандартам Использованные ресурсы, объем и характер действий, для достижения целей (рабочее время персонала, деятельность персонала, материальные ресурсы, помещение, оборудование, вспомогательные средства) Беннет Э. Визингер М. предложили пять критериев оценки эффективности: Соотнесите критерии и их значения

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант А – оценка эффективности профессиональной деятельности по предоставления помощи человеку, семье или группе лиц: оценка реализуемых программ; оценка деятельности учреждений; оценка уровня профессиональной подготовки специалистов и др. Вариант Б – оценка эффективности каждого элемента (науки, учебной дисциплины, профессиональной деятельности и общественной активности): результаты научных исследований (специальные методы, категориальный аппарат и др.); оценка эффективности образовательного процесса (аттестация ВУЗа, итоговые оценки работы студентов и др.); оценка профессиональной и непрофессиональной деятельности по социальной работе. Укажите, в чем сходство и в чем отличие этих двух вариантов

Потребительская эффективность - Экономическая эффективность - ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Эффективность социальной работы Производственная эффективность - Определите понятия

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ - КАЧЕСТВО» Эффективность Качество ? Определите понятия

Закономерности эффективности социальной работы Обусловленность эффективности социальной работы эффективностью социальной политики государства, а также нравственно- гуманистическими ценностями общества. Обусловленность эффективности социальной работы эффективностью экономической политики государства и её социальной направленностью. Обусловленность эффективности социальной работы уровнем профессионализма, умений, навыков, нравственных качеств социального работника и ресурсных возможностей государства. Зависимость эффективности социальной работы от эффективности используемых социальных технологий. Целостность социально-экономического воздействия на клиента и условия его жизнедеятельности через личностные интересы и потребности клиента. Общая заинтересованность социального работника и клиента в достижении желаемых перемен, эффективности осуществляемых взаимодействий. Зависимость эффективности социальной работы от эффективности управления. Соответствие полномочий и ответственности социальных работников и органов управления на всех уровнях, особенно на уровне местного самоуправления.

Эффективность управления Эффективность социальной работыЭффективность управления

Принципы эффективного управления Принцип 1. Организация ориентирована на потребителя. Принцип 2. Роль руководства. Принцип 3. Вовлечение работников. Принцип 4. Подход к процессу. Принцип 5. Системный подход к управлению. Принцип 6. Постоянное улучшение. Принцип 7. Метод принятия решений, основанный на фактах. Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (партнерами)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Что включает в себя профессиональная деятельность по социальной работе? (Изобразите схематично, включая следующие компоненты: социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное страхование и др.) Обоснуйте свое мнение.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Что включает в себя непрофессиональная деятельность по социальной работе? Укажите, кто принимает участие в этом виде деятельности и основные направления деятельности.

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» Эффективность социальной работы – максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения; Эффект – исполнение, действие, результат, следствие каких-либо причин, действий; Проанализируйте определение понятия «Эффективность социальной работы», предложенное в (Словарь-справочник по социальной работе, М ) Какой вариант (подход А или подход Б) к анализу понятия «социальная работа» рассматривается в словаре?

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Методика - в социологии - система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и измерительных средств их анализа. Методика – совокупность методов исследования, оценки и др. МЕТОДЫ ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Перечислите известные Вам методы (социологические, психологические, математические), приемы исследования и измерительные средства

Понятие «метод» Метод – совокупность технологий, терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью которых осуществляется практика социальной работы Метод – определенный путь, способ, прием решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого характера

Методы исследования: основания классификации Основания классификации: Способ сбора данных: опросные, неопросные Степень формализации: формализованные, полуформализованные, неформализованные Возможности контроля: экспериментальные, неэкспериментальные Цель исследования: сбор информации; анализ результатов Тип исследования: количественные; качественные и др.

Количественные методы исследований (социологический подход) Контент-анализ Наблюдение Эксперимент Опросные методы – Анкетирование – Интервьюирование – Прессовый опрос – Почтовый опрос – Телефонный опрос – Факсовый опрос – Телевизионный экспресс-опрос Выявление экспертных оценок Социометрические методики и др.

Качественные методы исследований (социологический подход) Фокус-групповая методика Метод БОУ «Проблемное колесо» Интеграция экспертных оценок и др.

Методы сбора и анализа данных (подход с точки зрения социальной работы) Анкетирование Эксперимент Интервью Диалог Наблюдение Анализ документов Анализ текстов Проектирование Биографический метод (социальных биографий) Моделирование (комплексное психосоциальное моделирование) и др.

… Анализ фотографий Свидетельства родных, родственников Биографический метод (социальных биографий) Биографический метод Приемы Ненаправленное интервью Анализ переписки

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Критерии и показатели оценки эффективности Показатель – мера, специфичная для некоторой переменной Показатель – фиксируемые научными методами признаки наблюдаемого факта (Удоденко А.А. Логика научного вывода. Барнаул, 1997.) Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо (Большая советская энциклопедия) Определите понятия «показатель», «критерий». Обоснуйте свой ответ.

Методы оценки эффективности

Диаграмма Ишикавы

SWOT - анализ SWOT анализ: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunity и угрозы - threat

Диаграмма Парето Соотношение 20/80 20% людей делают 80% работы, 20 % причин дают 80% брака Итого Нарастающим итогом, % Пропуск занятий, % Пропуск занятий, чел. - час Учебная дисциплина Контрольный листок для построения диаграммы Парето

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Осуществите анализ предложенных материалов Ответьте на ряд вопросов: 1.Можно ли на основе этого оценивать эффективность социальной работы? 2.Если да, то какие методы, приемы исследования и измерительные средства Вами были использованы? 3.Если нет, то почему? Обоснуйте свой ответ.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Осуществите анализ матрицы «Качественный состав руководителей и специалистов Центров социальной помощи, Центров социального обслуживания населения г. Барнаула на г.» Ответьте на ряд вопросов: 1.Можно ли на основе этой матрицы оценивать эффективность социальной работы? 2.Если да, то какие методы, приемы исследования и измерительные средства Вами были использованы? 3.Если нет, то почему? Обоснуйте свой ответ.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Осуществите анализ Положения о мониторинге оценки эффективности профилактической программы Клуба «Навигатор» для подростков (Кризисный центр для мужчин, авт. колл.) Ответьте на ряд вопросов: 1.Можно ли на основе этого Положения оценивать эффективность социальной работы? 2.Если да, то какие методы, приемы исследования и измерительные средства используются? 3.Если нет, то почему? Обоснуйте свой ответ.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Осуществите анализ аттестационного чека качества (Опыт Германии в оценке деятельности социальных служб / пер. Н.Б. Кобловой) Ответьте на ряд вопросов: 1.Можно ли на основе этого аттестационного чека качества оценивать эффективность социальной работы? 2.Если да, то какие методы, приемы исследования и измерительные средства используются? 3.Если нет, то почему? Обоснуйте свой ответ.

Методика оценки эффективности социальных услуг

Оценка эффективности различных видов социальной работы Этапы: составление программы оценки эффективности определение целей и задач изучения эффективности социальной работы организация процесса оценки деятельности социальных служб и органов соцзащиты разработка нормативно-правовых актов системы критериев и показателей определение краткосрочных и долгосрочных результатов эффективности обучение специалистов профессиональным навыкам оценки эффективности отбор методик, техник и процедур обследования; сбор и обработка информации определение схем математической обработки полученных данных проведение аналитической работы разработка рекомендаций внедрение научно-методических рекомендаций в практику социальных служб, органов соцзащиты населения и управленческую деятельность региональной и муниципальной администрации

Методы разработки показателей эффективности социальных услуг Разработка показателей эффективности Степень удовлетворения клиента Параметрические данные Состояние клиента на входе и выходе Фактически получено клиентами Положено в соответствии с законами и стандартами

Методики эффективности 1. Общие оценка эффективности форм и методов управления реализация целевых программ ресурсное, научное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение социальных служб условия труда социальных работников 2. Частные оценка отдельных видов, форм и методов социального обслуживания определение эффективности традиционных и инновационных технологий социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения

Методика разработки показателей эффективности Этапы: Первый - установление необходимости определения показателей эффективности. Достижение договоренности об использовании профессионального языка и терминов Второй - тестирование показателя с учетом конкретных мнений и вопросов, имеющихся в республике, городе или районе Третий - определение исходной информации, относительно которой будет происходить оценка деятельности Четвертый - определение существующих информационных и управленческих систем и систем, которые необходимо будет развивать для проведения оценки деятельности Пятый - определение навыков, умений и методов работы персонала, который будет участвовать в деятельности по реализации показателей эффективности Шестой - организация обучения, необходимого для приобретения персоналом новых навыков, умений и методов работы Седьмой - определение (разработка) технологий, необходимых для оценки эффективности услуг и деятельности персонала по достижению согласованных результатов Восьмой - разработка коммуникационной стратегии Девятый - основа для оценки эффективности услуги

Этап 1. Договоренность об использовании языка и терминов ПонятияТермины Федеральные законы РФНациональные стандарты РФ (например, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» /1995 г./, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» /1995 r/, Федеральный закон РФ от г.122) (например, ГОСТ Р Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг /2003 г./, ГОСТ Р Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг /2003 г./)

Этап 2: Разработка списка результатов и показателей База данных: число семей с тремя (четырьмя) и более детьми число семей, получающих адресную социальную поддержку занятость взрослых в семье уровень доходов с указанием семей (доход не превышает 50% или 75% прожиточного минимума) число семей, один или более членов которых являются инвалидами, или имеют пониженную способность обучаться, психические отклонения или алкогольную/наркотическую зависимость число детей из многодетных семей, которые совершили правонарушения число взрослых в семье, привлекавшихся к уголовной ответственности число семей, благополучие детей в которых поставлено под угрозу из-за бедности, проблем с жильем или семейных проблем и др.

Этап 3: Принятие решений, основанное на результатах определить целевую группу населения и собрать исходную информацию о текущей ситуации, а также установить, какие улучшения нужно осуществить в данной группе определить причины, препятствующие осуществлению улучшений в данной целевой группе выяснить, какие организации и граждане из государственного, неправительственного и коммерческого секторов должны участвовать в процессе (стать партнерами) собрать данные о том, какие меры оказались действенными в достижении положительных результатов для целевой группы, и какие на это были затрачены средства разработать план действий и составить бюджет определить параметры измерений эффективности определить, какие дополнительные данные могут понадобиться в будущем, или выяснить, достаточно ли повысить качество уже собранных данных или сделать их более доступными

Этап 4: Выбор показателей выбрать от двух до четырех ПЭ, которые описаны в понятной населению форме убедиться, что ПЭ не противоречат друг другу установить связи между ПЭ

Этап 5: Соотношение результатов с бюджетом и повторным инвестированием определить какие меры оказываются действенными при достижении показателей улучшений определить, где можно добиться сокращения расходов или избежать их выбрать партнеров, которые будут участвовать в процессе осуществления улучшений или будут его финансировать выяснить, чего можно достичь в результате повторного инвестирования сэкономленных средств разработать систему составления бюджета на основе результатов

Этап 6: Отчетность путем измерения результатов работы систем и организаций В общий план действий и бюджет вносятся изменения или же при необходимости пересматриваются параметры измерения эффективности

Этап 7: Составление бюджета на основе конечных результатов Осуществляется пробное «привязывание» бюджета к ограниченному числу конечных результатов

Этап 8. Разработка коммуникационной стратегии Сообщить населению о планируемых результатах для общества в целом и о тoм, почему их необходимо достичь, а также предоставить свидетельства успешного движения к поставленным целям

Этап 9: Основа для оценки эффективности услуги Целью использования процедур оценки эффективности является определение как количества проделанной работы, так и ее качества

Результаты обслуживания семьи и детей Результаты обслуживания семьи и детей: психологическое здоровье семьи, экономическая защищенность и независимость семьи благополучие детей, взрослых, семей или социальных общностей и т.д.

Показатель и измерение эффективности Показатель эффективности это мера, с помощью которой количественно измеряется степень достижения результата Измерение эффективности это мера того, насколько эффективно работает учреждение или предприятие социального обслуживания населения, целевая программа или социальная служба (часть учреждения)

Индикаторы эффективности Индикаторы эффективности: число детей из многодетных семей, академическая успеваемости которых ниже средней в их возрастной группе число детей из многодетных семей, которые без уважительных причин отсутствуют на школьных занятиях на 20% чаще, чем другие дети академическая успеваемость детей из многодетных семей число детей из многодетных семей, которые были исключены из школы за плохое поведение число детей-инвалидов из многодетных семей, которые не полу чают образование по причине здоровья, проблем в семье или сложностей с транспортом

Исходная информация для оценки деятельности Показатели группа 1 - система сбора информации о детях из многодетных семей с уровнем дохода, не превышающим 50% или 75% прожиточного минимума группа 2 - система по выявлению тех детей из многодетных семей, успеваемость которых крайне низкая и тех детей, которые не имеют возможности присутствовать на внеучебных мероприятиях и праздниках (по причине отсутствия приличной одежды или возможности внести необходимые средства), не имеют возможности развивать свои таланты по причине отсутствия средств на оплату дополнительного образования; имеют проблемы со здоровьем, возникшие в результате бедности, плохих жилищных условий, плохого отопления или недостаточного питания; не имеют возможности приобрести необходимые лекарства; кто совершал правонарушения; кто в результате несчастных случаев дома или на улице попадает в больницу чаще, чем сверстники

Показатели эффективности Оценка финансовой эффективности Реестрами социальных обязательств и программ показатели финансовой эффективности - мера, посредством которой выражается степень эффективности деятельности по предоставлению льгот, пособий, компенсаций и услуг социальные обязательства (льготы, пособия, компенсации, услуги); реализуемые социальные программы

Финансовые показатели По объекту управления По уровню управления

Виды финансовых показателей По объекту управления показатели эффективности отдельных льгот, выплат и услуг - среднее измерение глубины бедности семей, получающих ежемесячное социальное пособие, в расчете на рубль суммарных затрат на его предоставление финансовые показатели оценки эффективности социальных программ как набора льгот, выплат субсидий и услуг (объем суммарных затрат в расчете на одного получателя, выведенного за черту бедности) По уровню управления финансовые показатели оценки эффективности на уровне министерства субъекта РФ (суммарные затраты на реализацию всех курируемых Министерством социальных программ или набора социальных обязательств, на­правленных на преодоление бедности и т.д.) финансовые показатели оценки эффективности на уровне органов социальной защиты субъ­екта РФ - например, прирост среднедушевого дохода полу­чателей льгот в рамках соответствующих программ по преодолению бедности