Лекция 1. Выбор темы А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Презентация программы развития классного коллектива.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Транксрипт:

Лекция 1. Выбор темы А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

В основе курса Текст Георга Симониса, Марии Беренес и Гельмута Эльберса Текст Георга Симониса, Марии Беренес и Гельмута Эльберса «Техника учебной работы» «Техника учебной работы» из книги «Методологические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории» - М.:РОССПЭН, 2004 из книги «Методологические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории» - М.:РОССПЭН, 2004

Структура презентации 1. Студент и ученый: сходство и различия 1. Студент и ученый: сходство и различия 2. Критерии научной работы в политологии 2. Критерии научной работы в политологии 3. Формулирование задачи 3. Формулирование задачи 4. Ограничение темы 4. Ограничение темы

1.Студент и ученый: сходство и различия Поступив на отделение политологии СПб ГУ-ВШЭ Поступив на отделение политологии СПб ГУ-ВШЭ Вы перешли Рубикон и вступили на путь освоения страны, чьи области и тайны хотя и известны, Вы перешли Рубикон и вступили на путь освоения страны, чьи области и тайны хотя и известны, Но где действовать можно только умея Но где действовать можно только умея определять свою позицию и определять свою позицию и устранять препятствия устранять препятствия

Изучать науку означает Приобретать способность в самостоятельном решении проблем, Приобретать способность в самостоятельном решении проблем, Специфичных для данного предмета Специфичных для данного предмета Предпосылкой этого является Предпосылкой этого является

Умение различать проблемы (постановки вопроса), которые Относятся или Относятся или Не относятся к данной области науки Не относятся к данной области науки А также проблемы А также проблемы Которые вы можете Которые вы можете Или не можете решить Или не можете решить Т.е. мы снова приходим к проблеме определения темы Т.е. мы снова приходим к проблеме определения темы

Задача научного работника: Найти тему (проблему), еще не исследованную, но поддающуюся решению Найти тему (проблему), еще не исследованную, но поддающуюся решению с помощью имеющихся в распоряжении инструментов и методов с помощью имеющихся в распоряжении инструментов и методов (которые также могут быть усовершенствованы в процессе работы) (которые также могут быть усовершенствованы в процессе работы)

Задача студента Идентификация проблем, специфических для данного предмета, и (насколько это возможно для студента) Идентификация проблем, специфических для данного предмета, и (насколько это возможно для студента) Их самостоятельная обработка, с использованием Их самостоятельная обработка, с использованием Известного знания, Известного знания, Доступных материалов и Доступных материалов и Легко применяемых методик Легко применяемых методик

От политолога с высшим образованием требуется: 1. Распознать политологическую проблему 1. Распознать политологическую проблему 2. Сформулировать ее в виде темы, поддающейся обработке 2. Сформулировать ее в виде темы, поддающейся обработке 3. Обработать с помощью политологических методов в соответствии с уровнем знания предмета 3. Обработать с помощью политологических методов в соответствии с уровнем знания предмета

Как от студента, так и от взрослого политолога требуется 1. Умение справиться с лавиной информации, способность к отбору необходимых для работы источников 1. Умение справиться с лавиной информации, способность к отбору необходимых для работы источников 2. Требование научности – соответствие работы коренным принципам научной аргументации 2. Требование научности – соответствие работы коренным принципам научной аргументации

2. Критерии научной работы в политологии Отличие Отличие политологической политологической научной работы научной работы от от Политической журналистики Политической журналистики

Пример статьи на газеты «Цайт» от г. Вместо всей власти Советам – вся власть русским? Лишенное пиетета вступление Ельцина во владение поблекшей империей и неистовое изгнание его соперника, - Горбачев смог как первый и последний советский руководитель с достоинством покинуть свой пост, заверил он папу почти лицемерно вчера вечером, - сигнализирует скорее о поведении загнанного. Вместо всей власти Советам – вся власть русским? Лишенное пиетета вступление Ельцина во владение поблекшей империей и неистовое изгнание его соперника, - Горбачев смог как первый и последний советский руководитель с достоинством покинуть свой пост, заверил он папу почти лицемерно вчера вечером, - сигнализирует скорее о поведении загнанного.

Ельцин уже принес больше жертв, чем можно заключить из его декретов. Он молча оставил без внимания своевольные исправления, с помощью которых украинский парламент дополнительно ослабил интеграционный характер славянского союза трех. Молча он согласился и с самоназначением украинского президента Кравчука на пост верховного главнокомандующего частью вооруженных сил бывшего СССР. И несмотря на свои отчаянные усилия по стабилизации российского бюджета, он проявил готовность принять условия, на которых пять азиатских государств вступят в СНГ – их финансирование из центра. Сильнейший человек народов, погружающихся в национальные битвы и в экономическую трясину, знает свои слабости. Ельцин уже принес больше жертв, чем можно заключить из его декретов. Он молча оставил без внимания своевольные исправления, с помощью которых украинский парламент дополнительно ослабил интеграционный характер славянского союза трех. Молча он согласился и с самоназначением украинского президента Кравчука на пост верховного главнокомандующего частью вооруженных сил бывшего СССР. И несмотря на свои отчаянные усилия по стабилизации российского бюджета, он проявил готовность принять условия, на которых пять азиатских государств вступят в СНГ – их финансирование из центра. Сильнейший человек народов, погружающихся в национальные битвы и в экономическую трясину, знает свои слабости.

Если славянский тройственный союз снова распадется и азиатские дома для бедных рухнут в фундаментализм, ельцинской России будут еще сильнее угрожать этническая и религиозная регионализация и коммунистическая реакция. Если славянский тройственный союз снова распадется и азиатские дома для бедных рухнут в фундаментализм, ельцинской России будут еще сильнее угрожать этническая и религиозная регионализация и коммунистическая реакция. Раскол России: «Регионализация России почти неизбежна», - предупреждала смелый депутат и союзница Ельцина Галина Старовойтова непосредственно перед встречей глав государств СНГ. Многие этнические меньшинства. Не обладающие государственностью, призывают к независимости, а чеченцы даже к международному признанию. Самопровозглашенная республика Татарстан претендует на гигантский автозавод на Каме и на завод по производству самолетов ИЛ. Другие регионы хотят самовластно распоряжаться своими природными ресурсами, не делясь ни с кем доходами от экспорта. Раскол России: «Регионализация России почти неизбежна», - предупреждала смелый депутат и союзница Ельцина Галина Старовойтова непосредственно перед встречей глав государств СНГ. Многие этнические меньшинства. Не обладающие государственностью, призывают к независимости, а чеченцы даже к международному признанию. Самопровозглашенная республика Татарстан претендует на гигантский автозавод на Каме и на завод по производству самолетов ИЛ. Другие регионы хотят самовластно распоряжаться своими природными ресурсами, не делясь ни с кем доходами от экспорта.

Но что еще ускорится в результате рывка Ельцина к большой власти, так это формирование фронта из управленцев военной промышленности и коммунистической реакции. «Руководящие представители ВПК, бывшей КПСС и распущенного правительства СССР встречаются в офисах, на квартирах и дачах, проводя там интенсивные закрытые консультации с целью «вывода» России из кризиса. Их цель – широкий фронт действий против Ельцина и его в принципе даже еще не начатой политики рыночных реформ» - цитируют «Московские новости» в своем последнем номере российских парламентариев. Тайный «антикризисный штаб» пытается по словам журналистов, сплотить руководителей крупнейших хозяйственных объединений, партийных комитетов и т.д. в «систему государственно-коллективного предпринимательства» Но что еще ускорится в результате рывка Ельцина к большой власти, так это формирование фронта из управленцев военной промышленности и коммунистической реакции. «Руководящие представители ВПК, бывшей КПСС и распущенного правительства СССР встречаются в офисах, на квартирах и дачах, проводя там интенсивные закрытые консультации с целью «вывода» России из кризиса. Их цель – широкий фронт действий против Ельцина и его в принципе даже еще не начатой политики рыночных реформ» - цитируют «Московские новости» в своем последнем номере российских парламентариев. Тайный «антикризисный штаб» пытается по словам журналистов, сплотить руководителей крупнейших хозяйственных объединений, партийных комитетов и т.д. в «систему государственно-коллективного предпринимательства»

Ниже будет предложено Шесть критериев, Шесть критериев, По которым эта публицистическая статья По которым эта публицистическая статья не является политологической научной работой. не является политологической научной работой.

(1) Научная проблема Основное различие: Основное различие: Газетная статья хочет информировать читателя, рассказать ему о событиях, объяснить их взаимосвязи, обратить внимание на возможное развитие событий Газетная статья хочет информировать читателя, рассказать ему о событиях, объяснить их взаимосвязи, обратить внимание на возможное развитие событий В научной работе рассматривается политологическая проблема. В научной работе рассматривается политологическая проблема. Т.е. работа должны дать контролируемый в методическом отношении и поддающийся проверке ответ на теоретические или эмпирические вопросы. Т.е. работа должны дать контролируемый в методическом отношении и поддающийся проверке ответ на теоретические или эмпирические вопросы.

В публикации исследуется политологическая проблема Проблема распределения власти внутри России и внутри рухнувшей советский системы господства. Проблема распределения власти внутри России и внутри рухнувшей советский системы господства. Автор только озвучил тему, не подвергая ее систематическому рассмотрению. Автор только озвучил тему, не подвергая ее систематическому рассмотрению. Он указал на «расколы» и «трещины», т.е. на слабости российской власти при Ельцине. Он указал на «расколы» и «трещины», т.е. на слабости российской власти при Ельцине.

Читатель должен сам сформировать свое мнение Не опираясь на альтернативные источники или проверенные факты Не опираясь на альтернативные источники или проверенные факты Научный же текст должен дать: Научный же текст должен дать: Ясную постановку вопросов Ясную постановку вопросов Альтернативные подходы к объяснению (или модели или сценарии) Альтернативные подходы к объяснению (или модели или сценарии) Взвешенные обоснования Взвешенные обоснования Прогнозы вероятности наступления явлений Прогнозы вероятности наступления явлений (или, если таковые невозможны) (или, если таковые невозможны) Описание всего спектра вероятного развития событий Описание всего спектра вероятного развития событий

(2) Уровень развития науки От научной работы следует требовать, От научной работы следует требовать, чтобы в ней был изложен уровень разработки темы чтобы в ней был изложен уровень разработки темы И автор ссылался на современную ему научную дискуссию. И автор ссылался на современную ему научную дискуссию. От обычной статьи корреспондента нельзя ожидать ни того ни другого От обычной статьи корреспондента нельзя ожидать ни того ни другого Но статья, написанная политологом и посвященная серьезному анализу, также могла бы содержать эти линии Но статья, написанная политологом и посвященная серьезному анализу, также могла бы содержать эти линии Т.е. рассмотрение дискуссии по теме Т.е. рассмотрение дискуссии по теме Явные недостатки в исследованиях по путям распада коммунистических империй Явные недостатки в исследованиях по путям распада коммунистических империй Привели бы автора и к большей осторожности в аргументации Привели бы автора и к большей осторожности в аргументации И отметить низкую вероятность прогноза И отметить низкую вероятность прогноза

(3) Язык науки «Если славянский тройственный союз снова распадется и азиатские дома для бедных рухнут в фундаментализм, ельцинской России будут еще сильнее угрожать этническая и религиозная регионализация и коммунистическая реакция.» «Если славянский тройственный союз снова распадется и азиатские дома для бедных рухнут в фундаментализм, ельцинской России будут еще сильнее угрожать этническая и религиозная регионализация и коммунистическая реакция.» Тезис не сформулирован однозначно, так как он связывает несколько высказываний. Тезис не сформулирован однозначно, так как он связывает несколько высказываний. Имеется ли между двумя процессами, связанными «и» причинная связь, или Имеется ли между двумя процессами, связанными «и» причинная связь, или Речь идет о двух независимых линий событий? Речь идет о двух независимых линий событий? Как связаны эти процессы с процессами (угрозами?) во второй части фразы? Как связаны эти процессы с процессами (угрозами?) во второй части фразы?

Диаграмма аргументации Распад славянского Союза (Х1) Фундаментализация азиатских домов для бедных (Х2) Этническая и религиозная Регионализация (Y1) Этническая и религиозная Регионализация (Y1) Коммунистическая реакция (Y2) Коммунистическая реакция (Y2) ? Вызывает или усиливает

Независимые переменные (X1, X2) усиливают процессы (Y1, Y2) Которые вновь угрожают «ельцинской России» Которые вновь угрожают «ельцинской России» Рассмотрим подробнее – определим понятия (переменные) Рассмотрим подробнее – определим понятия (переменные) Что подразумевается под дифференциацией и что – под регионализацией? Что подразумевается под дифференциацией и что – под регионализацией? Как связаны друг с другом этническая и религиозная регионализации? Как связаны друг с другом этническая и религиозная регионализации? Избранные формулировки допускают многие интерпретации Избранные формулировки допускают многие интерпретации

Регионализация - это Политические процессы, стремления и действия, Политические процессы, стремления и действия, исходят ли они от центральной власти или из региона, исходят ли они от центральной власти или из региона, Направленные на усиление регионального самоуправления вплоть до полной политической независимости. Направленные на усиление регионального самоуправления вплоть до полной политической независимости. (Политическая) регионализация часто происходит для того, чтобы решить этнические и религиозные конфликты с центром или их ограничить. (Политическая) регионализация часто происходит для того, чтобы решить этнические и религиозные конфликты с центром или их ограничить. Но здесь иное – усиление религиозного и этнического сознания меньшинств внутри российского государства Но здесь иное – усиление религиозного и этнического сознания меньшинств внутри российского государства Но возможно, что децентрализация – не угроза, а условие реформ в России? Но возможно, что децентрализация – не угроза, а условие реформ в России?

Еще два недочета – логических проблем системы высказывания 1. «Фундаментализация усиливает этническую и религиозную регионализацию» - тавтология в применении к религии 1. «Фундаментализация усиливает этническую и религиозную регионализацию» - тавтология в применении к религии 2. Почему фундаментализация усилит коммунистическую реакцию в России? 2. Почему фундаментализация усилит коммунистическую реакцию в России? Что подразумевается под «силой» Что подразумевается под «силой» Как определяется коммунистическая реакция? Как определяется коммунистическая реакция? Какая причинная связь существует между этими явлениями? Какая причинная связь существует между этими явлениями? Для публицистики это возможно, но для научной статьи??? Для публицистики это возможно, но для научной статьи???

(4) Об обращении с источниками Цитаты всегда должны быть верными – и для прессы и для научной статьи Цитаты всегда должны быть верными – и для прессы и для научной статьи Иное – для возможности проверки источников и сведений о них. Иное – для возможности проверки источников и сведений о них. Во фразе Старовойтовой нет сведений об источнике, при этом слова явно вырваны из контекста Во фразе Старовойтовой нет сведений об источнике, при этом слова явно вырваны из контекста Это мог быть не предупреждение, а прогноз Это мог быть не предупреждение, а прогноз В ссылке на «Московские новости» - нет даты выхода В ссылке на «Московские новости» - нет даты выхода Из цитаты неясно, о каких группах парламентариев идет речь Из цитаты неясно, о каких группах парламентариев идет речь В итоге – не факты а газетные слухи В итоге – не факты а газетные слухи Первичные и вторичные источники Первичные и вторичные источники

(5) Осторожность в ценностных оценках Автор явно не сдержан в оценках Автор явно не сдержан в оценках И дает их на двух уровнях аргументации И дает их на двух уровнях аргументации Оценки – на двух уровнях Оценки – на двух уровнях Первый – оценки самого автора в тексте – например «смелый депутат» Первый – оценки самого автора в тексте – например «смелый депутат» Второй – из контекста видно сочувственное отношение к Б.Ельцину Второй – из контекста видно сочувственное отношение к Б.Ельцину

Не отказываться от оценочных суждений, а соблюдать три правила: 1. Субъективный познавательный интерес автора есть всегда. Его надо показать – любопытство, потребность в ориентации, просвещение общественности, консультирование и т.д. 1. Субъективный познавательный интерес автора есть всегда. Его надо показать – любопытство, потребность в ориентации, просвещение общественности, консультирование и т.д. А также обосновать выбор тем, теорий и методов в свете познавательного интереса А также обосновать выбор тем, теорий и методов в свете познавательного интереса

2. Относиться бережно и осторожно С оценочными суждениями в исследовательской части. С оценочными суждениями в исследовательской части. Характеристики лиц или оценочные заявления о стратегии действия коллективных субъектов формулировать только на основе эмпирических фактов, поддающихся проверке Характеристики лиц или оценочные заявления о стратегии действия коллективных субъектов формулировать только на основе эмпирических фактов, поддающихся проверке 3. Изложить политические и нормативные последствия предложенных политико- стратегических концепций действия 3. Изложить политические и нормативные последствия предложенных политико- стратегических концепций действия

(б) Закрытые источники Автор интерпретирует поведение Ельцина Автор интерпретирует поведение Ельцина У него не было возможности провести его интервью У него не было возможности провести его интервью Но он и не привлекает аутентичные источники – например, высказывания самого Ельцина Но он и не привлекает аутентичные источники – например, высказывания самого Ельцина А лишь реконструирует, приписывает его мотивы А лишь реконструирует, приписывает его мотивы Задача политолога – выяснить действительные, а не ошибочно приписываемые расчеты, лежащие в основе деятельности Задача политолога – выяснить действительные, а не ошибочно приписываемые расчеты, лежащие в основе деятельности Для этого необходимы методически продуманные исследования Для этого необходимы методически продуманные исследования

3. Постановка вопроса (формулировка темы) 3.1. Политическая наука как часть политики 3.1. Политическая наука как часть политики 3.2. Наука как исторический процесс 3.2. Наука как исторический процесс 3.3. Задача студента 3.3. Задача студента 3.4. Самостоятельная способность к суждению 3.4. Самостоятельная способность к суждению

3.1. Политическая наука как часть политики Политология – сама часть политического процесса и политической культуры той или иной страны Политология – сама часть политического процесса и политической культуры той или иной страны (Студент)-политолог включен в определенный контекст реализации и содействует тем самым осуществлению определенных политических интересов (Студент)-политолог включен в определенный контекст реализации и содействует тем самым осуществлению определенных политических интересов Даже если воображает, что стоит над этими интересами Даже если воображает, что стоит над этими интересами Он инфильтрован политическими ценностными представлениями Он инфильтрован политическими ценностными представлениями Задача обучения – понять отношения между политикой, относящейся к ней науке, и изучающим субъектом Задача обучения – понять отношения между политикой, относящейся к ней науке, и изучающим субъектом

Политологический треугольник Политика Субъект (студент) Политология

В истории науки в результате влияния политики И конкуренции между определенными теориями И конкуренции между определенными теориями Верх берут «Интересы, руководящие познанием» (Ю.Хабермас) Верх берут «Интересы, руководящие познанием» (Ю.Хабермас) Эти интересы определяют архитектуру науки, создавая нечто вроде городского пейзажа с многочисленными центрами, которые находятся Эти интересы определяют архитектуру науки, создавая нечто вроде городского пейзажа с многочисленными центрами, которые находятся или в состоянии роста, или в состоянии роста, или стагнации (теории) или стагнации (теории)

3.2. Наука как исторический процесс «Аналогия между науками или жизнью идет даже дальше. Решение не замечать важные возможности почти всегда ведет к необратимым изменениям… Я сделал выбор, и теперь больше невозможно вернуться к ситуации, в которой это произошло, и еще раз проверить все причины и аргументы, повлиявшие на меня тогда. Каждая из этих причин, каждый из аргументов предполагают, что я пренебрег определенными вещами, а другие истолковываю особым образом и теперь, когда я сделал свой выбор и жил в соответствии с ним, я пренебрегаю т истолковываю совершенно по другому, чем прежде. «Аналогия между науками или жизнью идет даже дальше. Решение не замечать важные возможности почти всегда ведет к необратимым изменениям… Я сделал выбор, и теперь больше невозможно вернуться к ситуации, в которой это произошло, и еще раз проверить все причины и аргументы, повлиявшие на меня тогда. Каждая из этих причин, каждый из аргументов предполагают, что я пренебрег определенными вещами, а другие истолковываю особым образом и теперь, когда я сделал свой выбор и жил в соответствии с ним, я пренебрегаю т истолковываю совершенно по другому, чем прежде.

Подобным же образом решение посвятить определенной научно- исследовательской программе деньги, энергию, воспитание, интеллектуальные усилия, философию изменяют науку и общество так, что возвращение к началу становится для нас невозможным, как невозможно принять по другому и решение, положившее всему начало. Ядерная угроза, под воздействием которой мы все сегодня живем, есть следствие такого необратимого решения. Решение создало новую ситуацию и теперь нам следует заниматься ею» Подобным же образом решение посвятить определенной научно- исследовательской программе деньги, энергию, воспитание, интеллектуальные усилия, философию изменяют науку и общество так, что возвращение к началу становится для нас невозможным, как невозможно принять по другому и решение, положившее всему начало. Ядерная угроза, под воздействием которой мы все сегодня живем, есть следствие такого необратимого решения. Решение создало новую ситуацию и теперь нам следует заниматься ею» Пауль Фейерабенд, 1984 Пауль Фейерабенд, 1984

3.3. Задача студента Надо научиться ориентироваться в переплетении теоретических позиций и познавательных интересов Надо научиться ориентироваться в переплетении теоретических позиций и познавательных интересов Исследованных политических ситуаций и Исследованных политических ситуаций и Их воздействие на развитие политической науки Их воздействие на развитие политической науки

Условие – осознание студентом собственных политических и политологических интересов Изучение политологии невозможно без собственного Изучение политологии невозможно без собственного Просвещения и требует развития собственной Просвещения и требует развития собственной Политической позиции, которую нельзя выработать, Политической позиции, которую нельзя выработать, Не имея осмысленной политологической позиции Не имея осмысленной политологической позиции

Представление, что преподанное вам знание Имеет объективную природу – иллюзия, майя Имеет объективную природу – иллюзия, майя Это знание всегда опирается на «костыли» в виде интересов, ценностных решений и избирательных процессов, даже и неосознанно Это знание всегда опирается на «костыли» в виде интересов, ценностных решений и избирательных процессов, даже и неосознанно Ваш выбор в пользу определенных теории и теоретико- методологического подхода Ваш выбор в пользу определенных теории и теоретико- методологического подхода Основан на определенных интересах и ценностных решениях Основан на определенных интересах и ценностных решениях

3.4. Самостоятельная способность к суждению Делая выбор, рационализируя (обосновывая) свою позицию Делая выбор, рационализируя (обосновывая) свою позицию Вы становитесь на определенную точку зрения по отношению к политическим и политологическим дискуссиям Вы становитесь на определенную точку зрения по отношению к политическим и политологическим дискуссиям Ваша позиция станет для вас масштабом критики и поможет проложить путь интересу к политическим и политологическим размышлениям Ваша позиция станет для вас масштабом критики и поможет проложить путь интересу к политическим и политологическим размышлениям Политическая наука заставляет размышлять о собственной роли в сплетении политики и науки Политическая наука заставляет размышлять о собственной роли в сплетении политики и науки Ваше решение структурирует рамки будущих решений и сокращает возможности выбора Ваше решение структурирует рамки будущих решений и сокращает возможности выбора И этот выбор следует хорошо обдумать И этот выбор следует хорошо обдумать

4. Ограничение темы Чем более вы читаете, чем более расширяете кругозор, тем труднее точно определить тему Чем более вы читаете, чем более расширяете кругозор, тем труднее точно определить тему Но контуры, расплывающиеся при расширении знания, снова приобретут четкость при фокусировке взгляда Но контуры, расплывающиеся при расширении знания, снова приобретут четкость при фокусировке взгляда При определении темы следует учитывать два типа ограничений: При определении темы следует учитывать два типа ограничений: Внешние ограничения и Внешние ограничения и Объективная структура предмета Объективная структура предмета

4.1. Внешние ограничения а. Имеющихся денег не хватает а. Имеющихся денег не хватает б. Время ограничено б. Время ограничено в. Принципиально существующий эмпирический материал (документы, акты, интервью) доступен лишь ограниченно в. Принципиально существующий эмпирический материал (документы, акты, интервью) доступен лишь ограниченно То есть при подготовки домашней работы не стоит планировать поездки в другие города и т.д. То есть при подготовки домашней работы не стоит планировать поездки в другие города и т.д.

4.2. Объективная структура предмета Учитывать требования к научному анализу явления Учитывать требования к научному анализу явления Тема станет научной, если будет зафиксировано ее место в научном ландшафте. Тема станет научной, если будет зафиксировано ее место в научном ландшафте. Определение этого места следует уточнять с четырех позиций, Определение этого места следует уточнять с четырех позиций, И каждый выбор сужает диапазон следующих выборов И каждый выбор сужает диапазон следующих выборов

Четыре объективные измерения выбора темы: А. Макротеоретические рамки А. Макротеоретические рамки Б. Уровень исследования Б. Уровень исследования В. Теоретическая широта В. Теоретическая широта Г. Методы и методики Г. Методы и методики

А. Макротеоретические рамки: например, выбор между например, выбор между онтологически-нормативными, онтологически-нормативными, дедуктивно-эмпирическими или дедуктивно-эмпирическими или диалектико-историческими способами рассмотрения или диалектико-историческими способами рассмотрения или между подходами с позиций систем или субъектов между подходами с позиций систем или субъектов

Б. Уровень исследования Т.е. выбор между исследованиями отдельных людей, институтов или промежуточных организаций, Т.е. выбор между исследованиями отдельных людей, институтов или промежуточных организаций, Отдельных политических систем, Отдельных политических систем, Внешней политики государства Внешней политики государства Или международных или наднациональных институтов Или международных или наднациональных институтов

В. Теоретическая широта Выбор между описаниями отдельных политических структур или процессов (событий, институтов, действий) Выбор между описаниями отдельных политических структур или процессов (событий, институтов, действий) Их объяснение и прогноз развития Их объяснение и прогноз развития Или критическое осмысление существующих или считающихся желательными ситуаций Или критическое осмысление существующих или считающихся желательными ситуаций

Г. Методы и методики Выбор между кросс-секционным (относящимся к определенному моменту) Выбор между кросс-секционным (относящимся к определенному моменту) Или лонгитюдным (относящимся к историческому развитию) анализом Или лонгитюдным (относящимся к историческому развитию) анализом Или выбором между анализом отдельного случая, Или выбором между анализом отдельного случая, Сравнением двух или трех случаев или Сравнением двух или трех случаев или Анализом многих отдельных случаев, Анализом многих отдельных случаев, Выбор между вторичным (осмысление и соединение уже существующих работ) и Выбор между вторичным (осмысление и соединение уже существующих работ) и Первичным анализом (изучение на основе собственных эмпирических исследованиях) Первичным анализом (изучение на основе собственных эмпирических исследованиях)

Итак, уточнение темы осуществляется путем ее включения в топографию науки Едва вы включили тему в макротеоретические рамки Едва вы включили тему в макротеоретические рамки Определили уровень исследования Определили уровень исследования Установили теоретическую широту и Установили теоретическую широту и Выбрали соответствующие методы исследования Выбрали соответствующие методы исследования Как тема будет в определенной степени ограниченной Как тема будет в определенной степени ограниченной Одновременно интересующая вас тема превращается в научную проблему Одновременно интересующая вас тема превращается в научную проблему Дальнейшие шаги зависят от внешних ограничений Дальнейшие шаги зависят от внешних ограничений Но в первую очередь – от состояния науки Но в первую очередь – от состояния науки Поэтому далее – как искать и читать научную литературу. Поэтому далее – как искать и читать научную литературу.

«Грызть гранит науки» Непростое дело Непростое дело Поэтому презентации этого курса Поэтому презентации этого курса Будут сопровождаться видами Будут сопровождаться видами Скал Горного Алтая, долина реки Катунь, Скал Горного Алтая, долина реки Катунь,

Внизу – р. Катунь