Понятие политических институтов. Агенты политических отношений. Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Структура и акторы политического процесса в современной России.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Политическая система и политический режим. Цель: Сформировать представление о том, как соотносятся между собой политическая система и политический режим.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Международное право Это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Транксрипт:

Понятие политических институтов. Агенты политических отношений. Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 6

Структура презентации 1. Понятие политического института 2. Понятие агента (актора) политических отношений 3. Акторы политики: основные подходы. 4. Виды политических акторов

1. Понятие политического института Институт (лат. Institutium – установление, учреждение) – совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Общество -это система социальных институтов Как сложного комплекса экономических, политических, правовых, моральных и др. отношений. Основные социальные институты: собственность, семья, государство, наука, СМИ, образование и т.д. Институционализация – 1) учреждение каких- либо новых общественных институтов 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин используют обычно в политическом плане.

Один из главных вопросов политической теории - Какие политические институты способны содействовать совершенствованию общества и человека.? Центральными объектами осмысления были: Государство Конституция Правительство

Так, в сочинении «Государство» Платон сравнивал разные формы правления А в «Законах» - конституции. Он считал, что именно государству надлежит заботиться о гражданских добродетелях, А также обеспечивать внутренний мир и защиту от внешних врагов.

Начиная с Томаса Гоббса до начала ХХ века в науке Господствовало представление о Государстве как о первооснове политической жизни, а под Институтами понимались лишь административные учреждения и юридические нормы. Гоббс видел в политических институтах только учреждения, на которые распространяются полномочия государственной власти, т.е. легальные, разрешенные государством организации и структуры. Фактически он дал начало нормативно-юридическому подходу.

Социологический подход к институтам Наметился в политологии и социологии начиная с классических работ Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. По взглядам Дюркгейма, институты, с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой – такие обычаи и стереотипы материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский философ и социолог. Вместе с Марксом и Вебером внес наибольший вклад в определение современного предмета социологии, разработал концепцию аномии..

Институт в политике Фиксирует реальный статус-кво, сложившийся во властвовании и политических отношениях между личностью, социальными группами и обществом в целом. М. Вебер: государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

Э. Дюркгейм считает, что Институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой – эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов.

Подход Дюркгейма Дал начало школе французского 'социального институционализма' который постепенно сложился во Франции в е гг в отличие от институционализма 'нормативно-юридического',

Французские политологи (М. Прело, Ж. Бюрдо, М. Дюверже) выделяют два основных компонента, входящих в содержание политического института: 1. Идеальную модель самой системы отношений 2. Собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры.

М.Дюверже: институты выступают в качестве Модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных'

А.Дегтярев: Политический институт - это 1. Состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности;

Институт (по А.Дегтяреву): 2. Идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления)

Институт (по А.Дегтяреву): 3. Реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом.

Политическая жизнь устроена так что всякая институциональная форма не может закрепиться до того момента, пока не появится ей соответствующая расстановка (или уровень согласия, солидарности) социальных сил по поводу содержания власти, то есть то или иное устойчивое и асимметрическое состояние в отношениях властвующих и подвластных.

Политологи нередко относят к политическим институтам только официальные государственные учреждения или те учреждения, на которые, как писал еще Т. Гоббс в 'Левиафане', распространяются полномочия государственной власти, то есть легальные, разрешенные государством организации и структуры

С этой точки зрения Американские лоббистские группировки, легализованные и регистрируемые согласно закону США, принятому в конце 40-х гг. XX в., являются официальным политическим институтом, тогда как в России при отсутствии соответствующего законодательства лоббизм находится в 'теневой' части политического спектра, то есть лоббисты в параметры институциональности вроде бы и не вписываются

Пример легализации лоббизма в США демонстрирует характер взаимоотношений политической 'субстанции' и 'институции', когда складываются реальные отношения власти, зоны контроля и 'гравитационные и силовые поля' влияния различных социальных групп, оформляющиеся в неофициальную в правовом плане институциональную структуру, которая затем становится официальным и легальным институтом политической системы

Новый институционализм возник в американской политологии в 1970-е годы во многом как реакция на господство редукционистских подходов (бихевиорализм), сводящих политику к индивидуально- групповому поведению, контекстуалистских подходов (структурный функционализм), относящих политическую жизнь к взаимореагированию политической системы с окружающей - социальной средой и т.д.

Бихевиоралисты и нормативисты контекстуалисты и сторонники 'рационального выбора' нередко забывали, что политические институты представляют собой сложнейшие организации и ансамбли отношений между отдельными людьми, качественно не сводимые ни к абстрактным макросистемам, ни к микроповедению индивидов и групп, а занимающие как бы срединное положение между ними

Классики нового институционализма Д. Марч и Д. Олсен в работе «Вновь открывая институты' (1989) пишут, что хотя «концепция институтов никогда не исчезала из теоретической политологии, в последние года произошло все же мощное ее вытеснение неинституциональными теориями политической жизни» Специфика США

Неоинституционалисты внесли существенный вклад в осмысление вопросов об организационных иерархиях, нормах и правилах, процедурах и регламентах, 'скрепляющих' деятельность политических институтов.

Властное общение между людьми взаимоотношения контроля управляющих с влиянием управляемых приводят к образованию таких организованных макрообщностей, как институты государства, где субстанция власти оформляется в сложнейшие иерархизированные системы, основывающиеся на принципах самоорганизации и саморегуляции, а также негосударственных институтов, выступающих в качестве активных агентов политических отношений.

2. Понятие агента политических отношений 2.1. Классический подход 2.2. Антиномия субъекта и объекта в политике

2.1. Классический подход В европейской политической традиции, начиная с Платона и Аристотеля, постоянно анализируется вопрос о том, Кто же выступает в качестве активных сил в политической борьбе. Так, Аристотель пишет о 'государственном муже' и 'политическом человеке.

Макиавелли выделяет наряду с 'государем', такие силы в истории политической борьбы во Флоренции, как 'партии' (гвельфов и гибеллинов) и 'сословия' (дворян-нобилей, богатых горожан-пополанов и городского плебса), Гоббс сводит всех участников политики к понятию 'политического тела' как части тотального государственного механизма.

Институциональный подход, редуцировавший всю политическую жизнь к деятельности государства и его отдельных институтов, а также, в соответствии с таким взглядом, - к поведению 'государственных мужей', управляющих подданными государства, господствовал еще долго в политической науке

В XIX веке центр тяжести анализа Политических отношений, субъектов и объектов начинает смещаться с государственных 'институтов' и 'мужей' (Г. В. Ф. Гегель) на 'классы' (К. Маркс), 'расы', 'нации' и 'народы' (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер).

В начале XX века эта тенденция приводит к кризису и упадку институционального подхода, а также концепции приоритетного значения в политике народов и классов, Политические явления рассматриваются в это время с точки зрения участия в них групп и элит. Разрабатываются концепции 'групп интересов' (А. Бентли) и 'правящих элит' (В. Парето).

В рамках бихевиоралистского подхода Исследуется поведении различных политических акторов: партий и профсоюзов, групп давления и профессиональной бюрократии, политических лидеров и рядовых избирателей Ставится вопрос об относительности в принципе самого различения субъекта и объекта в политике.

Политический субъект есть Источник политической активности, направленной в определенном отношении или ситуации на те или иные политические объекты, являющийся при этом носителем предметно- практической деятельности, тогда как политический объект, соответственно, 'противостоит' субъекту, представляя собой ту часть объективной реальности, фрагмент политического мира, который взаимодействует с субъектом.

2.2. Антиномия субъекта и объекта в политике В е годы XX века многие западные политологи практически отходят от употребления самой оппозиции 'субъекта - объекта' в политике, заменяя ее понятием 'политического актора' (actor, acteur) как активного участника политической жизни или особого рода игрока в азартной игре, называемой политикой.

Так, в соответствии с теорией рационального выбора отношения в политике- это своего рода 'рынок и обмен', в ходе которого люди, являющиеся покупателями и продавцами политических товаров (власти и ресурсов, престижа и статусов и т. д.), стремятся в своем поведении к получению максимальной выгоды. Они опираются при этом на рациональные средства и рычаги, так же как в подобных случаях поступают производители и потребители в условиях обмена товарами на экономическом рынке.

Политологи постструктуралистского и постмодернистского направлений Попытались полностью преодолеть антиномию субъект-объектного взаимоотношения в анализе политики. Постмодернизм обрушился на 'классическое' понимание политики, предлагающее существование активного начала, политического субъекта (личности, группы или института), Как это было в гегельянстве и в марксизме, в структурализме или бихевиорализме

По мнению постмодернистов, Предмет (в классической трактовке - 'объект') политического воздействия 'противится' и 'мстит' преобразователю - 'субъекту' - за вычленение его из общего политического порядка, что приводит к необходимости вообще отказаться от классической парадигмальной оппозиции человека и мира.

В работах Пьера Бурдье Вместо терминов 'субъект' и 'объект' используются понятия 'агент', его 'позиция' и 'диспозиция'. 'Агент' - это носитель политических отношений, актуализируемый в многомерном пространстве 'политического поля', которое выступает в виде совокупности действующих в нем сил и контролируемых ими видов ресурсов ('капиталов'): экономических, социальных, символических, культурных и т.д.

'Агенты' и 'группы агентов' в политике определяются и характеризуются совокупностью позиций в различных полях или зонах контроля. Политику как тип социальных отношений ('социальное поле') в подобном ракурсе можно описать в качестве многомерного пространства, в котором позиция каждого политического агента, обладающего активными свойствами, не сводимыми к его индивидуальным намерениям, может быть определена как совокупность находящихся в различных измерениях капиталов (их объемов и весов), им контролируемых.

3. Акторы политики: основные подходы Кто же являются сегодня значимыми акторами, выполняя роль субъектов и объектов политики? Для ответ есть три подхода: 3.1. Организационно- институциональный и 3.2. Социально-редуктивный 3.3. Личностный

3.1. Организационно- институциональный подход Все субъекты политики к сводятся к государственным (реже и к негосударственным) институтам. Политика как активная деятельность политических институтов, Как функционирование легальных государственных учреждений и норм. Господствует в политической мысли до начала ХХ века.

Теория 'нового институционализма' Политические институты понимаются не только как официальные учреждения и формальные правила, а и как некие организационные модели отношений между социальными субъектами и объектами по поводу власти, включающие в себя неформальные нормы и процедуры, связанные с самим формированием и активностью этих политических организаций.

Д. Марч и Д. Олсен (1989): 'Многие из основных акторов в современных экономических и политических системах являются формальными организациями, а легальные и бюрократические институты играют доминирующую роль в современной жизни'. Они отмечают, что нельзя сводить совокупность субъектов политики к 'зеркалу социальных сил', поскольку политические учреждения и их организационные компоненты явно обладают известной автономией.

Неформальные институты В политике существуют как официальные и формальные учреждения, так и неофициальные организованные структуры, неформальные институты. Они существуют всегда, но в условиях слабого государства могут оказываться важнее формальных. Массонская ложа «П2» в Италии, семибанкирщина в России. Институт блата, кумовства, коррупционные схемы СССР как сочетание тех и иных институтов.

3.2. Социально-редуктивный (редукционистский) подход Исходит из идеи переноса приоритетов в анализе политических отношений с формальных институтов, государственных учреждений и организаций на уровень поведения индивидов и групповой динамики, изучения взаимодействий общества, групп и личности

В рамках такого подхода практически полностью элиминируется автономия 'политических тел', государственных институтов, поскольку последние либо прямо редуцируются лишь к организационным формам групповой активности, либо становятся неким 'вторичным' механизмом представительства и артикуляции интересов социальных групп, делегирующих им свои полномочия.

3.2.1.Классический марксизм Классы в антагонистическом обществе становятся как бы 'первичными' субъектами политики, и, соответственно, политические отношения являются, прежде всего, 'продуктом' отношений между классами. Государство выступает в качестве политической организации, инструментального аппарата насилия господствующего класса, Партии представляют собой политический авангард, наиболее сознательную и организованную часть того или иного класса.

Коррекция В.И.Лениным: «Всем известно, что массы делятся на классы,... что классами руководят обычно и в большинстве случаев, по крайней мере в современных цивилизованных странах, политические партии, что политические партии управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями» «Детская болезнь левизны в коммунизме»

Концепция «групп интересов» Американским политологом и социологом А. Бентли, работа «Процесс управления» (1908). критикует классовую теорию К. Маркса за использование для анализа политических отношений классов, как слишком больших и стабильных коллективов, которые обладают 'множественными интересами' и поэтому непригодных для изучения быстро изменяющейся динамики политических ситуаций

Группы интересов определяются Как объединение людей на основе общности интересов и действий в данной конкретной политической ситуации. При этом индивид как бы интегрирован в группу, а индивидуальная политическая деятельность рассматривается в рамках интегральной динамики коллективного политического субъекта, реализующего общегрупповые интересы.

В борьбе за власть Одна из 'групп интересов' становится 'группой- победительницей', устанавливая контроль над государством. Политические отношения приобретают, таким образом, вид совокупности или мозаики 'групп интересов', как политических субъектов, взаимно давящих друг на друга. А. Бентли преодолевает доминирующий в американской политологии этого времени институциональный подход, редуцируя, например, правительство к так называемой 'официальной группе интересов' особого рода, обладающей властью, стабильной структурой и конституционно-правовым статусом.

3.3. Личностный подход В качестве 'первичного', исходного субъекта политики выделяют просто личность, или индивида, в отношении к которому групповая идентификация занимает лишь производное место. Отражен как в бихевиоралистской концепции политического поведения, так и в теории 'рационального выбора'. Г. Лассуэлл дал следующее положение, характеризующее основного и исходного субъекта политической активности: «Человек добивается достижения определенных ценностей через посредство институтов в отношении определенных ресурсов»

4. Виды политических акторов 4.1.Классификация Г.Алмонда и Г.Пауэлла 4.2. Классификация Джеймса Розенау 4.3. Марксистская классификация

4.1.Классификация Г.Алмонда и Г.Пауэлла Политические агенты выделяются в соответствии с выполняемыми ими функциями в политической системе Так, за реализацию функции агрегации интересов отвечают политические партии, За «принятие правил игры» - в основном парламенты За «исполнение правил» - администрации

Функция артикуляции интересов Реализуется пятью видами агентов: Аномические группы Неассоциативные группы Ассоциативные группы Институциональные группы Индивидуальные акторы

Аномические группы (от франц. апоmie - буквально, 'беззаконие') – спонтанно и эпизодически образовавшиеся группы (участников бунтов, манифестаций и других стихийных выступлений), которые Т. Гоббс в свое время называл 'противозаконными, неупорядоченными политическими телами'

Неассоциативные группы Объединения людей, в основном имеющих непосредственный персональный контакт, неформальные связи, но не обладающие жесткой организационной структурой (группы потребителей, образовавшиеся для пикетирования компаний товаропроизводителей, корпоративно-клановые и неформальные, этноконфессиональные группировки и др.)

Ассоциативные группы Легально существующие объединения и ассоциации, имеющие организационную структуру и аппарат, выражающие те или иные частные интересы (профессиональные - профсоюзы, этнически- организованные национальные движения, демографические - женские, молодежные, ветеранские организации и т. д.) В современном выражении – НКО, общественные неполитические организации, Включая и «Фабрики мысли»

Институциональные группы Группировки людей, существующие внутри формальных структур социально- политических институтов (армии, парламента, партии, бюрократии и т. д.), которые имеют обычно больше возможности контроля тех или иных видов общественных ресурсов. Это могут быть ведомственные корпорации бюрократов, работающих в рамках отраслевых департаментов и министерств, депутатские группы и фракции в парламенте, армейские клики и т. д.

Индивидуальные акторы Отметим, что зона автономной активности индивида как политического субъекта достаточно ограничена по сравнению с границами области деятельности 'групп интересов', в которую интегрировано большинство действий индивидов. Таким образом, чаще всего в политике оказывается, что 'один в поле не воин'. Специфика жалоб и обращений.

4.2. Классификация Джеймса Розенау Работа 'Турбулентность в мировой политике' (1990): Он отличает микроакторов политики, которыми являются индивиды, от акторов макрополитического уровня, к которым он относит большие 'общности' людей (collectivities), например, составляющие их 'подгруппы' (subgroups).

Акторы микрополитического уровня 1.Обыкновенный гражданин или рядовой член какой- либо организации, участвующий в политике в рамках большой общности, по отношению к которому осуществляется мобилизация и контроль; 2. Официальный, общественный деятель или лидер организации, который, в частности, и осуществляет мобилизацию и контроль в отношении рядовых граждан; 3. Частный (или автономный) актор, который способен к осуществлению независимых от организаций и общностей индивидуальных политических действий, Как это было с тысячами отдельных рядовых американцев, протестовавших против скандального 'Ирангейта'.

Класс макрополитических акторов 1) государства; 2) подгруппы больших общностей (например, группировки государственной бюрократии); 3) транснациональные организации (ООН, НАТО и т. д.); 4) неуправляемая общественность (неограниченные массовые выступления больших групп людей по консъюмеристским, экологическим и другим проблемам) 5) движения, гораздо более организованные и мобилизованные: студенческое, феминистское, антивоенное и прочие крупные объединения людей. «Первична» - деятельность индивидов, которая объединяется как бы 'вторичным' поведением макроагентов политических отношений.

4.3. Марксистская классификация Традиционно «первичными» субъектами политики выступали классы, социальные группы, тогда как производными, 'вторичными', в силу марксистской традиции, являлись Политические институты, выражающие социально-классовые интересы и являющиеся объектами классового воздействия

Польские политологи: Первый уровень субъективности - связан с большими социальными группами, как 'первичными' агентами политических отношений, выполняющими роль их носителей, опосредованных субъектов политических интересов. Второй уровень образуют субъекты политических действий- политические организации классов, третий - индивиды или групповые органы институтов, выступающие в роли непосредственных субъектов политики, как лица, принимающие решения.

Персоналии Платон Аристотель Макиавелли ( ) Томас Гоббс ( ) В. Ф. Гегель ( ) К. Маркс ( ) Людвин Гумплович (1838–1909) Вильфредо Паретто ( ) Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) Макс Вебер (1864 – 1920) Франц Оппенгеймер ( ) В.И.Ленин ( )

Персоналии Артур Бентли ( ), Гарольд Лассуэл ( ) Г.Алмонд (р. 1911) Морис Дюверже (род. 1917) Пьер Бурдье ( ) Ж. Бюрдо Д. Марч Д. Олсен Джордж Б. Пауэлл М. Прело, Джеймс Розенау А.Дегтярев