Концепция прав человека: основные достижения и проблемы Александр Сунгуров Курс «Развитие правозащитного движения в СССР и современной России и проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Права человека: понятие, сущность, структура Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории, права и обществознания МБОУ «Яйская СОШ 2»
Advertisements

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Обществознание 11 класс МОУ «Зубово-Полянская средняя школа 1» Учитель: Пестов Анатолий Александрович.
Личность, право, общество, государство. Правовое государство. Личность, право, общество, государство. Правовое государство.
Правовое государство и гражданское общество 1.Правовое государство 2.Гражданское общество.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Тема: Основы конституционного строя. Цель: Актуализировать знания; Закрепить навыки работы с нормативными текстами; Развить умение аргументировать свой.
Прав человека: поколения и нерешенные проблемы Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 5.
ЦЕЛЬ: ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Права человека.
На какой ценностной основе строится наша Конституция?
Поколения прав человека Гражданские и политические права человека, экономические социальные и культурные права человека, коллективные права Выполнил Шляхов.
один из видов регуляторов общественных отношений ; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать.
М ЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ : С АНЖАРОВСКАЯ А.С.
Государство Выполнила: Казакова Л.С.. Государство - это особая организация политической власти общества, средство обеспечения социального мира и согласия.
Тема: Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Права человека Чупров Л.А. Классификация прав и свобод человека и гражданина Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку.
Воспитание как педагогический процесс.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Транксрипт:

Концепция прав человека: основные достижения и проблемы Александр Сунгуров Курс «Развитие правозащитного движения в СССР и современной России и проблемы толерантности» Лекция 1

Содержание курса (1): 1.Концепция прав человека: основные достижения и проблемы 2.Защита прав человека: роль государства и общества. 3.Права человека и правозащитное движение в Советском Союзе 4.Соблюдение прав человека и правозащитное движение в современной России

Содержание курса (2): 5. Институт Омбудсмана и Институт Уполномоченного по правам человека в России 6. Толерантность: введение в понятие 7. Толерантность в политике

Лекция 1. Концепция прав человека: основные достижения и проблемы 1. Понятие прав человека 2. Поколения прав человека 3. Проблемы, связанные с концепцией прав человека 4. Политология прав человека 5. Права человека как часть пути к демократии и публичной политике

1. Понятие прав человека. Рассмотрим возможные определения «Прав человека» "Права человека - права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам" - Британская энциклопедия, т.6, 1998.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и политической и культурных сферах. ПЧ носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление ПЧ – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. (Российская юридическая энциклопедия, М., 1999)

Разные подходы к пониманию прав человека Права человека как синоним свободы ПЧ как отражение достоинства личности ПЧ как притязание на обладание определенными возможностями ПЧ как характеристика отношения личность-государство ПЧ как инструмент ограничения власти

Марек Новицкий – польский физик, активист «Солидарно- сти», правозащит- ник, педагог

Из лекции Марека Новицкого: Термин "Права человека" относятся только к взаимоотношениям между человеком и государством. Наличие у человека определенного "права" означает, что у власти есть соответствующая обязанность обеспечить реализацию этого права. Наличие у человека конкретной "свободы" ( в контексте "права и свободы человека") означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства., которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни (личное достоинство, напротив, зависит от образа жизни человека и его поведения) Можно сказать также, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть.

Наше определение: Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек- государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком

Итак, в какие области науки мы входим в поисках понимания прав человека Права человека как синоним свободы – Философия, юриспруденция ПЧ как отражение достоинства личности – философия, этика Одинаковы ли понимание свободы и достоинства у разных народов в разные времена?

ПЧ как характеристика отношения личность- государство ПЧ как инструмент ограничения власти Теория государства и права Демократия и ее развитие Демократический транзит История правозащитного движения как часть истории России Понятие публичной власти и публичной политики

Три возможных «круга» участников обсуждения проблем прав человека 1. Собственно – политология прав человека и связанных с этим понятием проблем 2. Междисциплинарное академическое сообщество специалистов, заинтересованных в теме прав человека – антропологи, философы, социологи, юристы, политологи 3. Экспертно-активистское сообщество, включающее как участников первых двух «кругов», так и «рефлексирующих» активистов правозащитных НКО и государственных правозащитных структур

Круг 1. Политология прав человека 1. Появление, развитие и эволюция концепции прав человека как значимая (определяющая) часть идеологии либерализма, Включая и либеральную школу в теории международных отношений 2. Зарождающееся направление – политология права (или юридическая политология)- Анализ развития права как такового в соотношении с политическим процессом, и как часть темы – появление и закрепление самого концепта прав человека Здесь правомерны вопросы о том, как влияют конкретные политические обстоятельства на появление и закрепление тех или иных правовых норм.

Существует три подхода к понятию «Права человека» 1. Либеральный 2. Социал- демократический 3.Государственническ ий (этатистский )

Либеральный подход: права человека рассматриваются как нечто исходно наличествующего у человека, присущее ему от рождения, как свойство, которое дано человеку природой (или Богом), поэтому никакая власть или государство не вправе на них посягать.

Социал-демократический подход: рассматривает права человека как результат общественного договора, гласного и негласного, соответственно, изменения этого договора могут привести и к изменениям сути обсуждаемого концепта.

Государственнический (этатистский ) подход: это те права, что предоставляет человеку государство, либо в лице суверенного монарха, либо в лице избранного народом парламента. Соответственно, тот кто права дал, может их и забрать

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПРАВО? Право, будучи наукой о добре и справедливости, призвано быть основанием для отличия дозволенного от недозволенного (Цельс) Право как совокупность законов, существующих в данной стране (позитивистская концепция) Естественное право - как сумма требований, рожденных объективными условиями жизни, естественным ходом вещей

Повсеместное признание Существования у человека некой совокупности «естественных прав» (human rights), которых его никто не может лишить никаким законом (law) Пришло после II мировой войны, когда надо было определить, на каком основании надо казнить фашистских руководителей. Они же не нарушали никаких законов, а новые, «людоедские» принимали абсолютно законным способом. Это выявило ущербность чисто позитивистской трактовки права

2. Поколения прав человека Первое поколение: личные, гражданские и политические Второе поколение: социально- экономические годы ХХ века Третье поколение - «право народов на достойную жизнь и развитие» е годы ХХ века Права индивидуальные и коллективные

Исторически концепция ПЧ определяла прежде всего пределы вмешательства государства в личную жизнь человека (право на жизнь, на свободу, на собственность, на справедливый суд). («Негативные» права) А также - гражданские или политические права – право избирать и быть избранным, право на информацию и свободу слова и т.д., все то, что обеспечивает демократический характер политического режима, дающего гарантии на соблюдение личных прав «Первое поколение» прав человека

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (начиная с эпохи буржуазных революций; но: система стратегий исключения) Негативная концепция свободы = отсутствие принуждения 1. Ограничение вмешательства со стороны государства с помощью правовых и институциональных механизмов 2. Установление равных для всех и всем известных правовых границ реализации прав и свобод; беспристрастное рассуживание споров о правах

ПРАВО НА ЖИЗНЬ И СВОБОДУ (Абсолютные права) 1. Личные права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на тайну частной жизни, на защиту чести, на свободу передвижений и выбор места жительства, свобода совести, свобода мнений

2. Политические права и свободы: свобода слова и право на информацию, избирательные права, свобода ассоциаций, свобода митингов и демонстраций, свобода обращений 3. Экономические права: право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода распоряжаться своей рабочей силой, свобода контракта

Пикет на Невском, у Гостиного, 20 августа 1991 г.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (конец XIX – вторая половина ХХ века) Позитивная концепция свободы = реальная возможность осуществить свою волю наравне с др. людьми Возложение на государство и др. агентов обязанности обеспечить материальные условия для равной реализации некоторых экономических, социальных и культурных прав Аккумуляция ресурсов Распределение ресурсов = ДИСТРИБУТИВНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Середина ХХ века – права «Второго поколения» - Социально-экономические права Иначе - обязательства, которые берет на себя государство для обеспечения достойной жизни человека : право на образование, на труд, на медицинское обслуживание, на социальное обеспечение и т.д.

ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ (Относительные права) Экономические права: право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др. Социальные и культурные права: право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на жилище, на образование, на доступ к культурным ценностям и др.

Иногда говорят о двух типах прав человека Негативные права (право на невмешательство власти, право на свободу) – что госуд-во не должно делать Позитивные (право получать от государства определенные блага), т.е. Что государство должно делать

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (конец ХХ века - ?) «Права солидарности» ??? = права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе ИЛИ Коллективные права ??? = права, которые могут осуществляться не отдельными людьми, а коллективом, общностью, нацией

1. Права народов»: ( по аналогии с правами индивидов?) право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими природными ресурсами, на благоприятную окружающую среду, на равноправие с др. народами, на развитие и др.

2.Права маргинальных групп которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными возможностей по осуществлению общих прав и свобод: права детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей расовых и национальных меньшинств и др.

Проблемы с Третьим поколением Кто является субъектом прав человека – исключительно индивиды или индивиды и группы? Могут ли права народов рассматриваться по аналогии с правами человека? Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран? Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран и групп? Правомерна ли «позитивная дискриминация», т.е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи прав человека?

Права «третьего поколения»: права различных особенно уязвимых или неблагополучных групп населения, которые иногда также называют коллективными правами Многие правозащитники, например, Марек Новицкий (Польша) считают неоправданным вообще говорить о коллективных правах человека. Правильнее говорить о нарушении прав конкретного индивидуума в связи с его принадлежностью к определенной этнической или социальной группе.

3. Проблемы, связанные с концепцией прав человека Попробуем встать в позицию «адвоката дьявола» И сформулировать несколько «Вредных вопросов» Которых в «приличном правозащитном сообществе» Не рекомендуется задавать

Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально- культурная специфика в их понимании? Если - едины, то как это согласуется с представлениями Монтескье "О духе законов"? И не является ли такой подход европо-центристским "прогрессорским" подходом ("мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья").

Если едины, то тогда оправданы гуманитарные интервенции, но опыт Косова указывает на сомнительную эффективность такого подхода. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно/ тоталитарных режимов ?

Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

К концу XX века человечество пришло к пониманию приоритета права на жизнь. По сравнению с другими ценностями Что на практике привело к приказу экипажам не сопротивляться воздушным террористам Однако события 11 сентября 2001 г. показали пагубность этого принципа

В новой ситуации борьбы с международным терроризмом Некоторые американские юристы ставят вопрос о допустимости пыток при допросах подозреваемых в терроризме Более приверженные к концепции прав человека европейские юристы Все же говорят о «сужении зоны» суверенных прав личности в связи с борьбой с терроризмом

4. Политология прав человека. Как тема прав человека была представлена На XX конгрессе Международной ассоциации политической науки, 9-13 июля 2007, г. Фукуоко (Япония)? - в рамках трех групп сессий (панелей). Прежде всего, это панели одноименного Исследовательского комитета - 26 – «Права человека». Тематика прав человека нашла свое отражение и в панелях Исследовательского комитета 31 – «Политическая философия». Наконец, доклады на эту тему были представлены на двух панелях Специальной сессии 7.

Участники конгресса из России

Под эгидой ИК 26 «Права человека» состоялись три сессии Две из них были более ориентированные на изучение политических феноменов с использованием прав человека как удобного аналитического подхода – сессии «Войны, связанные с правами человека: Риторика и практика интервенции» и «Права человека и политическое изгнание», Третья - «Политическая экономика прав человека: Что могло бы быть экономической моделью прав человека?» была сфокусирована на анализе самой концепции прав человека и поиске обоснования этого понятия исходя из политэкономии.

Майкл Дэвис ««Соперничающие взгляды на военные интервенции: позиции США, Европы и Китая» Два типа военных действий в эпоху после окончания холодной войны – военные интервенции в гуманитарный целях и предупредительные защитные войны тесно связанные с концепцией «борьбы с терроризмом». Центральной проблемой в обеих случаях является противоречие с концепциями суверенитета и невмешательства, а местом проявления этого противоречия является Совет безопасности ООН. Автор анализирует три подхода к понятию суверенитета, основными носителями которых являются, соответственно, США, Китай и страны Европы, которые он определяет соответственно, как «новый суверенитет», «старый суверенитет» и «транснационализм».

Сессия «Права человека и политическое изгнание» Феномен политического изгнания анализировался как на примере Латинской Америки, где такое изгнание стало частью авторитарной политической практики и где факт пребывания в изгнании для ведущих политиков стал даже важным условием для будущей политической карьеры (выступления Луиса Ронигера, США и Марио Шнайдера, Израиль), так и на примере понятия «приобретение дома» в сионизме (Эяль Ховерс, Израиль). Показательно также и название статьи Ханы Гарри (Голландия, Трибунал ООН по бывшей Югославии) – «Права в изгнании: двуликий Янус гуманизма».

ИК 31 – «Политическая философия», Сессия «Демократия и проблемы культурного релятивизма» предметом анализа была как ситуация в Южной Африке: сообщение Кристины Бэнгли на тему «Является ли власть (power) традиционных лидеров Южной Африки совместимой с равноправием женщин? Три варианта (Да, нет, возможно)», так и ситуация в Великобритании: сообщение Моники Муферье «Изучая основы прав человека: религиозные основы и гендерное неравенство в образовании».

Специальная сессия «Права человека: Институты, политические практики (policies) и международные нормы» Проблема соотношения международных правовых норм в отношении приема беженцев и реальная практика правительства Японии, которое существенно ограничивает предоставления прав беженца выходцам из Кореи по сравнению в выходцами из других стран (работа Майкла Штрауса, США). В выступлении Манн-Хо Хео (Республика Корея) анализировались возможности и пределы влияния международных организаций на улучшение ситуации с правами человека в КНДР. Доклад автора этих строк о развитии института омбудсмана.

Итак, мы видим, что концепт прав человека является важной и широко используемой частью современной политической науки, что связанно прежде всего с широкой представленностью этого понятия в современной политической практике.

М.Ю.Мизулин (РАГС) Получается, что базовая идея права как юридического условия и процедуры достижения справедливости, свободы и порядка не в полной мере вписывается в происходящие изменения. Ситуация баланса порядка, свободы и справедливости - это ситуация скорее политическая и там, в сфере политики надо искать ее присутствие и промысливать новые условия взаимности и расхождения этих важнейших социокультурных феноменов. Поэтому, есть предположение, что право реализации общественных изменений находится в предметной плоскости политики, а не только и не столько в сфере юриспруденции.

Типы правопонимания в современной России «Противостояние между двумя типами правопонимания (в терминологии В.С.Нерсесянца) – легистского, настаивающего на монополии государства на правотворчество, и юридического, признающего множественность субъектов правотворчества – похоже, закончилось победой сторонников юридического, антилегистского, подхода, хотя на практике «скрытое» право все еще продолжает пребывать на полулегальном положении по отношению к праву «официальному»[1]. [1] Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М.: НОРМА, С.11.[1]

5. Права человека как часть пути к демократии и публичной политике Концепция прав человека как итог борьбы за свободу и как важнейшая часть либерализма Проблемы демократизации и соблазн «большого скачка» Права человека как индикатор свободы в обществе и государстве Права человека и публичная политикару

В пригороде Вашингтона, Росслине (Арлингтон), рядом с офисом одной телекомпании «8-й канал» Открыт специальный «Парк свободы» В котором собраны экспонаты из разных стран мира, символизирующие борьбу людей за свободу, за свои права

Здесь и кусочек Берлинской стены

Здесь и шлюпка, на которой бежали с «Острова свободы»

Здесь и дверь из камеры Мартина Лютера Кинга

Но центральный экспонат - Стеклянная объемная спираль, На которой высечены имена журналистов, Погибших при выполнении своего профессионального долга И список этот все пополняется…

На наш взгляд, соблюдение прав человека Является и критерием реализации публичной, открытой политики И механизмом ее развития из закрытой, подковерной, «Государевой» А институты защиты прав человека – государственные (например, Уполномоченный по правам человека) И общественные (например, правозащитники) Играют важную роль в развитии публичной политики в России и ее регионах