Права человека в контексте права, идеологий и мировой политики Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую Декларацию Прав Человека.
Advertisements

Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Коробова Е.В. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Коробова Е.В. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Hominum causa ius consistitum est. «Право существует для пользы человечества»
Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми.
Особенности, общая характеристика и источники международного права Выполнила студентка группы ВЗБ3ЮР-26 гп Сверчкова Ж.Е. Преподаватель: Глазков А.Н.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПОДГОТОВИЛА: СЕЙДИНОВА М.А., МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАРАГАНДИНСКОГО.
ЦЕЛЬ: ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Права человека.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Презентация НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»
М ОЯ К ОНВЕНЦИЯ. К ОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-
Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство.
Домашнее задание: § 2,задание 4 (п) § 2,задание 4 (п) © Ковалькова Н.Н 1. Сущность права 2. Подходы к пониманию права Охарактеризуйте роль важнейших функций.
Международное право elena22 Понятие международного права Джон Локк (29 августа октября 1704 Англия)29 августа октября 1704.
Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской.
Либерализм и консерватизм – две главные идеологии современности Выполнил(а).
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЦЕЛИ УРОКА ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЗАЩИТЕ ЖЕРТВ ВОЙНЫ.
Демократия – это когда народ определяет свою судьбу. А. Солженицын.
Тема: Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации.
Из истории прав человека 1789 г. – Франция декларация прав человека и гражданина 1776 г. – США декларация независимости Древняя Греция – гражданин обладал.
Транксрипт:

Права человека в контексте права, идеологий и мировой политики Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 3.

Структура лекции Понятие прав человека 2. Права человека в различных концепциях права 3. Права человека и политические идеологии 4. Причины мирового признания приоритета прав человека 5. Права человека как часть пути к демократии и публичной политике

1. ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Рассмотрим возможные определения «Прав человека» "Права человека - права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам" - Британская энциклопедия, т.6, 1998.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и политической и культурных сферах. ПЧ носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление ПЧ – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. (Российская юридическая энциклопедия, М., 1999)

Разные подходы к пониманию прав человека Права человека как синоним свободы ПЧ как отражение достоинства личности ПЧ как притязание на обладание определенными возможностями ПЧ как характеристика отношения личность-государство ПЧ как инструмент ограничения власти

Марек Новицкий – польский физик, активист «Солидарно- сти», правозащит- ник, педагог

Из лекции Марека Новицкого: Термин "Права человека" относятся только к взаимоотношениям между человеком и государством. Наличие у человека определенного "права" означает, что у власти есть соответствующая обязанность обеспечить реализацию этого права. Наличие у человека конкретной "свободы" ( в контексте "права и свободы человека") означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства., которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни (личное достоинство, напротив, зависит от образа жизни человека и его поведения) Можно сказать также, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть.

Наше определение: Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек- государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком

Итак, в какие области науки мы входим в поисках понимания прав человека Права человека как синоним свободы – Философия, юриспруденция ПЧ как отражение достоинства личности – философия, этика Одинаковы ли понимание свободы и достоинства у разных народов в разные времена?

ПЧ как характеристика отношения личность- государство ПЧ как инструмент ограничения власти Теория государства и права Демократия и ее развитие Демократический транзит История правозащитного движения как часть истории России Понятие публичной власти и публичной политики

«Требования соблюдения прав человека сущностно экстралегальны (выходят за пределы существующего нормативного поля – А.С.) – их главная цель поставить под сомнение или изменить существующие институты, практики или нормы, особенно юридические институты и нормы.» - Jack Donnely. Unversal Human Rights in Theory and Practice. – Inhaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, P. 14.

Три возможных «круга» участников обсуждения проблем прав человека 1. Собственно – политология прав человека и связанных с этим понятием проблем 2. Междисциплинарное академическое сообщество специалистов, заинтересованных в теме прав человека – антропологи, философы, социологи, юристы, политологи 3. Экспертно-активистское сообщество, включающее как участников первых двух «кругов», так и «рефлексирующих» активистов правозащитных НКО и государственных правозащитных структур

Круг 1. Политология прав человека 1. Появление, развитие и эволюция концепции прав человека как значимая (определяющая) часть идеологии либерализма, Включая и либеральную школу в теории международных отношений 2. Зарождающееся направление – политология права (или юридическая политология)- Анализ развития права как такового в соотношении с политическим процессом, и как часть темы – появление и закрепление самого концепта прав человека Здесь правомерны вопросы о том, как влияют конкретные политические обстоятельства на появление и закрепление тех или иных правовых норм.

Круг 2. Междисциплинарное академическое сообщество Юристы, Социологи, Антропологи, Философы, Историки, Политологи Проблемы: Юридический абсолютизм – раз «право» – значит это наша «делянка». Юридический позитивизм Социологический подход (противоречие между позитивистским и нормативистским взглядами) Но – «Публичная социология» (!!!)

Круг 3. Экспертно- активистское сообщество Экспертная функция академических ученых (прикладная наука) Ученые, ушедшие в правозащиту – Л.М.Алексеева, А.Д.Сахаров, С.А.Ковалев Рефлексирующие правозащитники – В.М.Гефтер, А.Ю.Даниэль и другие И снова – идеи Майкла Буравого (!)

Существует три подхода к понятию «Права человека» 1. Либеральный 2. Социал- демократический 3.Государственническ ий (этатистский )

Либеральный подход: права человека рассматриваются как нечто исходно наличествующего у человека, присущее ему от рождения, как свойство, которое дано человеку природой (или Богом), поэтому никакая власть или государство не вправе на них посягать.

Социал-демократический подход: рассматривает права человека как результат общественного договора, гласного и негласного, соответственно, изменения этого договора могут привести и к изменениям сути обсуждаемого концепта.

Государственнический (этатистский ) подход: это те права, что предоставляет человеку государство, либо в лице суверенного монарха, либо в лице избранного народом парламента. Соответственно, тот кто права дал, может их и забрать

2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ПРАВА

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПРАВО? Право, будучи наукой о добре и справедливости, призвано быть основанием для отличия дозволенного от недозволенного (Цельс) Право как совокупность законов, существующих в данной стране (позитивистская концепция) Естественное право - как сумма требований, рожденных объективными условиями жизни, естественным ходом вещей

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО в теории государства и права - понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. (Юридический словарь)

Естественное право понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Античный мир века – как идеология социальных революций. Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш.Монтескье

П.Новгородцев: ( ) Естественное право издавна противопоставляется положительному, во-первых, как совершенная идеальная норма несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Что касается первого противопоставления, то оно обуславливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые обостряют и подчеркивают это противоречие. -время течет, а нормы права остаются

Софисты: «законы должны служить к охране личной свободы, которая только и может считаться сообразной с природой» Сократ: «Существуют известные неписанные божественные законы, с которыми человеческие законы должны сообразоваться. Для понимания этих законов нужно знание, которое и должно лежать в основе государственного управления»

Средневековье: Вопрос об отношении положительного права к естественному имел не только теоретическое, но и практическое для церкви значение В борьбе со светской властью сторонникам теократии постоянно приходилось ставить вопрос о том, в какой мере следует повиноваться государственным предписаниям и законам. Одновременно – у человека появилась свобода выбора

Гуго Гроций (1583–1645) положил начало обособлению естественного права от богословия и ввел в эту область рационалистический метод. Именно с Г. Гроция право начинает выводиться из природы атомизированного индивида. "Мать естественного права есть сама природа человека" - постулирует он Зарождение гражданского общества

Общие черты естественно- правовых теорий 1. Наличие норм естественного права не отрицает ценности норм позитивного права, источником которого является воля суверена, получившего право законодательствовать в результате общественного договора. 2. Естественное право не столько критерий права позитивного ( актуально в периоды революций и кардинальных реформ), сколько выступает в единстве с ним.

3. Нормы естественного права чаще всего отождествляются с основными принципами частного права, естественно рождающимися в отношениях между людьми как частными лицами. 4. Нормы естественного и позитивного права выступают как некие рационально-этические принципы, следовать которым есть веление правого разума. Позитивное право получает морально- рациональную легитимацию.

В основе легистской (юридико- позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти Историческая школа права: Право развивается, утверждает Савиньи, подобно растению, путем непроизвольного и органического процесса образования. Оно теряет свои устаревшие части и приобретает новые, как дерево теряет и приобретает свои листья

П.Новгородцев (начало ХХ века): Понимание естественного права, как некоторой критической инстанции, оценивающей существующее и подготавливающей будущее, приводит в наше время к его реабилитации.

3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

3.1. Права человека как часть концепции либерализма Если рассматривать историю современности как процесс освобождения человека, то свобода становится критерием изменений. А именно либерализм является идеологий свободы – не бунта, а разумной свободы. Принцип свободы как естественных прав человека был впервые зафиксирован в

Декларация независимости США, 1776 Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых.

Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью»

3.2. Права человека и иные идеологии Концепция прав человека органично вошла сегодня и в большинство иных идеологий: Консерваторы защищают свою свободу и свободу предпринимательства от государственного вмешательства Социал-демократы – защищают социально-экономические права как основу для реализацию человеком личных прав, его достоинства Феминистки – отстаивают права женщин и т.д. Националисты – говорят о праве наций на самоопределение Исключение составляют фашисты…

4. ПРИЧИНЫ МИРОВОГО ПРИЗНАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Первый шаг – гуманитарная компонента международного права ГААГСКИЕ МИРНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, две международные конференции, состоявшиеся в 1899 и 1907 в Гааге (Нидерланды); имели целью ограничить рост вооружений и выработать мирные способы решения международных споров. Инициатива Николая II 26 стран Европы, Азии и Америки.

На Первой Гаагской конференции приняли 3 конвенции О мирном решении международных столкновений; О законах и обычаях сухопутной войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 а также 3 декларации: О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов; О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы; О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.[1][1]

Следующий шаг – создание Лиги Наций Создана в 1919 г., прекратила работу в 1939 г., формально распущена в 1946 г. Вудро Вильсон, как один из инициаторов ее создания, но США в нее не вошли Страны Антанты и нейтральные СССР пригласили, но после Финской войны – исключили. Не вмешивались во внутренние дела суверенных стран. Не смогли остановить нацистов

Преамбула Устава Лиги Наций Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности, важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимают настоящий Статут, который учреждает Лигу Наций.

Однако следование «Нерушимым принципам суверенитета» и невмешательства во внутренние дела других стран Не позволило Лиге Наций предотвратить II Мировую войну и преступления нацистов в том числе и против собственного народа. Н а «законных» основаниях были уничтожены миллионы евреев, около полумиллиона цыган, десятки тысяч несогласных с нацистским режимом Этот урок был выучен, и в Уставе ООН уже было положение о «Уважении к правам человека»

Преамбула Устава ООН ( ) МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и

содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

Однако еще ранее Был вынесен приговор лидерам нацистской Германии на Нюрбергском процессе (1947 г.) В основу которого было положено понятие существование «естественных» прав человека, которые не дано нарушать никакому государству или государственным структурам. То есть Нюрбергский трибунал стал одним из творцов нового международного права, Его приговор заложил основу Всемирной системы защиты прав человека

Преамбула Всемирной декларация прав человека ( г.) Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

Преамбула…(продолжение) принимая во внимание, что государства- члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Жак Маритен: «Как сумели договориться? «Во время одного из заседаний Французской национальной комиссии ЮНЕСКО, на котором обсуждались права человека, кто-то удивился тому, что известные сторонники жестко противоборствующих идеологий пришли к согласию по поводу проекта перечня этих прав. Да, отвечали они, мы согласились по поводу этих прав, полагая, что нас не спросят почему. С этого "почему" начинается полемика.» (Человек и государство, М., 2000)

Трудно, но все же возможно, как это показала Всеобщая декларация прав человека, дать общую формулировку такого рода практических выводов, или различных прав, которыми человек обладает в личной и общественной жизни. Но тщетно было бы искать общее рациональное обоснование этих, выводов и этих прав. Если бы мы это делали, то рисковали бы впасть в произвольный догматизм или были бы вскоре остановлены непримиримыми разногласиями. Вопрос, который здесь встает перед нами, - это вопрос о практическом согласии людей, которые по своим теоретическим взглядам являются противниками. (Жак Маритен)

5. Права человека как часть пути к демократии и публичной политике Концепция прав человека как итог борьбы за свободу и как важнейшая часть либерализма Проблемы демократизации и соблазн «большого скачка» Права человека как индикатор свободы в обществе и государстве Права человека и публичная политикару

В пригороде Вашингтона, Росслине (Арлингтон), рядом с офисом одной телекомпании «8-й канал» Открыт специальный «Парк свободы» В котором собраны экспонаты из разных стран мира, символизирующие борьбу людей за свободу, за свои права

Здесь и кусочек Берлинской стены

Здесь и шлюпка, на которой бежали с «Острова свободы»

Здесь и дверь из камеры Мартина Лютера Кинга

Но центральный экспонат - Стеклянная объемная спираль, На которой высечены имена журналистов, Погибших при выполнении своего профессионального долга И список этот все пополняется…

На наш взгляд, соблюдение прав человека Является и критерием реализации публичной, открытой политики И механизмом ее развития из закрытой, подковерной, «Государевой» А институты защиты прав человека – государственные (например, Уполномоченный по правам человека) И общественные (например, правозащитники) Играют важную роль в развитии публичной политики в России и ее регионах