Александр Сунгуров Курс «Современные проблемы истории и методологии политической науки» Тема 4 Системный подход и другие концепции исследования политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров Курс «Современная политическая наука», Лекция 3 Системный подход и структурно-функциональный подходы.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Системный и структурно- функциональный подходы в политологии А.Сунгуров. Введение в специальность Введение в специальность Лекция 3.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Политическая культура Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 10.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Понятие, структура, функции политической системы общества. Преподаватель : Никитин А. Г. Работу выполнила : Сабирова А. А., 261 гр.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
Транксрипт:

Александр Сунгуров Курс «Современные проблемы истории и методологии политической науки» Тема 4 Системный подход и другие концепции исследования политики.

Структура презентации 1. Системный анализ политики 2. Конфлитологические теории политики 3. Коммуникативная концепция 4. «Постмодернистское» понимание политики 5.Политическая наука в России

1. Системный анализ политики 1.1. Работы Толкотта Парсонса 1.2. Работы Дэвида Истона 1.3. Работы Габриэля Алмонда с соавт Функции политической системы

1.1. Работы Толкотта Парсонса Считал своей главной задачей создание общей социологической теории. Видел эту теорию как аспект теории социальных систем, который занимается явлениями институциональных образцов ценностных ориентаций, условиями этой институционализации и изменениями в образцах, условиями подчинения им и отклонения от них, а также мотивациями этих событий

Для существования любой системы Нужно, чтобы она удовлетворяла четырем системным (функционально необходимым) условиям: Адаптации Целеполаганию (определение иерархии целей и мобилизация ресурсов) Интеграции (координация элементов для обеспечения единства) Латентности (поддержания равновесия и воспроизводство системных образцов)

В самой системе действия Парсонс Выделял следующие подсистемы: 1. Биологическая система (организм) как посредник между материальным и идеальным (нормы, ценности, значения) с функцией адаптации 2. Система личности, выполняющая функцию целеполагания, и формирующаяся в процессе социализации индивида (внедрения ценностей и норм)

3. Социальная система с функцией интеграции, Которая представляет собой «управляемую ценностями» совокупность ролевых статусов, указывающих на оптимальные действия 4. Культурная система как совокупность «исторического опыта» (т.е. идей, идеалов, Ценностей, ориентаций, ролей и т.д.) с присущей ей функцией поддержания системного образца путем создания социальных норм, исходя из «исторического опыта» и социализации индивида.

Социальная же система представляется в следующем виде: 1. Экономическая система, выполняющая функцию адаптации, являющаяся посредником и связующим звеном между социальной организацией и природой 2. Политическая система с функцией целеполагания, включающая в себя все формы принятия решений, стандартизации целей и мобилизации ресурсов на их достижение.

3. Система социетальной общности, исполняющая функцию интеграции, для чего ей нужны институты социального контроля. 4. Система социализации, выполняющая функции «поддержания образца» путем включения индивида в существующие культурные системы

Подсистемы социальной системы Связаны между собой «средствами обмена», которые представляют собой деньги (А), власть (G) и обязательства (L), Причем власть понимается «как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри… политической системы, но не выходящий далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества… - экономическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддержания культурных образцов»

1.2. Работы Дэвида Истона Дэвид Истон (род г.) – ведущий американский политолог, адаптировавший принципы и методы системного анализа к изучении политической жизни

Политическая система, по Истону, есть Совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе распределяются ценности, и их результаты признаются всеми членами общества. Политическая система есть подсистема общественной системы, в рамках которой ее можно определить как «систему поведения», связанную с властным распределением ценностей, или как «все действия и социальные институты, имеющие более или менее прямое отношение к принятию, претворению в жизнь и последствиям властных решений (policy-making process)

Политическая система – система открытого типа Она испытывает на себе «возмущающие события» - постоянный поток событий и акций со стороны окружения, И одновременно реагирует на них, адаптируясь к новым условиям окружения и пытаясь изменить их под себя «Полное окружение» системы – из интрасоциального (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и Экстрасоциального окружений

Две основные функции политической системы: Предложение ценностей обществу и Навязывание их большинству его членов для признания в качестве обязательных. По Истону, это – существенные переменные политической жизни, уровень которых может помочь выявить стрессовые состояния системы. Стресс может полностью разрушить систему (военный разгром), но чаще только затрудняет ее функционирование

Давид Истон предложил и политическую систему Рассматривать с позиции «Черного ящика», т.е. Мы не знаем, что в нем (ящике) внутри, Но может измерять Сигналы на Входе (X) и Выходе (Y) И делать предположения, как Y зависит от Х, т.е. о виде функции f Y = f (X)

Система с позиции «Черного ящика» Y = f(X) X - входы Y - выходы

Какие могут быть ТРЕБОВАНИЯ? Что требуют люди у Власти? 1. «Хлеба» - т.е. материальных благ (Зарплаты, пенсии, пособий т.д.) 2. «Порядка» - т.е. законов или «правил игры» 3. Участия во власти – «Партия, дай порулить» 4. Уважения – моральных благ.

Выходы политической системы Также можно разделить на 4 типа 1. Материальные блага – зарплата, пенсии 2. Правила игры – законы 3. Обеспечение участия – избирательные законы и практика консультаций, общественного участия Почетные звания, награды

Политическая система работает оптимально Когда в результате ее Выходов Требования на входе уменьшается, а Поддержка растет Но это бывает редко Все сказанное относится не только к демократической системе власти, Но и к авторитарной, так как нельзя постоянно «Сидеть на штыках»

1.3. Габриэль Алмонд (1911, Рокайленд) американский политолог, автор классических работ по политическим системам, по политической культуре и по теории политического развития

Работы Габриэля Алмонда с соавт. Политическая система – это разные формы политического поведения государственных и негосударственных структур. Для Алмонда базовым является понятие роль (вместо института, организации, группы). Именно от роли зависит содержание формальных и неформальных взаимодействий, создающих политическую культуру общества, которую он считает решающей, интегрирующей для развития конкретных политик.

Алмонд различает три класса объектов, включенных в политическую систему: 1. Специфические роль или структуры – законодательные органы, исполнители, бюрократия 2. Ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы 3. Конкретная публичная политика, решения (или обстоятельства, порождающие таковые) Эти структуры, обязанности и решения могут быть классифицированы исходя из того, вовлечены ли они в политический, «на входе», или в административный, «на выходе», процессы

Политическая структура и политическая культура В первом приближении можно выделить два аспекта Политической системы Это Политическая Структура и Политическая культура Под политической структурой понимают наблюдаемые формы, активности политической системы.

Политическая структура Назвать определенную деятельность структурой означает, что существует некоторая повторяемость, устойчивость. Элементы, которые образуют структуру всех систем, включая и политические системы - это роли. Каждый член общества обычно исполняет не только политические, но и иные роли - в семье, на производстве и т.д.

Структура политической системы включает в себя Не только государственные институты, такие, как парламент, суды и администрацию, Но и все структуры в их политическом аспекте - традиционные структуры (род, племя, семья), Анонимные, спонтанные феномены - беспорядки, демонстрации, бунты; различные группы влияния и землячества, а также законно оформленные организации - политические партии, клубы по интересам, благотворительные фонды и другие

В рамках системного подхода Понятия роль и структура используются чаще, чем организация или институт, Чтобы подчеркнуть действительное поведение индивидуумов и действия организаций и служб, Так как понятие "политический институт" часто отражает формальные действия или законы, либо идеальную модель для подражания.

Политическая культура (в рамках системного подхода) - Внутренние предрасположенности или, иначе, психологическое измерение политической системы - Это совокупность позиций, верований, предрасположенностей, ценностей и мнений как всего общества, так и его отдельных компонент - То есть то, на основе чего человек принимает то или иное политическое решение

Так как политическая система всегда состоит из подсистем То все подсистемы или компоненты политической системы – региональные и национальные группы, социальные классы и т.д. – имеют свои склонности и тенденции и составляют поэтому отдельные субкультуры

1.4.Функции политической системы выделяются шесть основных аспектов деятельности политической системы в процессе которой происходит преобразование различных поступающих в нее сигналов - "входов" в "выходы" - продукты деятельности системы, включающие в себя как различные виды регуляции поведения граждан (законы, указы, правила и т.д.), так и распределение или раздача товаров, возможностей, служб, статуса и т.д.

Шесть функций полит. системы: 1. Артикуляция интересов различных групп населения, позволяющая трансформировать скрытые желания и потребности в явно выраженные требования или предложения; 3. Агрегация интересов - обобщение многосторонних потребностей и желаний граждан и их групп в несколько альтернативных программ деятельности политической системы; 3. Принятие законов, «правил игры» уполномоченными на то органами и структурами;

Шесть функций полит. системы: 4. Реализация, исполнение принятых законов; 5. Рассуживание спорных ситуаций, или, иначе, применение существующих правил для конкретных жизненных ситуаций; 6. Функция политической коммуникации между различными структурами политической системы.

С политической структурой связаны две важных функции - функция рекрутирования новых членов; - функция структурной дифференцировки, т.е. процесс, при котором либо изменяется и становится более дифференцированной прежняя роль, либо появляются новые виды ролей, либо возникают или создаются новые структуры и субсистемы.

С политической культурой связаны еще две функции - политическая социализация и - секуляризация политическая социализация - это внедрение политических взглядов и ценностей в процессе взросления ребенка и рекрутирования взрослого человека в определенную политическую роль;

Секуляризация – это процесс развития политической культуры, аналогичный процессу дифференциации в отношении политической структуры. Это процесс, в котором человек увеличивает рациональность и аналитичность своих политических взглядов и действия, проверяет их на жизненном опыте и корректирует в соответствиями с реальными условиями жизни.

2. Конфлитологические теории политики Марксистские взгляды на политику как проявления классовой борьбы (Klassenkampf) повлияли на возникновение теории расовой борьбы (Rassenkampf) австрийских ученых Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера, на становление многих конфликтологических концепций политической сферы К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.

Политика, к примеру, по К. Шмитту, представляет собой особый тип социального отношения 'врага-друга', 'вертикальную ось', как бы проникающую сквозь всю общественную структуру, и, в частности, экономическую и духовно-культурную жизнь, другими словами, специфическую форму соединения или разъединения людей

'Политическое,- пишет К. Шмитт,- может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области но только степень интенсивности, ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или в культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода и, в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения'

В юриспруденции Карл Шмитт был сторонником теории деционизма (лат. Decision – решение), в основе которой положение о том, что в государстве определяющее значение имеет решение, а не право (норма), призванное регулировать стабильные и привычные ситуации и отношения (эти «нормальные», в обыденном смысле, ситуации являются целью государственной политики); более того, при интерпретации права следует руководствоваться социальными и политическими реалиями; в этом заключается принципиальное отличие деционизма от нормативистской школы Ганса Кельзена ( ) и либерального плюрализма Гарольда Ласки ( )

3. Коммуникативная концепция Взгляд на политику как систему коммуникаций и информационных потоков, характерен и Xанны Арендт и Карла Дойча ( гг.). Последние наиболее известные теоретические построения, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных действий, связаны с работами Никласа Лумана (р. 1927) и Юргена Хабермаса

Юрген Хабермас (Род. 1929): Политика выражает себя через систему коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований например, во взаимоотношениях между капитализмом и демократией частная сфера общества сообщается с публичной через такие механизмы опросредования, как деньги и власть

В одной из первых работ Хабермас Рассмотрел возникновение, развитие и перспективы публичной сферы в современном мире. Публичная сфера понимается как социальная арена («открытость и совместность»), на которой отдельные индивиды через общение и обоснование суждений (т.е. через многочисленные и разнообразные коммуникации) формируют нормативные ориентации, Которые контролируют и оказывают рационализирующее влияние на применение государственной власти.

Французский политолог Режи Дебре (р г.) в книге «Писец. Происхождение политики» (1980) проложил в известном смысле коммуникативную модель. Он считает, что политика – это треугольник «Государство – СМИ – Интеллигенция». Природа одного из указанных элементов не может измениться, не переменив двух других. Революция в СМИ определяет одновременно и революцию в истории данной интеллигенции, и в функционировании государства.

Основным элементом этой триады Дебре считает интеллигентов, как носителей информации (государственных чиновников и политических деятелей), которые в современном обществе выполняют роль церковных писцов, чья специальность в прошлом и настоящем – налаживать отношения между людьми. Интеллигент есть человек коммуникации, а его функция – в основном быть политиком, т.е. посредником, связывающим людей. Он видит политику как умственную деятельность, считая, что еще в момент зарождения политики ее логическим синонимом было знание.

4. «Постмодернистское» понимание политики (Жан Деррида,1930, Мишель Фуко) Постмодернисты пытаются выйти за рамки так называемой 'рациональности модерна', строя новейшую модель политики, при которой как бы разрушаются такие системообразующие параметры политической жизни, как легитимность государственной власти и авторитет социального порядка, а также возрастает роль групповых ценностей по сравнению с традиционными общественными нормами

Вся политическая материя 'декомпозируется' сквозь групповую призму восприятия политического мира, с точки зрения коллективных представлений так называемых 'воображаемых сообществ' политически эмансипированных людей, стремящихся сделать свободный выбор и добиться, опираясь на коллективную солидарность, 'эмоциональной власти'

В рамках постмодернизма классическое понимание политики как сферы регулирования человеческого общения, области, ответственной за поддержание социального порядка и управление общественными делами разрушается поскольку в современном постмодернистском обществе релятивизируется сам смысл общественного порядка, ценностей и целей общества, а власть, институты и способы политического регулирования утрачивают четкость, ясность и определенность

Политика из формы принудительного общения и механизма властного регулирования общественными делами превращается в способ эмансипации от власти, ухода от насилия политического модерна и обеспечения свободы выбора личности.

5. Политическая наука в России Становление с пустого места?

С точки зрения поверхностного наблюдателя, напрашивается примерно следующая картина становления политической науки в России: Формирование традиции политических исследований в дореволюционной России, происходившее вполне синхронно с конституированием мировой политической науки Прерывание этой традиции в советское время, когда не могло быть и речи о заказе на независимую политическую науку Воссоздание политической науки в постсоветский период, когда такой заказ обозначился, и, кроме того, исчезли идеологические препятствия для освоения достижений мировой политической науки ОДНАКО ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК!

Де-факто политология советской эпохи Несмотря на то, что политология как самостоятельная область знания не могла быть официально признана в СССР, политические исследования осуществлялись «тайным» образом под маркой других дисциплин: истории, теории государства и права, научного коммунизма, исторического материализма, регионоведения и страноведения, «рабочеведения» международных отношений и др. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ЗАРОДИЛИСЬ УЖЕ В е Г.Г.

От «де-факто» к «де-юре» политологии В 1990 г. состоялись первые защиты докторских, а в 1991 г. – кандидатских диссертаций. Первые специализированные диссертационные советы были созданы в 1990 г. в ИОН при ЦК КПСС и при Уральском отделении АН СССР. Стали создаваться кафедры политологии в вузах, была введена новая учебная дисциплина «Политология». Первая кафедра политологии была открыта в 1989 г. на философском ф-те ЛГУ. В том же году была образована кафедра политической социологии в рамках межфакультетского Центра социально- гуманитарного образования МГУ и кафедра политологии в Тульском пединституте. С 1991 г. – практически, во всех вузах. Произошла трансформация институтов, действовавших в рамках КПСС и отчасти – академических институтов (например, образован Институт сравнительной политологии РАН)

Проблемы нового этапа: Проблема кадров. В начале 1990-х гг. в стране почти не было профессиональных политологов, имеющих соответствующее образование. Старшее и среднее поколение российских политологов – выходцы из других дисциплин (не только обществоведческих!), освоившие новую профессию самостоятельно и / или в результате переподготовки. Были созданы юридические и отчасти организационные условия для развития политической науки в качестве самостоятельной научной дисциплины. Однако одновременно возник и целый ряд новых проблем. СКЛОННОСТЬ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Отчасти проблема ознакомления с достижениями политической науки решается с помощью учебников и хрестоматий ОДНАКО Качество этой литературы порой оставляет желать лучшего; видимо, уже назрела потребность в профессиональной экспертизе учебников.

Проблемы нового этапа: Диспропорции в распределении ресурсов и возможностей. Значительная часть интеллектуальных и институциональных ресурсов оказалась сосредоточена в столицах и крупных городах. В дальнейшем в целом ряде регионов наметились «точки роста» политической науки, однако об исправлении указанной диспропорции пока говорить не приходится. Становление политической науки в России пришлось на эпоху хронического недофинансирования науки и образования. При этом политология была лишена базового «запаса прочности».

Большую роль сыграла грантовая поддержка международных фондом ОДНАКО Политика грантодателей в значительной степени определяет приоритеты развития политической науки С одной стороны, это неплохо, поскольку наилучшей стратегией в данных обстоятельствах, видимо, является поддержка наиболее перспективных направлений и наиболее талантливых исследователей. С другой стороны, развитие одних направлений исследований стимулируется в ущерб другим (прежде всего, «фундаментальным»). Тем самым еще больше усугубляются «тематические диспропорции», исходно присущие политическим исследованиям в России

Проблемы нового этапа: Значительное число наиболее активных политологов оказались серьезно вовлечены в практическую политику или в процесс формирования новых аналитических центров. Что, с одной стороны, означает частичный отток кадров, с другой – порождает проблему разграничения разных ролей, в которых выступают носители политического знания: ученого, аналитика, эксперта, идеолога, политтехнолога и т.д. Последняя усугубляется и определенным недостатком рефлексии относительно методологии получения и применения политического знания

В статье, приуроченной к 10-летию официального признания политологии в России М.В.Ильин констатировал: В России уже появилась субстанция профессионального сообщества политологов, однако последнему все еще не хватает формы (т.е. устойчивых способов взаимодействия, дифференциации и консолидации направлений, школ и т.д.) Сформировалась система кафедр, академических структур и независимых институтов, в которых ведутся научные исследования, осуществляется подготовка студентов и аспирантов Возникло новое поколение докторов и кандидатов политических наук «Выдается на гора» научная литература

Возникла определенная инфраструктура связей внутри профессионального сообщества Научные журналы и др. периодические научные издания, в том числе, региональные

Российская ассоциация политической науки – общероссийская общественная организация профессиональных политологов-исследователей и преподавателей учреждена в декабре 1991 г., получила статус общероссийской в июне 2001 г. Является правопреемницей Советской ассоциации политических наук (1955 г.) и единственным официальным представителем отечественных политологов в Международной ассоциации политической науки (МАПН). Имеет отделения в 54 регионах России. Возникла определенная инфраструктура связей внутри профессионального сообщества

Источники и составные части российской политологии 1. Теория государства и права 2. Эксперты при международном и иных отделах ЦК КПСС 3. Академическая социология 4. Кафедры научного коммунизма Современная российская политология: Академические институты – где они? Российские вузы Фабрики мысли и Центры публичной политики Телеполитологи

Экспертное сообщество: политическая наука Избирательные технологии Экспертное знание по проблемам, связанным с реформами политических институтов Идеологии В меньшей степени – иные политические технологии «Спрос» на политологическое экспертное знание подвержен колебаниям в зависимости от потребностей акторов публичной политики. Наиболее востребованные «товары»: ВОПРОС В какой мере российская политическая наука готова быть поставщиком прикладного знания?

Кем производятся и где применяются политические знания? УНИВЕРСИТЕТСКАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ (исследования политики) ПОЛИТИКИ: публичные политики (участвуют в осуществлении власти), чиновники, партийные функционеры ПОСРЕДНИКИ между политиками, общественными, корпоративными структурами и гражданами: лоббисты, специалисты по PR и др. ПОМОЩНИКИ, обслуживающие собственно политическую деятельность (советники, аналитики, политтехнологи и т.д.) ИДЕОЛОГИ НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ: сотрудники аналитических и информационных центров think-tanks и т.д. В Л А С Т Ь Г Р А Ж Д А Н С К О Е О Б Щ Е С Т В О