О региональной специфике деятельности сельских школ по реализации ФГОС Сартакова Е.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления и и механизмы сетевого взаимодействия ОУ в региональной образовательной системе Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент, зав. лаб. «Сельская.
Advertisements

« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области Сартакова.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Секция «Развитие сети общеобразовательных учреждений Томской области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от.
Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО Сартакова Е.Е., к.п.н.,зав. лаб. ТОИПКРО, Тоболкина И.Н., к.п.н.,
Об общих и специфических проблемах работ над программами развития сети ОУ и их реализацией Сартакова Е.Е.
Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ « Лингвистическая гимназия 3 г. Улан - Удэ » 2011.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Проблемы реализации основной образовательной программы З. А. Кокарева.
Организационно- методические мероприятия на учебный год МОУ «Информационно-методический центр» уч. год.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Семинар-совещание руководителей муниципальных образовательных учреждений Вязниковского района Тема: «Управление развитием школы с учетом новых требований.
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ГОУ СИПКРО)
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Проблемы реализации основной образовательной программы З. А. Кокарева.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Евстафьева С.А., ст.научный.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

О региональной специфике деятельности сельских школ по реализации ФГОС Сартакова Е.Е.

Сегодня в России 70% школ – сельские. Из этих сельских еще 70% являются малочисленными, малокомплектными. Российская сельская школа – это: НОШ- примерно детей; ООШ – примерно учеников; СОШ- примерно 100 – 130 школьников.

В 1996 г. в Томской области было 515 школ. В 2010 – 384 ООУ. Из них: 45 % -МКШ (до 10 обучающихся в классе-комплекте); 32% -МЧШ (до 25 обучающихся в классе-комплекте); 33% ООУ- полнокомплектные школы (свыше 25 человек в классе-комплекте). Из всех образовательных учреждений 66% - отдаленные, т.е. располагающиеся в поселениях со слабо развитой дорожной инфраструктурой.

Таким образом, специфика региональной образовательной системы ТО: малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения; низкая степень концентрации ОУ при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями; низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в виду недостаточности социальной инфраструктуры; безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг; недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования; недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе отдаленным (ОСШ), малокомплектными (МКШ), малочисленными (МЧШ) школами; инвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений; слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся; неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ).

На основе комплексного педагогического анализа модернизации образования Томской области были выявлены задачи, которые не может решить сельская школа в силу своей специфики: Педагогические: -разработка, апробация и реализация вариативных образовательных услуг и соответствующих учебных планов (в том числе образовательных программ: профильных, предшкольных, дополнительных, допрофессиональных, начального профессионального образования и пр.); -технологизация учебно-воспитательного процесса при его психолого -педагогическом сопровождении; -обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при соблюдении государственных образовательных стандартов. Управленческие: -создание условий для формирования спектра современных организационно- педагогических моделей образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы; -подготовка кадров, готовых к реализации вариативных, компетентностно- ориентированных образовательных программ. Организационные: -формирование необходимых материально-технических, учебно-методических условий образовательного процесса.

Процесс перехода на ФГОС ОО 2009 г. для региональной образовательной системы связан с необходимостью учета указанной специфики и обуславливает необходимость на областном, муниципальном, школьном уровнях уточнять (или корректировать ???!) требования стандарта: к результатам освоения основной образовательной программы общего образования; к структуре основной образовательной программы общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Проблемы сельских ООУ: -имеющиеся инвариантные образовательные программы в основном носят предметно-ориентированный характер; -четко не прописаны требования к программам формирования УУД, компетенций у обучающихся, духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы; -отсутствуют единые подходы к формированию системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Задачи перехода на ФГОС в.п. в области требований к результатам освоения ОП Задачи для сельских ООУЗадачи для муниципальных, региональных органов управления -Разработка школьных образовательных программ в.п. -Формирование типовых моделей школьных и сетевых образовательных программ в.п. для МКШ, МЧШ, ОСШ (в том числе в рамках РВО) -Создание условий для сетевого взаимодействия потенциальных носителей образовательных услуг с целью формирования пакета вариативных ОП; -Разработка нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия ОУ на территории ТО -Разработка нормативно-правового обеспечения и финансово- экономической базы процесса реализации сетевых образовательных услуг -Формирование на основе типовых материалов школьных и сетевых моделей управления качеством образования -Формирование сетевых моделей управления качеством компетентностно- ориентированного образования

В рамках психолого-педагогического и управленческого сопровождения процесса перехода на ФГОС в.п. МКШ, МЧШ, ОСШ предлагаются: 1. Серия семинаров и образовательных событий по формированию типовых моделей школьных и сетевых образовательных программ в.п. для МКШ, МЧШ, ОСШ (в том числе в рамках РВО), разработке нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия ОУ на территории ТО, ресурсного обеспечения процесса реализации сетевых образовательных услуг, формированию сетевых моделей управления качеством компетентностно- ориентированного образования; 2. Создание центра педагогического сопровождения сетевого взаимодействия ОУ как координатора дистанционного образования школ Томской области. Деятельность Центра направлена на решение следующих задач: Для МКШ, МЧШ, ОСШ ТО оказание следующих услуг: - разработка сетевых и школьных разновозрастных образовательных программ с учетом специфики программ развития ООУ, участия их в муниципальных образовательных сетях, в том числе дистанционных; - формирование индивидуальных образовательных траекторий (в виде ИОП) в том числе и в рамках ДО для обучающихся в ООУ(по заявкам); -психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ (индивидуальные, групповые, РВО) в рамках ФГОС 2009 г. -разработка и адаптация технологий разновозрастного обучения в ООУ в условиях перехода на ФГОС 2009 г. (по заявкам); - разработка, адаптация и апробация новых организационных моделей малокомплектных и малочисленных ООУ ТО (финансовых, нормативно-правовых, управленческих); - координация работы по мультисетевому взаимодействию ООУ, в том числе и в рамках ДО; Для обучающихся в МКШ, МЧШ, ОСШ: - предоставление вариативных сетевых образовательных услуг для начальной (в рамках формирования школьного компонента и вариативной образовательной программы), основной (в рамках школьного компонента, дополнительных образовательных услуг, предпрофильного обучения), старшей ( в рамках организации профильного обучения, подготовки к ЕГЭ, диагностики качества образования) школ; - тьютерское сопровождение ИОП в рамках мультисетевого взаимодействия, в том числе ДО.

Стандарт устанавливает требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования: кадровым, финансовым, материально- техническим, учебно-методическим, информационным.

Проблемы сельских ООУ в области кадрового обеспечения: -отсутствие полной укомплектованности МЧШ, МКШ, ОСШ ТО педагогическими и иными работниками, готовыми к реализации ФГОС в.п.; -слабая степень готовности учреждений дополнительного профессионального образования к организации непрерывного профессионального развития педагогических работников МКШ, МЧШ, ОСШ ТО, в том числе к реализации дистанционных образовательных программ, психолого-педагогическому и методическому сопровождению профессиональной деятельности учителей и менеджеров сельских школ. ТГПУ в рамках гранта Минобразования предлагает: -обучение пяти управленческо- педагогических команд (МКШ Каргасокского, Парабельского, Первомайского, Асиновского, Зырянского районов). ТОИПКРО предлагает: -С декабря 2010 г.- ПК в дистанционной форме по проблемам модернизации МКШ, МЧШ, сетевому взаимодействию ОУ; -С сентября 2010 г.- консультации (в том числе в дистанционной форме) на странице «МКШ» сайта ТОИПКРО. -Серия бесплатных семинаров по формированию профессиональной компетентности педагогов для решения задач модернизации образования. ТГПК предлагает переподготовку педагогов сельских ООУ по предметным областям.

Проблемы сельских ООУ в области финансового обеспечения: -переход на новые способы НПФ МЧШ, МКШ, ОСШ ТО; -отсутствие механизмов расчета сетевой образовательной услуги. ТОИПКРО предлагает: -для МО с ноября 2010 г. услуги по разработке механизмов реализации НПФ МЧШ, МКШ, ОСШ ТО; -С ноября 2010 г.- консультации (в том числе в дистанционной форме) на странице «МКШ» сайта ТОИПКРО. -Создание проектной группы по разработке механизмов расчета сетевой образовательной услуги ( декабря 2010 г.).

Проблемы формирования материально-технических условий реализации ФГОС связаны с невозможностью в большинстве сельских ООУ реализовывать современные образовательные программы. Это обуславливает необходимость созданию проектной группы из МО ТО по формированию временных требований к реализации образовательного процесса (февраль 2010 г.)

Спасибо за внимание!