Взаимосвязь индивидуально- типологических свойств и мотивационной привлекательности профессии у студентов-психологов. Студент 4 курса ДО Илясов А.А. Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Advertisements

Программа по профессиональному самоопределению подростков «Формула успеха»
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОСТИ К АНТИСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К. А. Москаленко научный руководитель: доктор психологических.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Выполнила: обучающаяся 12 класса Титовцева Ольга Александровна Научный руководитель: педагог- психолог Коростина Ольга Вячеславовна Консультант: учитель.
Общительность и особенности овладения иностранным языком. Работу выполнил: Кирьянова А.Н., 2 курс 4134 группа Научный руководитель: Самарина Э.В., к. п.
Южный федеральный университет Факультет психологии Кафедра юридической психологии и военной психологии Трубиенко Ю. Т., студентка 4 курса ДО факультета.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Транксрипт:

Взаимосвязь индивидуально- типологических свойств и мотивационной привлекательности профессии у студентов-психологов. Студент 4 курса ДО Илясов А.А. Руководитель: к.психол.н, доцент Бабиянц К.А.

ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Вопросы профессионального становления студентов и формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Первичное освоение профессии происходит в процессе обучения в ВУЗе, определяется жизненная мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения. Важно учитывать индивидуально-типологические особенности личности и формирующиеся на их основе факторы привлекательности профессии, которые являются основой общего и профессионального развития.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ В современной отечественной психологии имеется достаточно много исследований, посвященных различным психологическим аспектам профессионального развития психологов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматриваются в контексте студенческого возраста как важной стадии личностного развития, определения роли и места способностей, мотивов, формирования профессионально- важных качеств специалиста, оптимизации подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности В своем исследовании мы обратили внимание на гетерохронность развития представлений о факторах привлекательности профессии, которая во многом определяется индивидуально-типологическими особенностями студентов- психологов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. «Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке, которая способствует профессиональному становлению студента, формированию важных качеств, мотивации, необходимых для будущей трудовой деятельности» (Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов). 2.Профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 3. А.К.Маркова называет профессиональное становление профессионализацией, подчеркивая, что «в целом профессионализация – это одна из сторон социализации» (Маркова А.К. Психология профессионализма). 4. «Профессионал – это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности; во-вторых, представляют относительно устойчивую и пластичную структуру; в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной сферы личности. Процесс формирования личности профессионала обуславливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требованиями профессиональной деятельности (Деркач А.А. Акмеология).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 5.Возрастное, профессиональное и психологическое развитие человека можно представить в виде определенных стадий или так называемых «жизненных кризисов» (Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности). 6.В центре внимание настоящего исследования находится вторая стадия профессионального становления личности – профессиональное обучение. На этой стадии необходимо учитывать гетерогенность и гетерохронность развития различных индивидуально-типологических и личностных характеристик студента, так как главной целью обучения в вузе считается формирование профессиональных способностей и качеств будущего специалиста (Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста).

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей студентов- психологов и их представлений о факторах привлекательности профессии. Объект исследования: студенты-психологи 1-3 курсов обучения, в количестве 38 человек. Задачи исследования: 1.Изучить индивидуально-типологические характеристики студентов-психологов. 2.Изучить факторы мотивационной привлекательности выбранной профессии. 3.Исследовать взаимосвязь индивидуально- типологических свойств и мотивационной привлекательности профессии у студентов-психологов.

Гипотеза исследования: Первичное самоопределение и выбор профессионального обучения у студентов-психологов зависит от их индивидуально-типологических особенностей. Методики исследования: 1.Методика мотивационной привлекательности профессии В.А.Ядова в модификации Н.В.Кузьминой и А.А.Реана 2.Методика Л.А.Собчик «ИТО».

Рис.1. Выраженность факторов привлекательности профессии у студентов- психологов, обусловленных их индивидуально-типологическими особенностями.

В результате проведенного исследования мы выявили причины, определяющие отношение и выбор профессии у студентов (рис.1). Из рисунка видно, что большая привлекательность приходится на фактор 6 – «Возможность самосовершенствования» (0,7 баллов, выражено у 27 человек). Можно предположить, что именно у этих студентов выражена мотивация самореализации в профессии в будущем. Также большим показателем (0,5) выражены факторы 3 и 7 – «Соответствия способностям и творческой самореализации» и показатели (0,4) по фактору 8 – «Работа соответствует моему характеру». Интересным является результат по фактору 2 – «Необходимость работать с людьми» и 10 – «Частота контакта с людьми». Оба фактора имеют прямое отношение к специфике деятельности психолога, однако данные весьма противоречивы (соответственно 0,5 баллов и -0,15 баллов). Такие противоречия, на наш взгляд как раз и относятся к гетерохронности развития представлений о профессии и связаны с некоторой дезадаптацией личности, что подтверждается результатами теста ИТО и объясняет снижение мотивации к 3 курсу обучения.

Факторы привлекательности профессииБаллы 1Важность профессии-0,05 2Работа с людьми0,5 3Работа, требующая постоянного творчества0,5 4Размер заработной платы-0,35 5Возможность самосовершенствования0 6Работа соответствует моим способностям0,65 7Работа соответствует моему характеру0,45 8Размер рабочего дня0,35 9Наличие контакта с людьми-0,2 10Возможность достижения социального признания-0,15 Таблица 1. Факторы привлекательности профессии у испытуемых студентов-психологов в баллах.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ работа соответствует моему характеру (0,45) работа соответствует моим способностям (0,65) работа требующая постоянного творчества (0,5) работа с людьми (0,5) возможность достижения социального признания (-1,5) наличие контакта с людьми (-0,2) размер заработной платы (-0,35) важность профессии (-0,05) Рис.2. Сравнительный анализ факторов привлекательности профессии у студентов-психологов.

Из сравнительного анализа видно: 1.Большинство показателей по методике изучения факторов привлекательности в профессии свидетельствуют о том, что студенты в большей мере ориентируются на свои индивидуально-типологические особенности в первичном профессиональном самоопределении и их представления о профессии зависят от индивидуально-типологических особенностей (например, высказывания типа: «Работа соответствует моему характеру и способностям, работа, требующая постоянного творчества»). 2. В то же время, факторы социальной привлекательности профессии «Психолог» имеют отрицательные показатели («важность профессии, размер заработной платы, возможность достижения социального признания»), что связано уже с социально-психологическими представлениями о профессии и о своей будущности в этой профессии (Таблица 1, Рисунок 2)

Исследование ИТО показало, что у студентов 3 курса наиболее выраженными и количественно представленными являются шкалы акцентуированных черт: эмотивность/ригидность – 24человека; сензитивность – 23 человека; спонтанность – 22человека; тревожность и агрессивность – 20человек. Эта тенденция рассматривается нами как ведущая и мотивационная в структуре профессионального самоопределения личности у студентов- психологов. Полярная выраженность шкал «спонтанность – сензитивность; агрессивность – тревожность; ригидность – эмотивность» свидетельствует о тенденции к развитию эмоциональной напряженности, связанной с рефлексией к середине профессионального обучения. Некоторое количество студентов имеет показатели, выраженные избыточно (8-9 баллов), что рассматривается нами как тенденция к дезадаптации. Однако, не ясно, связана ли эта тенденция с факторами привлекательности профессии и профессиональным становлением, или в большей степени это объясняется кризисом юношеского возраста и самоопределением в межличностных взаимодействиях. Это станет предметом наших дальнейших исследований. Так, например, высокие показатели по тревожности (9 человек) и эмотивности (7 человек) означают, что у данных студентов выражена избыточная тревожность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям, а так же им свойственна изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, повышенная лабильность и некоторая демонстративность. Мы полагаем, что такие индивидуально-типологические свойства личности в целом не будут способствовать формированию адекватной профессионализации. Часть студентов имеет ярко выраженные гармоничные (3-4 балла) индивидуально- типологические свойства личности (спонтанность-сензитивность по 6 человек соответственно; агрессивность-тревожность – 8/7 человек; ригидность-эмотивность – 4/3 человека) (Рисунок 3).

Рис.3. Выраженность шкал ИТО у студентов-психологов 1- гипоэмотивность; 2- гармоническое развитие; 3- акцентуация; 4 -дезадаптация

ВЫВОДЫ: 1.Большинство показателей по методике изучения факторов привлекательности профессии свидетельствуют о том, что студенты в большей мере ориентируются на свои индивидуально-типологические особенности. 2. В то же время, факторы социальной привлекательности профессии «Психолог» имеют отрицательные показатели, что связано уже с социально- психологическими представлениями о профессии и о своей будущности в этой профессии. 3.Наиболее выраженными и количественно представленными являются шкалы акцентуированных черт студентов-психологов, что рассматривается нами как ведущая тенденция в мотивационной структуре профессионального самоопределения личности у студентов-психологов. 4. У небольшой части студентов просматривается тенденция к дезадаптации и эмоциональному напряжению, что рассматривается как предпосылка к неадекватной дальнейшей профессионализации. В качестве гипотезы для дальнейших исследований мы связываем этот факт с мотивационным кризисом профессионального самоопределения и юношеской саморефлексией. 5. Небольшая часть студентов имеет ярко выраженные гармонические черты индивидуально-типологического развития на основе которых формируются адекватные и позитивные представления о профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проведенное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что первичное самоопределение и выбор профессионального обучения у студентов-психологов зависит от их индивидуально-типологических особенностей. Полученные нами результаты чрезвычайно важны для изучения факторов привлекательности выбора профессиональной направленности и профессиональной самореализации личности. Выраженность индивидуально-типологических свойств во многом определяет стратегию выбора самоутверждения и самопрезентации личности. В своих дальнейших исследованиях мы хотим изучить взаимозависимость этих показателей в динамике, на примере формирования представлений о задачах и трудностях профессии и профессионально-важных качеств психолога.

Спасибо за внимание !