1 Условия роста: макроэкономическая среда и инвестиционный климат Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и поддержания устойчивых темпов экономического роста Страновой экономический меморандум.
Advertisements

1 Работа промышленности: Тенденции, связанные с производительностью и конкурентоспособностью Экономический меморандум для Республики Беларусь.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Автор: Лариса Николаевна Акулова, преподаватель экономических дисциплин 2011 год.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Обзор Государственных Расходов : основные выводы и рекомендации Семинар «Управление государственными финансами в Республике Беларусь: текущая ситуация.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Инвестиционой группы «ТОНАП»
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
1 Заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов: влияние на показатели деятельности регионов Лев Фрейнкман и Михаил Прядильников.
Макроэкономический климат в Кыргызской Республике Семинар «Наращивание потенциала по оценке воздействия торговой политики на человеческое развитие в странах.
L/O/G/O Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201.
Источники экономического роста в Украине после валютного кризиса 1998 года и перспективы экономического роста CASE – Центр социально-экономических исследований.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Кыргызская Республика РЕАКЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕКУЩИЕ ВНЕШНИЕ ШОКИ Рон Ван Роден Международный Валютный Фонд.
HESP – Summer School Kemerovo 2002 Наталья Кавкаева Лариса Сатаева Михаил Полозков Алмагуль Жумабекова Наталья Маслова Рухшона Одилова.
Как справиться с крупными денежными переводами: Пример Армении Нинке Омес Международный Валютный Фонд Постоянный представитель в Армении.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Транксрипт:

1 Условия роста: макроэкономическая среда и инвестиционный климат Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь

2 Основной вывод Достижения в развитии экономики в последние годы являются значительными и основываются на определенном наборе конкурентных преимуществ Достижения в развитии экономики в последние годы являются значительными и основываются на определенном наборе конкурентных преимуществ Эффект этих преимуществ ослабевает Эффект этих преимуществ ослабевает Произошло истощение имевшихся ранее факторов роста, тогда как новые факторы не появились Произошло истощение имевшихся ранее факторов роста, тогда как новые факторы не появились Мы прогнозируем замедление темпов роста при отсутствии реформ экономической политики Мы прогнозируем замедление темпов роста при отсутствии реформ экономической политики Кроме того, экономика страны является крайне уязвимой к внешним шокам Кроме того, экономика страны является крайне уязвимой к внешним шокам

3 Прирост ВВП и сокращение бедности являются впечатляющими

4 Социально направленный рост Выгоды от роста широко распространяются на различные группы населения Выгоды от роста широко распространяются на различные группы населения Политика доходов/заработной платы: значительная доля ВВП направлялась на финансирование роста зарплаты Политика доходов/заработной платы: значительная доля ВВП направлялась на финансирование роста зарплаты Высокие темпы роста в трудоёмких секторах Высокие темпы роста в трудоёмких секторах Незначительная разница в зарплатах между секторами Незначительная разница в зарплатах между секторами Снижение занятости в сельском хозяйстве на 40% Снижение занятости в сельском хозяйстве на 40%

5 Средний годовой рост ВВП (%)

6 Два периода роста Период I: гг. Экспансионистская денежно-кредитная политика: поддержание низкой реальной стоимости белорусского рубля Экспансионистская денежно-кредитная политика: поддержание низкой реальной стоимости белорусского рубля Политика множественных обменных курсов: инструмент скрытой целевой поддержки части экспортеров и механизм налогообложения остальных Политика множественных обменных курсов: инструмент скрытой целевой поддержки части экспортеров и механизм налогообложения остальных Политика жесткого контроля уровня заработной платы и цен: сохранение низких издержек производства и обеспечение Политика жесткого контроля уровня заработной платы и цен: сохранение низких издержек производства и обеспечение ценовых преимуществ традиционным экспортерам ценовых преимуществ традиционным экспортерам Стимулирование бартерных расчетов с Россией (в сочетании с режимом множественных обменных курсов): значительный трансферт ресурсов белорусским экспортерам Стимулирование бартерных расчетов с Россией (в сочетании с режимом множественных обменных курсов): значительный трансферт ресурсов белорусским экспортерам Активная политика ре-интеграции с Россией: улучшение доступа на ее рынки, сохранение льготных цен на поставки газа, терпимое отношение российской стороны к задолженности в расчетах за энергоносители; рост загрузки мощностей в нефтеперерабатывающей отрасли и списание долгов в 1996г. Активная политика ре-интеграции с Россией: улучшение доступа на ее рынки, сохранение льготных цен на поставки газа, терпимое отношение российской стороны к задолженности в расчетах за энергоносители; рост загрузки мощностей в нефтеперерабатывающей отрасли и списание долгов в 1996г.

7 Ценовые преимущества на российском рынке

8 Два периода роста Период II: 2001 и последующие годы Улучшенная макроэкономическая политика: унификация обменного курса, более жесткая денежно-кредитная политика, значительные фискальные и квази-фискальные корректировки и более низкий уровень инфляции. Улучшенная макроэкономическая политика: унификация обменного курса, более жесткая денежно-кредитная политика, значительные фискальные и квази-фискальные корректировки и более низкий уровень инфляции. Политика в области оплаты за энергоносители и коммунальные услуги: обеспечение более полного возмещения затрат и укрепление платежной дисциплины. Политика в области оплаты за энергоносители и коммунальные услуги: обеспечение более полного возмещения затрат и укрепление платежной дисциплины. Новая политика в сфере оплаты труда и доходов: стимулирование спроса на внутреннем рынке. Новая политика в сфере оплаты труда и доходов: стимулирование спроса на внутреннем рынке. Поэтапный отказ от бартерных расчетов: ускорение диверсификации экспорта Поэтапный отказ от бартерных расчетов: ускорение диверсификации экспорта Продолжающиеся политические и административные усилия, направленные на сохранение традиционной ниши белорусской продукции на российском рынке. Продолжающиеся политические и административные усилия, направленные на сохранение традиционной ниши белорусской продукции на российском рынке. Улучшение внешней конъюнктуры (цены на нефть, экономический рост в России и т.д.) Улучшение внешней конъюнктуры (цены на нефть, экономический рост в России и т.д.)

9 Окупаемость затрат в жилищном секторе Фактическая собираемость, % затрат Окупаемость тарифов, % Уровень Собираемости (прав.ось)

10 Значительные бюджетные корректировки

11 Уменьшение инфляционного налога

12 Соотношение между внешним долгом и ВВП (%)

13 Высоким остаётся уровень инфляции

14 Объем государственной поддержки, % ВВП

15 Слабость макроэкономических характеристик Высокий уровень перераспределения: тяжёлое налоговое бремя и интенсивное государственное вмешательство; Высокий уровень перераспределения: тяжёлое налоговое бремя и интенсивное государственное вмешательство; Государственные расходы сконцентрированы на социальные расходы и жилищное строительство, меньшая доля финансирования приходится на государственные капиталовложения в инфраструктуру; Государственные расходы сконцентрированы на социальные расходы и жилищное строительство, меньшая доля финансирования приходится на государственные капиталовложения в инфраструктуру; Высоким остаётся уровень субсидий, особенно в сельском хозяйстве; Высоким остаётся уровень субсидий, особенно в сельском хозяйстве; Высокая доля промежуточной продукции: недостаточно развитый сектор услуг, а также относительно низкий уровень добавленной стоимости в промышленности; Высокая доля промежуточной продукции: недостаточно развитый сектор услуг, а также относительно низкий уровень добавленной стоимости в промышленности; Низкое соотношение между прибылью и зарплатой, что препятствует увеличению сбережений и росту инвестиций в реальном секторе; Низкое соотношение между прибылью и зарплатой, что препятствует увеличению сбережений и росту инвестиций в реальном секторе; Финансовый сектор недостаточно развит даже относительно скромного уровня сбережений. Финансовый сектор недостаточно развит даже относительно скромного уровня сбережений.

16 Основные макроэкономические риски Низкий уровень валютных резервов Низкий уровень валютных резервов Высокая зависимость от единственного и нестабильного экспортного рынка (России) Высокая зависимость от единственного и нестабильного экспортного рынка (России) Высокая степень концентрации экономики Высокая степень концентрации экономики Высокий уровень централизации ресурсов в руках государства Высокий уровень централизации ресурсов в руках государства Уязвимость банковского сектора Уязвимость банковского сектора Неустойчивость пенсионной системы Неустойчивость пенсионной системы Высокие издержки корректировок при повышении цен на российские энергоносители в будущем Высокие издержки корректировок при повышении цен на российские энергоносители в будущем

17 Индекс экономической свободы 2005рейтинг2005балл1998балл1995балл Беларусь143 3,99 4,15 3,73,73,73,7 Эстония4 1,65 2,43 2,42,42,42,4 Польша41 2,54 2,91 3,46 Украина88 3,21 3,83 4,05 Россия124 3,56 3,54 3,55

18 Интенсивность ценового контроля Частные предприниматели Негосударственные унитарные предприятия Государственные унитарные предприятия Общества с ограниченной ответственностью Общества с дополнительной ответственностью Закрытые акционерные общества Открытые акционерные общества85 76

19 Ограничения в политике занятости Укомплектованность Кол-во работников Излишняя Достаточная Недостаточная Не знаю >

20 Замедленная процедура регистрации бизнеса (кол-во дней)

21 Логика торговых ограничений при разработке экономической политики Нажим для выполнения производственных целей Нажим для выполнения производственных целей Региональная поддержка местных предприятий Региональная поддержка местных предприятий Ограничение импорта и межрегиональной конкуренции Ограничение импорта и межрегиональной конкуренции Монополизация региональных рынков Монополизация региональных рынков Угроза импортозамещения Угроза импортозамещения

22 Восприятие коррупции в 2002 г. Уровень (0-100) РОССИЯ УКРАИНА 27,6 21,9 18,9 15,3 Страна БЕЛАРУСЬ МОЛДОВА

23 Повторное открытие рыночного социализма? Схожие черты с рыночным социализмом в Югославии и Венгрии в 70-у гг., отсутствие реального перехода к рыночной экономике, как в других странах ЦВЕ Схожие черты с рыночным социализмом в Югославии и Венгрии в 70-у гг., отсутствие реального перехода к рыночной экономике, как в других странах ЦВЕ Чрезмерный уровень государственной собственности и государственного контроля Чрезмерный уровень государственной собственности и государственного контроля Для этой модели характерны фундаментальные слабости: мягкие бюджетные ограничения, чрезмерный уровень заимствований, инфляция, малоэффективный экспорт и проблемы внешнего долга Для этой модели характерны фундаментальные слабости: мягкие бюджетные ограничения, чрезмерный уровень заимствований, инфляция, малоэффективный экспорт и проблемы внешнего долга

24 Экономическая политика не способствует повышению конкурентоспособности Высокозатратная экономика: налоги; процентные ставки; контроль цен; издержки административного вмешательства Высокозатратная экономика: налоги; процентные ставки; контроль цен; издержки административного вмешательства Существующие условия для развития бизнеса затрудняют создание новых предприятий: незначительный рост новых частных предприятий, низкий уровень ПИИ - все это ограничивает возможности для повышения производительности и расширения экспорта Существующие условия для развития бизнеса затрудняют создание новых предприятий: незначительный рост новых частных предприятий, низкий уровень ПИИ - все это ограничивает возможности для повышения производительности и расширения экспорта Дорогостоящее субсидирование: подрывает конкуренцию Дорогостоящее субсидирование: подрывает конкуренцию Торговый режим: широкое распространение нетарифных барьеров сдерживает развитие торговли и станет основным препятствием для интеграции и мировую и региональную торговлю Торговый режим: широкое распространение нетарифных барьеров сдерживает развитие торговли и станет основным препятствием для интеграции и мировую и региональную торговлю

25 Рекомендации: Введение более строгой основанной на рыночных принципах дисциплины для традиционных предприятий: Введение более строгой основанной на рыночных принципах дисциплины для традиционных предприятий: - сокращение государственной поддержки и ее реструктуризация - дополнительная либерализация торговли в целях повышения конкуренции на внутреннем рынке - ускорение процесса закрытия недееспособных предприятий - ужесточение бюджетных ограничений (особенно в сельском хозяйстве и пищевой промышленности) - укрепление финансовой жизнеспособности и повышение эффективности энергетического сектора Стимулирование роста посредством снижения операционных расходов: Стимулирование роста посредством снижения операционных расходов: - снижение налоговой нагрузки и реформирование налоговой системы - либерализация политики в сфере занятости и оплаты труда - дальнейшая либерализация цен - сокращение издержек бизнеса, связанных с административным контролем и регулированием - ограничение дискреционного административного вмешательства - ускорение темпов реформирования системы стандартизации - закрепление успехов последних лет в сфере макроэкономической стабилизации

26 Неотложные меры по улучшению инвестиционного имиджа Уровень ПИИ – комплексный показатель структурных реформ Уровень ПИИ – комплексный показатель структурных реформ Показатель прогресса в области диверсификации экспорта и реструктуризации предприятий Показатель прогресса в области диверсификации экспорта и реструктуризации предприятий Новые инициативы Новые инициативы --расширение СЭЗ (Китайский опыт) --несколько показательных приватизаций (напр. банков) --специальная программа по привлечению ПИИ в пищевую промышленность --агентство по привлечению инвестиций --де-регулирование: торговые ограничения, золотая акция, порядок регистрации и т.д.

27 В долгосрочной перспективе… Необходима комплексная реформа для поддержания экономического роста Необходима комплексная реформа для поддержания экономического роста Необходима дальнейшая либерализация, приватизация и де- политизация экономики Необходима дальнейшая либерализация, приватизация и де- политизация экономики Потребуется политическая воля Потребуется политическая воля В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для ускорения структурных реформ В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для ускорения структурных реформ

28 Окно возможностей Благоприятная ситуация для ускорения темпов реформ: рост экономики рост экономики позитивное восприятие ситуации предприятиями и населением позитивное восприятие ситуации предприятиями и населением благоприятная конъюнктура на мировых рынках благоприятная конъюнктура на мировых рынках низкий уровень долга низкий уровень долга мощный административный потенциал государства мощный административный потенциал государства Беларусь обладает возможностями для смягчения потенциальных последствий реформ