Объединенный семинар Правительства РФ и Всемирного банка Стратегии регионального развития 31 марта 2008 Стратегии регионального развития Лили Лиу Департамент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Региональное развитие и региональная политика 20 лет врозь Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Трансформационные процессы в экономике Китая Выполнила ст. гр. ЕК -16 М Ефимчук Екатерина.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Д.э.н., проф. И.Н.Ильина.
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Инвестиционой группы «ТОНАП»
Транксрипт:

Объединенный семинар Правительства РФ и Всемирного банка Стратегии регионального развития 31 марта 2008 Стратегии регионального развития Лили Лиу Департамент экономической политики и долга Всемирного банка, ведущий экономист

План Стратегии регионального развития Китая и опыт их реализации с 1980 гг. Условия формирования стратегии регионального развития Стратегия несбалансированного роста, осуществлявшаяся с 1980 до конца 1990х гг. Стратегия сбалансированного роста, осуществляемая с конца 1990х гг. Краткая характеристика опыта Чили в области региональной политики в отношении зон крайнего севера и юга Выводы и соображения на основе этого опыта

Карта Китая

Условия формирования стратегии регионального развития 1980-конец1990х Максимальное повышение темпов роста национальной экономики как основная задача. Либерализация внешней торговли и прямые иностранные инвестиции. Переход от плановой к рыночной экономике. Децентрализация бюджетной системы. Урбанизация. Переход от сбалансированного развития ( ) к стратегии намеренного несбалансированного роста ( ).

Стратегия несбалансированного регионального развития 1980-конец 1990 Считалось, что прибрежные области могут добиться максимальных выгод от открытия экономики страны благодаря своей близости к основным рынкам, наличию квалифицированной рабочей силы и относительно более прочной экономической базы. Масштабные инвестиции в инфраструктуру, например, в национальные системы автомобильных дорог и в аэропорты. Налоговые инициативы, связанные с льготами по налогу на прибыль предприятий и льготными ставками таможенных тарифов. Сокращение бюджетных трансфертов внутренним провинциям и межбюджетных трансфертов. Трансферты центрального правительства в основном предоставлялись через механизм проектного финансирования, предполагающий софинансирование со стороны бюджетов провинций, поэтому такими трансфертами воспользовались прежде всего более развитые прибрежные области.

Стратегия несбалансированного регионального развития конец1990х Стратегия регионального развития реализовывалась через основные муниципальные образования, которые служили региональными центрами. В результате бюджетной децентрализации провинции/крупные муниципальные образования, прежде всего две прибрежные провинции, получили беспрецедентную бюджетную автономию и возможности для новаторства и экспериментов. Рассмотрение процессов агломерации в городской экономике. Стремительный рост экономики страны сопровождался усугублением межрегиональных диспропорций. Однако не менее важно отметить, хотя этот факт меньше осознается, что отстающие регионы также развивались быстрее, чем в дореформенный период. Постепенность в осуществлении реформ

> < 1000 Плотность дорожной сети ( км / км 2 ) Региональные диспропорции в развитии инфраструктуры

Экономич еский центр Периферия Экономический центр и периферия

Более сбалансированное региональное развитие Эпоха «гармоничного общества» (с конца 1990х) Дифференцированная стратегия регионального развития, поскольку перед различными регионами стоят разные задачи. Прибрежный Китай: интеграция, стыки логистических цепочек, агломерация, переход к производству товаров и услуг с более высокой добавленной стоимостью. Западный Китай: инфраструктура, урбанизация, развитие негосударственного сектора и т.д. Северо-Восточный Китай: реструктуризация тяжелой промышленности и государственно-ориентированной производственной базы. У данного региона самая длительная история использования командных методов и государственного контроля в экономике. Тяжелое наследие государственных предприятий. Центральный Китай: реализация стратегии начата в прошлом году и ее формулирование еще не завершено, в том числе дорабатывается более широкая программа социального, экологического и экономического развития.

Прибрежный Китай По мере продвижения вперед возникают новые проблемы и задачи Более эффективный, устойчивый и равномерный рост Сталкивается с теми же проблемами, что и более развитые экономики: перенаселенность, миграция, возможности занятости, неравенство доходов, социальное расслоение, а также проблемы социального обеспечения, преступность и пр. Структура производства меняется в сторону производства более высокой добавленной стоимости, отсюда – необходимость координации политики. Модернизация городского жилого фонда и коммунального хозяйства, ускорение процессов урбанизации. Двойственная структура: более развитые районы (например, деловой центр) сосуществуют с периферийными. Инновации, региональная интеграция (например, дельта реки Чжуцзян, бассейн реки Янцзы, залив Бохайвань) и конкурентоспособность на мировом рынке

Обоснование целесообразностидвижения на Запад Сокращение межрегионального неравенства (например, доход на душу населения в прибрежном регионе был в 2,5 раза выше, чем во внутренних областях. На прибрежный регион приходилось 86% прямых иностранных инвестиций страны, на долю центрального региона – 13%, и только 1% шел в Западный Китай). Стимулирование внутреннего спроса и потребления как источника устойчивого роста. Низкий уровень внутреннего потребления (и уровня доходов) в Западном Китае. Осуществление структурных реформ и возникновение динамичного частного сектора в Западном Китае приведет к созданию более эффективного внутреннего рынка. Восстановление равновесия экосистемы страны, в особенности контроль за эрозией почвы и опустыниванием. Освоение богатых природных ресурсов Западного Китая, необходимых для обеспечения экономического роста страны.

Движение на Запад: приоритеты и «три кита» Обширные пространства слаборазвитых внутренних провинций (12 провинций, где проживает свыше 400 миллионов населения) В условиях ограниченных бюджетных ресурсов упор делается на совершенствование инвестиционного климата с тем, чтобы привлечь частные инвестиции в Западный Китай, и на определении первоочередных направлений использования ограниченных государственных средств. Выделяются ключевые районы, обладающие относительно более крепкой экономической базой, высокой плотностью населения, близко расположенные к транспортным путям и узлам, либо лежащие вдоль «Евразийского коридора», реки Янцзы и водных артерий на юго- западе страны, имеющих выход в океан. Миграция населения из сельских в городские районы рассматривается как основной способ сокращения бедности в сельской местности, плюс система социальной защиты и инвестиции в образование и здравоохранение. «Три кита»: надежная инфраструктура, благоприятные условия для ведения бизнеса, квалифицированная и трудолюбивая рабочая сила.

Движение на Запад: основные инструменты Развитие инфраструктуры Структурные реформы, включая реформирование государственных предприятий. Человеческий капитал и НИОКР. Например, более высокая оплата труда позволяет отложить решение вопроса об изменениях в институте постоянной прописки. Прямые иностранные инвестиции и торговля: различные меры, направленные на привлечение прямых иностранных инвестиций во внутренние провинции, в том числе льготы по налогу на прибыль и снижение входных барьеров. Предоставление местным органам власти значительной автономии в разработке их собственных стратегий роста, в соответствии с политикой бюджетной децентрализации, осуществляемой с 1980х. Примеры инициатив в области бюджетной политики: предоставление бедным регионам бюджетных субсидий по результатам работы в порядке поощрения графств и городов, которым удалось собрать больше доходов (дискреционные долевые субсидии) и повысить эффективность бюджетных расходов (например, сократить и оптимизировать административный аппарат).

Проблемы Северо-Восточного Китая Три провинции, где проживает 107 миллионов человек Самая длительная история административно-командной системы, плановой экономики и государственного контроля Крупные государственные предприятия с устаревшим оборудованием, ориентированные на внутренние проблемы и потребности, неконкурентоспособные на мировом рынке Тяжелое бремя бюджетных обязательств по выплате государственных пенсий и других социальных пособий и льгот Неработающие активы финансового сектора, что обусловлено его квазифискальной связью с государственными предприятиями «Отстающий регион» с традиционной обрабатывающей промышленностью (по типу регионов индустриального севера США) Утрата доли внутреннего рынка производственных материалов и оборудования в результате конкуренции со стороны импорта Миграция квалифицированной рабочей силы в более динамичные прибрежные области Ветшание городской инфраструктуры Структура квалификации рабочей силы не соответствует новым потребностям и структуре рынка Рост безработицы

Стратегия возрождения Северо- Восточного Китая Основные элементы повторяют стратегию успешного возрождения отстающих регионов «ржавого пояса», хотя здесь больше проблем, обусловленных большими размерами государственного сектора Реструктуризация государственных предприятий, причем необходимой предпосылкой должно стать реформирование пенсионной системы и системы социального обеспечения Открытость, торговля и интеграция с успешно развивающимися прибрежными областями и мировой экономикой Развитие существующих сравнительных преимуществ Формирование конкурентоспособного частного сектора – существенно важно Профессиональная переориентация рабочей силы, направленная на удовлетворение потребностей рынка Успешное развитие г. Далянь

Чили: региональная политика в отношении областей крайнего севера и юга В Чили давно используются инструменты региональной политики в целях интеграции отстающих областей крайнего юга и севера в национальную экономику, обеспечения территориального суверенитета, национального единства и эффективного управления в этих регионах. Регион I на севере страны представляет собой прибрежную пустыню, в то время как регион XII на крайнем юге – это покрытая льдами субантарктическая южная оконечность континента. Пакет специальных стимулирующих мер (меры, стимулирующие развитие областей крайнего севера и юга): Стимулы в зонах свободной торговли, где предприятия освобождаются от таможенных сборов, НДС и налога на прибыль Субсидирование оплаты труда, от которого получают выгоду все частные предприятия Налоговые льготы и субсидии по инвестиционной деятельности, а также торговые субсидии. Межбюджетные трансферты в пользу крайних областей, такие как финансирование региональных инвестиций и субсидирование текущих социальных расходов, а также региональные надбавки гражданским служащим с целью привлечения их для работы в отсталых областях крайнего севера и юга страны.

Чили: региональная политика в отношении областей крайнего севера и юга Политика считается успешной, однако нагрузка на бюджет высока. В целом связана с эффективностью государственного управления в Чили Неоднозначный опыт в области создания особых экономических зон в различных странах, проблема качества институциональной среды и прозрачности Конечная цель региональной политики – помочь этим отстающим регионам выйти на устойчивую траекторию развития, когда отпадет необходимость в субсидиях, путем преобразования субсидируемых объектов материально-технической и социальной инфраструктуры в субъектов экономической деятельности, которые генерировали бы производительный капитал. Новое направление политики в области регионов крайнего севера и юга Чили: использование сильных сторон северного региона как естественного выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, позиционирование в качестве тихоокеанского портового и экономического центра для трансграничных экономик Перу и Боливии и даже отчасти для МЕРКОСУР.

Выводы на основе международного опыта Стратегии несбалансированного и сбалансированного роста Опыт Китая свидетельствует, что на определенных этапах своей истории страна может реализовывать стратегию несбалансированного роста как часть общей стратегии развития. Опыт Чили свидетельствует, что политики при выработке стратегии не ограничиваются одним соображением экономической эффективности Опыт стран ЕС свидетельствует, что также в качестве определяющего фактора может выступать необходимость социальной сплоченности и расширения рынков Не существует единой региональной политики на все случаи жизни. Дифференцированные стратегии регионального развития в Китае (для прибрежного, западного, центрального и северо-восточного регионов) свидетельствуют, что у каждого региона собственный уникальный набор проблем (например, географическая удаленность, принадлежность к «ржавому поясу», ресурсная обеспеченность, требующие выработки новой системы мер политики)

Выводы на основе международного опыта Вместе с тем, успешное региональное развитие, как правило, связано с рыночными силами, эффектом масштаба и агломерацией. Открытость, торговля, эффективные внутренние и внешние рынки играют центральную роль в обеспечении устойчивого регионального роста и развития. Опыт Чили свидетельствует, что бюджетные субсидии, специальные меры стимулирования и инфраструктура могут обеспечить результат, однако они весьма затратны для бюджета и достигают цели только при условии наличия конкурентной экономической среды и эффективной и прозрачной институциональной среды. Старая региональная политика, как правило, предполагает централизованное принятие решений, которые спускаются сверху вниз. В центре формирующейся в настоящее время парадигмы региональной политики находится развитие местной конкурентоспособности, прозрачной и эффективной институциональной среды для частных инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности со стороны местных субъектов экономических преобразований.