Общие сведения о муниципальной информационной системе (МИС) Ядро (МИС) создано в г. Население города ~ 200 тысяч Автоматизированы как подсистемы МИС: - отдел ЗАГС - Паспортно-визовая служба (ПВС), - Бюро технической инвентаризации (БТИ) Программная архитектура: клиент-сервер Сервер базы данных – СУБД Oracle Инструментарий: Oracle Forms, Delphi, Java Система сделана по заказу муниципалитета 1
Компоненты реализованной МИС Интранет ЗАГС ПВС БТИ WWW- доступ ОФД ОСС Рабочие места ОРР Интранет БД 2
ОФД - общегородской фонд данных содержит прототип базов ого информационн ого ресурс а города в части Р егистра населения содержит прототип базов ого информационн ого ресурс а города в части Р егистра н едвижимости (в объеме данных Бюро технической инвентаризации) обеспечивает горизонтальные связи (информационный обмен, сигнализацию) между функциональными подсистемами МИС обеспечивает санкционированный Web-доступ 3
ОРР - общегородской распределенный репозитарий содержит метаданные о всей системе и средства их ведения и администрирования 4
ОСС - общегородская служба справочников обеспечивает централизованное ведение и синхронизацию содержимого общероссийских и общегородских справочников, одновременно используемых во всех службах МИС реализует отложенное кодирование реквизитов документов, не получивших кодового значения в процессе ввода автоматизирует работу администратора ОСС количество эталонных справочников не ограничивается (в данной МИС ~ 20) 5
Особенности архитектуры МИС единый пользовательский интерфейс для всех функциональных служб, который спроектирован и реализован на основе метафоры рабочего кабинета муниципального служащего интерфейс стандартизован своей программной реализацией, переиспользуемой без каких-либо изменений в программных частях всех служб МИС наличие сигнальной подсистемы, информирующей заинтересованных лиц о событиях единая политика преодоления нештатных ситуаций в телекоммуникационной сети 6
Особенности процесса разработки МИС тесное взаимодействие разработчиков МИС и специализированного предприятия, созданного в структуре муниципалитета в качестве будущего оператора системы будущие администраторы функциональных служб (ЗАГС, ПВС, БТИ, ОСС) активно участвовали в установке, запуске, предварительных и приемо- сдаточных испытаниях МИС трудная задача переноса (конвертации) в МИС унаследованных данных решалась совместно 7
Должны быть: Генеральный план (проект проектов) построения МИС Телекоммуникационная инфраструктура Закон об информационных ресурсах, включая стандарт на информационные взаимодействия между функциональными подсистемами Согласованный регламент взаимодействия с ведомственными структурами Единая система идентификации городских объектов Единая система классификации и кодирования функциональных областей городского хозяйства 8
Структура муниципалитета 25% 70% 5% Сбор данных Обработка данных: - обобщение - аналитика Принятие решений 9
Информационные системы OLTP OLAP DSS Система сбора и первичной обра- ботки исходных данных (OLTP) Система аналитической обработки (OLAP) Система поддержки принятия решений (DSS) 10 (On Line Transactions Processing)
Особенности автоматизации низовых служб муниципалитета номенклатура базовых социально-экономических объектов, на основе которых строятся муниципальные информационные ресурсы, невелика (человек, земля, предприятия, недвижимость) количество муниципальных служб достаточно велико (один и тот же объект находится в сфере интересов сразу нескольких служб) относительно простые (алгоритмически) решаемые задачи 11
требования к качеству информации о социально- экономическом объекте (актуальность, достоверность, точность) очень высокие требования к компьютерной квалификации муниципальных служащих не должны быть высокими 12
Важные специфические требования к МИС п редоставлять доступный муниципальным служащим интерфейс обеспечивать механизмы, препятствующие проникновению некачественных данных в информационные ресурсы не требовать больших затрат и высококвалифицированных кадров для сопровождения и развития МИС 13
Инфобаза – инструментальный прототип функциональных подсистем (базовых модулей) МИС Классификация инструментария в зависимости от того, как соотносится инструмент с OLTP-системой, построенной с его помощью: инструмент не становится частью OLTP-системы некоторые подсистемы инструмента становятся частью OLTP-системы инструмент становится частью OLTP-системы. Если он при этом определяет архитектуру системы, то он становится просто прототипом создаваемой системы. Это класс инструментальных прототипов. 14
Особенности OLTP-систем, создаваемых инструментальными прототипами их разработка менее дорогостоящая, поскольку прототип может составлять до % от всей OLTP-системы проблемы сопровождения разрешаются легче, поскольку инструмент всегда «под рукой», так как он просто часть OLTP-системы. То же самое можно сказать и про разрешение проблем модификации и развития, что, по понятным причинам, особенно важно 15
Иерархия метафор пользовательского интерфейса Инфобазы и создаваемых с ее помощью модулей МИС Рабочий кабинет пользователя Полка с папками Рабочий стол Основная и рабочая папка с документами Документ, формы его представления Атрибут документа Реквизит документа Связи между документами, их задание и использование 16
Функциональность Инфобазы создание, манипулирование, удаление, поиск, запрос нестандартные атрибуты (тексты Word, фото, и т.д.) поддержка работы со справочными источниками фильтрация данных для создания по одной таблице нескольких папок и разделения документов папки установление необходимых связей между документами и навигация по ним стандартное подключение бизнес-логики в виде dll и хранимых процедур (dll хранятся в БД) авторизация, полномочия, защита, протокол создание форм, в том числе для ввода в несколько таблиц по связи «мастер-деталь»(формы лежат в БД) отчеты, в том числе с помощью Crystal Reports сигнализация о событиях, в том числе нештатных 17
Полка с папками в рабочем кабинете администратора Инфобазы 18
Папка на рабочем столе пользователя 19
Переход по связям между документами папок 20
Бланковое представление документа
22
(3832) Марков Виктор Александрович