ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет 1 О проекте нового порядка действий СПЦ (Центры цунами) Камаев Д.А. ФГБУ «НПО «Тайфун», Росгидромет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Advertisements

Методическая разработка по ОБЖ (9 класс) по теме: Мониторинг и прогнозтрование ЧС
Орган повседневного управления (ЦУКС) Орган, уполномоченный на отработку прогноза Проведение КЧС соответствующего уровня Нижестоящий орган управления (МО)
ТЕМА «МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС. ТЕСТ ПО ТЕМЕ МЧС РОССИИ Допишите, что означают данные даты: 27 декабря 1990 г_________________ 19 ноября 1991 г___________________.
Тема выпускной квалификационной работы Организация оперативного реагирования на ЧС природного и техногенного характера при помощи информационных ресурсов.
Тема: Цунами Учебные вопросы. 1.Происхождение и классификация цунами. 2.Последствия цунами. 3.Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
МОБИЛИЗАЦИЯ (общая и частичная) Это – комплекс мероприятий по переводу: Экономики: РФ; РФ; СРФ; СРФ; МО; МО; ОЭ (ч п) ОЭ (ч п) ОГВ, ОМСУ, ОУ ОЭ, ОВУ ВС.
Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики Институт комплексного военного образования Кафедра Мониторинга.
LOGO Автоматизированная система диагностического экологического мониторинга«Регион»
Антитеррористическая защищенность. Нормативно - правовые документы, регламентирующие антитеррористическую деятельность образовательных учреждений 1. Федеральный.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
М ОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий,
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) ДОЦЕНТ И.А. ЖМАКИН ЛЕКЦИЯ.
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей.
«Всероссийская служба медицины катастроф России» Выполнил Шипеленко, Никифоров 1 ХТ-18 Д.
Критерии оценки экономической полезности метеорологической информации Первый тип критериев: Эмпирические Эмпирические - к ним относится фактическая экономическая.
Транксрипт:

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет 1 О проекте нового порядка действий СПЦ (Центры цунами) Камаев Д.А. ФГБУ «НПО «Тайфун», Росгидромет

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет2 1. Действующая схема принятия решений об объявлении/отмене тревоги цунами Принципы: 1. магнитудно-географический критерий; 2. использование понятий «ближняя» и «дальняя» зоны положения эпицентров землетрясений: для землетрясений в «ближней» зоне ответственность за объявление тревоги цунами возложена на Геофизическую службу Российской академии наук (информационно- обрабатывающие центры - ИОЦ), для землетрясений в «дальней» зоне – на Росгидромет (центры цунами - ЦЦ); 3. отмена тревоги цунами осуществляется Росгидрометом (центры цунами - ЦЦ); 4. тревога распространяется на всю зону ответственности центра цунами (ЦЦ «Камчатское УГМС», ЦЦ «Приморское УГМС») или на её часть (три схемы объявления тревоги в ЦЦ «Сахалинское УГМС») Недостатки: 1. Ложные тревоги и, как следствие, материальные потери, снижение готовности населения к действиям в условиях тревоги. 2. Наличие двух источников тревоги: ИОЦ и ЦЦ

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет3 Магнитудно-географический критерий прогнозирования цунами: анализ практики применения гг. (Гусяков В. К. Магнитудно-географический критерий прогнозирования цунами: анализ практики применения за 1958–2009 гг. // Сейсмические приборы, 2010, т.46, 3, с. 5-21) ПериодN общее число землетря- сений с М Мпор ; T общее число цунами, наблю- давших- ся на побере- жье РФ T 0 число опасных цунами (с высота- ми > 0.5 м) W число тревог, подан- ных службой преду- прежде- ния W 0 число оправдав- шихся тревог (поданных перед опасными цунами) W/N общая эффек тив- ность работы служб ы Wo/W оправ- дывае- мость тревог To/N ожидае -мая эффек- тив- ность прогно- за Wo/To коэф- фици- ент преду- преж- даемос -ти опас- ных цунами 1958– %26%22%67% 1984– %24%23%87% Весь период %25%23%74%

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет4 2. Предлагаемый порядок действий СПЦ (Центры цунами) Снижения количества ложных тревог для каждого населенного пункта предлагается достигнуть за счет более точного определения границ части побережья, где объявляется тревога цунами, - тревога должна объявляться отдельно для каждого защищаемого пункта. Снижения экономических потерь в случае ложной тревоги предлагается достигнуть за счет введения нескольких уровней угрозы цунами для каждого защищаемого пункта, в зависимости от прогнозируемой степени опасности цунами.

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет5 Для каждого защищаемого пункта вводятся три уровня угрозы цунами, и для каждого уровня угрозы цунами устанавливается перечень необходимых защитных мероприятий и порядок их проведения, которые утверждаются администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации: «Угроза цунами нулевого уровня» - цунами не ожидается или возможное проявление цунами не представляет угрозы для населения и хозяйственных объектов, эвакуация не требуется (население предупреждается о необходимости соблюдать осторожность ввиду возможности проявления цунами; спасательные силы и средства приводятся в состояние готовности;); «Угроза цунами первого уровня» - возможное проявление цунами может представлять угрозу для населения и хозяйственных объектов, возможна частичная эвакуация (населения предупреждается о необходимости соблюдать осторожность и покинуть береговую зону ввиду возможности проявления цунами; спасательные силы и средств приводятся состояние готовности; осуществляется подготовка инфраструктуры защищаемого пункта к возможному воздействию цунами с целью снижения последствий); «Угроза цунами второго уровня» - разрушительное цунами, требуется немедленная эвакуация (начинается немедленная эвакуация населения; осуществляется подготовка инфраструктуры защищаемого пункта к возможному воздействию цунами с целью снижения последствий).

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет6 С. Никольское (о.Беринга)

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет7

8 Курильск

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет9

10 Использование понятий уровней угрозы цунами позволит: 1.определить для каждого защищаемого пункта комплекс защитных мероприятий в зависимости от степени опасности проявления цунами для населения и хозяйственной деятельности; 2.организовать подготовку населения к действиям в условиях тревоги цунами; 3.исключить из передаваемых ЦЦ в оперативном режиме сообщений данные (прогностические и фактические) о волне цунами; 4.снизить экономические потери в случае ложных тревог.

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет11 Предлагаемая схема действий дежурного (ЦЦ) Данные от ИОЦ ГС о землетрясении поступают в ЦЦ Прогнозируются (по данным о землетрясении): уровень опасности цунами по действующему магнитудно- географическому критерию для всей зоны ответственности ЦЦ (или её частей); уровень угрозы цунами для каждого защищаемого пункта в зоне ответственности ЦЦ на основе результатов прогнозирования характеристик цунами,; ожидаемое время подхода волны цунами к каждому защищаемому пункту в зоне ответственности ЦЦ; ожидаемые времена регистрации цунами береговыми автоматизированными постами сети измерений уровня моря СПЦ; «резерв времени» - разность между ожидаемым временем прихода волны цунами и ожидаемым временем поступления первых данных регистрации цунами.

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет12 Для всей зоны ответственности ЦЦ (или её частей) опасность цунами по магнитудно-географическому критерию не прогнозируется Тревога цунами не объявляется Если Для защищаемого пункта в зоне ответственности ЦЦ прогнозируется угроза цунами второго уровня В защищаемом пункте немедленно объявляется тревога, соответствующая угрозе цунами второго уровня Для защищаемого пункта прогнозируется угроза цунами нулевого или первого уровня, а «резерв времени» менее чем на 1 час превышает время, необходимое для проведения защитных мероприятий, соответствующих угрозе цунами второго уровня В защищаемом пункте немедленно объявляется тревога, соответствующая угрозе цунами второго уровня Для защищаемого пункта прогнозируется угроза цунами нулевого или первого уровня, а «резерв времени» более чем на 1 час превышает время, необходимое для проведения защитных мероприятий, соответствующих угрозе цунами второго уровня В защищаемом пункте предварительно объявляется тревога, соответствующая угрозе цунами нулевого или первого уровня

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет Осуществляется корректировка первоначального прогноза уровня угрозы цунами для защищаемых пунктов, в которых тревога объявлена предварительно Поступление данных регистрации цунами Если Результат корректировки первоначального прогноза уровня грозы цунами совпадает или ниже первоначального уровня Предварительно объявленная тревога цунами подтверждается Результат корректировки первоначального прогноза уровня угрозы цунами на К единиц выше первоначального уровня Предварительно объявленная тревога цунами не подтверждается. Немедленно объявляется тревога, соответствующая уровню угрозы цунами на К единиц большему первоначального Для защищаемого пункта ИОЦ объявил тревогу цунами, соответствующую второму уровню угрозы по данным об интенсивности сотрясений Решение об объявлении тревоги цунами не подлежит корректировке Для защищаемого пункта корректировка первоначального прогноза уровня угрозы цунами в ожидаемое время оказывается невозможной Немедленно объявляется тревога цунами, соответствующая второму уровню угрозы

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет14 3. Алгоритмическое обеспечение для поддержки действий по предлагаемой схеме принятия решений Реализация предлагаемой схемы принятия решений о тревоге цунами предполагает использование в системе поддержки принятия решения следующих расчетных модулей Название расчетного модуля Входная информацияФункция в системе Оценка уровня угрозы 1.данные о землетрясении; 2.результаты расчетов характеристик цунами по данным о землетрясении; 3. данные об исторических цунами; 4. критические значения характеристик цунами для защищаемых пунктов Предварительная оценка уровней угрозы цунами по защищаемым пунктам Корректировка прогноза характеристик цунами 1.результаты расчетов характеристик цунами по данным о землетрясении; 2.данные регистрации цунами Корректировка предвари- тельной оценки уровней угрозы цунами для каждого защищаемого пункта Корректировка уровня угрозы 1.результаты корректировки прогноза характеристик цунами по данным о земле- трясении; 2.критические значения характеристик цунами для защищаемых пунктов Корректировка предвари- тельной оценки уровней угрозы цунами для каждого защищаемого пункта Генератор действий дежурного океанолога 1.данные о землетрясении; 2.результаты оценки уровня тревоги; 3.результаты корректировки уровня тревоги Генерация последователь- ности действий дежурного океанолога

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет 4. О программе работ по реализации предлагаемой схемы принятия решений об объявлении тревоги цунами 4.1. Разработка для защищаемых пунктов содержания понятий «уровень угрозы цунами» Критические значения характеристик цунами вблизи береговой зоны для «уровней угрозы цунами» Разработка для защищаемых пунктов содержания понятий «уровень угрозы цунами» Накопление и систематизация данных о защищаемых пунктах Название, координаты, карта (схема, топография) Население Жилищный фонд, хоз. объекты Сооружения повышенной опасности Портовые сооружения, флот Приливной режим, Исторические сведения о проявлениях цунами Моделирование воздействия волн цунами на береговую зону База сценариев воздействия волн цунами на береговую зону Разработка моделей наката волн цунами на береговую зону Процедуры расчета характеристик волн цунами при накате на берег: высоты затопления; времени затопления, скорости. Порядок действий населения в условиях угрозы цунами различного уровня. Критические времена проведения защитных мероприятий

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет 4.2. Оценка уровней угрозы цунами Разработка для каждого защищаемого пункта пороговых значений магнитуд землетрясений для всех потенциально опасных зон Разработка процедуры оперативного уточнения прогноза уровней угрозы цунами для защищаемых пунктов по данным измерений уровня моря Результаты предварительного математического моделирования характеристик волн цунами для защищаемых пунктов Проведение предварительного математического моделирования характеристик волн цунами для защищаемых пунктов Разработка процедуры оценки уровня угрозы цунами Разработка генератора действий дежурного океанолога

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет17 5. Заключение Предлагаемый порядок действий центров цунами позволит сократить количество ложных тревог и материальные потери от ложных тревог за счет оценки уровня опасности цунами и объявления тревоги отдельно по каждому защищаемому пункту. Введение в деятельность службы цунами понятия «уровень угрозы цунами» позволит формализовать взаимодействие центров цунами с едиными дежурно-диспетчерскими службами и средствами массовой информации в части информирования об угрозе цунами, при этом снимается проблема неверной оценки населением степени угрозы по прогностическим данным о высоте волны.

ФГБУ "НПО "Тайфун" Росгидромет18 Спасибо за внимание!