РОЛЬ ЖИВОЙ МАТЕРИИ В РУДООБРАЗОВАНИИ Докладчик: Петр Васильевич Виниченко, кандидат геолого-минералогических наук, Байкальский филиал ФГУГП «Сосновгеология»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ. Минералы - природные тела, однородные по химическому составу и природным свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности.
Advertisements

Круговорот веществ в природе Круговорот веществ в природе.
Биосфера – глобальная экосистема Земли. 10 – 11 классы общеобразовательная школа.
Горные породы состоят из минералов, однородных или неоднородных, которые твёрдо или рыхло соединяются.
Биосфера, её структура и функции Презентация для урока в 9 классе Автор: Панюшкина Елена Геннадьевна, учитель биологии МОУ «Карагайлинская сош»
Биосфера 1.Учение о биосфере создал русский ученый – Владимир Иванович Вернадский ( ) 2.Начав свою научную деятельность(как геолог) с изучения.
Биосфера В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере Более 70 лет назад академик В. И. Вернадский разработал учение о биосфере - оболочке Земли,
Породы, слагающие земную кору Урок - практикум Автор. Смирнова Елена Валентиновна, учитель географии МОУ «СОШ 2» г. Исилькуль, Омская область.
Тема: Состав и функции биосферы План: 1. Знания о биосфере – геологических оболочках, заселенных живыми организмами, определить границы биосферы. 2. Вещества.
Роль живых организмов в биосфере МОУ Василевская СОШ 11 класс Архипкин Виктор 2009 год.
Полезные ископаемые. Известняк Известняк широко применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.
Ф УНКЦИИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА В БИОСФЕРЕ. Ч ТО ТАКОЕ ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ? Живое вещество-это уникальное явление биосферы. Живым веществом В.И. Вернадский именует.
Лекция Состав и образование нефти и газа. План лекции Классификация месторождений Состав нефти и природного газа Теории происхождения нефти и газа: исторический.
Тест: Учение о биосфере I курс Предмет – экология Преподаватель: Коновалова Л. В.
Презентация по теме «Круговорот веществ в биосфере» Подготовил:Мамедов.С.Г Подготовлена учителем биологии высшей квалификационной категории Сафьяновой.
«МЕТАЛЛУРГИЯ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ» для студентов по направлению бакалавриата –«Металлургия» ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ НАХОЖДЕНИЯ САМОРОДНОГО.
Фрагмент урока, выполненный учителем географии ГОУ школа 525 Московского района Санкт-Петербурга Старичковой Н.В. Цели: Цели: Сформировать представления.
Географическая оболочка. Наша планета состоит из нескольких оболочек. Вещества, из которых состоит литосфера, гидросфера, атмосфера перемещаются, проникают.
В среднем, сжигание одного килограмма этого вида топлива приводит к выделению 2,93 кг CO2 и позволяет получить МДж (6,4- 7,5 кВт·ч) энергии или,
Транксрипт:

РОЛЬ ЖИВОЙ МАТЕРИИ В РУДООБРАЗОВАНИИ Докладчик: Петр Васильевич Виниченко, кандидат геолого-минералогических наук, Байкальский филиал ФГУГП «Сосновгеология» «Урангео» МПР РФ. Иркутск

В геологической литературе пока господствует концепция глубинного магматогенного и гидротермального образования рудных месторождений. Вот уже в течение 40 лет я разрабатываю альтернативную концепцию, опирающуюся на учение В. И. Вернадского о биосфере, – концепцию биогенного рудообразования. В ней доказывается, что почти все полезные ископаемые в земной коре образованы вблизи земной поверхности, живой материей. Живая материя химически весьма активная; существует и работает вблизи земной поверхности непрерывно на протяжении всей геологической истории. Наиболее активны микроорганизмы.

Вернадский считает, что живая материя является главной геологической силой. Она способна преобразовывать земное вещество, приспосабливая его к своим потребностям. Она может производить даже трансмутацию химических элементов в наземных условиях. При такой активности, непрерывности и продолжительности биогенных процессов, протекавших вблизи земной поверхности, не могло обойтись без биогенного преобразования земной коры на большие глубины и без дифференциации земного вещества, приводившего к образованию полезных ископаемых.

В 50 –х годах прошлого века были открыты месторождения урана в торфяниках и углистых песчаниках. Это – т.н. «гидрогенные» пластово- инфильтрационные месторождения, где рудообразование продолжается в настоящее время, что позволило непосредственно изучать весь процесс образования урановых руд. Уран накапливается на границе окисленных песчаников при переходе их в углистые неокисленные песчаники. В этом процессе участвуют микроорганизмы.

В переходной зоне, где присутствует и углистый материал и кислород в воде, бурно размножается аэробная микрофлора. Она образует органические кислоты; резко повышает ОВП в растворе – до мВ. При этом образуются металлоорганические соединения. В связи с высокой растворимостью последних их содержание повышается в растворе; тем самым создаются рудоносные растворы.

Продвижение рудоносных растворов в углеродистые породы приводит к тому, что аэробы поглощают весь свободный кислород в растворе и затем вымирают, но оставляют созданные ими продукты метаболизма, которые служат питательной средой для анаэробов. Анаэробы бурно размножаются и создают резкий восстановительный геохимический барьер, (ОВП снижается до минус мВ). Здесь образуются рудные минералы. Дальнейшее продвижение растворов вглубь углеродистых пород приводит к тому, что анаэробы полностью потребляют тот запас пищи, который им создали аэробы, и тоже вымирают. Количество анаэробов резко уменьшается, а ОВП в растворе повышается до положительных значений ( мВ).

Восстановительный геохимический барьер исчезает, несмотря на присутствие в растворе сероводорода, метана и других восстановителей. Высаживание рудных минералов прекращается. Эти резкие изменения ОВП и рудоносности растворов свидетельствуют о том, что образование биохимических барьеров, как восстановительного, так и окислительного, явно зависит от деятельности самих живых бактерий, и не зависит от присутствия минеральных и газовых восстановителей. Это доказывает, что только живые бактерии, своей особой энергией, создают особо контрастные геохимические барьеры в подземных водах. Мёртвые бактерии и косные вещества геохимических барьеров не создают.

Аэробы и анаэробы работают и живут в симбиозе. Аэробы образуют окислительный барьер, а анаэробы – восстановительный. В сумме создаётся контрастный рудолокализующий окислительно-восстановительный биохимический барьер, где металлы вначале накапливаются в растворе, а затем высаживаются во вмещающие породы. Рудные месторождения могут образоваться при обязательном присутствии следующих условий: 1) Нужны источники рудных веществ. Ими служат местные породы, содержащие повышенные концентрации рудных элементов, подвергающиеся денудации во время рудообразования.

2) Вторым условием, необходимым для рудообразования, является наличие углеродистых веществ в породах, вмещающих рудные залежи, где бы могли возникать биохимические барьеры. 3) Третьим обязательным условием является присутствие структур, способных концентрировать потоки рудоносных растворов, собирая их с больших площадей коры выветривания на породах – источниках рудного вещества, и направлять их к местам рудообразования. Такими рудоконтролирующими структурами чаще служат палеодолины на поверхностях стратиграфического несогласия. Такая модель рудообразования характерна для многих рудных элементов, о чём свидетельствует их совместное с ураном присутствие в рудах. Наиболее ясно это видно на примерах золоторудных месторождений.

Золото – инертный элемент, но оно переводится в раствор аэробными микроорганизмами и мигрирует в форме золотоорганических соединений. Ярким примером связи золота с органикой служит месторождение Карлин в США. Золото там установлено в глинистых известняках с вкрапленностью пирита. Даже в богатых рудах этого месторождения (с содержанием золота до 50 г/т), всё золото связано с органическими кислотами и углеродом. Такая тесная связь золота с органическим углеродом свидетельствует о химической форме их связи. Механизм образования месторождений золота в действительности в корне отличается от наиболее признанной в настоящее время модели, где утверждается, что россыпи образовались гравитационными процессами, а золотокварцевые жилы – гидротермальные.

С такой моделью не согласуются размеры самородков и крупного золота в россыпях. Поставщиками золота, накапливающегося в россыпях, служат чаще углеродистые сланцы с тонкозернистой сульфидной золотосодержащей минерализацией. В таких поставщиках золота крупных самородков не встречается. Следовательно, самородки и крупное золото образуются в самих россыпях, хемогенными (биогенными) процессами. Золотоносные растворы мигрировали одновременно как по долинам в нижней части наносов, создавая «россыпи», так и по трещинным зонам в верхней части пород фундамента, создавая золото- кварцевые жилы. Жилы не гидротермальные, а экзогенные. Они не служили источниками золота для россыпей, а формировались вместе с россыпями теми же биогенными процессами.

Все месторождения золота являются хемогенными, биогенными. С геологической позицией месторождений золота сходна позиция алмазов. Алмазы, как и золото, добываются преимущественно в россыпях, часто на единых площадях с золотом, меньше в коренных породах. Россыпи алмазов, как и золота, размещены преимущественно на возвышенных плато, в том числе и там, где месторождения золота и алмазов в коренных породах отсутствуют. Следовательно, россыпные месторождения и золота, и алмазов образовались на месте своего нынешнего залегания, и не связаны с разрушением коренных месторождений, а образованы из экзогенных растворов одновременно с коренными месторождениями, которые создаются теми же рудоносными растворами.

Если золото и в россыпях, и в самородках, и в коренных породах биогенное, то и алмазы могут быть биогенными. Никаких противоречащих этому фактов нет. Множество включений в алмазах разнообразных минералов, а также включений алмазов в ассоциирующих минералах, в том числе алмаза в алмазе, указывает на то, что кристаллы алмаза зарождались и росли одновремённо с включениями, в уже сформированных кимберлитах и в других породах. Роль трубок взрыва в образовании месторождений алмазов состоит, по-видимому, в создании благоприятной среды для жизнедеятельности алмазообразующих микроорганизмов, а именно, в поставке пород (кимберлитов), благоприятного состава, и в поставке комфортного тепла от кимберлитовой магмы.

Роль трубок взрыва (диатрем), как рудовмещающих структур, известна и по другим, кроме алмазов, биогенным рудам. Например, это хорошо видно на Ангаро-Илимских железорудных биогенных месторождениях, отличающихся необычным составом. Магнетит этих месторождений принадлежит к сильно магнезиальным разностям (магнезиоферритам). Содержание Mg O в чистых магнетитах от 5% до 9 %. Магнием и магнетитом богаты также породы, вмещающие алмазы, что укрепляет представление о сходных условиях образования магнетита и алмазов в трубках взрыва. С учётом особенностей биогенного рудообразования по- иному можно объяснить также природу эндогенных месторождений: их генезис можно увязать с тем, что вблизи земной поверхности всегда создавались биогенные рудные концентрации;

часть их попадала на большие глубины, подвергалась метаморфизму, и превращалась в эндогенные месторождения (магматические, метаморфические, пегматитовые и др.). Сейчас уже ясно, что пегматиты и все слагающие их минералы тоже являются биогенными, т.е. образовались на месте их современного залегания, в уже сформированной вмещающей породе путём биогенного метасоматоза или свободного роста минералов в открытых полостях, а не при кристаллизации остаточного гранитного расплава. Никаких следов остаточного расплава в пегматитах нет. Они распространены преимущественно в сланцах и не являются дериватами гранитной магмы.

Некоторым сходством с пегматитами по условиям залегания обладает каменный уголь. Считается, что уголь – это изменённые остатки растений и что состав угля зависит от степени метаморфизма этих остатков и от возраста отложений: торф четвертичного возраста, бурый уголь – третичный, каменный уголь – палеозойский. Хотя в действительности антрацит встречается и в третичных образованиях. Масштабы накопления каменного угля в природе огромные. Например, в Кузнецком бассейне залежи каменного угля распространены на площади более 40 тыс. кв. км. Мощность угольных пластов 5-10 м; запасы – 20 биллионов тонн. Качество угля очень высокое: зольность 2%-4 %, серы 0,4%-0,5 %, кокса 60 %.

По литературным сведениям известно, что в составе залежей угля присутствуют стволы деревьев и корневые остатки, нередко стоящие вертикально. Следовательно, деревья росли на суше и остались не перемещёнными на том же месте, где росли; позже были засыпаны углём. Как могла образоваться столь большая угольная масса? Ведущую роль в этом процессе, по-видимому, играла способность микроорганизмов к взрывному размножению и накоплению органического материала. Например, рассчитано, что одна бактерия, размножаясь в геометрической прогрессии, может в течение четырёх с половиною суток дать потомство, которое способно было бы заполнить океан, и вес которого превысит вес последнего. Происходит накопление органических веществ, из которых образуется каменный уголь и многие другие минеральные вещества.

Имеется образец каменного угля, по которому видно, что уголь накапливался в пустой полости, подобно пегматитам, (фото 1 – прослой каменного угля на сланцах).

Подстилающие угольный слой сланцы перемежаются со слоями, содержащими присыпки угля на плоскостях слоистости. Возможно, что это зародыши угольных слоёв, которые могут расти. (фото 2 – прослой «зародышей» каменного угля).

Процессы роста характерны для биогенных минералов. Известно, что растут самородки золота, растут алмазы, кварц, полевые шпаты и многие другие биогенные минералы. Может расти и каменный уголь. Данный образец каменного угля не может быть связан с осадочным углём. Он отвечает выводам В. И. Вернадского, что углеродистые вещества (уголь, нефть, битумный сланец) зарождаются в своих соединениях ещё в организмах и зависят от преобладания определённых по составу видов организмов и что образование конечных продуктов происходит в «геологически ничтожное время». На примере каменного угля видно, что за «геологически ничтожное время» могут создаваться большие массы биогенных пород. Кроме каменного угля, признаками биогенной природы обладают залежи железистых кварцитов, известняков, доломитов, лёсса, зыбучих песков и др.

Неоправданным остаётся то, что при наличии обилия фактов активной геологической работы живой материи, доказанной В. И. Вернадским ещё более ста лет тому назад, результаты этой работы изучаются и учитываются недостаточно. Признание ведущей роли живой материи в геологических процессах, особенно в рудообразовании, изменит мировоззрение не только в геологии, но и во многих других областях науки и жизни. Было бы желательно, чтобы ваш институт счёл возможным принять на себя инициативу по изучению роли живой материи в рудообразовании. Спасибо за внимание!