Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе специальность «Социальная работа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Advertisements

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Социальное прогнозирование, его виды и особенности Социальное прогнозирование, его виды и особенности Студента 1 курса гр. ГМУ-ЗМ-1 Бычкова М.В.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Теория экономических информационных систем Представление дисциплины.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Образовательная траектория области подготовки «Государственные и муниципальные финансы» профиля «Финансы и кредит» Выпускающая кафедра «Финансы» (каб.
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
1. Анализ опыта муниципалитетов по созданию и организации деятельности структур государственно- общественного управления образованием на субмуниципальном.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф И Н А Н С О В Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р И.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе специальность «Социальная работа»

2 Общие сведения по дисциплине Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе. Дисциплина основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности Социальная работа. В рамках изучения данной дисциплины освещаются методологические основы, формы реализации социальных исследований, целью которых является прогнозирование динамики различных социальных явлений и процессов, изучается методика моделирования социальных ситуаций, рассматриваются методы и алгоритмы социального проектирования. Овладение методологией построения социальных прогнозов, технологией разработки и реализации социальных проектов позволит студентам значительно повысить качество исследований, проводимых в рамках курсовых и дипломных работ, а также усилить их практическую, прикладную направленность для реальных нужд профессиональной деятельности.

3 Освоение дисциплины Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе приобретает особую значимость в контексте современных российских реформ. Методы социального проектирования и программирования, активно внедряемые на всех уровнях государственного управления с целью совершенствования системы социальной поддержки и защиты населения, уже показывают свою эффективность и перспективность.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» является выработка знаний, умений и навыков у молодых специалистов к прогнозированию и моделированию процессов в области социальной работы и состоит: в освоении студентами основ социального прогнозирования, проектирования и моделирования в области социальной работы; в формировании у студентов системы знаний о методологии, принципах и закономерностях социального прогнозирования, проектирования и моделирования; в развитии умений построения научного аппарата, адекватного выбора метода прогнозирования, проектирования и моделирования, проведения социального прогнозирования, проектирования и моделирования; в формировании навыков разработки рекомендаций и предложений по принятию решений в области проектирования и моделирования.

5 Задачи курса: знать теоретико-методологические основы курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», основные термины прогностики, ее теории, методологических принципов и методов, приемов и способов моделирования общественных процессов; иметь навыки самостоятельной работы в области прикладного моделирования, проектирования и прогнозирования в социальной работе; уметь объяснить методологические принципы социального прогнозирования, категории, методы и технологии социального прогнозирования и моделирования; уметь использовать информацию; практически освоить методы, механизмы, технологии и методики прогнозирования, проектирования и моделирования конкретных социальных ситуаций в сфере образования, культуры, социальной защиты различных групп населения, в решении молодежных проблем и т.д.). научиться находить на основе прогнозирования, проектирования и моделирования оптимальные решения социальных задач

6 Место дисциплины среди смежных дисциплин Для эффективного освоения тем дисциплины необходимо наличие знаний по курсам «Социология», «Философия», «Социальная статистика», «Введение в специальность и социальная политика», «Методика социальных исследований в социальной работе».

7 Начальные знания Для успешного освоения дисциплины необходимо наличие знаний основ социальной политики, методов и технологии социальной работы, основ социальной статистики, демографии, теоретической социологии, а также навыков разработки программы и инструментария прикладного социологического исследования.

8 Итоговые знания, умения и навыки Студент должен знать: методологию проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе; классификацию, сферы применения социальных проектов и прогнозов; сущность и логику социального моделирования; алгоритм работы над социальным проектом и прогнозом; критерии эффективности внедрения социального проекта. Студент должен уметь: охарактеризовать основные методы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе и обосновать выбор тех или иных методов при изучении и оптимизации различных сфер жизнедеятельности общества; составлять программу и план социального прогнозирования, проектирования и моделирования, операционализировать основные понятия, используемые в исследовании; организовывать и проводить сбор прогностического материала; творчески и объективно проектировать и моделировать социальные явления и процессы; обосновывать практическую значимость проведенных исследований и вырабатывать рекомендации и предложения по внедрению социального проекта;

9 Содержание лекционного курса Тема 1. Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды Тема 2. Методологические аспекты социального прогнозирования Тема 3. Системный анализ в социальном прогнозировании, проектировании и моделировании. Тема 4. Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы. Тема 5. Методология социального проектирования. Тема 6. Методы и технологии социального проектирования, оценка последствий. Тема 7. Проблемно-целевая ситуация в социальном проектировании, прогнозировании, моделировании. Тема 8. Методы и технологии моделирования в социальной работе Тема 9. Технологические проблемы процесса моделирования в социальной работе. Тема 10. Методы коллективной работы над социальным проектом. Экспертные оценки в социальном проектировании, прогнозировании, моделировании. Тема 11. Алгоритм работы над социальным прогнозом. Тема 12 Алгоритм работы над социальным проектом.

10 Тема 1. «Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды». Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить особенности прогнозирования как метода научного познания. Задачи: - определить цели и задачи прогнозирования; - выявить специфику прогнозирования как исследовательского метода; - изучить основные виды прогнозирования; - рассмотреть объект и предмет прогнозирования в социальной работе.

11 Тема 2. «Методологические аспекты социального прогнозирования». Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить особенности прогнозирования как междисциплинарного метода исследования социальных явлений, процессов и структур. Задачи: - определить основные методологические подходы прогнозирования; - выявить специфику построения понятийного аппарата при прогнозировании; - обозначить ключевые требования к операционализации понятий.

12 Тема 3. «Системный анализ в социальном прогнозировании, проектировании и моделировании». Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить специфику системного подхода как базовой парадигмы прогнозирования и проектирования. Задачи: - определить основные методологические подходы к исследованиям социальной сферы; - выявить специфику системного подхода: его преимущества и ограничения; - обозначить базовые характеристики социальных процессов

13 Тема 4. «Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы». Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить основные принципы прогнозирования в социальной работе. Задачи: - определить функции прогноза в социальной работе; - выявить основные цели прогнозирования; - усвоить основные принципы прогнозирования.

14 Тема 5. «Методология социального проектирования». Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить основные методологические принципы социального проектирования. Задачи: - определить функции проектирования в управлении; - охарактеризовать основные концепции социального проектирования; - усвоить классификацию социальных проектов: сущность, основные категории, принципы, функции.

15 Тема 6. «Методы и технологии социального проектирования, оценка последствий». Цели и задачи изучения темы: Цель: изучить базовую технологию разработки социального проекта. Задачи: - определить функции и направления проектов разных типов; - проанализировать основные положения концепции проекта; - усвоить структуру текстового описания социального проекта.

16 Тема 7. «Проблемно-целевая ситуация в социальном проектировании, прогнозировании, моделировании» Цели и задачи изучения темы: Цель: проанализировать специфику социальных проблем как объекта социального прогнозирования, проектирования, моделирования. Задачи: - обосновать комплексный характер социальных проблем; - проанализировать сущность, структуру и внутреннюю логику социальной деятельности; - выявить ключевых субъектов социальной политики; - изучить объективные и субъективные детерминанты социальной политики.

17 Тема 8. «Методы и технологии моделирования в социальной работе» Цели и задачи изучения темы: Цель: проанализировать значимость моделирования в достижении познавательных и практических целей социальной работы Задачи: - обосновать достоинства методов моделирования для решения социальных проблем; - проанализировать логику моделирования; - выявить основные функции теоретических моделей; - изучить типы функционирования модели.

18 Тема 9. «Технологические проблемы процесса моделирования в социальной работе». Цели и задачи изучения темы: Цель: проанализировать роль моделирования в оптимизации управленческих процессов. Задачи: - проанализировать основные задачи моделирования в исследовании; - выявить ключевые характеристики управленческих систем, которые могут лечь в основу модели.

19 Тема 10. «Методы коллективной работы над социальным проектом. Экспертные оценки в социальном проектировании, прогнозировании, моделировании». Цели и задачи изучения темы: Цель: проанализировать перспективы и преимущества использования коллективных методов работы над социальным проектом. Задачи: - обосновать сильные стороны и ограничения применения коллективных методов работы над социальными проектами; - проанализировать сущность, структуру методов экспертных оценок; - усвоить методику и процедуру проведения деловых игр; - изучить специфику применения методов мозгового штурма; - изучить возможности методов фокальных объектов и репертуарных решеток в проектировании.

20 Тема 11. Алгоритм работы над социальным прогнозом. Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить алгоритм работы над социальным прогнозом. Задачи: - обосновать логику построения прогноза; - проанализировать структуру и последовательность процедур прогнозирования; - изучить объективные основания выбора факторов. - построить базовую исходную модель прогнозируемого объекта, модель прогнозного фона по теме курсовой.

21 Тема 12 Алгоритм работы над социальным проектом. Цели и задачи изучения темы: Цель: усвоить алгоритм работы над социальным проектом. Задачи: - изучить технологию социального проектирования; - освоить последовательность процедур проектирования; - проанализировать сущность, структуру и внутреннюю логику проектирования; - изучить формы презентации проекта; - разработать программу проекта по теме курсовой работы.

22 Контрольные мероприятия Предварительный контроль Вопросы для самопроверки Текущий контроль Тест для самоконтроля Итоговый контроль Презентация проекта по теме курсовой работы, зачет по вопросам.

23 Итоговый контроль Форма проведения: зачет, по ниже приведенным вопросам и защита итогового проекта по теме курсовой работы. Список вопросов к зачету: 1. Разнообразие моделей научного познания 2. Социальное прогнозирование и футурология. 3. Социальное проектирование: сущность и методология. 4. Социальное прогнозирование как индикатор возможных последствий принимаемых решений. 5. Функции социального прогнозирования. 6. Экспертные оценки: результативность, актуальность, последовательность 7. Основные методы социального прогнозирования 8. Актуальность социального прогнозирования в социальной работе. 9. Цели и классификация социальных прогнозов в социальной работе 10. Сущность социального проектирования 11. Виды социальных проектов 12. Проектная ситуация 13. Объект и субъект социального проектирования

Процесс социального проектирования 15. Реализация социального проекта 16. Структура методов проектирования в социальной работе 17. Составление программы прогнозного исследования. 18. Базовая модель прогноза. 19. Прогнозный фон. 20. Поисковый и нормативный прогнозы. 21. Разработка рекомендаций для управления. 22. Виды социальных моделей. 23. Региональные особенности социального проектирования и прогнозирования. 24. Методологические основы социального моделирования. 25. Технология моделирования в социальной работе.

25 Самостоятельная работа Примерные темы докладов и рефератов: Система критериев и показателей в социальном проектировании. Система критериев и показателей в социальном прогнозировании. Виды социальных моделей. Проектирование социальных процессов и социальных ситуаций. Проблема проектного фона в социальном проектировании. Базовая модель прогноза: проблема построения. Поисковый и нормативный виды социального прогноза. Социальные общности и группы как объект социального проектирования Особенности социокультурного проектирования. Проблема и виды финансирования и поддержки социальных проектов. Социальные проекты на региональном уровне: проблемы эффективности и жизнеспособности. Особенности социального прогнозирования в современной России. Критерии эффективности социального проекта. Прогностические модели как современные технологии в управлении государством. Законодательно-нормативная основа социально-экономического прогнозирования. (Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ»)

26 Методологические основы прогнозирования в социальной работе. Новые подходы в прогнозировании общественных явлений. Моделирование в социальной работе. Основные недостатки процесса прогнозирования. Пути их преодоления. Виды прогнозов. Взаимодействие различных существующих подходов к исследованию социальной сферы. Государственное прогнозирование. Формы и методы социальной деятельности. Принципы и методы прогнозирования в социальной работе. Прогностические модели как современные технологии в управлении государством. Социальная политика как главный объект социального прогнозирования. Прогнозирование социальной сферы: образование, здравоохранение, культура. Прогнозирование уровня жизни населения с применением методов опроса и интервью. Информационно-аналитический анализ социальной ситуации в обществе. Региональные модели социального обслуживания населения в условиях кризиса. Экспериментальные модели социального обслуживания населения, их представление в прессе. Комплексная модель социальной защиты населения (в регионе). Проблемы социального страхования как объект прогнозирования и моделирования.

27 Основные методы моделирования в социальной работе. Математическое моделирование в социальной работе. Модель информационного обеспечения социальной защиты населения. Модель социальной работы с семьей. Модель социального самообеспечения работоспособных пенсионеров. Психоаналитическая модель работы с семьей. Модель поведения социального работника. Модель нравственных взаимоотношений социального работника с коллегами, клиентами. Использование метода математического моделирования для анализа и прогнозирования социальных явлений. Информационные технологии в социальном прогнозировании. Интернет и прогнозирование в социальной работе. Виды и типы прогнозов. Результаты прогнозов и требования к ним. Техника использования результатов прогнозов. Гипотезы. Их роль в прогнозировании социальных процессов. Организационные аспекты прогнозирования в социальной работе. Прогнозное видение социальных аспектов межнациональных отношений. Типовая методика прогнозных исследований в социальной работе. Деловые игры. Роль, место, их функция в системе прогнозирования и моделирования в социальной работе. Социальное проектирование как этап управления. Методологические основы социального проектирования.

28 Глоссарий Моделирование - метод исследования объектов познания с помощью их моделей. Моделью объекта считается его аналог, схема, структура, знаковая система, отображающая его базисные свойства и функции. Прогнозирование - Форма конкретизации научного предвидения, процесс разработки прогноза. Строится в форме целеполагания, программирования и управления процессом (или явлением) за счет выявления параметров его возникновения, устойчивых форм и тенденций развития. Выражается в анализе прогнозного фона, формировании исходных моделей, поисковых прогнозов, формировании нормативных прогнозных моделей и их оценке. Прогнозирование социальное - исследование перспектив социальных явлений и процессов с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального проектирования, планирования и управления. Социальное проектирование (от лат. – projection – бросание вперед) – особый вид целенаправленной деятельности, связанный с преобразованием окружающей социальной реальности в соответствие с некоторым идеалом, нацеленный на разрешением существующих проблем, плановое изменение существующей ситуации в соответствие с желаемым направлением развития. Проект Моделирование и конструирование оптимальных вариантов прогнозируемого и планового развития социальных процессов и явлений с учетом объективных условий жизнедеятельности различных социальных групп. Проект сконцентрирован на достижении четко определенных целей, ограничен во времени, территории, в рамках темы и в используемых человеческих, финансовых и других ресурсов.

29 Список литературы Основная Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. М., 2002 Бестужев-Лада И.В. Проблемы социального прогнозирования. Учебное пособие. - М., Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. Отв. ред. Сафронова В.М. - М.: РАГС Прогнозное социальное проектирование: теоретико- методологические и методические проблемы: Учебное пособие. - М.,1994. Луков Ю. Социальное проектирование. – М., 2003.

30 Дополнительная литература: Ахиезер А.С. Прогнозирование социокультурной динамики России: вопросы методологии и некоторые результаты. /Проблемы прогнозирования. – 1993 г., 5. Гвишиани Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований проблем глобального развития. /Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. – М., 1982 г., с Гершунский Б.С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки. - М., Глушков В.М., Иванов В.В., Яненко В.М. Моделирование развивающихся систем. – М., Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. - М., Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, Моделирование воспитательных систем: теория и практика./ Под ред. Новиковой. - М., Найбороденко Н.М. Исследование будущего России в контексте современных глобальных тенденций. // Социальное развитие современной России: проблемы и перспективы. – Прогнозирование в образовании. Теория и практика./ Под ред. Гершунского Б.С. - М., Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические проблемы./ Отв. Ред. Дридзе Т.М. – М.: Наука, Прогнозы, перспективы… // Социальное обеспечение. 1997, 3. Прогностика: терминология./ Отв.ред. В.И.Сидоров. - М., Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. - М., Российская энциклопедия социальной работы. Т.2. М., Социальное прогнозирование и моделирование // Под ред. Сафроновой В.М. Материалы к лекциям. М., 1994 г. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – М.: Наука, 1995 г.