Управление персоналом Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине Название: Гендерные аспекты управления персоналом Читается для специальностей:государственное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы управления персоналом Представление дисциплины.
Advertisements

Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
1 Основы управления персоналом Факультет бизнеса и экономики Автор-составитель: О.П. Ходенкова ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Теория экономических информационных систем Представление дисциплины.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Предлагаем Вашему вниманию книжную выставку: «Эффективность менеджмента». На выставке представлены книги, в которых рассматриваются базовые концепции менеджмента.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины.
Направление «Управление персоналом». Подготовка специалистов ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра психологии.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Программа профессиональной переподготовки «Психология управления» призвана ознакомить слушателей с теоретическими и прикладными.
Основы менеджмента Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине Дисциплина «Основы менеджмента» читается для учащихся в целях Формирования.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Транксрипт:

Управление персоналом Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название: Гендерные аспекты управления персоналом Читается для специальностей:государственное и муниципальное управление Важность изучения дисциплины Потребность в специалистах, обладающих современными глубокими знаниями в области управления персоналом, особенно велика в системе управления отечественной экономикой, где происходят существенные изменения в управлении организацией в целом и системе управления персоналом в особенности. Основную нагрузку в реализации этих изменений несут специалисты по управлению персоналом. Поэтому именно от того, насколько полно и прочно они будут располагать такими знаниями и умело и эффективно применять их на практике зависит то, как организации адаптируются к условиям и требованиям рынка и как они достигнут поставленные перед собой цели. Сфера профессионального использования: управленческая деятельность на предприятиях и организациях, предпринимательская деятельность, бизнес, различные отрасли экономики, учреждения службы занятости, консалтинговые и рекрутинговые организации.

3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению актуальных проблем управления персоналом на предприятиях и в организациях с позиции гендерного подхода. Как область научного знания и практической деятельности, данный курс имеет междисциплинарный характер. В нем рассматриваются вопросы, имеющие первостепенное значение для специалистов в области управления персоналом и управления организацией в широком смысле слова: теория управления человеческими ресурсами, методология управления персоналом и формирования системы управления персоналом организации, технология управления персоналом и его развитием. Кроме того, изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории поведения человека в организации и взаимодействия работников в коллективе. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и высвобождения персонала. Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, управление поведением личности, методов управления персоналом, оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики, систем оплаты труда. Важность этого курса для обучения квалификации менеджеров обусловлена его практической направленностью.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является освоение студентами основных знаний о механизме управления персоналом организации с позиции гендерного подхода в складывающихся условиях рыночной экономики.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов: общая психология, психология личности, гендерная психология, социальная психология, психология и социология управления, гендерная психология лидерства, социология, менеджмент, теория управления, экономическая теория. В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплин: экономика и социология труда, кадровый аудит, оценка персонала, информационные технологии управления, управленческие решения, инновационный менеджмент, управление социальным развитием организации и др.

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание теоретических основ по базовым дисциплинам: экономическая теория, психология, социология, история экономических учений, которые читаются в предыдущих семестрах.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о теоретических основах, закономерностях и принципах управления персоналом; понимать сложную природу социальных явлений в организации, их связь с другими явлениями, происходящими в организации. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: о принципах и закономерностях функционирования организации, включая переходные процессы; о механизмах принятия и реализации управленческих решений; В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: выявлять проблемы социально-психологического и экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам управления персоналом; разрабатывать и обосновывать варианты эффективных управленческих решений; оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, инновационной и др.) поведение персонала, тенденции развития персонала в сфере его профессиональной деятельности.

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Пол и гендер как предметы социальных исследований. Тема 2. Гендерные стереотипы и их роль в социальной жизнедеятельности. Тема 3. Гендерная социализация личности. Тема 4. Личностные особенности мужчин и женщин. Тема 5. Социальное поведение и гендерные отношения. Тема 6. Гендерная психология лидерства. Тема 7. Гендерные социальные преобразования в организации. Тема 8.Персонал как объект и субъект управления с позиции гендерного подхода. Тема 9. Методология управления персоналом с позиции гендерного подхода. Тема 10. Методы управления персоналом с позиции гендерного подхода. Тема 11. Управление поведением персонала организации с позиции гендерного подхода. Тема 12. Технологии работы с персоналом организации с позиции гендерного подхода. Тема 13. Оценка результатов деятельности персонала организации с позиции гендерного подхода.

9 Тема 1. Пол и гендер как предметы социальных исследований Первая тема знакомит с понятиями: «пол» - как биологической категорией, представленной первичными признаками человека; «гендер» - как социальной категорией, представленной социальными характеристиками человека. В теме показан сравнительный анализ этих двух понятий.

10 Тема 2. Гендерные стереотипы и их роль в социальной жизнедеятельности. Данная тема представляет гендерные стереотипы как один из факторов, обуславливающих социальное развитие личности. Они формируют социальные установки людей, предопределяют особенности поведения и взаимоотношения людей. Сами же они являются довольно устойчивыми образованиями.

11 Тема 3. Гендерная социализация личности. Данная тема показывает суть гендерной социализации как процесса усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Основные аспекты социализации: присвоение (процесс усвоения социального опыта), опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта).

12 Тема 4. Личностные особенности мужчин и женщин. Личностные гендерные особенности человека представленны маскулинностью, фемининностью и андрогинностью. Данные характеристики диагносцируются с помощью тестов-опросников, определяющих степень выраженности данных характеристик.

13 Тема 5. Социальное поведение и гендерные отношения мужчин и женщин. Данная тема рассматривает гендерные особенности поведения людей, как представителей своего гендера. Анализируются: стили поведения, склонности и предпочтения, успешность деятельности.

14 Тема 6. Гендерная психология лидерства. Данная тема освещает вопросы, связанные с предрасположенностью человека к определенной профессиональной деятельности с позиции гендерного подхода. Рассматриваются вопросы, касающиеся установок мужчин и женщин к профессиональной карьере. Анализируются идеи о гендерных установках мужчин и женщин к лидерству и руководству как профессиональным видам деятельности.

15 Тема 7. Гендерные социальные преобразования в организации. В данной теме речь идет об инновационных социальных технологиях, которые необходимо проводитьв организациях в целях эффективности их производительности труда. Одна из таких технологий – гендерная интеграция, сутью которой является гендерное равенство персонала. Гендерная интеграция представляет собой процесс включения в центральные программы жизнедеятельности организации гендерное равенство, что предполагает новые пути разработки и проведение политики, сдвиги в организационной и институциональной культуре, изминение в социетальных структурах.

16 Тема 8. Персонал как объект и субъект управления с позиции гендерного подхода. Данная тема курса знакомит с рынком трудовых ресурсов и основными его характеристиками с позиции гендерного подхода. Представлено понятие «персонал» как разновидность трудовых ресурсов. Дано определение этому понятию, описываются основные характеристики персонала: численность и структура. Раскрывается смысл численности и структуры персонала (виды, факторы влияния). Представлена классификация персонала по категориям. Раскрыты основные характеристики производственного персонала и управленческого персонала. Выделены отличительные особенности руководителей и специалистов. Перечислены основные подсистемы работы с персоналом.

17 Тема 9. Методология управления персоналом с позиции гендерного подхода. Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению основных характеристик управленческой деятельности. Описана история развития управления персоналом. Представлены для изучения вопросы: методологии управления персоналом; философии управления персоналом; анализ концепций управления персоналом; закономерности и принципы управления персоналом; методы построения системы управления персоналом.

18 Тема 10. Методы управления персоналом с позиции гендерного подхода. В данной теме Вы познакомитесь с понятием метода в науке, классификацией методов управления персоналом. Административные методы: их роль в управленческой деятельности. Экономические методы: их роль в управленческой деятельности. Социологические методы: их роль в управленческой деятельности. Психологические методы: их роль в управленческой деятельности.

19 Тема 11. Управление поведением персонала организации с позиции гендерного подхода. Для управления персоналом организации необходимы различные знания. Определяющими являются знания о категории «поведение». Поведение реализуется в стратегиях поведения. Среди наиболее значимых стратегий поведения выделяют: «психологические защиты», «копинг-поведение», «конструктивные – неконструктивные» и др. Поведение является функцией взаимодействия личности и ситуации, оно обуславливает развитие и проявление отношений между людьми, в частности, деловых отношений. Успешность деловых отношений зависит от выполнения людьми этических норм и правил. Этические нормы поведения представлены профессиональной этикой, управленческой этикой, служебным этикетом. Деловые отношения реализуются в различных формах делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, деловое выступление. В поведении можно выделять две функции: регулятивную и побудительную. Побудительная сторона поведения связана с мотивацией и ее составляющими: потребностями, мотивами, целями. С мотивацией связана мотивированность трудовой деятельности. Разработка средств мотивированности имеет свою историю: начиная с «кнута и пряника» и заканчивая психологическими нюансами человеческих отношений. Основные идеи мотивированности представлены в содержательных и процессуальных психологических теориях мотивации. Управление персоналом организации предполагает управление конфликтами, которые возникают в результате противоречий, складывающихся в социальных отношениях. К основным технологиям управления конфликтами относят: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов.

20 Тема 12. Технологии работы с персоналом организации с позиции гендерного подхода. В данной теме можно познакомиться с основными видами работы с персоналом организации: найм, оценка и отбор персонала; подбор и расстановка персонала, деловая оценка персонала, профориентация, адаптация и обучение персонала, увольнение и высвобождение персонала. В каждом виде работ выделены особенности, описаны проблемы и пути их решения.

21 Тема 13. Оценка результатов деятельности персонала организации с позиции гендерного подхода. В данной теме представлена информация об описании работы, рабочего места персонала. Выделены критерии описания, методы, которые при этом используются. Можно познакомиться с понятием «аудит персонала». Определено понятие «заработная плата» персонала.

22 Лабораторный практикум Лабораторная работа 1 (по теме 2). Гендерные стереотипы и их роль в жизнедеятельности личности. Лабораторная работа 2 (по теме 10). Методы управления персоналом. Практикум (семинарский) 1 (по теме 1). Пол и гендер как предметы социальных исследований. Практикум (семинарский) 2 (по теме 2). Гендерные стереотипы и их роль в социальной жизнедеятельности. Практикум (семинарский) 3 (по теме 3). Гендерная социализация личности. Практикум (семинарский) 4 (по теме 5). Социальное поведение и гендерные отношения. Практикум (семинарский) 5 (по теме 6). Гендерная психология лидерства. Практикум (семинарский) 6 (по теме 7). Гендерные социальные преобразования в организации.

23 Контрольные мероприятия Текущий контроль Для правильного объяснения поведения людей необходимо: а. знать их психическую жизнь; б. управлять их поведением; в. понимать влияние на них окружающей среды; г. уметь наблюдать внешнее проявление их психики; д. правильно истолковывать это проявление. (правильные ответы: а, в, г, д) Трудовой коллектив – это группа людей, которая: а. занята устойчивой и общественно полезной деятельностью; б. является случайным скоплением людей; в. предполагает наличие организации и управления; г. создана для реализации комплекса производственных целей; д. занимается чем-то неблаговидным. (правильные ответы: а, в, г, ) Итоговый контроль Руководитель – это лицо, которое: а. определяет, что делать, как делать и несет за это ответственность; б. наделено полномочиями принимать управленческие решения; в. точно воспроизводит предписание вышестоящих руководителей; г. ставит подчиненным задачи и ведет контроль за их исполнением; д. организует работу своих подчиненных. (правильные ответы: а, б, в, г, д)

24 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Гендер – обозначение пола как социально-культурного конструкта, социальный аспект отношения полов. 2. Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин. 3. Переговоры - процесс обмена мнениями с целью достижения соглашения по определенной проблеме. 4. Персонал - все работники, выполняющие производственные или управленческие операции. 5. Планирование служебной карьеры - научное обоснование рационального срока занятия должности. 6. Повышение квалификации - обеспечение соответствия знаний и умений современному уровню организации производства и управления. 7. Подбор персонала - формирование резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест. 8. Психологические методы - способы воздействия на поведение работников с помощью психологических средств. 9. Фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

25 Список литературы Основная Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства.- Оренбург: Изд- во ОГУ, Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, с. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.: Питер, Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, с. Кибанов А.Я. Формирование системы управления персоналом. М.: ГАУ, Психология менеджмента. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, – 639с. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, – 416с.

26 Список литературы Дополнительная Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. - М,: Дело, с. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М., с. Красовкий Ю.Д. Организационное поведение.М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 511с. Машков В.Н. Психология управления. М., – 197с. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для студентов высших и средних спец. учебных заведений. М., с. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., – 230с. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, с.

27 Сведения об авторе ФИО: Шукчус Любовь Витаутасовна Место работы: БелГУ, факультет управления и предпринимательства Ученая степень: кандидат психологических наук Ученое звание: доцент Должность: доцент Кафедра: управления персоналом Контактная информация: Адрес: ул. Победы, 85. Рабочий телефон:

28