Экономика и предпринимательство Основной целью является создание целостного представления о хозяйственной деятельности предприятия как процесса использования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика организации (предприятия) Основной целью учебно-методического комплекса по курсу «Экономика организации (предприятия)» является создание целостного.
Advertisements

Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Презентация дисциплины «Экономика фирмы» ст.преподаватель, к.э.н.Кузнецов А.Н.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина.
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Обзорная презентация по дисциплине « И нвестиционная деятельность »
Российский Университет Дружбы Народов Аграрный факультет. Кафедра ландшафтной архитектуры и дизайна Курс «Экономика отрасли» СЕМИНАР 1.
Введение в экономическую статистику Статистика – это экономическая арифметика А. Веаньон.
Основы предпринимательской деятельности модуль 5 Налогообложение субъектов малого предпринимательства Основной целью представленного учебно- методического.
Правовые основы предпринимательской деятельности Программа для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Предлагаем Вашему вниманию книжную выставку: «Эффективность менеджмента». На выставке представлены книги, в которых рассматриваются базовые концепции менеджмента.
Урок по обществознанию. 11 класс. Тема: Экономика: наука и хозяйство. Учебник «Обществознание. 11 класс» Л.Н. Боголюбова
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Принятие управленческих решений Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и финансов Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента.
Экономика предприятия Учебный курс О.П. Коробейников, Д.В. Хавин, В.В. Ноздрин Учебный курс в Internet.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Программные средства разработки Web-страниц и презентаций Представление дисциплины.
Анализ хозяйственной деятельности некоммерческой организации Представление дисциплины.
Транксрипт:

Экономика и предпринимательство Основной целью является создание целостного представления о хозяйственной деятельности предприятия как процесса использования ресурсов для производства продукта или оказания услуг

2 Общие сведения по дисциплине Название Экономика и предпринимательство Важность изучения дисциплины Курсу позволяет создание целостное представления о хозяйственной деятельности предприятия как процессе использования ресурсов для производства продукта или оказания услуг Сфера профессионального использования Знания курса полезны для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки – специалистам предприятий – экономистам, бухгалтерам, менеджерам, финансистам.

3 Краткое описание дисциплины Предприятие (организация) – центральное звено экономики; Мотивация деятельности производственных предприятий их формы, классификация и структура; Формы и сферы предпринимательской деятельности, предприятий различных форм собственности; Ресурсы предприятий (организаций): основные средства, оборотные средства, показатели их использования; Персонал и оплата труда на предприятии (организации); Экономический механизм управления предприятием (организацией) и его инструменты; Финансы предприятий (организаций) и механизмы их функционирования; Инструменты эффективности деятельности предприятий (организаций); Основы внешнеэкономической деятельности предприятий (организаций).

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является Овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий. Изучение практики формирования использования экономического потенциала, хозяйствующих субъектов экономики, различных форм собственности. Формирование целостного представления о рациональной организации производственного процесса, производственных мощностей, расходов и себестоимости продукции. Усвоение основных направлений и путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системами.

5 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: Планирования хозяйственной деятельности предприятия; Оценки эффективности деятельности предприятия: показатели, методики расчета, сферы применения; Механизма хозяйственного управления организации (предприятий). В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: Анализировать экономические явления и процессы, происходящие на предприятии; Принимать производственные и административные решения с целью достижения максимальных результатов в деятельности предприятия

6 Содержание лекционного курса ТЕМА 1. Предмет экономической теории. Исходные категории общественного производства ТЕМА 2. Потребности и ресурсы ТЕМА 3. Предпринимательство как особый вид деятельности ТЕМА 4. Предприятие как хозяйствующий субъект ТЕМА 5. Технологии предпринимательства ТЕМА 6. Планирование предпринимательской деятельности ТЕМА 7. Планирование производственной программы ТЕМА 8. Ресурсы предприятия ТЕМА 9. Эффективность деятельности предприятия ТЕМА 10. Ценообразование и ценовая политика

7 ТЕМА 1. Предмет экономической теории. Исходные категории общественного производства Понятие экономики. Основные группы участников экономики. Понятие отрасли. Структура экономики как хозяйства. Понятие производства. Виды производства и воспроизводства. Природа стоимости и цены. Товар, товарное производство. Натуральное хозяйство. Потребительная и меновая стоимость. Общественное разделение труда и его виды. Обмен и его виды. Понятие, виды и функции рынка.

8 ТЕМА 2. Потребности и ресурсы Понятия потребности и блага. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Цена выбора. Классификация потребностей и благ. Виды экономических ресурсов. Значение экономических ресурсов. Доходы владельцев факторов производства. Предпринимательские способности как особый вид человеческого ресурса.

9 ТЕМА 3. Предпринимательство как особый вид деятельности Предпринимательство как четвертый фактор производства. Этапы развития предпринимательства. Формы предпринимательства. Значение предпринимательства в экономике. Этика предпринимательства. Заветы российских промышленников. Функции предпринимательства и предпринимателя. Основные сферы предпринимательской деятельности и их характеристика: производственное предпринимательство, сфера торговли, сфера услуг. Способы развития предпринимательских способностей.

10 ТЕМА 4. Предприятие как хозяйствующий субъект Понятие предприятия, его цели, задачи и мотивы деятельности. Производственное предприятие. Предприятие центральное звено отраслевых и территориальных комплексов. Классификация предприятий. Структура предприятий. Рабочее место. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия. Понятие цели, задачи. Коллективное предпринимательство. Товарищества. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Малое предпринимательство. Крупномасштабное предпринимательство.

11 ТЕМА 5. Технологии предпринимательства Понятие технологии предпринимательства. Стадии жизненного цикла предприятия и товара, их взаимосвязь. Источники новых идей и технологии их оценки. Виды источников информации, необходимой для формирования, разработки и реализации идей. Последовательность реализации идей. Сетка принятия решений. Стартовый капитал. Формирование учредительных документов и регистрация предприятия. Источники формирования стартового капитала. Достоинства и недостатки каждого вида источников. Оценка спроса, оценка рынка. Оценка конкурентов. Разработка конструкции продукта и изготовление опытного образца. Дизайн продукта. Выход на рынок. Понятие маркетинга.

12 ТЕМА 6. Планирование предпринимательской деятельности Функции и задачи планирования. Значение планирования в предпринимательской деятельности. Понятие бизнес- плана. Структура бизнес-плана и назначение каждого раздела. Планирование производственного процесса. Планирование и управление предприятием. Технология планирования. Структура планов предприятия. Отраслевые особенности планирования. Долгосрочное и текущее планирование. Внутрипроизводственное планирование. Формирование портфеля заказов. Виды производственных процессов и их взаимосвязь. Налоговое планирования. Виды налогов.

13 ТЕМА 7. Планирование производственной программы Понятие производственной программы предприятия, характеристика ее разделов, показателей и назначение. Исходные материалы для раз­работки производственной программы: объем, номенклатура, ассортимент и сроки поставок продукции, организации производственного процесса и тех­нологического цикла. Методологические основы планирования производст­венной программы Обеспечение программы производственными мощностями, трудовы­ми и материальными ресурсами, капитальными вложениями. Производст­венная мощность, ее виды. Методика расчета производственной мощности: входной, выходной, среднегодовой. Факторы, определяющие динамику мощности. Показатели использования производственной мощности.

14 ТЕМА 8. Ресурсы предприятия Производственный капитал предприятия. Производственные фонды и фонды обращения. Основные производственные фонды, их сущность и структура. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация как объем потребленного капитала. Капитальный ремонт и реновация. Основные непроизводственные фонды предприятия. Показатели и пути улучшения использования основных фондов (средств). Оборотные производственные фонды и оборотные средства предприятия, их сущность и структура, формирование и использование. Основные принципы нормирования оборотных средств: производственных запасов. Незавершенного производства, готовой продукции. Экономическое значение улучшения использования оборотных средств. Показатели использования оборотных средств.

15 ТЕМА 9. Эффективность деятельности предприятия Понятие расходов, их виды. Классификация расходов, связанных с производством и реализацией продукции: по экономическим элементам, на прямые и косвенные, по их целевому назначению, в зависимости от объемов производства и др. Состав расходов по экономическим элементам. Виды ма¬териальных расходов, их группировка и методы оценки. Состав расходов на оплату труда, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прочих расходов. Состав и назначение внепроизводственных расходов. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Себе¬стоимость валовой и товарной продукции. Система показателей эффективности использования затрат на произ¬водство и реализацию продукции. Понятие и виды прибыли. Формирование и направления использования прибыли. Взаимосвязь показателей прибыли. Система показателей эффективности производства, ее состав и характеристика. Обобщающие показатели эффективности функционирования предприятия, отрасли, экономики. Показатели эффективности использования ресурсов: труда, основного и оборотного капитала. Показатели эффективности деятельности.

16 ТЕМА 10. Ценообразование и ценовая политика Виды цен и основы их классификации: сфера функционирования, зона и время действия, способ разработки, форма утверждения и пр. Основные этапы формирования ценовой политики предприятия. Ме­тоды ценообразования и системы модификации цен. Понятие и классификация ценовых стратегий предприятия. Схемы формирования цены. Структурные элементы цены.

17 Формы контроля Текущий контроль - решение практических задач, тестирование Рубежный контроль - решение практических задач, опрос Список вопросов к зачету формируются на основе вопросов, рассматриваемых в теоретической части. Итоговый контроль - решение практических задач, опрос

18 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Бизнес-карта – специализированный, постоянно обновляющийся справочник, содержащий краткую информацию (наименование, адрес, виды и объемы выпуска продукции, телефоны) обо всех предприятиях, расположенных на территории России; 2. Предпринимательская способность – особый вид человеческого таланта, позволяющий успешно заниматься предпринимательством ; 3. Производственное предпринимательство – сфера предпринимательской деятельности, в которой индивидуальный предприниматель или фирма заняты непосредственно производством товаров и услуг, продавая которые они получают прибыль ; 4. Уставный капитал (фонд) – первоначальная сумма капитала фирмы, определенная ее уставом (учредительным договором) и формируемая в основном за счет взносов учредителей или продажи акций.

19 Список литературы 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид.лит., Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, Гражданский кодекс РФ. 4.1,2 // М., Инфра ,- 554с. 4. Налоговый кодекс РФ, часть вторая// М., Статус-Кво с. 5. Грибов В.Д. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, с. 6. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: 7. Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, с. 8. Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Приор-издат, с. 9. Оценка бизнеса. Учебник/Под. ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, – 509 с. 10. СергеевИ.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, – 304 с. 11. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие / Под ред. Проф. В.К.Скляренко, В.М.Прудникова. – М.:ИНФРА-М, – 256с. 12. Швандар В.А., Аврашков Л.Я. Экономика предприятия: Учеб. Пособие для вузов; Дистанционное обучение /Под ред. Проф. В.С. Торопцова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 240с. 13. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, – 288 с. 14. Экономика предприятия (фирмы). Учебн./ Под ред. О.И.Волкова и О.В. Девятки на, М., ИНФРА-М, Экономика предприятия./ Под ред. Карлика А.Е., Шухгалтер.- М: ИНФРА-М, Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н.Чечевицына, И.Н.Чуев.- Ростов на Дону: Феникс, 2006 – 400с.

20 Сведения об авторе ФИО: Сибирева Ирина Дмитриевна Место работы: БелГУ, кафедра Мировой экономики Ученая степень: кандидат экономических наук Ученое звание: доцент Должность: доцент Контактная информация: Рабочий телефон

21