« …знание надмевает, а любовь назидает» а любовь назидает» (1 Кор.8:1-3) (1 Кор.8:1-3)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Advertisements

В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Родительское собрание В МОУ СОШ пгт Новокручининский г.
ПРОГРАММА факультативного курса «КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ» для классов общеобразовательных учреждений.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Лекция 6. «Особенности преподавания Истории Церкви в воскресной школе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской епархии.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (родителям о курсе ОРКСЭ) Подготовила Владыкина М.Ю. учитель начальных классов МАОУ СОШ 13.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Транксрипт:

« …знание надмевает, а любовь назидает» а любовь назидает» (1 Кор.8:1-3) (1 Кор.8:1-3)

2 Общие сведения по дисциплине «Основы православной культуры» Читается для всех специальностей Содержание разделов раскрывает наиболее значимые и в теоретико- методологическом, и в организационно-практическом плане проблемы, обусловленные междисциплинарным социокультурологическим подходом к объективному анализу места и роли Православия в обществе и мире, охватывают многообразие подходов, концепций, взглядов, позиций, вызовов по основополагающим вопросам Православия и православной культуры. Сфера профессионального использования Данный систематизированный материал дает информацию о сущности истории формирования православной культуры. Это является необходимым не только для студентов, но и практических работников в области культуры, педагогов-теологов. Знания, приобретенные в ходе изучения данного курса, помогут студентам в практике работы в образовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, школьных учреждениях, ВУЗах и др.сферах.

3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен обсуждению широкого круга вопросов духовного мира молодёжи, проблемных полей «духовности», так или иначе связанных с наукой, образованием, культурой, воспитанием, социальной сферой, как в их сегодняшнем остро актуальном звучании, так и в историко-культурной ретроспективе. Содержание разделов раскрывает наиболее значимые и в теоретико- методологическом, и в организационно-практическом плане проблемы, обусловленные междисциплинарным социокультурологическим подходом к объективному анализу места и роли Православия в обществе и мире, охватывают многообразие подходов, концепций, взглядов, позиций, вызовов по основополагающим вопросам Православия и православной культуры.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний о религии как о мировоззренческой сфере культуры, необходимой для самоидентификации и формирования мировоззрения личности Задачи: - создать условия для самореализации личности ; - создать условия для самореализации личности ; - сформировать у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - сформировать у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - выработать высокое ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России; - выработать высокое ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данный курс дает необходимые знания для успешного освоения целого ряда как общепрофессиональных: «Культуролог ия », «Мировая художественная культура», «Философия», «Культуролог ия », «Мировая художественная культура», «Философия», так и специальных: так и специальных: «Народная художественная культура», «История Церкви», «Каноническое право» и других дисциплин. «Народная художественная культура», «История Церкви», «Каноническое право» и других дисциплин.

6 Начальные знания Курс предназначен для студентов – всех специальностей, обладающих необходимым объемом знаний, умений и навыков, полученных во время обучения на 1 и 2 курсах по дисциплинам общегуманитарного цикла. Студент должен уметь ориентироваться в специфике специальности «Теология», анализировать, обобщать, сравнивать, дифференцировать получаемый материал.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: О к атегориях «культура», «духовность», «нравственность» О формировании текста Библии; О становлении и развитии Православия как традиционной религии русского народа; Об истоках православия и народной культуры; В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: В области истории религии; По текстологии библейского канона; По истории Православия и формирования христианского Канона В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: в культурологии; религии, богословии; народной культуре; истории Церкви;

8 Содержание лекционного курса Раздел I. Тема 1. Православие о теологическом и культурологическом содержании категорий «культура», «духовность» и «нравственность» Тема 2. Сущность духовности и вероучения православия как основы православной культуро-созидательности, а также православного творчества в сфере искусства и науки Тема 3. Библия – первотекст православной культуры Раздел II. Тема 1. Становление русской культуры от языческих верований до христианства Тема 2. Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь Тема 3. Процессы секуляризации: от времен Петра I до XX века Тема 4. Православная культура в XX веке Раздел III. Тема 1. Православный праздничный круг и пост Тема 2. Иконография Тема 3. Русская духовная певческая культура Тема 4. Система организации звукового материала в богослужебном пении Тема 5. Богослужебное пение Древней Руси Тема 6. Дихотомия «религиозное – светское» в русской духовно-певческой традиции: от Нового времени к современности Тема 7. Содержательно-смысловые доминанты русского богослужебного пения Раздел IV. Белгородская православная культура

9 Раздел I. Тема 1. Православие о теологическом и культурологическом содержании категорий «культура», «духовность» и «нравственность» Содержание темы Содержание универсалии «культура»; различные подходы к определению содержания термина «культура»; комплексная взаимосвязь универсалий, категорий и понятий «духовность», «нравственность», «культура», «прогресс» и «религия»; категория «вера»; категории «духовность и «Идеал» – их содержание и определения; проблема теологического и культурологического определения Идеала; понимание категорий «нравственность», «свобода»; раскрытие отношения православия к комплексу рассмотренных универсалий, категорий и понятий и вклад обозначаемых ими феноменов в развитие духовно- нравственных основ православия.

10 Тема 2. Сущность духовности и вероучения православия как основы православной культуро-созидательности, а также православного творчества в сфере искусства и науки Содержание темы Обусловленность культуро-созидательной способности православия; истины православного откровения; миссия Иисуса Христа; универсалия «Церковь»; основа жизни Церкви; таинства и молитвы; Символ веры и история его создания; генезис вероучений; краткие сведения о богословии о Пресвятой Троице; суть православной миссии; критерии теологической и культурологической оценки религий; существенные признаки таинств; полнота, действительность и действенность разнообразие, сила, законность вероисповедания православия; основные последствия нарушения духовной законности; отношение православия к творчеству; православие о соотношении веры и знания, о науке; основные принципы православной культуры.

11 Тема 3. Основные исторические и духовные этапы становления и развития православной культуры «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15) Христианство в целом и конкретно – православие уже много веков оказывает огромное позитивное влияние на мировую культуру. Особое его значимость выявляется в становлении европейской культуры, которая фактически есть христианская культура. Именно христианство поставило личность выше природы и общества, заложив тем самым основы гуманизма и современного понимания свободы и прав личности. Свобода личности стала главной меркой для оценки природного и общественного порядка. Проблема естественных прав человека была решена христианством в абсолютном масштабе. Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия. Христианство впервые указало на природу как на предмет для преобразующей свободной воли. В христианстве формируется уважение к внутреннему миру человека, чего не было, к примеру, в античной культуре.

12 Тема 4. Библия – первотекст православной культуры Содержание темы По содержанию – это повествование о пути ко вселенской любви, впервые так широко зафиксировавшее это понятие, слово, состояние ("не убий", "не укради", "возлюби ближнего своего как самого себя", "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", "любите врагов ваших", "не притесняй и не угнетай", "Бог человеколюбивый, долготерпеливый и многомилостивый") как высшую ценность, кодекса человеческой морали. По форме - письменный текст о законе внутреннего поведения христиан - людей новой формации – духовной, тех, кто опирается на Слово Бога: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». (Ин 1:1,2). Это Книга и литературный памятник о жизни Сына Бога и земного человека, "вочеловечшася" и воскресшего, "смертью смерть поправ" одномоментно. Человеке в реальной жизни жившего силою слова Отца Небесного. Его же Слово он проповедовал. "И Слово стало плотью и обитало с ним полное благодати и истины" (Ин 1:14). Но мир не узнал его. "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин 1:11).

13 Раздел II. Тема 1. Становление русской культуры от языческих верований до христианства Содержание темы Религиозные верования и культура восточных славян. Предание об избрании Веры и крещение Руси. Православие - традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал русской жизни. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие - культуробразующая религия в России. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль Православия в истории России.

14 Тема 2. Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь Содержание темы Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Москва - Третий Рим: Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь: православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Русские Цари и Патриархи. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Раскол 1666 г., его причины и последствия; обрядоверие, единоверческие общины.

15 Тема 3. Процессы секуляризации: от времен Петра I до XX века Содержание темы Реформа отношений Церкви и государства при Петре I, ее протестантский характер. Влияние реформ Петра I на православную культуру в России. Церковь и государство в имперский период, Русские Императоры и Церковь. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Церковь и светская школа, церковно- приходское образование. Церковь и земство. Славянофилы и западники. Православная культура России в начале XX в. Русская религиозно-философская мысль, ее место в русской православной культуре

16 Тема 4. Православная культура в XX веке Содержание темы Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Обновленчество, живоцерковники. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Проблема выработки отношений с новой властью, сохранения централизованного управления в Церкви и разделения, возникшие от различных взглядов на этот предмет. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Политическое разделение русского православного народа и канонической территории Московского Патриархата в 1991 г. Русская Православная Церковь в Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время. Законодательство Российской Федерации о религии и Церкви. Отношения Русской Православной Церкви с традиционными религиозными конфессиями народов России. Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества. Православное образование. Русская Православная Церковь и Армия.

17 Раздел III. Тема 1. Православный праздничный круг и пост Содержание темы Смысл, значение, сущность праздников. Их единая многоступенчатая последовательность. Подразделение на Господние, Богородичные, в честь Святых, по значимости – на великие, великие двунадесятые, великие не двунадесятые, средние, малые. Подвижные и неподвижные праздники. Христианский аспект праздников церковного календаря, их содержание. Праздники в честь Святых. Пост как способ приобщения к православным святыням. Истинный контекст поста. Однодневные и многодневные посты, их сроки, содержание, назначение, дни поминовения. Духовное назначение поста.

18 Тема 2. Иконография Содержание темы Русская икона как часть православной традиции. Каноническое почитание икон. Смысл почитания. Цель и назначение иконы. Икона как знак предстояния Непостижимому и Живому Богу. Идея чудотворных икон. Созерцание иконы. Слово и Образ в иконе, процесс «обожения». Икона в семье православного человека. Антропологический контекст иконы. Икона в жизни человека секулярной культуры. Эстетический аспект иконы. Сакральный текст иконы (буквальный, аллегорический, моральный, анагогический): знакомство с сюжетом; раскрытие смысла образа, символа, знака; уровень обратной связи; глубинный смысл существования иконы. Символика иконы (лик, глаза, жесты, предметы, одежда, цвет, свет, пространство, время), способ выражения аскетизма. Архитектурность иконы. Символичность образов: Иисуса Христа, Богоматери, пророков, апостолов, святых. Праздничные иконы. Источники сюжетов икон и фресок в их исторической очередности. Иконография Иисуса Христа. Канонические типы изображения Спасителя: Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Спас на Престоле, Спас в Силах, Спас Эммануил, Спас Благое Молчание. Образ Богородицы в православной духовности. Христоцентричность Богородичных икон. Богородичная догматика. Основа Богородичной иконографии: сюжеты, типы. Иконы Святых (пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, праведники). Изображение ангелов на иконах. Символический аспект ангельских ликов и ангельских чинов.Возникновение иконы. Связь с Фаюмским портретом. Живопись исихазма, его выдающиеся представители: Фелофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Принципы канона в иконографии.

19 Тема 3. Русская духовная певческая культура Содержание темы Обоснование терминологии: «духовная певческая культура», «церковное пение», «богослужебное пение», «песнопение», «песня», «духовная музыка». Различие понятий «музыка» и «богослужебное пение». Специфика музыкального искусства и богослужебного пения в Древней Руси и современной культуре. Основное содержание богослужебных песнопений.

20 Тема 4. Система организации звукового материала в богослужебном пении Содержание темы Специфика музыкального оформления богослужения в русской церкви. Вопросы византийской преемственности. Характеристика мелодического строя и особенностей структуры знаменного распева. Специфика «гласового» пения. «Попевка» и вариативность в русской певческой практике.

21 Тема 5. Богослужебное пение Древней Руси Содержание темы Сведения летописных источников о первых учителях богослужебного пения на Руси. Формирование и характерные особенности национальной русской духовно- певческой традиции. Данные палеографического анализа старейшей знаменной нотации (исследования М.В. Бражникова). Характеристика церковного хора в Древней Руси. Канонический репертуар церковных хоров. Специфика обучения богослужебному пению. Новые тенденции в области певческого искусства. Распевщики и певческие коллективы Древней Руси (хор Государевых певчих дьяков, хор Патриарших певчих дьяков).

22 Тема 6. Дихотомия «религиозное – светское» в русской духовно- певческой традиции: от Нового времени к современности Содержание темы Состояние музыкальной культуры в реформационное время. Светские тенденции в сфере хоровой практики. Характеристика партесного стиля хорового письма. Исполнительские тенденции Придворной певческой капеллы и хора Патриарших певчих дьяков: сравнительный анализ. Возрождение русской духовно- певческой традиции. Проблемы теоретического изучения древнерусских певческих традиций (характеристика трудов И.И. Вознесенского, В.М. Металлова, Д.В. Разумовского, И.П. Сахарова, В.М. Ундольского и др.). Жанры духовной музыки в творчестве русских композиторов: черты стиля. Современное состояние русской духовной певческой культуры.

23 Тема 7. Содержательно-смысловые доминанты русского богослужебного пения Содержание темы Богослужебное пение как способ единения народа. Соборность богослужебного пения в духовном и музыкальном контекстах. Мотивы христианской любви и веры в богослужебно-певческой практике. Песнопения в честь русских святых. Христианские учения и духовно- нравственные константы в содержании богослужебных песнопений.

24 Раздел IV. Белгородская православная культура Содержание темы Распространение христианства в Белгородских пределах с древнейших времён; О часовне в Монастырском лесу с чудотворной иконой Божией Матери именуемой «Корсунской»; История прославления в Белгороде «Смоленской» иконы Божией Матери; о Епископе Епифании (Тихорском); Святителе Иоасафе (Горленко); Архиепископе Феоктисте (Мочульском); духовнике русской братии на Святой Горе Афон - Схииеромонахе Иерониме; Белгородчина в период гонений на Церковь; Возрождение епархии.

25 Контрольные мероприятия В процессе изучения курса вам предстоит выполнить следующие контрольные мероприятия: 1. Текущий контроль: тестовые задания для самоконтроля после каждого раздела учебного курса 2. Итоговый контроль: зачет зачет

26 Глоссарий Абсолют - (безусловный, неограниченный) – в широком смысле означает нечто универсальное, неизменное и не подвергаемое сомнению, как нечто единое, всеобщее, не имеющее начала и конца, то есть безначальное и бесконечно Агиография - (от лат. - описание жизни святого) Аграфы - (незаписанные устные высказывания Христа, не вошедшие в Евангелие) Акафист - значит буквальном переводе «неседальная песнь». То есть такая служба, вкоторой сидеть не полагается. Единственный поздний древний акафист – это акафист Божьей Матери. Все прочие акафисты позднего происхождения. По Уставу акафист исполняется торжественно на утрене в субботу пятой седмицы Великого поста. Аллилуйя - с евр. "Хвалите Господа". Аллируарий - стих, предваряющий чтение из Евангелия. Предполагается при пении аллилуия, от которого и получил свое название Аллергеза - аллегорическое толкование текста, имеющего тайный смысл. Аминь - евр. - "истинно, так оно и есть, да будет так". В ВЗ - подтверждение слов другого. В НЗ - слова, завершающие молитву. Антифон - в переводе с греческого «противогласник». Антифонами могут называться те песнопения, которые исполняются попеременно двумя хорами. Апокрифы - ( от греч. "скрытый тайный", "отреченные книги") – книги, трактующие о предметах, содержащихся в Св. Писании, но не признаваемые Церковью за богодухновенные и даже впоследствии запрёщенные. Апология - (от греч. apologeomai – "защищаю"). Отрасль христианского богословия (др. название – осн. богословие, фундаментальная теология), занимающаяся защитой и оправданием своего вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апостол - (от греч – "посланник"). В Библии этим словом называются те, кто от Бога получает повеление для сообщения людям. Апокалипсис - С греч. "раскрытие" или "проявление") Артос - в переводе с греческого – «хлеб»

27 Список литературы Основная Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. – Л., – 268 с. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., – 607 с. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., – 607 с. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись: [Альбом]. – М.: Искусство, – 331 с. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись: [Альбом]. – М.: Искусство, – 331 с. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I. Сущность, система и история. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, – 498 с. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I. Сущность, система и история. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, – 498 с.Дополнительная Овчинников В.В., Тройно Ф.П. История Белгородчины: краеведение.– Белгород, Овчинников В.В., Тройно Ф.П. История Белгородчины: краеведение.– Белгород, Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, – с Федеральных архивов; Русские огни, – с Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. – М.: Республика, – 479 с Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. – М.: Республика, – 479 с Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», – 288 с. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», – 288 с.