Методологические принципы мониторинга здоровья и безопасности участников образовательного процесса Айзман Р.И. Новосибирский государственный педагогический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Здоровье – есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально- трудовой,
Педагогический совет «ЗДОРОВЫЙ ДУХ – ЗДОРОВОЕ ТЕЛО» Цель педсовета: формирование здоровьесберегающей компетентности пе­дагогов.
Ориентировочная оценка эффективности внедрения ЗСОТ в работу школы Желание учащихся посещать школу Объем дневной учебной нагрузки на учащихся Содержание.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 123.
«Организация здоровьесберегающей деятельности воспитателей школы-интерната » Гасишвили И. Н. старший воспитатель первой квалификационной категории.
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
О сохранности психического здоровья детей и создания условий для эмоционального благополучия в условиях ДОУ Нестеренко С.Л. педагог – психолог МДОУ « Детский.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Комплексные(интегрированные)Частные(узко-специализированные)
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Модель школы «Здровое поколение» Основная миссия школы «Здоровое поколение» Школа несёт в мир здоровье и радость. Раскрывает творческий потенциал, индивидуальность,
Мониторинг реализации программы воспитания и социализации в ОУ Г.Н.Кучеренко, заместитель директора по УВР МОУ СОШ 59 О.А.Беляева, руководитель психологической.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Транксрипт:

Методологические принципы мониторинга здоровья и безопасности участников образовательного процесса Айзман Р.И. Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Биосоциальное понятие здоровье Гомеостаз Адаптация К.Бернар, 1878 И.М.Сеченов, 1863 «Здоровье – способность организма сохранять свой гомеостаз в условиях адаптации к различным факторам среды» (Айзман Р.И., 2000)

Холистическая модель здоровья человека Социально- нравственный уровень Психический уровень Физический уровень Социальные условия Экологические факторы

Количественная характеристика здоровья Уровень резервных возможностей Уровень здоровья 100% 50% 0 Практически здоровые 10-15% Напряжения 25-30% Морфологические и функциональные нарушения 35-40% 15-30% Больные

Критерии индивидуального здоровья 1. Физическое (соматическое) возможности Генетические Биохимические Морфологические Функциональные Генотип Показатели биологических жидкостей Уровень физического развития, морфотип Состояние органов и систем в покое и после нагрузок, функциональный тип 2. Психическое (ментальное) желания Эмоционально- волевая сфера Мыслительная Интеллектуальная Функциональная асимметрия мозга, тип ВНД, психотип, темперамент, уровень тревожности, стрессоустойчивости, память, внимание, способность к концентрации, тип мышления, мотивация 3. Нравственное (духовное) обязанности Цель, ценности, идеалы, востребованность Степень признания, уровень притязаний, реализация желаний и возможностей, соблюдение морально- этических норм

Методологические принципы оценки здоровья Холистичность (целостность) организма Единство организма и среды Количественная оценка уровня здоровья Индивидуальность оценки Динамичность наблюдений Интегративный подход

Мониторинг здоровья – это динамическая количественная скрининг диагностика -Физического развития и физической подготовленности учащихся; -Функциональных резервов организма; -Нейродинамических показателей нервной системы; -Психического состояния; -Морально-нравственных качеств личности; -Социально-экологических и санитарно-гигиенических условий среды обучения и жизни. т.е., уровня социально-психологической адаптированности к различным условиям (стратегии успеха)

Цель мониторинга На основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма детей обеспечить: -Сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения; -Профессиональную ориентацию для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии; -Оценку здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения; -Индивидуальный подход к организации учебно- воспитательного процесса; -Профилактику социально-негативных явлений среди учащихся; -Коррекцию учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности.

Схема мониторинга здоровья 1 Оценка социально- психологической адаптации (для 1-классников – готовность к обучению в школе) Учителя, социальные педагоги Комплексная поэтапная диагностика: Успеваемость, учебная активность, усвоение знаний, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к профильному обучению, (тесты «школьной зрелости») 2 Характеристика физического развития и функционального состояния Медицинские работники, учителя физкультуры Длина и масса тела, ОГК, уровень физического развития, тип вегетатив- ной регуляции, адаптивность кардио- респираторной системы на нагрузки 3 Психофизиологические показатели (нейродинамические) Психологи, психофизиологи Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД, функциональная асимметрия мозга, скорость сенсомоторных реакций, работоспособность головного мозга продолжение

4 Психо-эмоциональное состояние Психологи Уровень личностной, реактивной и школьной тревожности, САН, уровень стрессоустойчивости, мышление, интеллект, память и ее виды, внимание, личностные свойства, 5 Состояние здоровья Медицинские работники, учителя физкультуры Оценка здоровья по тесту-опроснику, по Апанасенко, группы здоровья, уровень физической подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, координация) 6 Квалификационная характеристика школы здоровьесберегающего типа (социально-гигиенические и экологические условия) Руководители ОУ Материально-технические условия; кадровое обеспечение; медицинское обслуживание; организация питания; санитарно-гигиеническая характеристика; политика формирования ЗОЖ; взаимоотношения с родителями; внешние связи. продолжение

Паспорт здоровья учащегося Показатели классы …… 10 1.Морфоло- гические 2.Функцио- нальные 3.Нейродина- мические 4.Психологи- ческие 5.Группа здоровья

Многоуровневая подготовка участников образовательного процесса по мониторингу здоровья Программа обучения Учебно-методический комплекс Обучение Руководители ОУ Медицинские работники ОУ Учителя и воспитатели Учащиеся и воспитанники Родители Психологи