Стратегии сопровождения процесса подготовки к введению ФГОС начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Внеурочная деятельность младших школьников. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального.
Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Транксрипт:

Стратегии сопровождения процесса подготовки к введению ФГОС начального общего образования

2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

4 44 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

5 От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно

6 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

7 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

8 ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ø Спортивно-оздоровительное Ø Художественно-эстетическое Ø Научно-познавательное Ø Военно-патриотическое Ø Общественно-полезная деятельность Ø Проектная деятельность Ø Игровая; Ø Познавательная; Ø Проблемно-ценностное общение; Ø Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Ø Художественное творчество; Ø Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Ø Техническое творчество Ø Трудовая (производственная) деятельность; Ø Спортивно-оздоровительная деятельность; Ø Туристско-краеведческая деятельность.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

Освоение технологии разработки курсов для внеучебной деятельности НаправленияНаименования курсов Спортивно- оздоровительное «Расти здоровым», «Календарь здоровья», «Шахматный всеобуч», «Родник здоровья» Художественно- эстетическое «Терапия творчества», «Кукольный театр», «В мире музыки», «Хореография», «Юный художник» Военно-патриотическое«Духовно-нравственное воспитание», «Памятные места нашего края», «Природа родного края» «Традиции моего народа», «Народные сказки» … «Мужество», «Отечество – моя малая Родина», «Следопыт родного края», «Музеи моего города», «Семейный архив», «Моя родословная» … Научно-познавательноеНачальное техническое творчество, «Я познаю мир», «Наблюдаем, исследуем», «Развитие литературного творчества», «Я-исследователь»… Общественно-полезная, проектная деятельность «Помогай-ка», «Мы за чистоту и порядок!», «Птичья столовая», «Спасём леса и реки»…

23 Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)

24 Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся. овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.