Оценка эффективности и целевого использования субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Особенности проведения и типовые ошибки при реализации мероприятий в субъектах Российской Федерации. Ганеев Алексей Рафисович
Нормативные документы 1.Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (ред. от ). 2.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 61 «Федеральная целевая программа развития образования на годы». 3.Методические рекомендации о предоставлении отчетности о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, запрос Минэкономразвития России (от 24 июня 2011 г ОС/Д17). 4.Приказ Минобрнауки России от 11 марта 2011 года 1350 «Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на годы». 5.Приказ Минобрнауки России от 2 июня 2011 года 1986 "О реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета …."
Нормативные документы. Главное 1.Контроль за целевым и эффективным (результативным) расходованием субсидий возлагается на Минобрнауки России (как на главного распорядителя средств федерального бюджета) и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. 2.Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 3.В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидий, установленные соглашениями, объем субсидий, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, подлежит сокращению в порядке и объемах, предусмотренных правилами предоставления субсидий. Предложения по сокращению объемов предоставляемых субсидий вносятся в Министерство финансов Российской Федерации соответствующим субъектом бюджетного планирования.
Оценка целевого расходования субсидий К нецелевому расходованию субсидий относятся контракты: предмет которых не соответствуют направлению, указанному в рамках Соглашения (Положения о проведении Конкурсного отбора, Методическим рекомендациям Минобрнауки России); заключенные с нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов; заключенные на основе управленческих решений, противоречащих установленным тактическим установкам, принципам, правилам и положениям политики в сфере образования
Критерии оценки целевого расходования Коэффициент нецелевого расходования субсидии по тематике проектов: n – количество заключенных контрактов в рамках субсидии, тематика (направление) которых отличается от предусмотренных в Соглашении; - стоимость i-го заключенного контракта в рамках субсидии, тематика (направление) которого отличается от предусмотренных в Соглашении; - суммарная стоимость заключенных контрактов в рамках субсидии. Аналогичный показатель по требованиям законодательства. Все в разрезе источников финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет и внебюджетные источники)
Оценка эффективности субсидий Комплексный подход к определению эффективности: 1.оценка экономичности – оценка соответствия стоимости закупаемого товара (выполнения работ или оказания услуг) среднерыночным ценам в субъекте Российской Федерации или в рамках ФЦПРО ; 2.оценка продуктивности – оценка степени использования закупленного оборудования, а для научных разработок – степени внедрения результатов выполненных работ ; 3.оценка результативности – проводится оценка достижения планируемых результатов (индикаторов и показателей направлений), предусмотренных действующими Соглашениями с субъектами Российской Федерации и ФЦПРО в целом
Критерии оценки эффективности расходования (экономичность) Коэффициент неэкономичного расходования субсидии: n – количество заключенных контрактов в рамках субсидии; - экспертная оценка превышения стоимости i-го заключенного контракта в рамках субсидии относительно среднерыночных цен ; - суммарная стоимость заключенных контрактов в рамках субсидии. Могут быть введены аналогичные показатели в разрезе источников финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет и внебюджетные источники).
Критерии оценки эффективности расходования (продуктивность) Коэффициент непродуктивности расходования субсидии: n – количество заключенных контрактов в рамках субсидии; - стоимость i-го заключенного контракта в рамках субсидии, результаты которого не используются (или практически не используются) в рамках деятельности стажировочной площадки; - суммарная стоимость заключенных контрактов в рамках субсидии. Аналогичный показатель в разрезе источников финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет и внебюджетные источники)
Критерии оценки эффективности расходования (результативность) Эффективность в части оценки результативности - соизмеримость результатов деятельности стажировочной площадки с затратами на ее осуществление. Оценка эффективности выводится на основе определения степени достижения требуемого эффекта результата, прописанного (утвержденного) в рамках Соглашения. Измерение результативности – сравнение плановых и фактических параметров, прописанных в рамках Соглашения с субъектами Российской Федерации на отчетный период (по годам реализации Соглашения): ожидаемые результаты деятельности стажировочной площадки по реализации Направления; ожидаемые индикаторы и показатели реализации Направления; целевой показатель Направления.
Критерии оценки эффективности расходования (продуктивность) 1.Коэффициент результативности расходования средств субсидии в рамках Соглашения : - относительная текущая эффективность использования ресурсов, выделенных на реализацию деятельности стажировочной площадки c начала заключения Соглашения по состоянию на момент проверки ; - плановая эффективность использования ресурсов ; - фактическая эффективность использования ресурсов. 2.Уровень достижения планируемого эффекта (результата); 3.Коэффициент роста эффекта (результата) (относительно базового значения).
Основные принципы оценки 1. Оценка будет проводиться в непрерывном режиме. 2. Значения показателей будут оцениваться в динамике за определенный период путем сравнения достигнутых значений: со средним уровнем значения показателя деятельности аналогичных по направлению стажировочных площадок; с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами (в том числе и Соглашениями с субъектами Российской Федерации); со значением предыдущего периода. 3. Существенным считается отклонение каждого из фактических показателей от целевого (планового) на 5% и более. 4. Существенными также считаются выявленные отклонения, составляющие менее 5% от целевых (плановых) показателей, но вызванные: нарушениями действующего законодательства РФ или нормативных правовых актов субъектов РФ; управленческими решениями, противоречащими установленным принципам, правилам и положениям политики в сфере образования.
Основные формы оценки Основными формами проведения оценки эффективности и целевого расходования субсидий: анализ ежеквартальных (ежемесячных) отчетов об использовании субсидий, по формам утвержденным Минобрнауки России; проверка хода реализации мероприятий по исполнению обязательств в рамках Соглашения на местах (эксперты организаций-мониторов и представители Минобрнауки России). По времени проведения экспертные процедуры по оценке эффективности и целевого расходования субсидий делятся на: осуществляемые на промежуточной стадии исполнения обязательств по Соглашению (в течение года); на осуществляемые после окончания отчетного периода.
Выводы по результатам оценки Выводы по результатам проверки и проведения оценки эффективности и целевого расходования субсидий должны: характеризовать соответствие тех или иных фактических результатов деятельности объектов проверки утвержденным критериям; указывать степень, характер и значимость выявленных отклонений от утвержденных критериев; определять причины существующих проблем и последствия, которые они могут повлечь за собой; указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные проблемы.
Подготовка отчетов о расходовании субсидии Основание: – приказ Минобрнауки России от 2 июня 2011 года 1986 «О реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 61»; – Соглашение о предоставлении субсидии с субъектами Российской Федерации. Периодичность: – ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Перспективы: в 2012 году формы отчета будут доработаны и создана информационно-аналитическая система для дистанционного заполнения и представления отчетности.
Процедура оценки расходования субсидии Перечень документов для проверки (мониторинга): 1. Постановление ОУО субъекта Российской Федерации «О внесении изменений в региональную целевую программу развития образования ….» в соответствии с предоставлением субсидий из федерального бюджета в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы (при необходимости). 2. Приказ ОУО субъекта Российской Федерации о создании и организации работы стажировочной площадки в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы. 3. Подтверждение о внесении изменений в сводные бюджетные росписи, предусматривающие увеличение на сумму предоставленной субсидии. 1
Процедура оценки расходования субсидии Перечень документов для проверки (мониторинга): 4.Комплект документации, регламентирующий деятельность стажировочной площадки, утвержденный нормативными актами ОУО субъекта Российской Федерации: Положение о стажировочной площадке, действующей в субъекте Российской Федерации в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы (с выделением функционала и указанием базовых учреждений); Положение о порядке финансирования формирования и функционирования стажировочной (при наличии и базовых) площадок; «Дорожная карта» - Сетевой график выполнения работ в целях создания и организации деятельности стажировочных площадок (с учетом мероприятий федерального уровня) на г.г.; Штатная структура стажировочной площадки и функциональные обязанности сотрудников (при наличии и базовых площадок). 2
Процедура оценки расходования субсидии Перечень документов для проверки (мониторинга): 5. Комплект документации по расходованию средств субсидий и средств регионального бюджета на выполнение обязательств в рамках Соглашений: 5.1. при проведении конкурсных процедур: конкурсная документация (особое внимание - спецификация на поставляемое оборудование и обоснование стоимости выполнения работ (оборудования)); протоколы определения победителей конкурсных процедур; контракты; иная документация, связанная с проведением конкурсных процедур; 5.2. при реализации других механизмов выделения средств стажировочной площадке: нормативная документация, подтверждающая возможность реализации данного механизма; документация, подтверждающая выделение и расходование средств субсидий и средств регионального бюджета (копии Соглашений). 3
Процедура оценки расходования субсидии Перечень документов для проверки (мониторинга): 6. В случае если стажировочная или базовая площадки являются учреждениями муниципального уровня, то должны быть представлены документы (проекты документов), регламентирующие передачу материальных средств с регионального уровня на муниципальный уровень. 7. Отчетная документация по выполнению обязательств в рамках Соглашений: ежеквартальная отчетность о деятельности стажировочной площадки в субъекте Российской Федерации; отчетная документация об исполнении обязательств по контрактам, выполненным в рамках Соглашений (акты о приемке результатов выполненных работ (поставленного оборудования), списки лиц, прошедших повышение квалификации или переподготовку и пр.); иная документация, подтверждающая выполнение обязательств в рамках Соглашений. 4
документация отсутствие корректировки региональной целевой программы развития образования (в случае отличия целей и задач, перечня мероприятий, индикаторов и показателей от ФЦПРО); отсутствие подтверждения о внесении изменений в сводные бюджетные росписи, предусматривающие увеличение на сумму предоставленной субсидии; отсутствие нормативной правовой документации о создании и функционировании стажировочной площадки Типовые недостатки в 2011 году
финансирование включение в софинансирование средств, направленных на обеспечение текущей деятельности учреждения, на базе которого создана стажировочная площадка, полностью за 2011 год (аналогично по базовым учреждениям); включение в софинансирование средств, не соответствующих направлению деятельности стажировочной площадки; нарушение пропорции распределения финансирование из средств субсидии на направления деятельности стажировочной площадки, относящихся к различным подмероприятиям ФЦПРО (письмо Минобрнауки России от г. МД-1307/03); закупка оборудования, не имеющего отношения к деятельности стажировочной площадки; оплата проживания и питания лиц из других субъектов Российской Федерации при повышении квалификации на базе стажировочной площадки.
Деятельность стажировочной площадки нарушение пропорции распределения количества обучающихся (стажеров) из самого субъекта, в котором действует стажировочная площадка, и других субъектов Российской Федерации; несоответствие минимального объема обучения (стажировки) по программам, реализуемым стажировочной площадкой (72 часа); обучение проводится по программам, которые были утверждены до заключения Соглашения с Минобрнауки России. Типовые недостатки в 2011 году
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ГАНЕЕВ АЛЕКСЕЙ РАФИСОВИЧ раб.8(495) Методика и материалы по проведению эффективности и целевого расходования субсидий в рамках ФЦПРО будут размещены на сайте