Сентябрь 2009, Казань Саламатов В.Ю., Новиков Н.Ю. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Advertisements

Особенности и специфика разработки, подбора, актуализации и валидации нормативно-технической документации в нефтегазовом комплексе Докладчик: Сапрыкина.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Слайд 1 Гармонизация российских и международных стандартов в ходе реформирования системы технического регулирования Член правления РАО «ЕЭС России» В.А.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации О ходе работ в сфере технического регулирования 24 марта 2006 года.
Проблемные вопросы при реализации положений 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» на опасных производственных объектах Докладчик: главный метролог.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. Лекция 1 1 Введение. 2 Основные понятия, термины и определения. 3 Место дисциплины среди отраслей знания. 4.
Тема 3. Содержание и применение технических регламентов. Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Май 2012 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон 102-ФЗ от года «Об обеспечении единства измерений» НОВИКОВ НИКОЛАЙ.
1 Реализация требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в рамках ТС, ЕврАзеС и ЕЭП Гончарова Ксения Игоревна.
Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» НОВИКОВ НИКОЛАЙ.
Глазко Татьяна Владимировна БелГИСС. Принципы : … приоритетное использование международных и межгосударственных стандартов … Стандартизация, как ключевой.
Метрология, стандартизация и сертификация Доцент кафедры АТП Кандидат технических наук Кравченко Евгений Владимирович.
Что такое сертификация?. 2 Сертифика́ция (лат. sertifico удостоверяю) Подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
Транксрипт:

Сентябрь 2009, Казань Саламатов В.Ю., Новиков Н.Ю. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЁТА НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА

1 Топливно-энергетический баланс – система показателей, отражающая полное количественное соответствие между приходом и расходом (включая потери и остаток) топливно-энергетических ресурсов в хозяйстве в целом или на отдельных его участках (отрасль, регион, предприятие, цех, процесс, установка) за выбранный интервал времени. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС ГОСТ Р Нефть и нефтепродукты 16,2% ВВП – 78,4% ,0 млрд.руб Доля ТЭК в ВВП в 2008 году Доля ТЭК – 21,6%

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ Со стороны Государства: -Обеспечение достоверности налогооблагаемой базы -Соблюдение лицензионных соглашений -Контроль энергоэффективности и энергосбережения -Контроль за ценообразованием на энергоносители Со стороны нефтяных компаний: Учет должен обеспечивать: -«прозрачность» потока нефтепродуктов для себя, с целью оптимизации управления и извлечения максимальной прибыли; -защиту от законных претензий партнеров по рынку, потребителей и контрольных органов всех уровней.

-первичная переработка нефти и производство нефтепродуктов; -поставки нефтепродуктов в РФ; -транспортировка нефтепродуктов по системе АК «Транснефтепродукт»; -цены на нефтепродукты; -показатели деятельности НПЗ; -производство нефтехимической продукции на НПЗ РФ; -цены на нефтехимическую продукцию. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ БАЛАНСА НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПНГ В РОССИИ ЦДУ ТЭК ФОИВ СБОР И ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ Д АННЫЕ : Аппарат Правительства ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК И СИСТЕМ ИЗМЕРЕНИЯ И УЧЕТА СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В ВИДЕ УЗЛОВ УЧЕТА ВЫЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕМА ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ВЗЛИВА И ПЛОТНОСТИ ПРИНЦИПЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ: - по телефону - по факсу - по электронной почте НЕФТЬ ПНГ Т РУБО - ПРОВОД Ж/ Д ТРАНСПОРТ В ОДН. ТРАНСПОРТ А ВТО - ТРАНСПОРТ НПЗГПЗ Т РУБО - ПРОВОД Ж/ Д ТРАНСПОРТ В ОДН. ТРАНСПОРТ А ВТО - ТРАНСПОРТ ДОБЫЧА ТРАНСПОРТИРОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКА ТРАНСПОРТИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗЕРВУАРЫ

57 % - отсутствие контроля; % - изношенность оборудования; 10 % - несоблюдение требований технологических процессов; 3 -5% - несовершенство методов и средств измерений 0,3-0,5% -физикохимические свойства нефтепродуктов проблемы количественного учета нефти и нефтепродуктов НормативныеНаучно-технические Отсутствие полной нормативной базы по учету нефти и нефтепродуктов Противоречия в ГОСТ Наличие дополнительных погрешностей измерения массы нефтепродукта Отсутствие средств поверки (градуировки) с высокими метрологическими характеристиками Психологические АИС не используются для учета при их наличии на объектах Эксплуатация АИС производится параллельно с ручными измерениями потери нефтепродуктов ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА НЕФТИ И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ 57% 30% 10% 3%

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ Количественные потери нефтепродуктов ВИДЫ ПОТЕРЬ ЭксплуатационныеАварийныеЕстественные ПРОЦЕССЫ (ОПЕРАЦИИ) Производство нефтепродуктовТранспортировкаХранение ТехнологическиеУтечка, пролив, переливЕстественная убыльУтраты и хищения ПРИЧИНЫ Утечки технологические Отсутствие контроля Малые дыхания (выветривание) Нарушение технологии эксплуатации Сброс в атмосферу Неполный слив Осадки на стенках Зачистка Набухание Большие дыхания (выветривание) Изношенность оборудования Несоверш. методов и средств измерений Перелив ТРК

Слив из транспортно й емкости ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ НЕФТЕПРОДУКТОВ Процессы (операции)Объекты и оборудование Причины (Физико – химические свойства и процессы) Производство нефтепродуктов Налив в емкости, перекачка Перевозка 1. НПЗ, нефтебаза – установки по производству 1. Утечки технологические, 2. Сброс в атмосферу 3. Неполный слив 4. Осадки на стенках 5. Зачистка 5. Набухание 1.НПЗ,нефтебаза,МНПП-насосные станции, трубопроводы, резервуары, технологическое оборудование 2.АЗС –резервуары, технологическое оборудование 3.ЖД-цистерны 4.Автомобильные цистерны 5.Наливные судна (танкеры) Транспортировка

В Ы В О Д Ы 1. Необходим комплексный подход при разработке технического регламента «О требованиях к средствам измерения показателей нефти и продуктов ее переработки». 2. Необходима разработка и реализация национальной программы стандартизации ТЭК РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА Отсутствуют единые взаимоувязанные требования к точности измерений нефти, нефтепродуктов и ПНГ на стадиях от добычи до розничной реализации. Отсутствует единая комплексная методика учета количества и качества жидких углеводородов, что затрудняет прослеживаемость учета и создает предпосылки для необоснованного их исключения из налогооблагаемой базы

ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ Нефтебазы и АЗС (пром. объекты) Сооружения нефтебаз и АЗС (резервуары, эстакады, пирсы, насос.станции, трубопроводы ) Трубопроводы ( ПМТ, ПСТ) ТСН на АБШ (автотранс. ср - ва) Технические ср-ва нефтебаз и АЗС (машины и оборудование) ГСМ Проект федерального закона «Технический регламент о безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» 2009 г. Проект Технического регламента « О безопасности машин и оборудования » 2009г. Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" 1. Федеральный закон 123-ФЗ"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности« 2. Проект ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования» 2009 г. 3. Проект ФЗ «Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» 2009 г. 4. Проект ФЗ «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» 2009 г. 5. Проект ТР «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» 2009 г. Проект федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» 2009 г.

6 Действующая нормативная правовая база в области обеспечения единства измерений на объектах нефтегазового комплекса насчитывает более 120 документов В том числе: -РД Методические указания по определению технологических потерь нефти на предприятиях Министерства нефтяной промышленности, Уфа.-ВНИИСПТнефть,1988г.; -РД «Инструкция по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти»; -Постановление Госснаба СССР от г. 40. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании. -ГОСТ Р8.595 «Масса нефти и Нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений»-2004г.; -ГОСТ Р8.615 «Измерение количества извлекаемой из недр нефти и нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования»-2005г.; -ГОСТ Колонки топливораздаточные Общие технические условия; -РД "Правила технической эксплуатации АЗС»-2003г.; -Приказ Госкомнефтепродукта СССР N 06/ от г. ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРИЧИНЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ Работы по созданию пакета национальных стандартов в сфере нефтегазохимического машиностроения ведутся весьма медленно. Это объясняется рядом причин: нефтегазовые компании удовлетворены зарубежными и корпоративными стандартами; предприятия нефтегазового машиностроения не в силах финансировать сферу стандартизации; существующее законодательство не создает предпосылок, стимулирующих компании финансировать создание национальных стандартов.

Некоторые различия проекта технического регламента ЕврАзЭС «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута» и действующего технического регламента РФ «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» 1.Существенно различаются многие требования технических регламентов (например, требования к массовой доле серы для автомобильного бензина класса 4). 2.Существенно различаются положения технических регламентов по оценке соответствия. 3.Различны требования к паспорту продукции. 4.Различается срок допущения в оборот бензина со дня вступления в силу технического регламента. 5.За рамки требований регламента ЕврАзЭС выведены требования к авиационному бензину. 6.Существенно различается структура регламентов. Проблемы гармонизации технических регламентов ЕврАзЭС и России

В работах по гармонизации регламентов и стандартов следует отметить следующие принципиально важные моменты, влияющие на эффективность этого процесса: - увязка работ по гармонизации с международными экономическими и научно- техническими организациями; -правильный выбор нормативного документа для гармонизации. При выборе документа для гармонизации необходимо использовать следующие критерии: степень обеспечения уровня взаимозаменяемости и технической совместимости объекта технического регулирования или стандартизации и ее влияние на экономическую и техническую эффективность сотрудничества; значение регламента или стандарта для взаимного признания результатов испытаний и контроля качества продукции; степень влияния регламентов и стандартов на другие нормативные документы; способность регламента или стандарта реально или потенциально создать технический барьер в торговле. За последние годы в области стандартизации оборудования для нефтегазового комплекса Российской Федерации было гармонизировано 58 стандартов, разработано и будет принято в 2009 году 11 стандартов, порядка 53 стандартов будет разработано до 2012 года. Общие приоритеты гармонизации технических регламентов и стандартов

О перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (утверждается Правительством Российской Федерации статья 7 п.11 ФЗ «О техническом регулировании»); О правилах и методах исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (утверждается Правительством Российской Федерации) статья 7 п.11 ФЗ «О техническом регулировании»); О перечне национальных стандартов и (или) сводов правил, которые применяются на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов (утверждается и опубликовывается Национальным органом РФ по стандартизации статья 16 п.9 ФЗ «О техническом регулировании»); Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента» (определяется Правительством Российской Федерации статья 31 п.3 ФЗ «О техническом регулировании»); Об уточнении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия (утверждается Правительством Российской Федерации статья 46 п.3 ФЗ «О техническом регулировании»); О списке продукции. подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования, в соответствии с их назначением на таможенной территории Российской федерации (утверждается Правительством Российской Федерации статья 29 п.3 ФЗ «О техническом регулировании», постановление Правительства РФ от 7 февраля 2008г. 53). Состав нормативного правового обеспечения технических регламентов:

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ Отсутствие механизмов эффективной реализации требований технических регламентов Избыточность требований Избыточность форм госконтроля Недостатки существующей системы оценки соответствия требованиям Отсутствие единых методов испытаний и измерений

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И УЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ ГОСТР «ГСОЕИ. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки» ГОСТР «ГСОЕИ. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки» В соответствии с требованиями ГОСТ главный результат поверки - градуировочная таблица резервуара которая может создаваться двумя методами- геометрическим и объемным (при этом, ГОСТ не определяет, какой же из методов является арбитражным). Для геометрического метода нормы погрешности градуировочной таблицы формально даны (норм - несколько); однако, при поверке действительная погрешность градуировочной таблицы не определяется и с нормой не сравнивается. Для объемного метода норма погрешности градуировочной таблицы формально дана; действительная же погрешность градуировочной таблицы при поверке не определяется и с нормой не сравнивается. Поэтому, поверка, проводимая по ГОСТ, поверкой в истинном смысле этого слова не является. Следовательно, пригодность средства измерений к применению не устанавливается, что исключает саму возможность использования резервуара как средства измерений.

2 Неравномерность плотности в резервуареИзмерение уровня взлива ИЗМЕРЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В РЕЗЕРВУАРАХ -вычисления объема производится по градуировочной таблице в зависимости от уровня взлива продукта (погрешность определения объема достигает 0,6% и более) -масса продукта определяется путем перемножения вычисленного объема и измеренной плотности продукта, с приведением или без приведения к t° 15° или 20°С (погрешность измерения массы может достигать от 1 до 2%) Значительная часть нефти и нефтепродуктов измеряется специализированным резервуарным парком: (ГОСТ Р ; ГОСТ Р ; ГОСТ Р ; ГОСТ Р ) -измерения уровня взлива осуществляются рулеткой, метрштоком, уровнемером с погрешностью измерения до 0,65%; -измерения плотности в объединенной пробе производится с трех уровней резервуара из-за неравномерности плотности (погрешность измерения может достигать до 0,4% ) Погрешность измерения в размере 1,0% массы нефти или нефтепродукта в резервуаре вместимостью м.куб. составляет 80 тн.

Цели и задачи ОценкарисковОценкарисков Обеспечение единства методов исследований, испытаний и измерений УровеньсвойствУровеньсвойств 1. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей 2. Защита жизни или здоровья граждан, имущества ( лиц, государства) 3. Охрана окружающей среды 1. Средства измерений 2. Информац. измерительн. системы 3. Измерительн. комплекты 4. Вычислител. комплекты 5. Вспомогател. комплекты 6. Выполнение измерений 7. Методы измерений 1.Государственный метрологический надзор, поверка и аттестация 2.Подтверждение соответствия ( декларирование и сертификация) 3.Эксплуатационный контроль, независимая экспертиза, аккредитация Состав Назначение Достоверность Точность (погрешность) Воспроизводимость Безопасность Надежность Энергоптребление Поверка Калибровка Градуировка Этапы реализации: для новых – с момента ввода в действие ТР, для действующих – в ходе модернизации системы учета (по плану органа федеральной исполнительной власти), но не позднее 2015 года. Установление минимально необходимых требований, обеспечивающих единство измерений Предметная область Требования Оценка соответствия Технический регламент «О требованиях к СИ показателей нефти и продуктов её переработки ОПТИМИЗАЦИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

3 ДОБЫЧА НЕФТИ (488,5 млн.т.) ХРАНЕНИЕ НЕФТИ ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ ХРАНЕНИЕ НЕФТИ ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ОПТОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ 20% 1-2% 0,25-2% 0,65-2% 0,25-2% 0,65-2% 0,25-2% 0,65-2% 0,25-2% 0,5-1% 0,25-1% 1.Отсутствие перечней измерений и обязательных метрологических требований к измерениям 2.Фрагментарность нормативно-правовой базы обеспечения единства измерений углеводородного сырья на всех этапах его движения. 3.Локальность задач, решаемых отдельными элементами системы учета нефти и нефтепродуктов в рамках вертикально- интегрированных нефтяных компаний. 4.Погрешность используемых средств измерений на разных этапах учета углеводородного сырья весьма различна, что приводит к существенному небалансу энергетических ресурсов и сверхнормативному списанию. 5.Фактическое отсутствие в рамках Российской Федерации метрологически обеспеченного топливно-энергетического баланса нефти, нефтепродуктов и попутного нефтяного газа. 6.Отсутствие единой методики и системы формирования баланса затрудняет учет и создает предпосылки для необоснованного снижения налогооблагаемой базы ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗМЕРЕНИЙ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ИНСТРУМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА Т ЕХ. РЕГЛАМЕНТ М ЕТОДЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ Н АЦИОНАЛЬНЫЕСТАНДАРТЫ, СВОДЫ ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИИИТ. Д. ОРГАНЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ АКТЫ С ОДЕРЖАНИЕДОКУМЕНТОВ М ИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯКСИСТЕМЕУЧЕТА МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА С ПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ МИНПРОМТОРГ; РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ; МИНПРИРОДЫ; НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ Н ЕОБХОДИМОФОРМИРОВАНИЕГОСУДАРСТВЕННЫХТРЕБОВАНИЙ ПОТОЧНОСТИИЗМЕРЕНИЙНЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВИ ПНГ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

СИСТЕМА МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ УЧЕТА Гос. первичные эталоны Гос. эталоны (рабочие эталоны) Рабочие средства измерений Держатели эталонов Эталоны массы, объема, расхода, качества нефти и нефтепродуктов Средства поверки и калибровки Рабочие приборы и средства учета Российская Федерация Организации Российская Федерация и организации

ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЛАНСА Требования к системам учета: Обеспечение экономически обоснованной точности измерения Наличие электронных накопителей информации Возможность передачи данных в едином протоколе Обеспечение защиты электронной информации Требования к телекоммуникационной сети: Обеспечение бесперебойной передачи информации Обеспечение неразрывности и защиты информации Требования к информационно-аналитической системе (ЦДУ ТЭК): Обеспечение защиты информации Обеспечение сохранности информации Возможность формирования отчетности в заданном формате Возможность предоставления информации нефтяным компаниям и другим участникам топливно-энергетического рынка (от добычи до реализации) в необходимых пределах

Технический регламент « О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки» ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА 1.Определить основные понятия и устранить противоречия в терминологии 2.Установить обязательные метрологические требования к измерениям, в том числе показатели точности измерений нефти и нефтепродуктов на этапах добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации 3.Разработать требования к СИ ( надежность, обеспечение работоспособного состояния средств измерения во время эксплуатации и др.) 4.Разработать требования к программному обеспечению СИ и методикам выполнения измерений 5.Разработать требования к системам представления, хранения и передачи измерительной информации 6.Разработать систему оценки соответствия СИ нефти и нефтепродуктов требованиям технического регламента 7.Оптимизировать перечень национальных стандартов, необходимых для реализации положений технического регламента

Технический регламент « О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки» Целями технического регламента являются: защита имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; повышение энергоэффективности и энергосбережения; обеспечение единства измерений. Для достижения поставленных целей в процессе разработки проекта технического регламента должен быть решены следующие задачи: - анализ требований к средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями, методикам измерений, обеспечивающих заданную точность измерений показателей объектов измерений; - анализ требований к техническим и программным средствам интегрированных информационных систем сбора, передачи, хранения и представления информации о количестве и составе объектов измерений в части обеспечения достоверности информации; - анализ процедур контроля и надзора за исполнением требований технического регламента, в том числе форм оценки соответствия и схем обязательного подтверждения соответствия, порядка проведения государственного надзора; - анализ средств и методов (методик) измерений, применяемых для определения показателей объектов измерений, при этом должны быть использована национальная законодательная база, а также международные стандарты и национальные стандарты;

Технический регламент « О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки» - прогнозный анализ результатов введения в действие разработанного технического регламента; - идентификация объектов технического регулирования с указанием их кодов ОКП и кодов других классификаторов (при наличии); -анализ и оценка рисков для всех объектов технического регулирования, в том числе риски получения недостоверных данных (учитывая основные и дополнительные погрешности измерений), риски искажения результатов (намеренные и ненамеренные), утраты данных, а также риски отсутствия данных в документации, в том числе в методических рекомендациях по выполнению измерений, эксплуатационных и сопроводительных документах; - сбор и анализ (при необходимости, перевод) требований отечественной и зарубежной нормативной базы, действующих в предметной области технического регламента. Определение возможностей актуализации и гармонизации требований данного технического регламента с учетом международно-признанных норм и правил; -разработка минимально необходимых и достаточных требований для каждого вида (типа) объектов технического регулирования, необходимых для достижения целей технического регламента. -выбор форм и правил оценки соответствия, идентификации объектов технического регулирования, достаточных для достижения цели технического регламента. Определение особенностей проведения государственного метрологического надзора; -определение особенностей переходного периода с учетом финансово-экономического обоснования оценки степени готовности материально-технической базы и уровня научно- технического развития в Российской Федерации для выполнения установленных в техническом регламенте требований

Технический регламент « О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки» В соответствие с требованиями Федерального закона 102-ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений» одной из главных задач нормативно-правового регулирования в области обеспечения единства измерений является - составление перечней измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, -установление обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе требований к показателям точности измерений. Ответственность за составление перечней измерений возложена на федеральные органы исполнительной власти, в соответствующих областях деятельности. Единый перечень составит основу Федерального информационного фонда, где будут регистрироваться средства измерений утверждённого типа и аттестованные методики измерений. Так, для нефти, поставляемой на нефтепереработку путём продажи или товарообменной операции (код ОКП ) должны быть определены обязательные требования к измерению её количественных и качественных показателей. В настоящее время в системе бухгалтерского учёта, включая налоговый учёт, в качестве физической величины при измерении количества нефти в отчётных документах принята масса. Включение в перечень такого измерения, как «Измерение массы нефти, поставляемой на нефтепереработку» потребует установления обязательных метрологических требований к измерению массы и показателя точности для измерения массы, а также определение средств измерений в местах поставки (отгрузки). Таким местом или средством, где производится измерение и отгрузка нефти, могут быть резервуары товарного парка предприятий, железнодорожное цистерны, морские суда, системы измерений количества и показателей качества нефти и другие, измерения, с применением которых нельзя отнести к прямым. Соответственно перечень измерений по показателю «нефть, поставляемая на нефтепереработку» должен быть расширен за счёт требований к измерениям объёма, расхода, температуры, давления и других параметров, влияющих на точность измерения массы нефти по методикам измерений. С точки зрения организации достоверного учёта на предприятии и правильности составления материального баланса эти места (объекты, оснащённые средствами измерений) будут определять границу материальной ответственности предприятий. Аналогично должны быть определены требования по измерениям нефти добытой, нефти, направленной на подготовку и нефти подготовленной (код ОКП ). Следующим шагом в установлении требований в области государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны быть обязательные требования к средствам и измерений и методам оценки их соответствия в соответствие с перечнем измерений.

Технический регламент « О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки» Нормативно-методическая база Системы технического регулирования средств измерений показателей нефти и продуктов ее переработки Технические средства измерений показателей нефти и продуктов ее переработки Измерения, методики измерений Технические и программные средства информационных систем Технические регламенты 1. «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». 2. «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» 3.«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» 4. О безопасности низковольтного оборудования 5.О безопасности машин и оборудования 6. О безопасности зданий и сооружений Технический регламент «О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ЕН ГОСТ Р АСТМ ГОСТ, ГОСТ Р, ОКП, ОКВЭД, Госреестры. МИ, РД, ПБ, СНИП, НПБ

Технический регламент « О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки» Разделы, заданные в ТЗ Дополнительно введенные разделы 1. Область применения2. Основные понятия 3. Правила идентификации объектов технического регулирования 4. Требования к объектам технического регулирования 5. Требования к маркировке и правилам ее нанесения 6. Обращение на рынке 7. Формирование Перечней национальных стандартов 8. Меры по недопущению введения в заблуждение приобретателя 9. Правила и формы оценки соответствия. 10. Схемы подтверждения соответствия Перечень объектов технического регулирования 11. Заключительные и переходные положения. Приложение А Классификация и обязательные требования к объектам технического регулирования. Приложение Б Порядок присвоения идентификационного номера Приложение В Схемы подтверждения соответствия Приложение Г. Требования по документальному удостоверению соответствия и формы документов. В1 Утверждение типа образца В2 Декларирование соответствия типу на основе сертификации системы качества (производство, конечный контроль и испытания). В3 Декларирование соответствия типу на основе сертификации продукции и оценки производства. В5 Декларирование соответствия типу на основе сертификации системы качества (проектирование, производство, конечный контроль и испытания). В4 Декларирование соответствия типу на основе сертификации единичного образца.

14 ЗАДАЧИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СИ и СИСТЕМ УЧЕТА В РОССИИ 1% 17% 82% Состояние рынка в 2008 г. Перспективы развития рынка в рамках создания единой системы формирования баланса (2015 г.) ПРОИЗВОДСТВО РОССИЙСКОЙ ТЕХНИКИ ПРОИЗВОДСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ ТЕХНИКИ НА РОССИЙСКИХ / СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ИМПОРТ ТЕХНИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕМ РЫНКА СРЕДСТВ УЧЕТА 42,6 МЛРД. РУБ.ОБЪЕМ РЫНКА СРЕДСТВ УЧЕТА 85,2 МЛРД. РУБ. ЦЕЛИ: -создание рабочих мест; -импорт технологий; -создание инфраструктуры ремонтных и сервисных компаний (создание производства полного цикла); -создание производств всего модельного ряда систем учета; -повышение национальной безопасности. 15% 65%20%РФ Импорт РФ Импорт