Структура Основной общеобразовательной программы - модель школьного образовательного пространства Т.Н.Тишина, к.п.н. зав.каф. ДиНО БОУ ДПО «ИРООО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Advertisements

1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Транксрипт:

Структура Основной общеобразовательной программы - модель школьного образовательного пространства Т.Н.Тишина, к.п.н. зав.каф. ДиНО БОУ ДПО «ИРООО»

Обеспечение порядка введения ФГОС НОО Создание координационных органов: федеральный уровень (федеральный совет по ФГОС, федеральный оператор введения ФГОС); региональный уровень (региональный координационный совет, региональный координационный центр); муниципальный уровень (муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр). институциональный уровень (совет и рабочую группу) 2

3 Основная образовательная программа: нормативные основания ООП ступеней школьного образования разрабатываются ОУ самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п.5, статья 32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (п.5.2. ст.14 Закона РФ «Об образовании»).

Таким образом, ОПП ступеней являются теми единственными официальными нормативными документами, которые становятся предметом внешнего и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения. 4

5 Структура ООП начального общего образования 1) пояснительная записка; 2) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; 3) учебный план НОО; 4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО; 5) программы отдельных предметов, курсов; 6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8) программа коррекционной работы; 9) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. (п. 16 ФГОСа НОО)

В ФГОС НОО п.14 записано: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». 6

7 При формировании ООП ОУ: обязано в рабочих программах курсов, предметов, дисциплин четко формулировать требования к результатам их освоения: предметным знаниям и умениям, метапредметным умениям (ключевым компетентностям) и социальному опыту (личностному развитию); обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу (индивидуальную учебную деятельность) обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов; обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся и т.д.

8 Основная образовательная программа образовательного учреждения (начальное общее образование): общие подходы ОУ самостоятельно определяет способы и механизмы разработки и утверждения ООП НОО с учётом своей специфики. ООП НОО разрабатывается на четыре года и является объектом экспертной оценки при лицензировании и государственной аккредитации в соответствии с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО).

9 Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО Учитель начальной школы: участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП (учебного плана, рабочих программ курсов, дисциплин); участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам, дисциплинам. Методическое объединение: разрабатывает основное содержание ООП НОО: формирует учебный план, разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и образовательных модулей; участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной учебный год; обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов; разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального образования.

Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО Учителя других ступеней школьного образования: выступают внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП; участвуют в обсуждении программы; проводят консультации и экспертную оценку результатов ее освоения. Педагогический совет: рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО; выносит текст программы на рассмотрение и утверждение высшим управляющим органом образовательного учреждения. 10

11 Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО Администрация образовательного учреждения: организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП; участвует в разработке и обсуждении программы; осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ООП; обеспечивает условия для реализации программы. Родители (законные представители обучающихся): формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение; принимают участие в обсуждении и реализации ООП; участвуют в оценке выполнения программы.

12 Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО Коллегиальный орган государственно-общественного управления ОУ (Совет ОУ) утверждает ООП НОО, заслушивает директора ОУ и (или) его заместителя о ходе выполнения программы; помогает администрации ОУ в обеспечении условий для реализации ООП НОО.

1. Пояснительная записка 1)Цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО; 2)Принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ; 3)Общую характеристику ООП НОО. п ФГОС НОО 13

1.Пояснительная записка ООП НОО Работа на достижение результата (Портрет выпускника начальной школы) и составляет основную задачу начальной школы: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. 14

15 1. Пояснительная записка ООП НОО ЭтапыЭтапы реализации ООП НОО (условно три этапа): I этап (первые два месяца первого класса); II этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса; III этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения.

1. Пояснительная записка ООП НОО Основные принципы разработки ООП НОО 1. ООП НОО опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО. 16

2. Планируемые результаты освоения ООП НОО должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; являться основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно- методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. П.9-12 ФГОС НОО 17

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Виды планируемых результатов: Личностные - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные - освоенные обучающимися на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях - Предметные - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета 18

Стандарт и иные нормативные документы Базисный учебный план Фундамен- тальное ядро Программа формирования УУД Примерные предметные программы Авторские УМК Образовательный процесс Система оценки Планируемые результаты УМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙУМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ 19

Технологическая форма: для учителей, родителей, учащихся Планируемые результаты ориентируют учителя: Планируемые результаты Ожидаемые учебные достижения Состав, объём изучаемого уч. материала Способы и особенности организации учебной деятельности Обобщённая форма: для авторов программ, КИМов, руководит. ОУ 20

21 2. Планируемые результаты освоения ООП НОО Планируемые результаты освоения ООП НОО понимаются как совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. На основе Требований ФГОС при составлении ООП конкретного ОУ необходимо выделить те личностные результаты, которые, с одной стороны, будут отражать, общие ценностные установки Российского общества, а с другой стороны, специфику данного образовательного учреждения. Особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:значение 1.В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):отношении 2.В отношении содержательной коммуникации; 3.В отношении владения информацией: 4.В отношении саморазвития

2. Планируемые результаты освоения ООП НОО Система ПР даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В структуре ПР по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания. Цели-ориентиры. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала («Выпускник научится»). Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета («выпускник получит возможность научиться»). 22

3. Учебный план НОО определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. п ФГОС НОО 23

Учебный план НОО: структура Компоненты плана классы Количество часов в неделю Всего часов 1234 Обязательная часть: предметные области Не менее 2904 и не более 3210 часов Филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура Часть, формируемая участниками ОП Время на увеличение учебных часов на изучение отдельных обязательных предметов, введение учебных курсов по интересам Внеурочная деятельность: по направлениям До 1350 часов Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное 24

4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. П.19 ФГОС НОО 25

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому традиционный урок? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. 26

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, предмета; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 27

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 1. Образовательные учреждения на основе примерных программ разрабатывают программы отдельных учебных предметов. «Планируемые результаты начального общего образования» с Подготовка по годам обучения. 2. Рабочие программы являются составной частью ООП. 28

29 5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин Образовательному учреждению предстоит подготовить набор рабочих программ, учебных курсов, модулей и т.п., а также программ внеурочной деятельности. Целесообразно внутри школы задать общий формат таких программ на основе требований ФГОС.рабочих программ

30 Требования к условиям кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Новые квалификационные характеристики Появление новых должностей – от диспетчера расписания до тьютора Компетентностный подход (профессиональная, коммуникативная, информационная (управленческая) и правовая): Учителя: Работа с информационными ресурсами Использование мультимедийных технологий Владение методами педагогической диагностики Управленцы: Проектные технологии Разрешение конфликтных ситуаций Ведение документации на электронных носителях 31

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 32

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. 33

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования Сформулировать ключевые воспитательные задачи школы. Составить перечень планируемых результатов воспитания. Указать виды и формы деятельности по программе с группами отдельных учащихся, со всем классам. Указать все мероприятия программы, в том числе и те, которые вошли в учебный план школы (внеурочная деятельность). 34

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Смысл и назначение Примерной программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Основные направления воспитания и социализации младших школьников. Критика воспитательной работы посредством мероприятий. Главная задача формирование морально- нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.. Организация различных видов деятельности детей как воспитывающих. Ожидаемые воспитательные результаты и эффекты. 35

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 36

37 Просветительская работа с родителями Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихсяРеализациямодульныхобразовательныхпрограмм

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Сформулировать ключевые задачи программы. Составить перечень планируемых результатов. Указать виды и формы деятельности по программе с группами отдельных учащихся, со всем классам. Указать все мероприятия программы. 38

8.Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. 39

8.Программа коррекционной работы Спланировать шаги (действия) по выявлению особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. Сформулировать планируемые результаты коррекционной работы. Указать виды и формы психолого-медико- педагогической помощи детям с ООП. Указать все мероприятия программы, в том числе и те, которые вошли в учебный план школы. Описать (назвать) специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 40

41 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеурочной деятельности учащегося