Москва, 2007 г. ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЭКСПЕРТНЫМ СООБЩЕСТВОМ И НАСЕЛЕНИЕМ РФ Аналитический отчет по результатам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Advertisements

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
Россияне о местном самоуправлении. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Ноябрь Характеристики.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Люди и события 2008 года. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Декабрь 2 По результатам.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Диагностика электоральной ситуации перед выборами в Государственную Думу РФ По заказу РЦОИТ при ЦИК РФ Москва, октябрь 2007 г.
Москва, 2007 г. Население России о качестве питьевой воды.

Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего предпринимательства.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Транксрипт:

Москва, 2007 г. ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЭКСПЕРТНЫМ СООБЩЕСТВОМ И НАСЕЛЕНИЕМ РФ Аналитический отчет по результатам социологического исследования

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Описание исследования Целью настоящего исследования было изучение отношения предпринимателей и населения к деятельности ФАС, включая: оценку состояния конкурентной среды, особенностей правовой культуры предпринимателей, типичного поведения предпринимателей по защите своих конкурентных прав, уровня информированности о текущем законодательстве о защите конкуренции, оценку деятельности ФАС, ее влияния на профильные сферы, уровня коррупционных рисков в деятельности службы. Опрошено: 2000 предпринимателей на основе квотирования с учетом данных Росстата в 28 регионах в 7 федеральных округах, охвачены предприятия по 15 видам экономической деятельности граждан в возрасте 18 лет и старше в 153 точках опроса в 46 регионах, краях и республиках РФ. Опрос предпринимателей проведен в период 4 июня – 15 июля 2007 г., опрос граждан состоялся июля 2007 г.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Содержание 1. Оценка состояния конкурентной среды предпринимательства 4 2. Особенности правовой культуры российского предпринимательства 7 3. Установки предпринимателей в сфере защиты своих конкурентных прав Информированность об антимонопольной деятельности государства и о деятельности ФАС Предприниматели и ФАС: опыт взаимодействия Оценка предпринимателями деятельности ФАС и уровня ее влиятельности Предприниматели о коррупционных рисках в деятельности ФАС 27

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Оценка состояния конкурентной среды предпринимательства Сентябрь

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Большинство предпринимателей положительно оценивают состояние конкурентной среды современного российского предпринимательства (73% «+» против 23% «–»). Граждане несколько чаще, нежели предприниматели, считают конкурентную среду неблагополучной. Вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за последний год, оцениваются в целом положительно (42% «+» и 22% «–»).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Основной угрозой конкурентной среде относительное большинство бизнесменов (43%) считают нечестную борьбу самих предпринимателей, но велика и доля тех, кто видит главную опасность в деятельности органов власти (36%). Разделились мнения по этому поводу и среди населения, с той только разницей, что власть здесь чаще фигурирует как главный источник угрозы, нежели бизнес-среда (37 и 32%, соответственно).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Особенности правовой культуры российского предпринимательства

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Среди населения и предпринимателей широко распространено мнение, что российский бизнес часто переступает границы закона, использует неправовые практики. Зачастую для этого находится оправдание – что сама правовая, институциональная среда, в которой действует бизнес, толкает его в «тень», что сегодня в России вести честный бизнес нельзя (так думают 50% предпринимателей и 68% населения).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) По мнению 45% предпринимателей, «правила игры», сложившееся в бизнес-среде, соответствуют нормам официального законодательства, почти столько же (43%) уверены в обратном. «Разбег» между негласными правилами и нормами закона отражается и на собственном выборе предпринимателей - относительное большинство (44%) считают важным ориентироваться на закон (44%), но почти столько же (41%) во главу угла ставят «правила игры».

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Установки предпринимателей в сфере защиты своих конкурентных прав

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Важнейшим вопросом формирования цивилизованной бизнес-среды является гарантия защиты конкурентных прав предпринимателей. Особенно это важно для России, учитывая широкое распространение нечестных конкурентных практик в бизнес-среде. По данным опроса, 62% бизнесменов сталкивались со случаями нечетной конкуренции в отношении их предприятий. При этом нечестная конкурентная борьба отдельных компаний зачастую получает поддержку со стороны органов власти (с подобными случаями встречались 59% предпринимателей).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Большинство бизнесменов (64%) заявили, что у них есть возможности для защиты своих конкурентных прав. Но «практический» рейтинг официальных способов самозащиты много ниже «теоретического». В реальности в суды обращаются 14% предпринимателей (в теории предпочтение ему отдавали 37%), в региональные органы власти 5% (11%), в федеральные органы власти 3% (7%), в СМИ 2% (5%). Не является исключением и ФАС – если на уровне гипотетических рассуждение эффективным обращение в нее считают 7% предпринимателей, то на практике в нее обращались только 4%.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Информированность об антимонопольной деятельности государства и о деятельности ФАС

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Исследование выявило дефицит информированности предпринимателей и населения об антимонопольной деятельности государства и работе ФАС. Две трети предпринимателей (63%) признались, что уровень их знаний антимонопольного законодательства невысок. Немногим более половины (54%) слышали хоть что-то об изменениях в антимонопольном законодательстве, в т.ч. только 12% информированы о законодательных нововведениях хорошо.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Почти половина (45-55%) предпринимателей не владеют информацией о том, что делает ФАС по основным направлениям своей работы. Остальные имеют скорее поверхностное знание о работе службы по этим направлениями («что-то слышали»). На общем фоне можно выделить показатели осведомленности о деятельности ФАС в сфере рекламы – слышали о ней 55%, в том числе 15% уверенно заявили, что знают о ней (это максимальный показатель). Население также мало знакомо с работой ФАС – почти половина опрошенных (48%) услышали о ведомстве впервые от интервьюеров.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Для предпринимателей высока актуальность Интернет как источника информации о ФАС, в этом качестве он постепенно догоняет даже традиционного лидера рейтинга СМИ – телевидение (33 и 47%). Главный источник информации о ФАС для граждан – телевидение (66%), актуальность остальных источников существенно ниже (не более 20%). Любопытно, что ФАС является предметом для разговоров граждан в кругу их друзей и знакомых даже чаще, чем для предпринимателей.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Констатируя свое недостаточное знание антимонопольного законодательства и деятельности ФАС, многие предприниматели выражают желание заполнить этот информационный вакуум. В большей степени для опрошенных бизнесменов актуально пополнение знаний в сфере законодательства (60%), однако немало и тех, кто хотел бы узнать больше конкретно о ФАС (40%). Интерес населения к антимонопольной проблематике заметно ниже, однако и среди простых граждан оказались те, кому хотелось бы получать информацию о работе ФАС (20%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Наиболее актуальна для предпринимателей информация о ФАС в целом – ее инфраструктуре, задачах, направлениях работы (28%). Также предприниматели хотят больше знать о том, что делает ФАС по поддержке благоприятной конкурентной среды, о новинках в антимонопольном законодательстве, о работе ФАС в сфере госзаказов. Отдельно подчеркнем запрос на информирование о процедуре обращения в ФАС – в такой информации нуждается каждый десятый предприниматель.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Предприниматели и ФАС: опыт взаимодействия

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Сегодня можно констатировать в целом невысокий рейтинг доверия и популярности ФАС среди предпринимателей. В частности, 51% из них уверены - основная масса предпринимателей даже в случаях нарушения их конкурентных прав обращаться в ФАС не станут. Сами в ФАС по каким-либо вопросам обращались только 9% предпринимателей.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Результаты своего взаимодействия с ФАС предприниматели оценивают умеренно-позитивно: проблема, с которой они обратились в службу, была в той или иной степени решена в 71% случаев, в том числе в 36% случаях полностью. Безрезультатных обращений оказалось, на первый взгляд, немного (25%), однако они способствуют накоплению скепсиса в отношении к возможностям службы. Действительно, среди причин не обращения за помощью в ФАС чаще всего назывались опасения, что это не даст результата (28%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Оценка предпринимателями деятельности ФАС и уровня ее влиятельности

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Большинство опрошенных предпринимателей затрудняются оценить работу ФАС – как в целом, так и по отдельным направлениям. У остальных наибольшее одобрение вызывают профессионализм и доброжелательность сотрудников ФАС (27% оценок «+»). Также 21-23% отмечали простоту обращения в ФАС и оперативность решения вопросов, но по этим параметрам фиксируется и наибольшее количество негативных оценок (15-16%). Мнения о работы службы в целом разделились: 17%«+» и 15%«–».

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Влиятельность ФАС на профильные для нее сферы 43-55% затрудняются оценить, среди остальных преобладает мнение о том, что роль службы невелика. Хуже всего дело обстоит с влиянием ФАС на состояние конкурентной среды предпринимательства (42% ответов, что влияние «небольшое» или «никакое», при 14% позитивных оценок). Наибольшее число положительных отзывов ФАС получила в оценках ее влияния на сферу рекламы (27% «+»).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Влиятельность ФАС как участника судебного разбирательства, где второй стороной выступает предприниматель, оценивается опрошенными куда выше – хотя 51% оказались не в состоянии оценить свои шансы «тягаться» с ФАС, 35% заранее победу отдают ФАС, и только 15% рассчитывают на свою победу. Однако по сравнению с региональными и местными властями ФАС в глазах предпринимателей остается заметно более слабой организацией – если свой проигрыш ФАС заранее предрекали 35% респондентов, то властям сразу «проигрывают» 52%.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Успехи и неудачи ФАС в решении различных проблем не очевидны для большинства опрошенных - 60% затруднились их оценить. Среди остальных преобладают отрицательные оценки – ведомство, по их мнению, действует неуспешно, либо не решает проблем вообще. В большей степени критичны оценки успешности ФАС в создании конкурентной среды (самое большое число оценок «-», 28%), а наибольшее одобрение вызывает работа по снижению уровня ненадлежащей рекламы (максимальное число оценок «+», 18%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Предприниматели о коррупционных рисках в деятельности ФАС

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Большинство предпринимателей (60-61%) оказались не в состоянии оценить уровень коррупции и бюрократии в ФАС. Однако те, кто могут это сделать, критически оценивают ситуацию – 28-29% говорят о распространенности этих недостатков, и только 8-9% считают, что бюрократия и коррупция ФАС не свойственны.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Сталкивались со случаями взяточничества со стороны ФАС 23% предпринимателей – почти 3% заявили, что сами делали подношения чиновникам, 21% приводят пример коллег- предпринимателей. В большинстве приведенных случаев взятки вымогали сотрудники ФАС (16%), представители бизнеса (по их собственным оценкам) становились инициаторами подношений в разы реже (4%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) И все же ФАС – полезное ведомство для экономики России, особенно - по мнению граждан. Пользу в ее деятельности видят 68% граждан и 37% предпринимателей. О том, что работа ФАС вредит ситуации, говорили, соответственно, 11% и 6%. Кроме того, почти четверть предпринимателей (24%) и более трети граждан (38%) склонны видеть прогресс в деятельности ведомства, пусть пока и небольшой.