ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА На пути к конкурентному рынку услуг по обеспечению авиатопливом Заместитель руководителя ФАС России А.Н.Голомолзин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2010 г. О ценообразовании на нефтепродукты в Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ состояния конкуренции на рынках воздушных перевозок.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2010 Биржевая торговля как один из инструментов ограничения монополистов.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
Федеральная антимонопольная служба Антимонопольное регулирование цен на нефтепродукты А.Н. Голомолзин.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2005 Обзор практики применения антимонопольного законодательства на рынках газа.
Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Реализация полномочий по выдаче предписаний о реализации продукции на товарной бирже и согласование формирования стартовой.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Основные направления развития конкуренции на российском рынке газа 2009.
Политика ФАС России: последствия для российской нефтепереработки Иван Хомутов, консультант Исследовательская группа «Петромаркет» Семинар «Экономическая.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Вертикально интегрированные нефтяные компании в России К истории создания ИМЭМО, 6 ноября 2012 года.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА На пути к конкурентному рынку услуг по обеспечению авиатопливом Заместитель руководителя ФАС России А.Н.Голомолзин

2 Реформы на воздушном транспорте: 90-е годы Осуществлены базовые структурные и институциональные преобразования: Проведены акционирование и приватизация аэропортов, в т.ч. ТЗК регулирование как субъектов естественных монополий; акционирование и приватизация авиакомпаний; дерегулирование воздушных перевозок. Созданы основы правовой базы воздушного транспорта, отвечающей рыночным условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана система госрегулирования транспортной деятельности. 380 авиакомпаний 1300 аэропортов АнтимонопольныйконтрольАнтимонопольныйконтроль АдвокатированиеконкуренцииАдвокатированиеконкуренции законодательство Отраслевое О естественных монополиях ФАС РоссииМинтранс РосавиацияФТС России +

3 Снижение административных барьеров До 2007 годаПосле 2007 года Решение Правительства РФ принято по инициативе ФАС России Свобода выбора маршрута Изменение условий лицензирования воздушных перевозок Выдача лицензий на вид деятельности АВ* авиакомпании Выдача лицензий на маршруты и установление квот АВ ФАС России Дела в отношении АВ авиакомпании *АВ -

4 Проблемы, влияющие факторы, барьеры Экономические и технологические барьеры Изменения конъюнктуры внешних рынков авиатоплива Коллективное доминирование ВИНК; Монопольное положение ТЗК. Неразвитость организованной торговли авиатопливом; Отсутствие прямых отношений между производителем топлива и авиакомпанией. Ограничение доступа к услугам в аэропортах, в т.ч. получению слотов и услугам ТЗК. высокая стоимость авиатоплива; необоснованный рост стоимости перевозок; снижение конкурентоспособности авиакомпаний; ограничение транспортной доступности.

5 Меры антимонопольного воздействия 2008 год: 65 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиатоплива, в том числе дела в отношении ВИНК, ТЗК, трейдеров. Общая сумма штрафов более 5,6 млрд.рублей; Конкуренция на рынке авиатоплива снижение цен; Обеспечение доступности к услугам ТЗК развитие конкуренции на рынке авиатопливообеспечения увеличение транспортной доступности.

год Меры антимонопольного воздействия Более 30 дел на рынках авиатоплива и услуг ТЗК в аэропортах в, том числе, повторно в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «РОСНЕФТЬ, ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ», ОАО «ТНК – ВР ХОЛДИНГ». Нарушения на рынках оптовой реализации нефтепродуктов, в том числе авиатоплива.

7 НПЗ ТЗК Посредники-перепродавцы Рост цен на авиакеросин 20-30% Ростовское дело: Реализация авиатоплива с использованием посреднической схемы (4 посредника, не осуществляющие производство авиатоплива и не имеющие мощностей по его хранению) в течение 1 дня привела к увеличению стоимости товара без его фактического перемещения на 4 тысячи руб./тн. Движение денежных средств Меры антимонопольного воздействия Фактическая поставка авиатоплива

8 Варианты организации деятельности ТЗК, контролируемые: Авиакомпаниями цена низка, но и качество низкое. Нефтяными компаниями цена высока, качество высокое. Аэропортами ТЗК по остаточному принципу. Схемы организации рынка услуг по авиатопливо обеспечению В зависимости от точек зрения ситуация может получить дополнительное множество оценок.

9 Навязывание комплексной услуги: Анапа; Минеральные Воды; Хабаровск; Калининград; Красноярск; Краснодар. Авиакомпания ТЗК Меры антимонопольного воздействия Реализация авиатоплива Хранение авиатоплива Заправка топливом

10 1. Навязывание комплексной услуги ТЗК Анапа, Хабаровск, Калининград. Экономические и технологические барьеры Авиакомпания реализация хранение заправка

11 2. Навязывание комплексной услуги Создание дискриминационных условий Минеральные Воды, Краснодар ТЗК Авиакомпания реализация хранение заправка Экономические и технологические барьеры хранение заправка Базовая или аффилированная авиакомпания Нефтяные компании реализация

12 3. Раздел рынка. Монополизация рынка авиатопловообеспечения Красноярск ТЗК Авиакомпания Экономические и технологические барьеры Нефтяные компании Резервируют 100% хранения заправка Авиакомпания

13 Нарушение доступа к услугам в аэропортах: Непредставление слотов, Отказ в заключении договоров на наземное обслуживание - Владивосток, Саратов, Якутск, Екатеринбург, Минеральные Воды, Калининград. Меры антимонопольного воздействия Во избежание ограничения конкуренции на рынках воздушных перевозок в годах ФАС России отказала в совершении сделок по приобретению – ООО «Ютэйр-Лизинг» 100% акций ОАО «Аэропорт «Рощино» (Тюмень»); ООО «Авиакомпания «Ютэйр» 49% акций ОАО «Аэропорт «Рощино» (Тюмень); ОАО «Международный аэропорт «Внуково»(Москва) по приобретению 49% акций ОАО «Авиакомпания «Атлант-Союз»; А также по созданию ОАО «Татарстан- Авиа» (ОАО «Международный аэропорт Казань» + ОАО «Авиакомпания «Татарстан»)

14 Меры по развитию конкуренции и совершенствованию ценообразования на авиатопливо Переход к формульному ценообразованию в прямых договорах поставки; Применение цен, формирующихся на торгах (тендерах авиационных и нефтяных компаний, электронных площадках, бирже); Утверждение правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, в том числе к услугам ТЗК; Создание условий для создания альтернативных ТЗК (сегодня альтернативные ТЗК в 10 аэропортах); Введение государственного (ценового) регулирования на услуги по хранению и заправке воздушных судов; Изменения в законодательстве, предусматривающие: разделение аэропортовой и перевозочной деятельности авиапредприятий; ограничения (запрет) на совмещение деятельности ТЗК по хранению, заправке и реализации авиатоплива в аэропортах.

15 Формула цены на авиатопливо Цена(net-back)= МК – ЭП - Тр ±Δ Цnb – предельно возможная цена, определяемая по методу обратного отсчета от условий внешнего рынка (NetBack); МК– значение международных котировок; ЭП – экспортная пошлина на авиакеросин; Тр – транспортные расходы; Δ – дифференциал, значение которого может зависеть от условий оплаты, премий участникам оборота нефтепродуктов; Цена = ВК ± Тр ±Δ ВК внутренние котировки с привязкой к индексу ЭТП, и/или биржи, и/или композитный (ЭТП / биржа+ прямые контракты) справедливая цена прозрачность ценообразования

16 Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах Определение порядка доступа к услугам в аэропортах (распределение слотов, услуги по хранению и заправке ВС и услуги по наземному обслуживанию); Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта: Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям; Приоритетность оказания услуг; Стандарты раскрытия информации об услугах; Порядок разрешения споров.

17 Динамика средней стоимости услуг в крупнейших аэропортах РФ

18 Государственное регулирование услуг субъектов естественных монополий в аэропортах РФ Анализ рынка услуг по авиатопливо обеспечению Альтернативные ТЗК*ТЗК-монополисты** Ценовое регулированиеЗаправка воздушных судов Хранение авиатоплива * Стоимость услуги по авиатопливообеспечению на конкурентном рынке на 15-20% ниже, чем на рынке, где ТЗК занимает монопольное положение. ** За последний год цены на авиатопливо снизились, а цены на услуги ТЗК выросли.

19 Ожидаемые результаты Развитие конкуренции на рынках поставок авиатоплива и оказания услуг по авиатопливообеспечению; Обеспечение права доступа инвесторов альтернативных ТЗК; Обеспечение прозрачности деятельности ТЗК; Снижение стоимости авиатоплива и как результат снижение стоимости воздушных перевозок; Повышение качества услуг в сфере авиатопливообеспечения.

20 Спасибо за внимание!