1 Тема 4. Организация как объект менеджмента. 1.Организация как система. Системные признаки и свойства организации. 2.Организация как юридическое лицо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура организации Томск 2013 Общие понятия Классическая теория организации Классическая теория организации Сущность организации Структура организации.
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Жизненный цикл организации по И.Адизесу.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Промышленная логистика Структуры управления проектами. Офис проекта.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
«Финансы коммерческих организаций: тенденции и проблемы»
Менеджмент и менеджер
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
Основы менеджмента. Тема урока: «Виды организационных структур управления»
Организация (предприятие) и ее основные характеристики.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Транксрипт:

1 Тема 4. Организация как объект менеджмента. 1.Организация как система. Системные признаки и свойства организации. 2.Организация как юридическое лицо. Типология деловых организаций. 3.Структура организации. Виды организационных структур.

2 Рекомендуемая литература 1. Акимова Т.А. Теория организации. - М.: Юнити Бурчакова М.А., Хожемпо В.В.. Менеджмент. /Учебное пособие/ -М.:РУДН – Дафт Ричард Л. Менеджмент: 6-е изд., /Пер. с англ., - СПб: Питер, Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: учебник для вузов. - Спб.: Питер Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., Мильнер Б.З. Теория организаций: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

3 Новые условия развития общества Глобализация экономики Обострение рыночной конкуренции Быстрые изменения и нововведения в обществе и в экономике Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте Информация как фактор развития общества Социальная ответственность бизнеса Гуманизация труда Введение

4 Сравнение эффективности стихийного и регулярного менеджмента для компаний различного размера Стихийный менеджмент Регулярный менеджмент Эффективность Размер компании Кризис роста

5 1.Организация как система. Системные признаки и свойства организации.

6 Варианты понимания сущности организации 1.Искусственный социально-экономический институт, инструмент производства материальных и духовных благ, их движения и распределения в обществе (в форме объединения физических или юридических лиц). 2.Координирующий процесс управления. 3.Структурная упорядоченность взаимосвязей элементов системы, объекта.

7 1.Организация есть целевая общность. Цель – основной категорический признак любой организации. Организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей достигается через достижение индивидуальных целей. И наоборот, когда достижение каких-либо индивидуальных целей достигается через достижение общих целей. Противоречивость целей, согласованность целей, сохранность целей; 2. Главный организационный эффект - Синергия (гр. сотрудничество, содружество) – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников – наиболее важное практическое свойство.

8 ЦЕЛИ S M A R T (specific, measurable, achievable, result-oriented, time-based) S-КОНКРЕТНОСТЬ - чем детальнее Вы опишете желаемый результат, тем точнее сможете направлять свои действия. M-ИЗМЕРИМОСТЬ (или проверяемость) - Вы должны быть способны оценивать, в какой степени Вы приблизились к цели. A-ДОСТИЖИМОСТЬ (обеспеченность ресурсами) - хватит ли у Вас материальных, временных, человеческих, интеллектуальных и других ресурсов для достижения цели?

9 R-РЕАЛИСТИЧНОСТЬ: в сфере Вашего влияния - если Вы не располагаете соответствующими возможностями, бессмысленно задаваться целью про климатические условия и т.д. и имеющей удобный масштаб - слишком "глобальная" цель не показывает, как двигаться в обозримом будущем; слишком мелкая цель не вдохновляет). T-ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ!

10 Организационная культура Результат: продукт, услуга Ресурсный потенциал предприятия Технические и пространственные ресурсы Человеческие ресурсы Информационные ресурсы Ресурсы системы управления Финансовые ресурсы Технологические ресурсы Стратегические и тактические цели Организационная структура Профессиональная деятельность и организационное поведение работников Система основных и вспомогательных производственных и административно- управленческих бизнес- процессов МИССИЯ Внешняя среда организации БИЗНЕС-ПЛАН

11 Человеческий капитал Организационный капитал Клиентский капитал Знания, умения, творческие способности, моральные ценности, орг.культура культура труда Технико- технологическое обеспечение, программное обеспечение, патенты, оргструктура Связи с клиентами, информация о клиентах, история отношений с клиентами, деловая репутация Интеллектуальный капитал компании

12 Основные функции организации (по Анри Файолю) 1.Техническая функция (производство) 2.Коммерческая функция (закупка, продажа) 3.Финансовая функция 4.Учетная функция 5.Обеспечение безопасности 6.Административная функция (предвидение, организация, руководство, координация, контроль)

13 Основные и дополнительные функции коммерческой организации Основные функции: Финансирование Закупка, логистика Производство Сбыт Общее управление, включая найм и увольнение персонала Дополнительные функции: Бухгалтерский учет и контроль Управление персоналом НИОКР Обеспечение безопасности Административная функция (секретариат)

14 Процессы деятельности организации

15 Основные бизнес-процессы организации и жизненный цикл продукции

16 Основные и вспомогательные бизнес-процессы

17 Модель процессов компании в СМК

18 Карта процессов в РУДН Руководящие процессы Маркетинг Основные процессы Вспомогательные процессы Разработка, проектирование p d c a Измерение, анализ Общее делопроизводство Стратегическое планирование Планирование ресурсов КЛИЕНТЫКЛИЕНТЫ требования К Л И Е Н Т Ы Удовлетворенность Процесс академического обучения Научно-исследовательский процесс Процесс предоставления дополнительных образовательных слуг Менеджмент персонала Постоянное улучшение Внутренние коммуникации Международная деятельность Материально- техническая база

19 Организация как живой организм «Головной мозг» - первое лицо организации или высший эшелон руководителей «Спинной мозг» - это ведущие менеджеры, управляющие функциональными системами. «Нервная система» - Информационная Система коммуникаций «Система кровообращения» - Финансовые потоки - Бухгалтерия и финансовый отдел (сердце организации) «Двигательно-мышечная система» - Производство «Система пищеварения» - Внутренние и внешние ресурсы. + Система активов организации (собственность, инвестиции, запасы, затраты, дебиторы, деньги, кадры). «Иммунная система» - система безопасности «Психика-Личность» - Корпоративная культура (Имидж, Оргповедение, Миссия). «Дыхание» - Система корпоративного обучения

20 ПерсоналКультура Менеджмент Внутренняя среда Технологическое Экономика Право/Политика Мкждународно Социо- культурное Общее окружение Потребители Конкуренты Рынок труда Поставщики Среда задач Организационная среда

21 Анaлиз внyтpeннeй cpeды 1.Пpoизвoдcтвo 2.Пepcoнaл 3.Оpгaнизaция yпpaвлeния 4.Мapкeтинг 5.Финaнcы и yчeт

22 Анaлиз внyтpeннeй cpeды 1.Пpoизвoдcтвo: oбъeм, cтpyктypa, тeмпы пpoизвoдcтвa; нoмeнклaтypa пpoдyкции пpeдпpиятия; кaчecтвo тexнoлoгий; oбecпeчeннocть cыpьeм и мaтepиaлaми, ypoвeнь зaпacoв, cкopocть иx иcпoльзoвaния, cиcтeмa кoнтpoля зaпacoв; нaличный пapк oбopyдoвaния и cтeпeнь eгo иcпoльзoвaния, peзepвныe мoщнocти, тexничecкaя эффeктивнocть мoщнocтeй; мecтoнaxoждeниe пpoизвoдcтвa и нaличиe инфpacтpyктypы; экoлoгия пpoизвoдcтвa; кoнтpoль кaчecтвa, издepжки; пaтeнты, тopгoвыe мapки и т.п.;

23 Анaлиз внyтpeннeй cpeды 2. Пepcoнaл: cтpyктypa, пoтeнциaл, квaлификaция, кoличecтвeнный cocтaв paбoтникoв, пpoизвoдитeльнocть тpyдa, тeкyчecть кaдpoв, cтoимocть paбoчeй cилы, интepecы и пoтpeбнocти paбoтникoв; корпоративная культура и оргповедение.

24 Анaлиз внyтpeннeй cpeды 3. Оpгaнизaция yпpaвлeния: opгaнизaциoннaя cтpyктypa, cиcтeмa yпpaвлeния; ypoвень эффективности мeнeджмeнтa, квaлификaция, cпocoбнocти и интepecы выcшeгo pyкoвoдcтвa; фиpмeннaя кyльтypa; пpecтиж и имидж фиpмы; opгaнизaция cиcтeмы кoммyникaций;

25 Анaлиз внyтpeннeй cpeды 4. Мapкeтинг: тoвapы, пpoизвeдeнныe фиpмoй, дoля нa pынкe; вoзмoжнocть coбиpaть нeoбxoдимyю инфopмaцию o pынкax; кaнaлы pacпpeдeлeния и cбытa; мapкeтингoвый бюджeт и eгo иcпoлнeниe; мapкeтингoвыe плaны и пpoгpaммы; нoвoввeдeния; имидж, peпyтaция и кaчecтвo тoвapoв; cтимyлиpoвaниe cбытa, peклaмa, цeнooбpaзoвaниe;

26 Анaлиз внyтpeннeй cpeды 5. Финaнcы и yчeт: финaнcoвaя ycтoйчивocть и плaтeжecпocoбнocть; пpибыльнocть и peнтaбeльнocть (пo тoвapaм, peгиoнaм, кaнaлaм cбытa, пocpeдникaм); coбcтвeнныe и зaeмныe cpeдcтвa и иx cooтнoшeниe; эффeктивнaя cиcтeмa yчeтa, в тoм чиcлe yчeтa издepжeк, фopмиpoвaния бюджeтa, плaниpoвaния пpибыли.

27 Внешняя среда прямого воздействия 1.Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала. 2.Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование. 3.Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. 4.Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: «Потребитель - король рынка». 5.Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

28 Внешняя среда косвенного воздействия 1.Состояние экономики страны.. 2. Состояние мировой экономики 3.Научно-технический прогресс. 4.Социокультурные факторы. 5.Политические факторы. (экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии, политическая стабильность, пошлины на импорт товаров, экспортные квоты и т.д. ) 6.Отношения с местным населением.

29 БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ) 1.УПРАВЛЯЕМОСТЬ 2.КЛИЕНТНОСТЬ 3.ИННОВАЦИОННОСТЬ 4.КОРПОРАТИВНОСТЬ

30 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ Жизненный цикл есть у всего и вся: Отрасли, сегмента, ниши рынка, Идеи, проекта, Продукта, упаковки, Фирмы, сотрудника, Партнера, клиента

31 Жизненный цикл организации Этап предпринима- тельства: Нечеткие цели Высокие творческие возможности Этап коллективности: Неформальные общение и структура Высокие обязательства Этап формализации и управления: Ф ормализация правил Стабильная структура Упор на эффективность Этап выработки структуры: Усложнение структуры Децентрализация Диверсифициро- ванные рынки Этап упадка: Высокая текучесть кадров Возрастающие конфликты Создание Рост Зрелость Упадок Управление

32 Ключ успеха в управлении организацией – это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной стадии жизненного цикла компании, так, чтобы она могла развиваться дальше. Теория жизненных циклов И. Адизеса (конец 1980) концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности: гибкости и управляемости

33

34 Выхаживание Что? Как? Когда? Кто? Почему? Младенчество Особенности: нечеткая структура, небольшой бюджет, отсутствие процедур ведения бизнеса. Необходимо: реальный бизнес-план. Давай-Давай Особенности: эйфория от успехов, деятельность вокруг людей, а не задач, необходимость делегирования полномочий Необходимо: набор правил «что можно, а что нельзя» создание административной подсистемы Переход от управления по интуиции к более профессиональной деятельности

35 Юность Особенности: Возникновение конфликтов и противоречий («мы и они», противоречие целей компании, противоречие системы вознаграждения и потребностей компании). Необходимо: профессиональный менеджмент, систематизация административной деятельности. Расцвет Особенности: Наличие систем служебных обязанностей и организационной структуры. Определены перспективы развития и поощряется творчество. Ориентация на результат, удовлетворение потребностей клиентов. Наличие четкого планирования и следование разработанным планам. Умение предвидеть будущее. Осуществление роста как продаж, так и прибыли. Создание сети новых младенческих организаций. Опасности: Потеря предприимчивости, отсутствие пополнения новыми силами.

36 Стабилизация Особенности: Низкий уровень ожидания роста. Слабые ожидания в отношении завоевания новых рынков и технологий. Организация сосредоточивается на прошлых достижениях, вместо того, чтобы попытаться заглянуть в будущее. Подозрительное отношение к любым изменениям. В организации поощряют исполнителей, а не инноваторов. В коллективе больше интересуются межличностными отношениями, а не рисками, связанными с ведением бизнеса. Падение духа предпринимательства.

37 Аристократизм Особенности: Деньги тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство. Акцент в деятельности компании переносится на то КАК делаются вещи, а не ЧТО делается и ПОЧЕМУ. Существуют традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении. Отдельные лица еще заботятся о жизнеспособности компании, однако в коллективе воцаряется принцип «не гони волну». Имеют место небольшие инновации. Корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость. Организация обладает значительными денежными ресурсами. Аристократическая организация отрицает существующую реальность.

38 Ранняя бюрократизация Особенности: Акцент делается на том, КТО вызывает проблемы, а не на том, ЧТО по этому поводу следует предпринять (действует принцип «нет человека – нет проблемы»). В организации существует множество конфликтов. Организацию охватывает управленческая паранойя. Внимание сосредоточивается на внутренних стычках, внешний потребитель превращается в надоедливую муху. Предприниматели уходят, администраторы остаются – превращение самой себя в оплот бюрократии.

39 Бюрократизация и смерть Особенности: Не создаются ресурсы для самосохранения. Наличия множества систем со слабой функциональностью Нет ориентации на результат, нет склонности к изменениям, нет работающей команды. Существуют система, правила, предписания, процедуры и бессмысленный контроль, культ письменного слова. Клиенту приходится «прорываться» через систему. Смерть организации наступает тогда, когда ей никто больше ничего не поручает.

40 Введение регулярного менеджмента. 1. Описание организационной структуры 2. Разграничение текущих задач и перспективных. 3. Четкое описание служебных обязанностей сотрудников. 4. Описание ключевых бизнес-процессов хотя бы на бумаге.

41 Современная управленческая ситуация устойчивость и развитие.Сегодня эффективна только та организация, руководителям которой удается обеспечивать одновременно ее устойчивость и развитие. системы корпоративных стандартов.Стабильность, внутренний организационный порядок определяются наличием системы корпоративных стандартов. Они обеспечивают регламентацию труда работников всех уровней и устанавливают требования к их квалификации. развитием профессионального потенциалаРазвитие, рыночная адаптивность организации определяется не только наличием стратегии, разработанной с учетом имеющихся преимуществ и ограничений, возможностей и угроз, но и – постоянным развитием профессионального потенциала работников. Прежде всего – управленческого потенциала руководителей.

42 Проблемные зоны менеджмента 1.Отсутствие владельца процесса – 64% 2.Отсутствие времени – 60% 3.Несовершенство оргструктуры – 54% 4.Недостаточная убежденность руководства – 46% 5.Отсутствие вознаграждения и признания – 46% 6.Мало внимания командной работе – 45% 7.Недостаточный уровень понимания руководителями принципов современного менеджмента – 52%.

43 2. Организация как юридическое лицо. Типология деловых организаций.

44 По правовой форме можно выделить четыре типа организаций: 1. Юридическое лицо это организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти. 2. Неюридическое лицо подразделения организации юридического лица (не зарегистрировано). 3. Неюридическое лицо предприниматель без организации юридического лица (зарегистрировано). 4. Неформальная организация граждан это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах.

45 Основания классификации организаций по отношению к власти правительственные и неправительственные; по отношению к главной целиобщественные и хозяйственные; по отношению к прибыли коммерческие и некоммерческие; по отношению к бюджету бюджетные и внебюджетные; по форме собственности государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности; по уровню формализации формальные и неформальные; по отраслевой принадлежности промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.; по самостоятельности принятия решений головные, дочерние, зависимые; по размеру и численности членов организации крупные, средние, малые.

46 государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности. частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. частные некоммерческие негосударственные организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.

47 Основные организационно-правовые формы организаций Источник: Ст. 50 ГК РФ Производственные кооперативы Хозяйственные товарищества и общества Учреждения Благотворительны е фонды Потребительские кооперативы Общественные и религиозные организации КОММЕРЧЕСКИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ Современные организации

48 Классификация организационно- правовых форм организаций

49 Некоторые организационные формы предприятий Корпоративные организации (Корпорация, Холдинг, Концерн, Консорциум производственный, Консорциум исследовательский, Конгломерат, Картель, Синдикат, Трест, Комбинат) Финансово-промышленные группы (ФПГ) Транснациональные компании (ТНК) Международные предприятия Организации рискового бизнеса Технополисы Кластеры Предприятия малого бизнеса Корпоративные организации (Корпорация, Холдинг, Концерн, Консорциум производственный, Консорциум исследовательский, Конгломерат, Картель, Синдикат, Трест, Комбинат) Финансово-промышленные группы (ФПГ) Транснациональные компании (ТНК) Международные предприятия Организации рискового бизнеса Технополисы Кластеры Предприятия малого бизнеса «Мы – свидетели и участники формирования единого планетарного экономического и политического организма. Конец ХХ века подвел человечество к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель, которую, может быть, пока далеко не все осознают» «Мы – свидетели и участники формирования единого планетарного экономического и политического организма. Конец ХХ века подвел человечество к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель, которую, может быть, пока далеко не все осознают» Источник: Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. –М., Устойчивый мир, 2001

50 3. Структура организации. Виды организационных структур.

51 упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Организационная структура управления

52 КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1.Стратегическая вершина 1.Стратегическая вершина – главные руководители, чьи действия гарантируют, что организация будет выполнять свои цели. 2.Рабочее ядро 2.Рабочее ядро – работники, которые выполняют основную работу, непосредственно связанную с производством товаров или услуг (рабочие, клерки, операторы). 3.Средняя линия 3.Средняя линия – руководители основных функциональных и территориальных подразделений, которые связывают вершину и ядро. 4.Техноструктура 4.Техноструктура – специалисты, которые стандартизируют работу других (проектируют, планируют и изменяют рабочие процессы), а также помогают организации адаптироваться к окружению (инженеры, консультанты, программисты, бухгалтера, менеджеры по персоналу). 5.Вспомогательный штат 5.Вспомогательный штат – специалисты, которые осуществляют непрямую поддержку рабочего ядра (юрисконсульт, «PR- паблик рилейшнс», почтовая служба, исследовательский отдел, столовая и др.).

53 Сравнительные характеристики типов структур управления Бюрократический типОрганический тип Четко определенная иерархия Постоянные изменения лидеров в зависимости от решаемых проблем Система обязанностей и прав Система согласованных норм и ценностей Разделение каждой задачи на ряд процедур Процессный подход к решению проблем Обезличенность в трудовых отношениях Возможность самовыражения, саморазвития Жесткое разделение трудовых функций Временное закрепление работы за проектными группами

54

55 Эволюция организационной структуры

56 Виды функциональной структуризации организации Функциональная структура Линейная структура Линейно-функциональная Дивизионная структура «Перевернутая пирамида» Матричная структура Самоуправляемые команды Сетевая организация Инновационные структуры Функциональная структура Линейная структура Линейно-функциональная Дивизионная структура «Перевернутая пирамида» Матричная структура Самоуправляемые команды Сетевая организация Инновационные структуры Структура организации Ресурсная, а не целевая функция Ответственность на высшем руководстве Дублирование функций управления. Столкновение интересов подразделений Трудность обеспечения высокой степени ответственности Многофакторность задач по принципу: «Уделяйте одинаковое внимание всему» Сложность поиска приоритетов адаптации к изменяющейся среде. Интуитивность в принятии решения

57 Признаки эффективной оргструктуры 1.Структура соответствует стратегии организации. 2.Структура соответствует среде функционирования организации. 3.Отсутствуют противоречия между элементами оргструктуры.

58 Процесс формирования организационной структуры Регламентация организационной структуры Разработка состава основных подразделений и связей между ними Формирование общей структурной схемы организации Разработка карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно- функциональной и программно-целевой структур Проектирование организации

59

60 Функциональная структура Структура в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполняемых ими функций Особенности: Централизация Экономичность Профессионализм

61 Линейно-функциональная организация Высший руководитель Функциональные руководители Линейные руководители высшего уровня Линейные руководители низшего уровня Исполнители Управление процессом принятия решений Управление процессом принятия решений Функциональное управление Функциональное управление Дивизиональное управление Дивизиональное управление Управление персоналом Управление персоналом Управление процессом Управление процессом Содержание управления Содержание управления Использует группирование по основанию рода деятельности; объединяет виды деятельности по роду их функций с самого низа организации и до самого верха. Структура организации

62

63 Смешанная дивизиональная структура управления Высший руководящий орган Продукт А Продукт Б Продукт В Производство Маркетинг Регион 1 Регион 2 Регион 3 Страна 1 Страна 2 Производство Маркетинг Производство Маркетинг Используется группирование по основанию конечных результатов производства; подразделения при такой организации строятся вокруг производства определенного продукта, услуг, групп продуктов, а также основных проектов / программ или же отделов, видов бизнеса или – получения прибылей.

64 Дивизиональная структура Основана на диверсификации (развитии, усложнении, разделении производств) деятельности компании, предусматривая автономию рыночно ориентированных звеньев от головной управляющей компании. Клиентские, продуктовые, региональные дивизиональные структуры.

65 Линейно-функциональные структуры Дивизиональные структуры Обеспечивают выполнение задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов Децентрализованные операции подразделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций Наиболее эффективны в стабильной среде Наиболее эффективны в изменяющейся среде Содействуют эффективному производству стандартизированных товаров и услуг Пригодны для условий взаимосвязанной диверсификации по продуктам или регионам Обеспечивают экономию на управленческих расходах Ориентированы на оперативное принятие решений Предусматривают специализацию функций и компетентность Создают организационные условия для междисциплинарного подхода Ориентированы на ценовую конкуренцию Успешно функционируют при неценовой конкуренции Рассчитаны на использование действующих технологий и сложившегося рынка Ориентированы на освоение новых рынков и новых технологий Производственная специализация, превышающая возможности централизованного планирования Вмешательство высшего звена организации для усиления координации подразделений и повышения эффективности их деятельности Быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы Быстрое решение сложных межфункциональных проблем Вертикальная интеграция, превышающая возможности полной загрузки подразделений Диверсификация внутри корпорации или приобретение внешних организационных звеньев

66 Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, охватывающих процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизацию производства, освоение новых изделий или технологий, строительство сложных объектов).

67 Матричные структуры В матричной структуре происходит наложение проектной структуры на функциональную. Матричная структура является постоянным образованием. В матричной структуре сотрудники подчиняются сразу двум руководителям – функциональному руководителю и руководителю проекта.

68

69 Проектное и матричное управление Проектное управление это управление важными видами деятельности в организации, которые требуют постоянного руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству работ. Проектирование организации

70 Новейшие формы организационных структур Гибкие производственные системы, приспособленные под заказ потребителя. Аутсорсинговые – передача функций другим фирмам. Горизонтальная корпорация с самоуправляемыми рабочими группами (бригадами). Сетевые структуры – устойчивая координация многих самоуправляемых фирм. Виртуальные фирмы.

71 Оболочечная (или пустотелая) организация [Hollow corporation] Своеобразие Передача внешним компаниям на контрактной основе практически всех бизнес-функций, кроме управления. Признаки Не слишком крупная Не слишком бюрократизированная Исключительно мобильная Не является собственником средств производства товара, который продвигается на рынке Своеобразие Передача внешним компаниям на контрактной основе практически всех бизнес-функций, кроме управления. Признаки Не слишком крупная Не слишком бюрократизированная Исключительно мобильная Не является собственником средств производства товара, который продвигается на рынке Основоположник: Рональд Коуэз (США, 1937 г.). Нобелевский лауреат 1991 г.

72 Аутсорсинг – форма экстернализации Трансакционные издержки снижаются не за счет включения отдельных видов деятельности во внутреннюю структуру фирмы, а путем передачи отдельных операций независимым фирмам.

73 Возрастание роли сетевых структур в современном обществе Современное общество - это общество сетевых структур (Мануэль Кастельс). Постепенный переход от вертикального управления к методам горизонтальной координации и кооперации.

74 Сетевые организации (а) Внутренняя сеть (б) Стабильная сеть (в) Динамичная сеть Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур - СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами Современные организации

75 Типы сетей Сети поставщиков. Сети производителей. Потребительские сети. Коалиции по стандартам. Сети технологической кооперации.

76 Характерные черты сетевых рынков виртуализация (имитация экономических процессов), сетевые товары, сетевые организации, кооперация на базе информационных систем.

77 Современные организации Финансово-промышленные группы Способ формирования Тип организацион- ного строения Форма собственности Способ внутригрупповог о управления Территориальные границы осуществления производственной деятельности По инициативе участников По решению государственных органов На основе межправительственных соглашений Горизонтальные Вертикальные Конгломеративные Частные Смешанные Государственные Холдинг Совет акционеров Трестовая компания Транснациональные (межгосударственные) Межрегиональные (государственные) Региональные

78 Рекомендуемая основная литература 1. Акимова Т.А. Теория организации. - М.: Юнити Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: учебник для вузов. - Спб.: Питер Мильнер Б.З. Теория организаций: Учебник. - М.: ИНФРА-М, Подлесных В.И. Теория организации: учебник для вузов. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса» Словарь-справочник менеджера. Под ред. М.Г. Лапусты, - М.: ИНФРА-М, Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.