Синестезийные метафоры в произведениях В.Крапивина Исследовательская работа ученика 5 класса МАОУ Лопазновская ООШ Дубинина Владислава Евгеньевича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ ». ЗАПАХИ, КРАСКИ, ЗВУКИ. Выполнили ученицы 11 « г » класса Давыдова Вера и Солонина Елизавета.
Advertisements

Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме Текстоведение. Лексические средства выразительности языка.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Волшебный мир Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Восприятие текста Лингвистический анализ текста Выразительное чтение Заучивание наизусть Письмо по памяти Творческая работа.
Органы чувств Урок окружающего мира в 3 классе. Строение глаза.
Автор: учитель истории и обществознания Гадеева Л.Г.
Психология и педагогика высшей школы Лекция 1 Преподаватель: к.психол.н. Романова Екатерина Александровна.
Зрение Среди домашних животных у кошки самые большие глаза относительно размеров тела. Кошки умеют различать цвета, но по сравнению с человеком восприятие.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами,
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Тема исследовательской работы: «Шопинг как стиль жизни…»
Тайны метафоры урок литературы, 5 класс. Тропы : Какие тропы вы знаете ?
Подготовил : ученик 7 класса Дильтаев Тимур Проверила : Абаева Ольга Павловна.
Художественный портрет как способ отражения внутреннего мира человека Изобразительное искусство 7 класс.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Органы чувств человека. Головной мозг Мозг является "главным начальником" в нашем организме. Именно он регулирует работу всех органов чувств человека.
Транксрипт:

Синестезийные метафоры в произведениях В.Крапивина Исследовательская работа ученика 5 класса МАОУ Лопазновская ООШ Дубинина Владислава Евгеньевича

Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Детство будущего писателя прошло в Тюмени. Потом он учился и работал в Екатеринбурге.

«Гваделорка». 3 августа 2009 года Владислав Петрович закончил новый большой роман «Гваделорка» (326 страниц). «Гваделорка» стала четвертым крупным произведением Крапивина, написанным им после перезда в Тюмень в марте 2007 года.

«Я горжусь этим, потому что уверен: больше никто никогда не писал трилогии о тюменских детях. Поэтому я хожу по городу Тюмени «со скромной гордостью». Я считаю, что в какой-то степени оправдал звание тюменца». В.Крапивин

Трилогия о Тюмени «Стальной волосок»: Бриг «Артемида», «Гваделорка» «Бабочка на штанге».

Гипотеза: Синестезия обогащает изобразительно- выразительные свойства, является компактным средством выражения субъективно-эмоционального отношения человека к описываемому предметному значению, что придает произведениям В. Крапивина романтический характер.

Цель исследования: анализ различных типов синестезийных метафор и выявление закономерностей их функционирования в художественном тексте.

Задачи: - определить состав синестезийных метафор в произведениях В.Крапивина; - описать типы синестезийных метафор; - раскрыть особенности функционирования рассматриваемых тропов в художественном тексте; - показать роль синестезийных метафор в формировании индивидуального поэтического стиля.

Синестезия-совместное чувство, одновременное ощущение. зрение слух обоняние вкусосязание

метафора ассоциация по сходству Синестезийная метафора ассоциация по ощущению

«Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук и цвет... Краска дает запах, свет дает краску, а запах восстанавливает ряд удивительных картин. Все это вместе рождает особое душевное состояние…» К.Паустовский

Синестезийные метафоры - ассоциации по ощущению. Яркий голос, пронзительный взгляд,кричащие краски, легкая музыка. Семы прилагательного усиливают значения существительного: жгучая радость – сильная, остро переживаемая, горячая тоска – сильная, непроходящ ая.

синестезия Двусенсор -ная Цветной слухЦветной вкус мультисенсорная Цветное обоняние Осязательный вкус

Звукоцветовая Цветозвуковая Звукотактильная Цветотактильная Тактильнозвуковая Звуковкусовая Обонятельнозвуковая Обонятельноцветовая

Синестезийными являются те эпитеты, первое (прямое) словарное значение которых в толковом словаре связано с сенсорной модальностью, отличной от той, которую представляет определяемое слово. Ясный( осязание) голос (слух)

Синестезийные метафорыНесинестезийные метафоры ясный голос (осязание + слух) бесцветный голос, густой голос, сухой голос, легкая мелодия, приторная мелодия, тягучая мелодия, холодная музыка полнозвучный голос (слух + слух) оглушительная музыка капризная музыка

Жидко-зелёные глаза врага подтверждали Ванино суждение. Они были безжалостны, несмотря на улыбку. Ваня обрадовано засмеялся. Тихонько так и с каким – то «пушистым» чувством: словно его щекотали по лицу одуванчиками. Он запнулся, но сразу храбро сказал: - «Золотистая Лорка». Вот это он зря. Не следует сыпать соль на порезы души.

Тип синестезии: осязательный Вид синестезииФорма синестезии Пример ОсязательновкусоваяТемпература - вкусХолодный желудок Осязательнозрительная Тактильность – цвет - зрение Жидко-зелёные глаза Осязание - зрение Бодрый блеск ОсязательнозвуковаяОсязание - звук Молодой голос, ясный голос, бодрый вопль Тактильность - звукБрошенное слово, тонко затихал, коротко посмеялись

Тактильноосязательные Боль - осязание Боль - сознаниеЖгуче зачесалась Тактильнокинестезические Прикосновение-состояние Порезы души Пушистое чувство, мохнатый сон Тактильность - ощущение веса тела) Мокрая компания ОсязательнокинестезическиеТемпература – ощущение веса тела) Тёплой полосой накрыло ноги Нажаренные ноги духовное ощущение – состояние Благодушное настроение КиностезическиосязательныеСила - сознание Волшебная душа

ЦветокинестезическиеЦвет – вес (тело)Пёстрые спинки, золотистая Лорка Цветозрительные Цвет - зрение Снежный блеск, болотистые глаза, золотые зайчики в глазах ЗвукокинестезическиеЗвук - состояние Тихая гордость

Синестезийные метафоры занимают значительное место в системе художественных средств В.Крапивина. Наиболее многочисленными являются синестезии осязательного типа. Синестезийные метафоры служат для передачи различных оттенков переживаний детей, их эмоций, восприятия окружающего мира, специфики взаимоотношений с другими людьми, осознания своего места в мире. По этой причине психологическая функция – одна из основных функций синестезии в произведении В.Крапивина

Интернет-ресурсы: synesthesia.prometheus.kai.rusin2.htmsynesthesia.prometheus.kai.rusin2.htm ru.wikipedia.orgwiki/ru.wikipedia.orgwiki/ m/