Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» Июнь 2011 г. Сочи ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» О формировании эффективной.
Advertisements

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ВОПРОСАМ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВА на VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» «Основные.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» 31 мая -02 июня 2011 Россия г. Сочи О создании ОАО «Вторая грузовая компания» и перспективах работы.
ДОКЛАД ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» МОРОЗОВА В.Н. Москва 2014 «СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Управление вагонным парком в условиях многочисленности операторов на основе ЕСТП 1.
Круглый стол 2 «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок»
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
О новых подходах к формированию инвестиционной программы обновления парка локомотивов Савчук В.Б. Институт проблем естественных монополий
Целевая модель железнодорожной отрасли. Текущая ситуация в железнодорожной отрасли Территориальная расположенность и протяженность РФ обуславливает уникальность.
Выступление президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина «О тарифной политике в области железнодорожного транспорта» (совещание по итогам работы органов государственного.
Взаимодействие ОАО «РЖД» с компаниями-операторами Выступление Первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н.Морозова 29 октября 2008 года.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНО- ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Гриценко С.И., д.э.н., профессор кафедры маркетинга Донецкого национального.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Панельная дискуссия 1 «Формирование рынка транспортных услуг – цель третьего этапа реформы: средства, инструменты, перспективы»
ДАВЫДОВ Г.Е. Президент Национальной ассоциации транспортников.
Генеральный директор ОАО «ВГК» В.М. Евдокименко «О формировании новой модели рынка международных грузовых железнодорожных перевозок на пространстве 1520»
IX Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» декабря 2011 г. Первый вице-президент ОАО «Российские железные.
О развитии железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе г.Иркутск, сентября 2011 г.
Транксрипт:

Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года 2009

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы и железнодорожного транспорта как ее ключевого элемента, рост эффективности деятельности железнодорожной отрасли 2. Развитие эффективных инвестиционных механизмов в отрасли, обеспечивающих расширенное воспроизводство, снижение уровня износа основных средств, инновационное развитие 3. Развитие рынка железнодорожных транспортных услуг на основе либерализации государственного регулирования, снижения барьеров для входа, развития конкуренции и создания равных экономических условий с другими видами транспорта Создание условий для устойчивого социально-экономического развития России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, оптимизации транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны Стратегические цели формирования Целевой модели 1

Технологические и экономические ограничения Значительные масштабы деятельности (географическая доступность для клиентов) Более км путей, в из которых до 8000 имели дефицит пропускной способности Более 3500 станций открытых для грузовой работы, в т.ч. малодеятельных на которых грузится несколько вагонов в неделю Более клиентов, большая часть из которых представляют малый и средний бизнес Особенности перевозочного процесса (максимальное использование эффекта масштаба) Единое автоматизированное управление движением на сети Единый парк локомотивов при наличии более 500 пунктов смены рода тока и видов тяги, разных видов движения Единые весовые нормы грузовых поездов на полигонах Совмещение грузовых и пассажирских перевозок на одних путях Работа обезличенным инвентарным парком вагонов в России и СНГ Оптимизация всех работ по содержанию инфраструктуры и всем видам движения Особенности статуса ОАО «РЖД» и экономического регулирования деятельности (равные экономические условия для клиентов) Публичность и равнодоступность для клиентов грузовых перевозок Жесткое регулирование тарифов Формирование тарифов на основе среднесетевых показателей себестоимости, а не конкретной перевозки Существенное перекрестное регулирование отраслей экономики через грузовые тарифы 2

Ключевые регуляторные решения Завершение формирования конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами, вывод вагонов из ОАО «РЖД» в ПГК и ВГК Технологическая и экономическая нецелесообразность отделения инфраструктуры и грузовых перевозок в масштабах сети и ограниченные возможности для развития конкуренции общесетевых грузовых перевозчиков Развитие локальных перевозчиков на выделенных участках инфраструктуры ОАО «РЖД». Создание недискриминационных условий деятельности для существующих владельцев частного локомотивного парка и ОАО «РЖД» Заключение контракта между государством и собственником инфраструктуры с определением взаимных обязательств и указанием источников финансирования содержания инфраструктуры Существенная трансформация тарифной системы 3

Целевое состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в России Интеграция инфраструктуры и грузовых перевозок Комплексный технический и коммерческий контроль владельцев инфраструктуры общего пользования со стороны регулирующих органов Конкурентный рынок технического обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры «Сетевой контракт» и система государственных субсидий в инфраструктуру Системные условия для обеспечения целевых пропускных способностей за счет формирования надежного долгосрочного механизма финансирования инфраструктуры Обязательства государства по ежегодному выделению целевого объема субсидий в зависимости от степени эффективности выполнения ОАО «РЖД» своих обязательств по эффективному использованию средств при недостаточности собственных доходов Необходимые регуляторные решения в области избыточных, неиспользуемых и высвобождаемых объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования Последовательная оптимизация инфраструктуры (закрытие/реализация/консервация малодеятельных линий и станций Упрощение принятия решений о закрытии и снятии ограничений в обороте на такие объекты инфраструктуры Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования 4

Сохранение как минимум до 2015 года ОАО «РЖД» в качестве общесетевого перевозчика грузов (на всей принадлежащей ОАО «РЖД» инфраструктуре общего пользования) Сохранение естественно-монопольного состояния общесетевых перевозок грузов, за исключением отдельных направлений перевозок, на которых существует достаточная конкуренция между различными видами транспорта или конкуренция общесетевого и локальных перевозчиков Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги общесетевого перевозчика, которые отнесены к сфере естественной монополии Сохранение принадлежащего ОАО «РЖД» локомотивного парка (все виды грузовых и маневровых локомотивов) в качестве единого интегрированного парка ОАО «РЖД» как общесетевого национального перевозчика, включая грузовое магистральное движение и маневровые работы Не допускается дальнейшее расширение объемов перевозок грузов собственными поездными формированиями (СПФ). Сохраняются права работы владельцев СПФ, получивших право доступа к инфраструктуре до 2009 года при создании недискриминационных экономических условий деятельности для владельцев СПФ и ОАО «РЖД» и соблюдении общесетевых стандартов работы. Целевые регуляторные решения в области общесетевых грузовых перевозок грузов до 2015 года 5

1. Внедрение новых продуктов и услуг, а не только копирование аналогичных услуг «РЖД». Выстраивание более тесных контактов с клиентами за счет локального фокуса 2. Оптимизация технологических процессов (сокращение времени и ресурсов по сравнению с «РЖД») на выполнение аналогичных операций, снижение на этой основе себестоимости 3. Внедрение инноваций в процессы – покупка новых локомотивов, совершенствование НКО, развитие информационных систем и т.д. 4. Привлечение инвестиций под свою бизнес-модель для внедрения инноваций и обновления производственной базы железных дорог 5. Привлечение на железнодорожный транспорт новых объемов перевозок повышение его конкурентоспособности, а не только перераспределение в свою пользу объемов перевозок, обеспечиваемых ОАО «РЖД» Цели создания конкуренции локальных перевозчиков 6

Анализ вариантов развития конкуренции в грузовых перевозках Существующая модель Развитие конкуренции в маршрутных отправках («на маршруте») Развитие конкуренции на локальном участке сети («за пакет всех перевозок в регионе») Максимальный эффект централизации перевозок для оптимизации движения Монопольные риски Ограниченность частного капитала и инициативы Сохранение «точек доступа» для частного капитала Простота регулирования Простота в реализации Низкий барьер входа для частного бизнеса Минимум технологических изменений в грузовой работе Возможный рост эффективности в конкурентных маршрутных отправках «Снятие сливок» частными компаниями в ущерб ОАО «РЖД» Необходимость введения специального инфраструктурного тарифа для каждого маршрута (не среднесетевого) Отказ от публичности на маршруте Снижение эффективности и отказ от части повагонных отправок «Конкуренция на износ», отсутствие стимулов к реинвестициям Создание условий для формирования справедливой конкуренции (публичность, все виды отправок) Сохранение публичности перевозки по сети и общесетевых тарифов на услуги инфраструктуры Возможность для сопоставительного анализа эффективности перевозок Предсказуемые условия окупаемости инвестиций локальных перевозчиков Техническая и регуляторная сложность в реализации Рост транзакционных затрат на стыках перевозок Достаточно высокий барьер входа на рынок для частных компаний 7

Модель локальных грузовых перевозок с конкуренцией «за маршрут» как приоритет Права доступа и срок действия Право осуществления локальных перевозок реализуется на открытом конкурсе, проводимом регуляторными органами, на условиях «минимального тарифа» для грузоотправителей Срок соглашения на право осуществления локальных перевозок устанавливается на 5-10 лет Компании-претенденты должны удовлетворять техническим и коммерческим условиям, устанавливаемым регулирующими органами Лицензирование на условиях, выработанных, утвержденных и отработанных в рамках формирования института локальных перевозчиков Условия деятельности локального перевозчика В рамках границы участка сети компания, выигравшая конкурс, приобретает все права и обязанности публичного грузового перевозчика, включая обязательства по перевозке воинских и специальных грузов, перевозок грузов государственного значения Перевозки осуществляются по тарифам, структура и предельный уровень которых определен уполномоченным госорганом, локальный перевозчик имеет право оказывать услуги по тарифам, меньшим чем регулируемый предельный уровень Тарифы на услуги инфраструктуры для локального перевозчика регулируются государством и устанавливаются на среднесетевом уровне 8

Публичность услуг (обслуживание любого обратившегося клиента на равных условиях) Равенство условий деятельности перевозчиков в конкурентных сегментах (полигонах деятельности) независимо от форм собственности и организационной структуры Недопустимость ухудшения финансового состояния и устойчивости общесетевого перевозчика и собственника инфраструктуры – ОАО «РЖД» Поэтапное увеличение количества полигонов сети железных дорог, на которых допускается деятельность локальных перевозчиков по мере подтверждения эффективности и технологической устойчивости модели их функционирования Принципы развития конкуренции локальных перевозчиков 9

10 Долгосрочное регуляторное решение для инфраструктуры – "сетевой контракт" между РЖД и государством Обязательства и возможности государства Обязательства и возможности РЖД Определение текущих и среднесрочных требова- ний к провозной способно- сти сети (исходя из макро- стратегии / экономики): – Плотность покрытия – Частота обслуживания – Производительность / скорость – Надежность Определение объема субсидий как обязательств государства – На содержание существующей сети – На строительство новых линий Сетевые показатели работы в рамках "сетевых требований" и субсидий Финансирование заранее оговоренной доли РЖД в капитальных затратах на поддержание инфраструктуры Снижение затрат (внедрение новых технологий, аутсорсинг) Обязательства Возможности Оптимизация сети – Консолидация станций – Закрытие мало- интенсивных путей Изменение режимов работы (в пределах сетевого минимума) – Снижение/увеличение интенсивности – Оптимизация сортировочных и маневровых работ Управление целевой пропускной способ- ностью за счет роста / снижения субсидий Возможность адресного воздействия на развитие сети Возможности "Сетевой контракт" Целевые технические параметры сети Точки доступа Географический охват Скорость Провозная способность Объем / источник финансирования Государство РЖД КПЭ РЖД Закреплены регулятором Четко определенная процедура пересмотра Долгосрочный характер Связаны с тарифной поли- тикой Механизм "сетевого контракта" между государством и владельцем инфраструктуры применяется в странах ЕС (например, Германия, Великобритания) Рост взаимной ответственности и эффективности железных дорог

Модель коммерческого взаимодействия Основной объем взаимодействия по организации грузовых перевозок осуществляется между операторами, консолидирующими потребности / заявки на перевозки от грузоотправителей и выступающие в качестве агентов для своих клиентов, и ОАО «РЖД» и локальными перевозчиками Операторы имеют право от имени клиента выполнять весь комплекс коммерческих действий по заключению договоров на получение услуг перевозки в соответствии с условиями соответствующих договоров Грузоотправители сохраняют возможность прямого заключения договоров на перевозку непосредственно с ОАО «РЖД» и локальными перевозчиками, самостоятельно или с помощью перевозчика привлекать подвижной состав для перевозок ОАО «РЖД» сохраняет централизованную сеть приема и обработки заявок на перевозки от операторов и грузоотправителей при постоянном повышении уровня автоматизации данной функции (удаленный доступ, возможность заполнения документов клиентами, упрощение порядка оформления заявок, и пр.) Перевозчик разрабатывает специальные технологии перевозок грузов для нужд рынка и с учетом согласованных технологий взаимодействия с операторами (маршрутизация, разная скорость перевозок, доставка «точно в срок») 11

Реформирование системы ценообразования на железнодорожном транспорте Поэтапный переход к системе ценообразования на основе затрат на организацию конкретной перевозки при сохранении среднесетевого тарифа и постепенном сближением тарифов по классам грузов - снизит зависимость железнодорожных грузоперевозок от отраслевых колебаний -увеличит объемы инвестиций -создаст стимулы для грузоотправителей для максимально эффективного использования сети -снизит затраты за счет выявления неэффективных элементов Формирование интегрированных инфраструктурно-локомотивных пакетов услуг - сохранит и по некоторым направлениям позволит привлечь новые объемы грузов за счет предоставления конкурентных пакетов с разной стоимостью и разным уровнем сервиса -повысит доходность перевозок за счет дифференцированного подхода к грузоотправителям -более гибкое реагирование на изменения конъюнктуры рынка через «лестницу услуг» для одного клиента -сохранит низкие тарифы для отраслей, которые, имея слабую платежеспособность, смогут использовать наиболее доступные по цене услуги и условия перевозок 12

Государство развитие конкуренции в предоставлении железнодорожных транспортных услуг гарантированное обеспечение транспортной доступности пользователей к услугам железнодорожных перевозок и предоставлению подвижного состава обеспечение конкурентоспособного уровня качества транспортных услуг, что обеспечит снижение совокупных транспортных издержек в экономике страны создание условий для привлечения инвестиций стимулирование спроса на грузовые железнодорожные перевозки создание мультипликативного эффекта для развития смежных отраслей экономики организация и осуществление перевозок для государственных нужд, в том числе воинских и специальных перевозок, в мирное время и особые периоды Пользователи повышению гибкости и качества услуг снижению транспортной нагрузки по мере развития конкуренции формированию рыночной модели ценообразования совершенствованию технологий перевозки балансу спроса и предложения на рынке железнодорожных транспортных услуг Повышение скорости и выполнение сроков доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале и, следовательно, удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности российской экономики Холдинг «РЖД» создание равных условий функционирования структур холдинга «РЖД» и других участников в конкурентных сегментах рынка; сохранение технологической эффективности системы управления перевозками оптимизацию операционных и инвестиционных издержек создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в отрасль реализацию потенциала увеличения стоимости холдинга «РЖД» Другие профессиональные участники рынка создание равных условий функционирования субъектов рынка независимо от формы собственности развитие конкурентной среды создание условий для инвестиций Эффекты от реализации Целевой модели 13