М.В. Бегак, к.т.н., НИЦЭБ РАН О ПРОЕКТЕ ОБЩЕЙ ЧАСТИ МОДЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ Москва, 17 февраля 2006 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Advertisements

Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Тема 6.3. Муниципальный экологический контроль. Экологическое управление – совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
1 Итоги деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу за 2014 год.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Экологическое право. Общая характеристика экологического права Экологическое право особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Система управления рисками в области охраны окружающей среды Астана, июль 2009 г. Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Транксрипт:

М.В. Бегак, к.т.н., НИЦЭБ РАН О ПРОЕКТЕ ОБЩЕЙ ЧАСТИ МОДЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ Москва, 17 февраля 2006 года

Модельное экологическое законодательство для стран-участниц СНГ

Донченко В.К. – Санкт-Петербургский научно-исследовательский Центр экологической безопасности РАН (руководитель группы); Бегак М.В. – Санкт-Петербургский научно-исследовательский Центр экологической безопасности РАН; Боравская Т.В. – ЗАО «Инновационный экологический фонд»; Долгушкин Н.К. – Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике; Гончаренко В.Л. – Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Кока М.Х. – директор департамента окружающей среды и природных ресурсов Министерства экологии, строительства и развития территории Республики Молдова; Чуркин Н.П. – Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды. Состав рабочей группы

Оглавление Глава I. Основные понятия в экологической сфере Статья 1. Основные понятия Глава II. Экологическое законодательство Государства Статья 2. Основные принципы экологического законодательства Статья 3. Структура экологического законодательства Государства и иные акты, содержащие нормы экологического права Статья 4. Правовое регулирование экологических отношений Статья 5. Объекты экологических отношений Статья 6. Субъекты экологических отношений Статья 7. Действие экологического законодательства во времени Статья 8. Действие экологического законодательства в пространстве Статья 9. Экологическое законодательство и нормы международного права Глава III. Основы государственного регулирования экологических отношений Статья 10. Полномочия центральных представительных органов государственной власти в сфере экологических отношений Статья 11. Полномочия центральных государственных органов исполнительной власти в сфере экологических отношений

Статья 12. Полномочия территориальных органов государственной власти Государства в сфере экологических отношений. Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экологических отношений Статья 14. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование экологических отношений Статья 15. Разграничение полномочий в сфере экологических отношений между центральными и территориальными органами государственной власти Статья 16. Компетенция органов местного самоуправления в управлении экологической безопасностью Глава IV. Права и обязанности граждан, общественных организаций, движений, политических партий и иных некоммерческих объединений в экологической сфере Статья 17. Права и обязанности граждан Статья 18. Права и обязанности общественных организаций, движений, политических партий и иных некоммерческих объединений Статья 19. Система государственных мер по реализации экологических прав граждан

Глава V. Планирование мероприятий по экологическому развитию Государства Статья 20. Национальный стратегический план экологического развития Статья 21. Государственные программы в экологической сфере Статья 22. Планирование мероприятий в экологической сфере юридическими лицами Глава VI. Нормирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Статья 23. Принципы экологического нормирования Статья 24. Требования к разработке экологических нормативов Статья 25. Нормативы качества окружающей среды Статья 26. Нормативы допустимых воздействий на окружающую среду Статья 27. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ Статья 28. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение Статья 29. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду Статья 30. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду Статья 31. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

Статья 32. Нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон Статья 33. Нормативы и гарантии экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности Статья 34. Иные нормативы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Статья 35. Государственные стандарты и иные нормативные документы в экологической сфере Статья 36. Лицензирование отдельных видов деятельности в экологической сфере Статья 37. Экологическая сертификация Глава VII. Требования в экологической сфере при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Статья 38. Экологические требования к порядку осуществления хозяйственной и иной деятельности Статья 39. Требования в экологической сфере при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации различных объектов хозяйственной и иной деятельности Статья 40. Требования в экологической сфере при строительстве различных объектов хозяйственной и иной деятельности Статья 41. Требования в экологической сфере при вводе в эксплуатацию различных объектов хозяйственной и иной деятельности

Статья 42. Требования в экологической сфере при эксплуатации и выводе из эксплуатации различных объектов хозяйственной и иной деятельности Глава VIII. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза Статья 43. Оценка воздействия на окружающую среду Статья 44. Экологическая экспертиза Глава IX. Экологический контроль Статья 45. Задачи и виды экологического контроля Статья 46. Государственный экологический контроль Статья 47. Производственный экологический контроль Статья 48. Общественный экологический контроль Глава Х. Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности Статья 49. Экономический механизм обеспечения гарантий экологической безопасности Статья 50. Экономическое стимулирование хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере Статья 51. Финансирование хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере

Статья 52. Предпринимательская деятельность в экологической сфере Статья 53. Экологический аудит Статья 53. Экологическое страхование Глава XI. Научные исследования в сфере охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности Статья 54. Научные исследования в сфере охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности Глава XII. Основы формирования экологической культуры Статья 55. Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры Статья 56. Экологическое образование Статья 57. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Статья 58. Экологическое просвещение

Статья 38. Экологические требования к порядку осуществления хозяйственной и иной деятельности Исходя из принципа государственной гарантии экологической безопасности планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, указанная деятельность в Государстве осуществляется на основе разрешительного порядка. Последний включает процедуры экологической экспертизы, получения разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов, получение лицензий на осуществление того или иного вида деятельности в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статья 25. Нормативы качества окружающей среды 1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются с целью не допущения дальнейшей деградации окружающей среды и нарушения гарантий экологической безопасности. 2. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды. 3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно- антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Статья 26. Нормативы допустимых воздействий на окружающую среду 1. В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон; нормативы экологической безопасности; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые национальным законодательством в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности исходя из технологических нормативов при использовании наилучших доступных технологий. 3. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Статья 27. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ 1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ устанавливаются для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, нормативов экологической безопасности, а также технологических нормативов. 2. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных и передвижных источников на основе использования наилучших доступных технологий, с учетом экономических и социальных факторов. 3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются для веществ или групп веществ, характерных для используемой наилучшей доступной технологии. 4. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ для реконструируемых предприятий могут устанавливаться временные нормативы (лимиты) на такие выбросы и сбросы на основании разрешений, выдаваемых уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Разрешения выдаются только на период проведения природоохранных мероприятий и внедрения наилучших доступных технологий с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов.

ЖЕСТКИЙ В США требования технологических нормативов на базе НСТ применяются безотносительно к ассимиляционной емкости водоема-приемника. Параметры сброса не могут быть увеличены даже если нормативы качества поверхностных вод позволяют это сделать. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К НОРМИРОВАНИЮ СБРОСОВ МЯГКИЙ В Евросоюзе разрешается, в том случае если стандарт качества поверхностных вод не нарушается, увеличить сброс, «подправив» параметры НСТ с целью экономии средств. НЕРАЗУМНЫЙ Нормировать сбросы исходя исключительно из технологических нормативов. Нормативы качества окружающей среды не учитывать. ?

Наилучшая существующая технология Технологические нормативы Параметры сбросов и выбросов Нормативы качества окружающей среды Разрешение на сбросы, выбросы Соблюдаются НЕ соблюдаются Временные нормативы сброса и дополнительные меры по выполнению нормативов качества ОС Лимит НЕ соблюдаются Временные нормативы сброса и дополнительные меры по выполнению нормативов качества ОС

Таблица 1. Сравнение российских ПДК рх с обязательными нормативами Евросоюза Параметр Ед. измере ния Россия ПДК рх ЕС (лосось) ЕС (карп) Примечания Температура оСоС3,0 летом1,53,0Повышение вследствие сброса оСоС 21,528,0Максимум в месте мониторинга оСоС 10,0 Максимум в период нереста Растворенный кислород мг/дм % > 950% >7 pH-6,5 – 8,56 – 9 Азот аммонийныймг/дм 3 0,391,0 Аммиак (NH 3 )мг/дм 3 0,050,025 Нефтепродуктымг/дм 3 0,05Не наблюдается визуально в виде пленки Хлор свободныймг/дм 3 отсутствие0,005 Фенолымг/дм 3 0,001Отсутствие запаха и привкуса в рыбе Цинкмг/дм 3 0,010,31,0При жесткости от 50 до 100 мг/дм3 CaCO3

Параметр Ед. измерения Россия ПДК рх ЕС (лосось) ЕС (карп) Примечания БПК 5 (при 20 град. С)мг/дм Растворенный кислород Зима Лето мг/дм % > 9 100% > 7 50% > 8 100% > 5 Взвешенные веществамг/дм 3 + 0,25 к фону менее 25 Нитриты (NO 2 )мг/дм 3 0,020,010,03 Медьмг/дм 3 0,0010,04 При жесткости от 50 до 100 мг/дм 3 CaCO 3 Азот аммонийный (NH 4 )мг/дм 3 0,390,040,20 Аммиак (NH 3 )мг/дм 3 0,050,005 Таблица 2. Сравнение российских ПДК рх с желательными к выполнению нормативами Евросоюза

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Инструменты экономического регулирования: платежи или налоги, продаваемые разрешения на выбросы и сбросы, залоговые схемы, субсидии Вред, причиненный окружающей среде, ресурсам, а также жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения экологического Законодательства, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред в соответствии с национальным законодательством. Предупреждение негативного воздействия на окружающую среду обеспечивается экологическим страхованием гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде, здоровью человека и имуществу юридических и физических лиц. Следует различать платежи, непосредственно уплачиваемые природопользователем за фактический или расчетный выброс или сброс загрязняющего вещества в окружающую среду и налоги (акцизы), которыми облагается продукт, реализация которого заведомо приведет к негативному влиянию на окружающую среду.

Роль экологических налогов и платежей в странах OECD Доля экологических налогов в процентах от суммы всех налоговых поступлений Доля экологических налогов в процентах от ВНП

Рекомендация от 3 марта 1975 года[1]. Принцип трактуется как «обязанность физических и юридических лиц, ответственных за загрязнение, оплатить затраты, необходимые для устранения загрязнения или до снижения последнего до нормативного уровня или оплатить эквивалентные мероприятия, которые дадут возможность достичь целевых показателей качества или, если такие показатели отсутствуют, дадут возможность удовлетворить нормативам или ограничениям, установленным органами власти».[1] Здесь же сформулировано определение загрязнителя: «Загрязнитель – некто, кто прямо или косвенно разрушает окружающую среду или, кто создает условия, ведущие к такому разрушению». [1][1] 75/436/Euratom, ECSC, EEC: Council Recommendation of 3 March 1975 regarding cost allocation and action by public authorities on environmental matters ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ПЛАТИТ? Проект Экологического кодекса Негативное воздействие на окружающую среду воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Следовательно, платежи за выбросы и сбросы, не выходящие за параметры разрешения не взимаются.