Информационная эвристика в Интернет (опыт специального курса на историческом факультете МГУ) Х конференция Ассоциации «История и компьютер» А.Ю.Володин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школа информационной культуры Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького.
Advertisements

1. Принципы и этапы поиска литературы в библиотеке. 2. Библиотечный каталог. Картотека статей в библиотеке. 3. Поиск информации в Интернет. Содержание:
О преподавании информационных технологий студентам-гуманитариям 2-я конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" 14 мая.
©Академия последипломного образования, 2012 Поиск информации в Internet.
«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич.
Поиск и обработка экономической информации средствами Интернет и офисных приложений Доц. Сонина Галина Васильевна Доц. Мамонтова Елена Анатольевна Ст.
Работа учеников 9 «А» класса Бровина Даниила и Полищука Кирилла.
Средства поиска информации в Internet С точки зрения пользователя, поисковая система это обычный сайт на главной странице которого находятся разбитые по.
Система поиска и оценки научно-технической информации Зуев Иван К.б.н., доцент кафедры водных и наземных экосистем СФУ.
Тема семинара:. Библиографическая справка ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа.
Интернет – всемирное объединение взаимосвязанных компьютерных сетей.
Учитель математики, информатики и ВТ Земскова В.Х п. Кушокы.
Информационно-библиографическое обслуживание в современных условиях.
П ОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В ПОИСКЕ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Татьяна Юрьевна Салтыкова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Интернет для учителя Интернет – как источник цифровых образовательных ресурсов.
Поиск информации в сети Интернет Катерина Ефимова «Информационная эвристика» НБ УрГУ.
Университетская информационная система РОССИЯ ( УИС РОССИЯ ) Режим доступа:
Информационно- коммуникационные технологии на химических факультетах университетов Выполнила: аспирант 2 г/о ИЦМиМ Макаренко Ю. Д.
Тема Структура представления информации в мировых информационных сетях.
КАКИМИ ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ? Выполнил: студент 3 курса 11 группы Медведев С.
Транксрипт:

Информационная эвристика в Интернет (опыт специального курса на историческом факультете МГУ) Х конференция Ассоциации «История и компьютер» А.Ю.Володин 13 мая 2006 г.

Status quo Студент: Интернет полезен. В Сети много публикаций! У меня есть , я – сетевой Гуру. Зачем нужно ещё что-то знать? Преподаватель: Интернет полезен. Публикация публикации рознь! Нет, Гуру- это я. Чтобы быть профи, нужно знать методы профессионального поиска, надо знать, где, что и как искать!

Информационная эвристика Цели: Находчивость, Логичность, Разборчивость. Задачи: Познакомить с основными средствами поиска, Научить формулировать запросы, Привить поиску целенаправленность.

Структура курса Теория информационного поиска. Фактографический поиск. Библиографический поиск. Документальный поиск. bonus: Поиск контактов, фандрайзинг.

Теория информационного поиска Прикладные принципы теории информации (кумулятивность, старение научной информации). Закономерности (Ципф, Брэдфорд, Парето). Этапы информационный поиска: уточнение информационной потребности и формулировка запроса; определение совокупности держателей информации; извлечение информации; анализ полученной информацией и оценка результатов поиска.

Стратегия информационного поиска Формулировка задачи поиска. Определение путей её решения: поиск «снизу» (от документа), поиск «сверху» (от проблемы), сужение поиска, расширение поиска, лексический анализ (ключевые слова). Определение необходимого качество решения: степень полноты (от факта до обзора), степень точности (от китайца до Китая), степень достоверности (от Кубка Яndex до исследования). Возможности и способы проверки достоверности полученных результатов.

Фактографический поиск Поисковые каталоги: принципы формирования и правила сложного поиска. Поисковые системы: принципы действия и правила расширенного поиска. ИП-языки. Метапоисковые системы: принципы работы с результатами выдачи. Поиск в электронных энциклопедиях, справочниках и словарях. Поиск в «скрытом» Web.

Фактографический поиск: системы DMOZ.org, Yahoo!, Lii.org Яndex, Google; Rambler, Aport, Ask, MSN Vivísimo, Nigma. Рубрикон, Кругосвет, Britannica, Wikipedia BrightPlanet, Turbo10, Internet Archive, LexisNexis, CIR.ru Copernic, Search!, ДискоИскатель. Personal.novoteka.ru

Библиографический поиск Обзор ведущих библиотек мира Rsl.ru Rnl.ru Inion.ru Loc.gov Bl.uk Bnf.fr Метапоисковые средства библиографической эвристики (Sigla.ru) ProCite, EndNote, RefViz, LibNavigator

Документальный поиск Тематические историко-документальный электронные коллекции. Поиск опубликованных документов (и их частей), архивных коллекций и описей фондов. META-данные: принципы описания исторической информации и возможности поиска. Правила описания электронных документов (APA, MLA, ГОСТ) и принципы ретроконверсии исторических источников Электронные научные журналы и поиск в архивах научных журнальных статей («МИЖ», «Мир истории», «Два века»; Auditorium.ru, Jstor.org и Project MUSE). Принципы критической оценки достоверности, полноты, представительности электронных документов.

Поиск контактов, фандрайзинг Поиск научных контактов: Листы рассылки, Форумы, Блоги. Поиск учреждений (университетов, архивов, музеев, издательств). Фандрайзинг поиск источников финансирования научных проектов.

Домашние задания Нарисовать различия между Интернет и Web. Сравнить возможности поиска в найденном, поиска с булевскими и специальными поисковыми операторами в Яndex и Google. Пройти Яndex.Зачёт. Зарегистрировать сайт в DMOZ.org Написать статью в ru.Wikipedia.org Оформить сноски в стилях APA, MLA, ГОСТ. Сравнить поисковые возможности систем Google Books и Google Scolar.

Итоги Находчивость приобретается только опытом. Самым полезным оказались навыки: Расширенного поиска, Поиска в найденном, Поиска изображений, Поиска библиографических сведений, Поиска в специализированных БД.

Новое понимание эрудиции Web меняет понимание эрудиции, она становится не знанием фактов, а знанием о связях фактов: Контекстуализация, Ассоциации, Классификации, Кластеризации. Эрудит сегодня тот, кто знает, (а) как найти информацию и (б) как превратить информацию в знание.

Подробности

Информационная эвристика в Интернет (опыт специального курса на историческом факультете МГУ) Спасибо за внимание!