Выполнила студентка филологического факультета группы РФ – 13 Самсонович Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Advertisements

Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Перед вами презентация по теме «Славяне в древности»: оцените ее с точки зрения грамотности структурирования и оформления.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
Сотворение мира в восточнославянской мифологии «Сонм Богов»
СВАРОГ Одно из главных божеств в древнеславянском пантеоне богов. Это бог огня и кузнечного дела, отец Даждьбога, Стрибога и Семаргла. По аналогии с древнегреческим.
Боги Славян. Подготовила Кускова Анастасия.
История Отечества 3 класс. Давным –давно на территории нашей Родины жило множество племён – восточных славян (сейчас это русские; украинцы, белорусы).
«Мифы и символы древних славян» Пойми великое предназначение Пойми великое предназначение Славянством затаённого огня: Славянством затаённого огня: В нем.
Мифы - произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий.
РОД Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем.
План урока 1. Происхождение славян 2. Расселение славянских племен 3. Занятия славян 4. Жилища славян 5. Устройство общества у славян 6. Верования восточных.
Составляла Савенко Богдана, 9 Б Изучение мифологии и религии древних славян, обычаев, связанных с ними, а так же нахождение некоторых параллелей.
Ярило. Купало. Кострома Проект создал: Попов Митя.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
План урока 1.Происхождение славян. 2.Расселение славянских племен. 3.Язычество древних славян. 4.Происхождение Руси.
Праздник Иван Купала. дата 7 июля. Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных.
Учитель: Солдатова Л.Е. МОУ Покровская ООШ. МИФ - ЭТО ПРЕДАНИЕ, ПЕРЕДАЮЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ НАРОДОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА Наука, изучающая мифы, называется.
Транксрипт:

Выполнила студентка филологического факультета группы РФ – 13 Самсонович Наталья

По нему же загадывают на святки и красные девушки : " Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый !" Многое множество примет связано с хорошо знакомым деревенскому человеку собачьим нравом. Если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину ; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном ямку - быть в доме покойнику ; воет, подняв голову, - ждут пожара ; траву ест собака - к дождю ; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, - к близящемуся несчастью ; мало ест, много спит - к ненастной погоде ; не ест ничего после больного - дни того сочтены на небесах.

Необходимо сказать о роли волка в славянской мифологии и его связи с собакой. Амбивалентное отношение к волку и собаке в мифологических представлениях приводило к инверсии. Поэтому коротко остановимся на этом моменте. В мифологических представлениях народов волк тесно связан с собакой. Для всех мифов о волке характерно сближение его с мифологическим псом. В представлениях германских народов два волка (Geri и Freki) сопровождали бога войны Одина в качестве его " псов ". Именно для индоевропейских мифологических представлений характерно " смешивание " волка и собаки.

В славянской мифологии волк также тесно связан с собакой. В славянских поверьях волки находятся в подчинении лешего, который кормит их как " своих собак ". У гуцулов волки - " собаки мужских и женских лесных духов ". У славян наблюдается сходство быличек о волке - оборотне и собаке - оборотне, аналогичны обереги от волков и собак. В славянском фольклоре были распространены представления о попеременном превращении людей то в волков то в собак. Известны сказочные мотивы, в которых герой часто является " сыном собаки ". У славян же используются заговоры, обращенные к лешему, к святым - повелителям волков, с тем, чтобы они уняли " своих псов ". У славянских народов " волчьими пастырями " являются разные святые. У восточных славян, болгар, сербов, хорватов, словенцев, босняков - св. Георгий, который накануне Юрьева дня собирает волков и ездит на них верхом (" русский волк - Юрова собака "; " Волки на Украине называются хортами или хартами ( т. е. собаками ) св. Юрия или Юровыми собаками ") ( Гура 1995: ; Он же 1995 а : 411, 413; Балушок 1996: ; Фаминцын 1995: 331).

С " песьеголовостью " связаны религиозно - магические комплексы - поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев, - известные у славян или приписываемые славянам в древний период данными письменных источников. В литовской мифологии сокол, конь и собака, сожженные вместе с Швинторгом, культурным героем, по - видимому, - классификаторы трех зон космоса ( небо - земля - преисподняя ), которые стали доступны Швинторгу после смерти Во рту у страшного пса Ярчука из славянской мифологии находится волчий зуб, а под его нижней губой - две гадюки.

Согласно русскому поверью, солнечное затмение происходит, когда небесный волк проглатывает Солнце ( эта идея была знакома и многим другим народам ). По словам выдающегося мифолога XIX века А. Н. Афанасьева, в украинских поверьях Большая Медведица - это запряженные кони ; " черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и через то разрушить весь строй мироздания, но не успевает в своем пагубном деле : перед рассветом побежит она к студенцу, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается ". В другом варианте этой истории говорится о псе, прикованном на железную цепь возле Малой Медведицы. Пес всячески старается перегрызть свою цепь ; " когда цепь будет порвана - тогда и кончина мира ". Знаменитый греческий философ Прокл, живший в пятом веке нашей эры, писал о " Лисьей звезде ", которая " постоянно пробует на зуб ремень упряжи, связывающей небо и землю "; древние германцы добавляли, что " когда лиса добьется успеха, мир погибнет " ( срав. Рагнарёк ). Как доказал известный российский филолог В. В. Иванов, мотив змееборства в славянской мифологии вырос из более древнего мотива о героях - кузнецах, сковывающих цепями чудовищного Пса. Что еще существеннее - " на всей территории Евразии указанный мифологический комплекс связан одновременно с Большой Медведицей как колесницей и звездой около нее как собакой, опасной для мироздания, а также и с кузнецами...".

В древнерусской традиции связь собаки с загробным миром нашла отражение в былине " Вавило и скоморохи ": здесь фигурирует " инишное " царство, которым правит " царь Собака ". В славянских языках выражение " песья вера " бытует в качестве бранного, относящегося к иноверцам. Украинская поговорка : " Жид, лях и собака - все в i ра однака ". Представление о нечистоте пса находит отражение " нечистых " дней как " песьих ". Святки, масленица, купальские дни воспринимаются как нечистое время, ознаменованное ритуальным разгулом и сквернословием. Матерная брань это " песья брань ", язык псов, их речевое поведение. Матерщина широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения - свадебных, земледельческих, т. е. в обрядах, связанных с плодородием ; является необходимым компонентом таких обрядов и носит безусловно ритуальный характер.

В дохристианской Руси в Киеве действительно существовал пантеон семи славянских богов - языческих символов : Перуна, Велеса, Стрибога, Мокоша, Дажебога, Сварога и объединяющего их - Семаргла ( Симаргла ), о которых упоминается в " Повести временных лет ". Семаргл - Семиглав - Семиглавий, он же Руевит - бог войны. Он изображался с семью мечами за поясом и восьмым - в правой руке. В таком виде его образ установлен на острове Рюген ( Балтика ). Сенмурв называется иранским и кавказским крылатым богом с собачьей головой. На Руси его называли Паскудью или Переплютом. Переплют упоминается в " Слове святого Григория об идолопоклонстве " в связи с танцами и ритуальными возлияниями. По мифологии изображение волка ( пса ) является тюркской эмблематикой. Волк ( пес, собака ), по преданию, является спасителем всех этнических тюрков. Еще в начале XIX века царское правительство обращало внимание на одну из серьезнейших опасностей для России - панисламизм.

Спасибо за внимание!