Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Advertisements

В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Кафедра теории и истории государства и права ( каб. 2 – 8)
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 18 Формирование и соотношение естественных, технических и социально-гуманитарных наук: сходство и различия.
Лекция 1 Социология как наука План 1.Наука, науки, гуманитарное знание, социальные науки; 2.Объект и предметное поле социологии 3.Структура социологического.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Наука как часть культуры. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1.Наука как система знаний. 2.Функции науки. 3. Дифференциация и интеграция наук.
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации знаний, исследовательская программа).

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научная картина мира – это форма систематизации теоретического знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития. Онтологический срез научной картины мира. Этот срез включает в себя представления: о фундаментальных объектах, на основе которых построены все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой. о типологии изучаемых объектов. об общих закономерностях их взаимодействия. о пространственно-временной структуре реальности.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Формально-логический срез как обобщенно-научный способ объединения онтологических образов в целостный образ посредством таких общенаучных и философских терминов как «причинность», «взаимодействия», «системность» и т.д. Операциональный срез как характеристика методов, способов и нормативов познавательной деятельности, в которой представлена технология познания мира в целом или его отдельных частей. Научная картина мира представляет собой обобщенный, интегральный образ мира, складывающийся на основе научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в конкретно-исторический период развития человечества.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Систематизирующая функция связана с тем, что научная картина мира представляет собой способ интеграции научного знания, объединение его в единое целое и в этом качестве формирующими мировоззрение ученого. Эвристическая функция состоит в том, что научная картина мира представляет собой одно из существенных оснований научного поиска, которое позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, ее факты и теоретические схемы, новые исследовательские задачи и способы их решения. Научная картина мира представляет собой мировоззренческую форму знания. В системе научного знания научная картина мира выполняет важные методологичес кие функции:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научная картина мира представляет собой развивающееся образование. Специалисты в исторической динамике научной картины мира выделяют три больших этапа: Научная картина мира додисциплинарной науки. Научная картина мира дисциплинарно- организованной науки. Научная картина мира междисциплинарного взаимодействия наук. Первый этап функционирования научной картины мира связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная и как специальная научная картина мира. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Второй этап в динамике научной картины мира связан со становлением дисциплинарной организации науки. Возникновение естественнонаучного, технического, а затем и гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследований – специальные научные картины мира. Третий этап в развитии научной картины мира связан с формированием пост неклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний. Особенностью этого этапа развития научной картины мира является не стремление к унификации всех областей знания и их сведение к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии междисциплинарных онтологий. Смена научных картин мира является таким грандиозным событием в науке, что получило квалификацию научных революций.