Антон Шульженко Руководитель направления по работе с федеральными органами системы образования Взаимодействие Microsoft с системой общего образования: информационные системы управления
Информационная система управления образованием = организованная иерархия информационных подсистем Система поддержки принятия решений (Decision Support Systems (DSS)) – Бухгалтерия – Кадры – Управление взаимоотношениями с учащимися (SRM) – Планирование ресурсов (Enterprise Resource Planning (ERP)) – Бизнес-аналитика и бизнес-логика (Analytics and Business Intelligence (BI)) – Расписания (Timetabling) Информационная система управления учащимися Student Information Systems (SIS) – Ведение досье (Record keeping) – Электронная зачетная книжка (Electronic grade book) – Управление посещаемостью (Attendance management) Учебная платформа (Learning Platform) – Система управления учебным процессом Learning Management Systems (LMS) Компьютерное обучение (Computer Based Learning (CBL)) Коммуникации и совместная работа (Communication and collaboration) Тестирование (Testing) – Управляемая учебная среда (MLE) Рабочие процессы обучения workflows Виртуальные учебные среды (Virtual Learning Environments (VLE)) Вики и блоги (Wikis and blogs) Файловые хранилища (File stores) – Система управления контентом (Content Management Systems (CMS))
Типичные проблемы управления в системе образования Решения, принятые на основе исторических, а не актуальных сведений Проблемы, которые не были выявлены или решены вовремя Недостаток ответственности и прозрачности Неэффективное расходование средств, низкая окупаемость вследствие непродуманных решений Неточное и нечеткое определение достижений Невозможность измерения хода выполнения задач и оценки влияния новых программ и инициатив Цели текущей работы не согласованы с действиями, которые направлены на реализацию приоритетов организации
Информационные системы позволяют: Улучшать возможности по сбору, обработке, хранению, анализу и распространению данных с тем, чтобы лица, принимающие решения, администраторы и руководители могли принимать решения, основываясь на достоверных и актуальных данных. Централизовать и координировать разрозненные усилия по получению, обработке, анализу и распространению информации, относящейся к управлению учебным заведением. Упорядочить типы и потоки информации, необходимой для принятия решений, путем исключения дублирующих данных и заполнения информационных пробелов. Связывать и собирать воедино различные существующие информационные системы. Интегрировать и синтезировать все необходимые качественные и количественные данные в единую систему. Упорядочивать сбор данных, использование и распространение информации для управления образованием, чтобы реагировать на постоянно развивающиеся потребности в информации. (ЮНЕСКО, 2003 г.)
Принципы построения информационных систем управления образованием (BECTA) Совместимость (Interoperability ) Безопасность Функциональность Поддержка Обучение Ввод информации Получение информации Оптимизация затрат BECTA - Государственное управление Великобритании по развитию ИКТ в учебных заведениях
Цели применения ИСУ Повышение успеваемости учащихся: Предоставление учащимся, родителям, преподавателям и администраторам четких сведений об успеваемости учащихся (на индивидуальном уровне и на уровне групп), что дает возможность индивидуальной доработки учебного процесса. Повышение качества управленческих решений: Принятие взвешенных решений и долгосрочное стратегическое планирование на основе точных, актуальных данных. Эффективное управление ресурсами: точное понимание предполагаемых затрат и прибыли, отслеживание состояния финансов, сравнение затрат с аналогичными показателями других организаций. Эффективное администрирование: Сокращение времени и усилий, затрачиваемых на сбор, обработку и подготовку отчетов по данным. Повышение качества и расширение охвата данных. Следование стратегии: Быстрое и четкое понимание хода достижения целей в организации.
Уровень информационной зрелости Повышение успеваемости учащихся БазовыйСтандартныйРациональныйДинамический Преподаватели редко используют данные для внесения изменений в учебную программу. Оценки применяются только для отслеживания успеваемости индивидуальных учащихся. Некоторые преподаватели выполняют анализ данных для корректировки учебной программы, для назначения индивидуальных занятий в необходимых случаях или для обеспечения специальных образовательных возможностей. Преподаватели обладают высокой квалификацией по использовании данных для назначения дополнительных занятий, расширения и корректировки индивидуальных учебных программ. Анализ данных успеваемости используется директорами школ, инспекторами и другими сторонами в процессе стратегического планирования, для выявления областей, в которых следует улучшить учебную программу, учебные материалы, стандарты, методы обучения и преподавания, а также для разработки соответствующих политик.
Уровень информационной зрелости Повышение качества управленческих решений БазовыйСтандартныйРациональныйДинамический Отдельные приложения и средства для управления финансами (электронные таблицы, текстовые редакторы), ввод данных вручную, стандартных отчетов крайне мало или вовсе нет. Бизнес-системы, в которых финансовые системы интегрированы с управлением данными об учащихся, управлением кадрами и помещениями. Системы поддерживают стандартные и настраиваемые отчеты. Интегрированные бизнес- системы содержат средства анализа, в том числе моделирование, анализ тенденций и поддержку принятия решений. Системы заблаговременного анализа с высоким уровнем интеграции и средствами поддержки, способные оповещать об уровне риска и отслеживать соблюдение региональных юридических нормативов и требований.
Эффективное управление ресурсами БазовыйСтандартныйРациональныйДинамический Отсутствует сводная система управления ресурсами и службами (календарь, помещения, доступ, обслуживание, учебная программа, безопасность и здоровье, приобретение ресурсов, регистрация). Управление ресурсами главным образом вручную без связей с зависимыми объектами. Системы управления ресурсами применяются, но обычно представляют собой автономные приложения. Стратегия управления краткосрочная и, как правило, не предусматривает заблаговременных решений; вопросы долговременной устойчивости не рассматриваются. Интегрированные системы поддерживают управление ресурсами. Стратегия управления рассматривает вопросы непрерывности наличия ресурсов и предоставления служб в долгосрочной перспективе. В планах предусматриваются долговременные меры, учитывается выгодность вложений. Стратегия управления и системы обеспечивают устойчивость ресурсов и предоставления служб во всех областях; отслеживается выгодность всех инвестиций в ИКТ для преподавания, обучения и администрирования. Системы заблаговременного анализа с высоким уровнем интеграции и средствами поддержки, способные оповещать об уровне риска и отслеживать соблюдение региональных юридических нормативов и требований. Уровень информационной зрелости
Эффективность администрирования БазовыйСтандартныйРациональныйДинамический Работа выполняется в основном вручную, однако для некоторых задач используются автономные приложения. Базовые возможности ввода данных и тестовые редакторы. Использование ИКТ для административных задач ограничивается отдельными приложениями и подразумевает работу вручную. Приложения не обмениваются данными. Используются данные и в цифровом формате, и на бумажных носителях. Стандартных отчетов крайне мало или вовсе нет. Администраторы пользуются отдельными компьютерами и обладают базовым знанием приложений. Поддерживается доступ к локальной сети и в Интернет, поиск информации в Интернете, простые возможности общего доступа к файлам. Администраторы применяют политики, связанные с доступом, безопасностью, архивацией и восстановлением данных. Более высокая степень интеграции административных систем учебного заведения, связанных с администрированием учащихся и сотрудников. Системы поддерживают стандартные и настраиваемые отчеты. Приложения обмениваются некоторыми данными. Периодически подготавливаются определенные наборы отчетов. Сотрудники могут получать доступ к данным и использовать их во всех системах. Данные интегрированы для большинства приложений; администраторы могут получать доступ к данным и создавать настраиваемые отчеты, получая данные, необходимые для принятия решений. Системы администрировании интегрированы и доступны в пределах всей ИКТ-инфраструктуры учебного заведения, упорядочены со стратегией, политиками и методиками учебного заведения, в том числе и в отношении безопасности, но не обладают достаточной гибкостью для внедрения новых возможностей и для постоянного совершенствования. Сотрудники могут получать доступ к данным, обмениваться ими и добавлять данные в базы данных в большинстве областей ИКТ- инфраструктуры учебного заведения и в других системах администрирования. Пользователи могут создавать настраиваемые отчеты в соответствии со своими потребностями. Высокий уровень интеграции данных в системах. Учебные заведения имеют доступ к более широким учебным сетям, охватывающим множество учреждений (учебные заведения, общественные библиотеки, компании и т.п.). Системы администрирования объединяют всех пользователей, полностью интегрированы, доступны в пределах всей ИКТ-инфраструктуры, и четко соответствуют стратегии, политикам и методикам учебного заведения. Данные надежно защищены; доступ к данным осуществляется из всех систем и из разных учебных заведений. Настраиваемые и фиксированные отчеты помогают при принятии решений и при составлении планов. Уровень информационной зрелости
Следование стратегии БазовыйСтандартныйРациональныйДинамический Не существует общей стратегии или общих приоритетов, направленных на достижение целей организации. Перед принятием решения проводятся консультации лишь с некоторыми с заинтересованными сторонами. Не существует способа определить результаты (положительные или отрицательные). Стратегия, направленная на реализацию целей учебного заведения, определена достаточно грубо и сосредоточена главным образом на ресурсах. Решения принимаются отдельными лицами с незначительным числом консультаций. Руководители не имеют полных сведений о том, какие решения обеспечивают какую выгодность, и применяются ли те или иные политики. Стратегия упорядочена с целями учебного заведения и очерчивает четкие задачи и действия, Необходимые для достижения этих целей. В принятии решений участвуют важнейшие сотрудники и управляющий совет. Руководители достаточно хорошо понимают выгодность тех или иных решений. Руководители могут проследить, применяются ли те или иные политики. В процессе принятия решений принимает участие большинство сотрудников, члены управляющего совета, представители учащихся, родителей и сообщества. Стратегия учебного заведения определяет четкие приоритеты и области ответственности по реализации поставленных целей. Руководители могут с легкостью точно определить, какие решения обеспечивают наибольшую выгодность, и какие проекты отличаются самой высокой окупаемостью. Руководители могут легко проследить, применяются ли те или иные политики. Уровень информационной зрелости
Что делать? Утвердить стратегию развития системы образования, Выделить приоритеты на долгосрочную и краткосрочную перспективу Определить ключевые проблемы развития Определить ожидаемый результат применения ИСУ Провести аудит существующих информационных систем Выбрать оптимальную сервисную модель развертывания ИСУ
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!