Постмодернизм как методология гуманитарного знания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Постмодернизм как методология гуманитарного знания.
Advertisements

Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Информационный маркетинг Лекция 5 Основы формирования спроса и предложения на рынке ИПУ. Оценка конкурентоспособности ИПУ.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Методы структурирования знаний. Берестнева О.Г. Макаров М.А.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Самопознание и развитие личности. ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ? Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Урок разработан учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 690 Мокшиной Татьяной Михайловной.
Проблема семинара Эта проблема впервые была поднята в философии неокантианства, как метод гуманитарных наук и противопоставлялось объяснению, как методу.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Доклад виртуальной группы 2 кластера "Россия" День 3 Кризисный прогноз. Последствия кризиса. Поворот или продолжение?
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
МОДЕЛИРОВАНИЕЭТО: построение моделей реально существующих объектов(предметов, явлений, процессов); замена реального объекта его подходящей копией; исследование.
Транксрипт:

Постмодернизм как методология гуманитарного знания

Постмодернизм Задачи: Описать (пресловутую критическую релятивистскую) ситуацию Посмотреть, какое (гуманитарное) знание в ней все- таки возможно План лекции 1. Оговорки о трудностях определения п/м. 2. Кластеры постмодернистской теории. 3. Понятие «постмодернистской чувствительности» 4. Постмодернизм (идеология) и постмодерн (ситуация)

Трудности определения постмодернизма. I. П/м и «модерн» Отношение постмодерна и современности. А) продолжение модерна (радикальный модерн); Б)разрыв с модерном; В) начало новой эры. Постмодерн М о д е р н П о с т м о дерн

Трудности определения постмодернизма. II. Степень и безальтернативность постмодернизма Когда понятие постмодерн употребляют в расширительном смысле, одни имеют в виду действительно все общество, а другие - ровно его постмодерновую часть. Плюрализм культур Общество, в котором находит себе место плюрализм культур

Трудности определения постмодернизма. III. Идеология плюрализма Отсутствие идеологии, терпимость и радикальный плюрализм делают поиск определения ненужным. Тем более с учетом Разнородности составных частей. Склонности к апофатическим (негативным) определениям. «Очень сложно определить реальное содержание учения, которое отрицает саму реальность!» Уэбстер Ф. Теории информационного общества, М., 2004, стр. 311 Данные оговорки о трудностях определения п/м - уже следствие определенного его понимания.

Разные радиусы постмодернизма Кластеры постмодернист- ской идеологии Постмодернистская чувствительность Постмодерное и непостмодерное (не принадлежащее к п/м или решительно несогласное с ним?)

Кластеры постмодернистской теории I. Американское деконструктивистское литературоведение (П. де Ман, Дж. Миллер). Интерпретация текста - плод перемножения восприятий, возникающих в едином интертекстуальном пространстве (Текст рассказывает историю аллегорий своего непонимания). II. Французская постмодернистская философия (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Кризисы и дифференциация ХХ века привели к разрушению метанарративов (универсальных и оправдывающих способов осмысления: допустим, «технический прогресс», «герменевтика смысла», «освобождение человечества»). Знание должно стать критическим (сопоставлением маленьких концепций, которые знают, что им придется спорить/сосуществовать друг с другом).

Отступление: работа Делёза «Платон и симулякр» как пример постмодернистской философии Логика рассуждения Делёза. 1. (Платоновское и аристотелевское) «деление» не работает – оно ангажировано (ср. постструктурализм) и нелогично. 2. Исходная мотивация платонизма: отделение сущности от явления, - неудовлетворительно поскольку смешиваются различия перемещается между двумя типами образов: копиями (попытками воспроизвести тождество) и симулякрами (мнимыми претендентами на тождество, «подобие без образа»). («Поставить предел становлению, упорядочить его согласно Тому же Самому, загнать его в рамки сходства, - а ту часть, которая остается непокорной, затолкать как можно глубже, замуровать в пещере на дне Океана - вот цель платонизма, стремящегося обеспечить триумф икон над симулякрами»). 3. Философия – служанка Иконологии, знания «Того же самого» 4. Онтология симулякров. Смыслы и резонансы (фантазмы), возникающие на сгибах гетерогенных серий. «Итак, существует два разных прочтения мира: одно призывает нас мыслить различие с точки зрения изначального подобия и тождественности; другое же, напротив, призывает мыслить подобие и даже тождество в качестве продукта глубокой разнородности». На самом деле копий, оригиналов, моделей и репродукций нет, а есть только симулякры. Соответственно, симуляция не есть иллюзия; «маска» свидетельствует (в первую очередь) о процессе лицедейства. Ср. Рорти – о найденном и сделанном 5. (Ср. 3) Подлинное искусство ради воцарения созидающего хаоса.

Отступление: работа Делёза «Платон и симулякр» как пример постмодернистской философии Прагматика рассуждения Делёза. Рорти – оспаривает платоновскую претензию знать то, как на самом деле. Делез - оспаривает платоновскую претензию превозносить один из способов знания (основанный на модели подлинности (претендента)) над другими. Например, мы, делезианцы, смотрим кино. После сеанса у нас будет не знание о кино (о кино, или о себе – в данном случае не принципиально), а знание о незнании. И существенное отличие – мы знали это, когда начинали смотреть кино. Итак, какой тип знания мы получаем? Проблему, которую поставил Кант (каким образом получается опознать этих птиц как «черных лебедей»), мы не решаем (хотя и не сталкиваемся с ней – это не черные лебеди). Но, когда мы начинаем отношения или устраиваемся на работу, такая степень открытости новым данным, может быть полезна – в конечном счете, эффективность, моральность и истинность конструктивизма зависят от меры совпадения с ожиданиями окружающих (тем более, если, как у Делеза и Бодрийара, онтологии симулякров все-таки делегируется существование, а не просто гносеологическая проблематичность как у Рорти).

Постмодернистская чувствительность. Значимость эстетических характеристик для описания п/м В ситуации лишь относительного доверия знанию и уверенности в возможности множественных интерпретаций… 1. Содержание концепции начинает играть меньшую роль, чем стилистика (если сравнивать с модернистскими теориями) 2. Искусство (переставшее слепо подчиняться идеологии) озабочено поиском собственных правил (Лиотар) и все больше становится рефлексией. Результат: сближение в постмодернизме философии и эстетики (системы осознаваемых (но произвольных) предпочтений)

Возможный набор свойств п/м чувствительности 1.Ирония - недоверие предлагаемым (в том числе и самостоятельно) смыслам. 2.В ситуации сомнения в возможности последовательного выражения истины/субъективности/нового смысла – опора на чужое наследие - бесплодность?, всеядность?, терпимость?, плюрализм?. 2,5. Цитатность, пастиш («с паршивой овцы хоть шерсти клок»), множественное кодирование (пример: Имя Розы У. Эко и Возвращение Мартина Герра Н.З. Дэвис – заранее нацелены на то, чтобы разные читатели получили разное). 3.Положительное и трезвое отношение к кризису старой культуры. Не планируя революционного продолжения старой культуры, п/м не оплакивает также потерю тех ценностей, которые имели смысл только из ее перспективы.

Постмодерное общество Постиндустриальное – информационное, глобализованное, бесклассовое. Бесконфликтное - всеобщая принадлежность к массовой культуре и высокая степень свободы индивида. При мультикультурности и множестве мелких идентичностей - нет потребности в их иерархии и в воспроизводстве основополагающих, серьезных мифов о себе.

Постмодерная наука Слабая форма - пора критического очищения. Показать, как содержание предыдущих (или даже современных) научных концепций находится в зависимости от формы их выражения, от условий языка, власти и культуры. Разоблачительный пафос постмодерной науки: оттеснить господствующий дискурс (мужской, западноевропейский, буржуазный … ) при помощи маргинальных дискурсов. Сильная форма - безответственная наука: из относительности критериев научности делается вывод об их ненужности – то, что компрометирует п/м больше всего.

Трудность – с чьей точки зрения говорится. Отсутствие иерархии, отсутствие идентичности – потери или приобретения. Возможность об этом думать – по-моему, безусловное приобретение.