Индивидуальные и коллективные права коренных малочисленных народов Севера России Неустроев Николай Студент ЮФ-09-03 Якутск, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Advertisements

Гордей М.В. 13-ОМ. В соответствии с ст.1 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: 1.Законодательство Российской Федерации.
Многонациональная Россия. Правовой аспект.. Почти во всех государствах существуют обособленные сообщества, называемые меньшинствами. Критерии, с помощью.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Нормативное правовое регулирование в области земельных отношений в Республике Бурятия.
Всероссийский урок: 20 – летие Конституции Российской Федерации Учитель истории и обществознания МБОУ Вороковской СОШ Елизарьева Ирина Александровна.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Сотрудничество коренных народов в Баренцевом – Евро - Арктическом регионе: итоги и перспективы СААМИ, ВЕПСЫ,НЕНЦЫ Строгальщикова Зинаида Ивановна.
Выполнил студент группы ЮФ Выделяются они и в ряде федеральных законов (о земле, недрах, животном мире, особо охраняемых территориях и др.), а.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
Конституция РФ. Гражданство. Юридические перевертыши ВОНОПРАМЕРЕ РУВОПРАНАШЕНИЕ ЛЕСТУПНИПРЕЕ ТУППОРСОК Цели юридической ответственности: АРКОПАТЬ, ПИТАРЕВОСПЕНИЕ,
«О проекте закона Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики » Докладчик Министр юстиции Чувашской Республики Н. В. Прокопьева Слайд.
Конституционное(государственное) право России. Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» 1. Понятие и конституционные принципы российского.
Структура системы ОМС Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством.
Лекция 15. Права человека и защита прав национальных меньшинств.
Презентация на тему «ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»
Источники семейного права. Ст.72 Конституции РФ – семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ОБЪЕМ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ГОБМП) Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных.
Национальные общины РС(Я). Исторически сложилось так, что в Республике Саха (Якутия) стала интернациональным содружеством территорией мира и согласия,
Транксрипт:

Индивидуальные и коллективные права коренных малочисленных народов Севера России Неустроев Николай Студент ЮФ Якутск, 2012

В Российской Федерации признается наличие специальных прав коренных малочисленных народов Севера, как в демократическом, правовом и социальном государстве, исторически сложившимся как многонациональное государство. Это отражается в нормах Конституции Российской Федерации, в ее законодательстве, в законодательстве ее субъектов, а также в ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых актах.

В этой связи в науке российского права констатируется, что в России сформировалось (и продолжает развиваться) законодательство о коренных малочисленных народах Севера как специфичный многоотраслевой сегмент российского законодательства. В свою очередь, данные права подразделяются на две основные группы: индивидуальные права и коллективные права.

В настоящее время всеми учеными-правоведами разделяется мнение о естественной (то есть независимой от воли государства) природе индивидуальных прав. Эта идея положена в основу современного международного (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и т.д.) и российского права (Конституция Российской Федерации 1993 года). Коллективные права не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива.

Из-за их природы, коллективные права нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" правами индивида.

Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Говоря о природе индивидуальных прав коренных малочисленных народов Севера, необходимо подчеркнуть тот факт, что они не являются «дополнительными» правами, которые могли бы «возвысить» представителей этих народов над остальными людьми, а являются толкуемыми и конкретизируемыми правами человека вообще в контексте объективной, реальной необходимости уделения особого внимания проблемам данных народов. В итоге мы можем утверждать, что система прав коренных малочисленных народов является совокупностью двух групп прав, имеющих разную природу, но неразрывно связанных между собой.

Конституция Российской Федерации, высший нормативно- правовой акт Российской Федерации, содержит нормы о коллективных правах коренных малочисленных народов: Статья 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Однако Конституция Российской Федерации не содержит индивидуальных прав граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам. Это можно объяснить тем, что индивидуальные права представителей этих народов являются частными случаями прав и свобод человека и гражданина, которым полностью посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации.

Как отмечает В.А. Кряжков, идея сочетания коллективных и индивидуальных прав получила непосредственное отражение в Федеральном законе о гарантиях прав малочисленных народов. В ст. 8 данного Закона, которая именуется «Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов», имеется две части: в первой закрепляются права малочисленных народов и их объединений, а во второй права лиц, относящихся к этим народам. Перечень названных прав дополняется также некоторыми другими правами лиц, относящихся к малочисленным народам, их объединений (ст. 914 указанного Закона).

Помимо вышеупомянутого закона, нормативно-правовая база обеспечения коллективных и индивидуальных прав коренных малочисленных народов Севера состоит также из Федеральных законов: a)Федеральный закон от N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; b)Федеральный закон от N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; c)Федеральный закон от N 21-ФЗ "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".

В силу федеративного устройства России и соответствующих положений ее Конституции (ст. 71, 72, 76), помимо федерального законодательства, в систему законодательства о правах коренных народов Севера входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

a)Конституция Республики Саха (Якутия) b)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 121-III "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" (вместе с "Перечнем местностей (территорий) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)", "Перечнем возрождаемых населенных пунктов и территорий в пределах границ землепользования кочевых родовых общин") c)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" d)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 419-III "О статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"

e)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 755- III "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" f)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 537- IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" g)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 715- IV "О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"

К сожалению, Российская Федерация до сих пор не ратифицировала многие международно-правовые акты об индивидуальных и коллективных правах коренных народов, такие как: a)Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2007 года; b)Конвенция Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1957 ( 107); c)Конвенция Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 ( 169). Но скорее всего, это объясняется не злонамеренным отрицанием этих документов, а спорадичностью, бесплановостью, и может быть даже сумбурностью нормотворчества в этой сфере, что, конечно же, является отдельной проблемой, требующей разрешения.

В качестве вывода можно сказать, что хотя и российское законодательство в сфере индивидуальных и коллективных прав коренных малочисленных народов Севера нуждается в доработке и совершенствовании, в целом наша страна движется в верном направлении развития данного сегмента российского права.