1 Развитие экономики и банковской системы России Ведев А. ЦСИ ИЭП Март 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
Advertisements

1 Банковская система России Ведев А. Л. Июль 2011 г.
1 Развитие экономики и банковской системы России в гг. Ведев А. ЦСИ ИЭП Апрель 2011 г.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
1 Новые ниши для микрофинансовых организаций на финансовом рынке РФ Ведев А. Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара Май 2012 г. Ведев А. Институт.
1 Сценарии развития банковской системы России до 2020 г. Ведев А. ЦСИ ИЭП Апрель 2011 г.
1 Основные сценарии развития экономики России и финансового сектора в среднесрочной перспективе Ведев А. Л. Центр структурный исследований Института экономической.
1 Развитие экономики и банковской системы России в гг. Ведев А. ЦСИ ИЭП Май 2012 г.
1 Незначительная роль банков в модернизации экономики Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата Только 7% - доля банковского кредита в инвестициях реального.
Структурная модернизация финансовой системы России Апрель 2010 г.
Сценарии развития финансовой системы России Сценарии развития финансовой системы России Сентябрь 2010 г. А. Ведев, ЦСИ Банка Москвы.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) В масштабах страны, в интересах каждого VIII Ежегодный форум крупного бизнеса «Эксперт-400» 3 октября 2012.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян Перспективы развития национальной банковской системы Основа конкурентоспособности российской экономики.
Макроэкономическая ситуация и стратегия Группы Алексей Савченко, CTF Holdings Limited Совет ИТ Альфа Групп, 14 Марта 2009 г.
1 Суверенные фонды России в новых бюджетных условиях Дробышевский С.М. руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической.
©Ассоциация Российских Банков, 2004 Г.А. Тосунян Национальная банковская система России: структура, динамика и основные факторы развития.
Развитие банковской системы России в гг. На пути к дешевым деньгам Центр стратегических исследований Банка Москвы Май 2010 г.
Транксрипт:

1 Развитие экономики и банковской системы России Ведев А. ЦСИ ИЭП Март 2011 г.

2 Банковская система Главные итоги десятилетия Традиционно незначительная роль российской банковской системы и финансовых рынков в обеспечении экономического роста существенно возросла : Активы банковской системы возросли с 37% ВВП в 2000 г. до 72.4% на начало 2011 г., Кредиты нефинансовому сектору за десятилетие увеличились с 18 до 40%ВВП, банковские сбережения населения в рублях выросли за период гг. в 21 раз, несмотря на отрицательные реальные процентные ставки, В начале 2000-х доля банковского кредита не превышала 15% в приросте совокупного внутреннего спроса, тогда как к середине прошлого десятилетия этот показатели превысил треть. Финансовый сектор уже не занимает второстепенное место в экономической системе, но и заметно воздействует на экономический рост. Однако состояние и развитие финансовой сферы в среднесрочных прогнозах не учитывается. Параметры денежной программы рассчитываются только исходя из внешних условий. В программе 2020/2030 в представленных сценариях развитие финансовой сферы не рассматривается.

3 Сценарии реализации экономической политики предполагают выбор модели экономического роста: за счет расширения потребления за счет инвестиций Данный выбор осложняется институциональными ограничениями. Так, в случае реализации политики, подразумевающей стимулирование экономического роста за счет расширения внутреннего спроса (посредством роста потребления и кредитования) существует реальная угроза, что значительная часть прироста внутреннего спроса будет покрываться импортом – особенно в условиях роста курса рубля. Напротив, в случае стимулирования сбережений сохраняется угроза того, что инвестиционная активность останется на низком уровне и внутренние сбережения окажутся «лишними» для реального сектора и банковской системы. Модель экономического роста за счет инвестиций предполагает не только рост сбережений, но и стимулирование инвестиционной активности – за счет улучшения бизнес-климата, финансовой стабильности, налоговых льгот, участия государства и прочих факторов. Выбор направления экономической политики ! Эффективность денежной политики снижается за счет институциональных ограничений

4 БанкиНаселение Кредиты 4.4 трлн. руб трлн. руб. Депозиты, включая ПБОЮЛ и физлиц-нерезидентов 9.8 трлн. руб. БанкиПредприятия Кредиты, облигации 15 трлн. руб трлн. руб. Депозиты 10.3 трлн. руб. БанкиВнешний мир Кредиты, депозиты, ценные бумаги, наличная валюта 4.7 трлн. руб трлн. руб. Кредиты, депозиты 4.1 трлн. руб. Банки Собственные средства 4.1 трлн. руб. Структура институциональных финансовых потоков (на )

5 Институциональные потоки Банковская система – внешний мир Внешний капитал приходит, когда хорошо, и уходит, когда плохо. Основные задачи регулирования – снижение оттока капитала и регулирование притока. Иностранные активы, пассивы и нетто- заимствования у внешнего мира банковской системы, в % к совокупным активам

6 Институциональные потоки Банковская система – корпорации Анти-кризисная роль корпораций в кризис 1998 г. была высокой, в 2009 г. – незначительной. В текущем десятилетии надежд на поддержку банковской системы со стороны корпораций нет. Нетто-заимствования корпораций у банковской системы, в % к совокупным активам

7 Институциональные потоки Банковская система – население Население устойчивый нетто-кредитор за исключением периода экспансии потребительского кредитования – неизбежной расплатой стало снижение чистого кредита населения банковскому сектору с 25 до 5% совокупных активов. Чистый кредит (депозиты минус кредиты) населения банковской системе, в % к совокупным активам

8 Институциональные потоки Банковская система – ЦБ РФ ЦБ РФ устойчивый нетто-заемщик у банковской системы на уровне 8-14% совокупных активов банковской системы (нетто- кредитор в 2008 г. в 2% активов). Ставки привлечения имеют большее воздействие, нежели рефинансирования. Возможности по «спасению» банковской системы высоки, но важна эффективность рефинансирования. Нетто-заимствования ЦБ РФ у банковской системы, в % к совокупным активам

9 Институциональные потоки Банковская система – нефинансовый сектор Уроки форсированного роста кредитования нефинансового сектора – закрытие внешнего рефинансирования привело к банковскому кризису Нетто-заимствования нефинансового сектора у банковской системы, в % к совокупным активам

10 Институциональные потоки Банковская система и финансовые рынки Противоречие – выбор между кредитованием и ценными бумагами в условиях ограниченности ресурсов. Ускоренный рост кредитов нефинансовому сектору снизил вложения в ценные бумаги – банковские активы стали менее ликвидными Инвестиции в ценные бумаги банковской системы, в % к совокупным активам

11 Доля активов банков с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Банк Москвы и Транскредитбанк) в активах банковской системы, в %. Системные и структурные проблемы Снижение конкуренции на банковском рынке

12 Объем банковских кредитов и депозитов населению и предприятиям свыше 3 лет, млрд. руб. Системные и структурные проблемы Временной разрыв между активами и пассивами

13 Ограничения для достижения целевых ориентиров долгосрочного развития Рост монетизации национальной экономики Целевой ориентир КДР – увеличение монетизации ВВП до 70-75% к 2020 г. Достижение вышеозначенного ориентира в ближайшее десятилетие может быть связано с масштабными дисбалансами в финансовой сфере. По своим размерам эти дисбалансы должны будут превосходить те, которые стали одной из причин российского кризиса гг. Темпы роста рублевой денежной массы должны устойчиво опережать темпы роста товарной массы в раза. При официально прогнозируемых темпах роста номинального объема ВВП в 12-15% в гг. и 10-12% в гг. темпы роста денежной массы не должны быть ниже 25% в гг. и 15% в гг. Фактор девалютизации сбережений практически не может быть задействован (или его эффект будет существенно ниже). Поэтому модель развития финансовой сферы, ориентированная на достижение представленных целей, будет крайне неустойчивой и в значительной степени подвержена воздействию внешних и внутренних факторов нестабильности. Проблема Дополнительные возможности для увеличения уровня монетизации экономики: уменьшение доли наличных денег в общем объеме денежной массы до уровня 10-15% к 2020 г. – дополнительные ресурсы банковскому сектору в размере до 10% ВВП; консолидация банковского сектора до числа крупных банков способна добавить к росту денежного предложения 1% ВВП. !

14 Ориентир КДР - увеличения объемов банковского кредитования нефинансового сектора до 80-85%. Экономический рост станет гораздо более «кредитозависимым». Вклад прироста банковского кредита в увеличение совокупного спроса должен быть не менее 50-60% к 2020 г. В предкризисный период наивысший уровень этого показателя 35% (2007 г.). Целевые ориентиры КДР по росту кредитования экономики превышают ожидаемые объемы денежной массы (агрегат М2) на 10% ВВП. Нехватка внутренних ресурсов для кредитования экономики достигнет 16-18% ВВП к 2020 г. Это означает, что рост кредита, закладываемый в параметры КДР, не может быть осуществлен без обеспечения масштабного притока иностранного капитала, а модель кредитной экспансии должна будет во многом повторять модель роста г. Представляется маловероятным столь быстрый рост спроса на кредиты со стороны экономики с приемлемым уровнем рисков: Форсированный рост кредитования населения в гг. привел росту задолженности домашних хозяйств по банковским кредитам до уровня 80% индивидуальных банковских сбережений Предприятия использовали банковский кредит для финансирования оборотного капитала, тогда как в капитальных инвестициях доля банковского кредитования не превышала 10%. Хронический разрыв между рентабельностью предприятий и процентом по банковским кредитам выступает основным ограничителем для расширения спроса на кредит со стороны реального сектора. Ограничения для достижения целевых ориентиров долгосрочного развития Рост банковского кредитования экономики

15 Сценарий предполагает сбалансированное развитие кредитного рынка с опорой преимущественно на внутренние ресурсы. Разрыв между кредитами экономики и безналичным компонентом денежной массы снизится со 140% собственных средств банков в 2008 г. до 40-45% к 2020 г. Глубина «кредитной ямы» уменьшится с 11% ВВП в 2008 г. до 3-5% ВВП в 2020 г. Совокупный объем банковских кредитов экономике в 2020 г. не превысит 65% ВВП. Приведенные выше условия ограничивают темпы роста кредитного портфеля банков % в среднем за год. Ежегодный прирост кредитов по отношению к ВВП будет соответствовать уровню 2003–2005 гг., то есть периоду, предшествовавшему кредитной экспансии гг. (6-7% ВВП). Оценка располагаемых внутренних ресурсов до 2020 г. Сбалансированный сценарий Совокупный объем денежной массы М2 оценивается в 65% ВВП к 2020 г.: объем депозитов населения не превысит к 2020 г. 30% ВВП. (в 2007 г. – 16%), прирост банковских вкладов будет не выше 4% ВВП в среднем за год. (в 2007 г. – 4.3%); объем средств корпораций в российской банковской системе к 2020 г. оценивается в 25% ВВП. Прирост средств на банковских счетах корпоративного сектора составит порядка 3% ВВП в год. (Данный показатель колебался от 1.7% в 2002 до 6.6% ВВП в 2007 г. с падением до 1.5% в 2009 г.).

16 Рассматриваемые сценарии Инерционный и пессимистичный сценарии отличаются мировыми ценами на нефть Дополнительные предположения: Снижение доли наличных денег до 19% М2 к 2020 г.; Стабильный денежный мультипликатор на уровне раза (в гг. – 2.4 раза). Цена нефти Brent. долл./бар.

17 Бюджетная система Инерционный сценарий Стабилизация уровня расходов федерального бюджета в ВВП не выше 20,5% ВВП (расширенного правительства - 37% ВВП) и соответствует сложившемуся на данный момент уровню. Дефицит Пенсионного фонда РФ, финансируемый за счет федерального бюджета, не превысит 5% ВВП. Не учитываются объемы дополнительного финансирования по ФЦП и Государственной программе закупки вооружений. Дефицит федерального бюджета в данных условиях сохранится в пределах 2,5-4% ВВП, госдолг достигает 39% ВВП в 2020 г. В пессимистичном сценарии величина бюджетного дефицита будет выше (до 5,5% ВВП в 2020 г.), как и размер госдолга (52% ВВП в 2020 г.) Дефицит бюджета, в % ВВП

18 Источники финансирования государственного долга Использование преимущественно внутренних источников снижает потенциал для кредитования экономики: В инерционном сценарии рост доли кредита в ВВП останавливается (на уровне 45% ВВП в 2020 г.). В пессимистичном сценарии будет остановка номинального роста кредита и соответственно снижения его уровня до 24% ВВП. Исключительно внешнее финансирование дефицита бюджета требует обеспечить суммарный за 10 лет приток иностранного капитала в объеме около 1 трлн. долл. для инерционного сценария или 1.2 трлн. долл. для пессимистичного сценария. Наиболее оптимальным (в рамках негативного тренда) выступает равномерное распределение финансирования госдолга между внутренними и внешними источниками. Для сохранения устойчивого экономического роста необходимо достижение отношения кредиты к ВВП в 2020 г. в 60-65%. Для инерционного сценария это означает необходимость привлечения на внешних рынках 250 млрд. долл. за 10 лет, а для пессимистичного – 360 млрд. долл. !

19 Основные выводы Финансирование бюджетного дефицита с полной опорой на внутренние ресурсы приведет к значительному сокращению объема кредита экономике. По итогам 2020 г. доля банковского кредита в ВВП будет не выше, чем в 2010 г. Постепенное увеличение кредитования экономики, обеспечивающее поддержание экономического роста, потребует значительного чистого привлечения капитала на мировых финансовых рынках. Потребность в таком привлечении оценивается на уровне млрд. долл. в зависимости от сценария. Сохранение значительного дефицита бюджета обусловит высокие темпы роста денежного предложения на всем периоде до 2020 г., что делает задачу снижения инфляции нереализуемой. Среднегодовые темпы роста денежной массы составят 15-16%, тогда как средние темпы увеличение ВВП в номинальном выражении – 7- 8%.