Новые тенденции расселения в России. Нещадин А.А. – Заместитель Директора Института инновационной экономики Финансового университета при Правительстве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С МЕНА ПАРАДИГМЫ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Р ОССИИ Нещадин А.А. - заместитель директор Института региональных исследований и проблем пространственного.
Advertisements

А.Нещадин Заместитель Директора Института инновационной экономики Финасового университета при Правительстве РФ Проблемы и перспективы развития сельских.
С МЕНА ПАРАДИГМЫ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Р ОССИИ Нещадин А.А. - заместитель директор Института региональных исследований и проблем пространственного.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
1 Институт региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового Университета при Правительстве РФ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ И АГЛОМЕРАЦИИ.
1 Институт региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового Университета при Правительстве РФ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ И АГЛОМЕРАЦИИ.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
«Уральское созвездие» концепция Заместитель Председателя Правительства Свердловской области Высокинский Александр Геннадьевич © Департамент по местному.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ Лачкова Виктория Константиновна Студентка 4 го курса Филиал МГУ им.М.В.ломоносова.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА «ЗАРЕЧНЫЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ И НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР»
Проблемы моногородов: что по силам региону? Управляющий партнер Компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) ФУРЩИК Моисей Александрович 5 ноября.
Ульяновская область: от хорошего к великому Актуализация Стратегии развития до 2020 года.
Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
Баланс трудовых ресурсов города. Презентацию подготовила Студентка ФЭУТ IV-1 Семенова О.М.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
Транксрипт:

Новые тенденции расселения в России. Нещадин А.А. – Заместитель Директора Института инновационной экономики Финансового университета при Правительстве РФ, профессор МГУПП РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КОМИССИЯ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ

Изменение людности городов за гг. в зависимости от их размера Группы городов по размерам людности Количество городов Изменение людности 1996 г.2000г.2010 г млн. и более ,21+1,63 От 500 тыс. до 1 млн ,06-0,02 От 100 тыс. до 500 тыс ,42-0,32 От 50 тыс. до 100 тыс ,15+0,18 От 10 тыс. до 50 тыс ,24-0,11

Динамика структуры населения по типам городов (Доля к численности населения проживающего в городах в %) Тип города Год До 20 тыс. тыс. чел.10,47,15,34,64,54,9 5,27 От 20 до 50 тыс. чел.17,515,613,711,911,811,6 12,0 От 50 до 100 тыс. чел.12,511,110,612,1 12,6 11,4 От 100 до 500 тыс. чел.28,432,832,029,529,930,3 28,3 От 500 до 1000 тыс. чел.15,818,215,215,014,014,6 16, и более тыс. чел.15,415,223,126,927,726,0 26,9

Итоги переписи сельского населения 2010 года Всего сельского населения ,2 тыс.чел. или 26,3% Всего сельских населенных пунктов – Без постоянных жителей – Население от 5 до 100 человек – Население более 100 человек

Тенденции расселения в 20-летней перспективе 1.Рост контрастности расселения: разрыв между процветающими мегаполисами и провинциальными городками будет расти не только в отношении численности населения, но и в отношении социальных и экономических условий жизни. 2. Рост крупных городов и мегаполисов будет происходить за счет миграции из средних городов и сельской местности. 3. Обострение инфраструктурных проблем, связанных с развитием городов. 4. Переход от точечной к агломеративной системе расселения.

1.Усиление конкуренции за привлечение квалифицированной рабочей силы, прежде всего высококвалифицированных специалистов- инженеров, ученых и рабочих, рост издержек на рабочую силу. 2.Развитие социальной инфраструктуры городов станет одним из решающих факторов, обеспечивающим приток квалифицированной рабочей силы и, таким образом, возможности развития высокотехнологичных производств. 3.Обострение рекреативных и экологических проблем крупных городов и мегаполисов. Обострение проблем развития крупных городов:

Обострение проблем развития средних и малых городов, сельского населения: Возникнут проблемы уже не развития, а поддержания производств при сокращении численности населения в трудоспособном возрасте и снижении потенциала его квалификации. Обострятся инфраструктурные проблемы, связанные с сокращением численности населения: значительный рост нагрузки, как на городские и сельские бюджеты по содержанию инфраструктуры ЖКХ, так и на население (рост стоимости социальных услуг). Старение населения, сокращение доли занятых в малых и средних городах и на селе приведет к уменьшению собственных источников наполнения бюджетов и уменьшению потенциала их развития.

Городская агломерация совокупность населённых пунктов объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Критерии выделения (международные критерии): массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции);маятниковые миграции 1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам);транспортным наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов; нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих; общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала;терминала плотное расселение по транспортным коридорам.

Типология агломераций: - агломерации, основанные на пространственной диверсификации производства, когда центр использует производственные мощности и население периферии (классическая европейская модель агломерации); - агломерации, основанные на диверсификации расселения, когда центр использует периферию (а это не только земля, но и жилой фонд, коммуникации, инфраструктура, рекреативные зоны) для предотвращения ситуации перенаселения (американская модель агломерации). - агломерации, основанные на интеграции и совместном использовании населением рекреативного, культурного, информационного и образовательного потенциала, входящих в агломерацию городов, для обеспечения ускоренного роста человеческого потенциала.

Признаки агломераций: - компактность компактное расположение населенных пунктов - наличие транспортных коридоров - 1,5-часовая доступность; - концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов; - высокая плотность населения; - тесные экономические связи; - тесные трудовые связи; - тесные административно-политические и организационно- хозяйственные связи - целостность рынков труда, недвижимости, земли; правовая самостоятельность поселений; - динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

Фазы развития агломерации 1 фаза Агломерация рынка труда 2 фаза Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости 3 фаза Зрелая агломерация Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет Ядро растет, периферия также растет; набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно- логистического модуля экономики города Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Структура агломераций России по степени развития

Преимущества агломеративного расселения: - укрепление и подъем малых и средних городов, сельских населенных пунктов; - предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим - возможностям; более широкий выбор места работы; - возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры; - повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве; - возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития; - возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития; - большая обоснованность запросов финансирования; - более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации: Московская, Санкт-Петербургская, Самарско- Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская, Нижне-Камская (Набережно-Челнинская).

Городские агломерации в России

Структура и состав Московской агломерации

Ростовская агломерация

Красноярская агломерация (проект)

Камский инновационно – промышленный район сегодня Республика Удмуртия Республика Башкортостан Численность населения: 1,2 млн. чел. ВТП: 350 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал: 135 млрд. руб. Индекс промышленного производства: 117 % Объем отгруженной продукции: 600 млрд. руб. Концепция развития Камского инновационно-промышленного района Республики Татарстан на период до 2020 года

Направления развития Камского инновационно – промышленного района Направления развития Камского инновационно – промышленного района ЦЕЛЬ: Усиление конкурентных преимуществ социально- экономического развития КЭР за счет увеличения влияния традиционных факторов роста бюджетообразующих предприятий региона, поддержки инноваций и развития человеческого потенциала ЦЕЛЬ: Усиление конкурентных преимуществ социально- экономического развития КЭР за счет увеличения влияния традиционных факторов роста бюджетообразующих предприятий региона, поддержки инноваций и развития человеческого потенциала Cтимулирование дальнейшего развития промышленности Развитие автомобильного кластера Развитие нефтегазохимического кластера Развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры Развитие рекреационных зон Обеспечение эффективной занятости населения и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы Развитие энергетического комплекса и энергоэффективности Обеспечение экологической безопасности Концепция развития Камского инновационно-промышленного района Республики Татарстан на период до 2020 года Развитие сельскохозяйственного кластера