Самооценка школы. Для чего, для кого и как? Семинар «Управление качеством образования в регионе: состояние, проблемы и перспективы» 4-5 апреля 2013 года,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
Advertisements

И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, кандидат.
Самооценка школы: назначение и базовые элементы Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки » 12 – 13 июня 2013 года, г. Барнаул И.А.
Матвеева Светлана Вениаминовна заведующий МБДОУ детский сад 42 Мурманская область г. Апатиты.
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. «Самооценка образовательного учреждения: цели, проведение.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление.
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ ШКОЛЫ РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием.
Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области Австрийский компонент.
Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки и самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Управление по результатам в системе образования ТМР Чеканова Оксана Яковлевна, заместитель директора Департамента образования Администрации ТМР.
«Эффективная школа" С -Петербург 25 апреля Понятие ЭШ «Эффективная школа нацелена на достижение наилучших образовательных результатов у максимального.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 6: Результаты деятельности ОУ.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Транксрипт:

Самооценка школы. Для чего, для кого и как? Семинар «Управление качеством образования в регионе: состояние, проблемы и перспективы» 4-5 апреля 2013 года, г. Салехард И.А. Вальдман директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Управление качеством на основе самооценки Самооценка: характеристика и основные понятия Проект плана проекта

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ

Управление качеством - это ориентированная на потребителя концепция менеджмента, нацеленная на постоянное усовершенствование процессов с использованием аналитических инструментов и работу в команде с привлечением всех сотрудников. Управление качеством в школе обеспечивает достижение более высокого качества преподавательского состава, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, средств педагогического оценивания, ресурсного обеспечения. Управление качеством на уровне ОУ

Развитие самостоятельности ОУ требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов. Управление качеством на уровне ОУ

Во многих странах мира школы систематически проводят анализ результатов собственной деятельности с целью выработки стратегий, направленных на совершенствование своей работы и повышения качества достигаемых результатов. Самооценка (self-evaluation) позволяет формализовать процесс такого анализа и сделать его доступным и понятным всем участникам образовательного процесса – от учащихся и учителей до родителей и представителей местного сообщества. Анализ результатов работы школы: международный опыт.

1. Лидерство и сильное руководство в образовательном процессе. 2. Ясная и сфокусированная цель для всех. 3. Безопасная и здоровая окружающая среда. 4. Высокие ожидания от всех детей. 5. Регулярное отслеживание результатов и коррекция действий. 6. Положительные отношения семьи и школы. Эффективная школа способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей низким социально-экономическим статусом Эффективная школа Подотчётность Стимулирующая и безопасная образов. среда Профес-ное лидерство Фокус на обучение и учение Обучающееся сообщество Эффективная школа Высокие ожидания от учеников Целенаправленное преподавание Общие цели и видение

К чему она стремится. Насколько успешна она в достижении поставленных целей. Что нужно поддерживать на достигнутом уровне, а что улучшать. Выполняют ли свою задачу проведённые изменения. Хорошая школа знает:

Основа самооценки. Европейская модель CAF для учреждений, финансируемых из гос. бюджета (Common Assessment Framework)(Общая рамка оценки)

Основа самооценки. Цикл Дёминга 1. Планируй 2. Выполняй 3. Контролируй 4. Действуй 1.Планируй Решите, как вы будете действовать Структура, процессы, ресурсы 2. Выполняй Действуйте по плану 3. Контролируй Проведите измерения, получите обратную связь Оцените свою деятельность 4. Действуй Скорректируйте свои планы Усовершенствуйте свои планы

Основа самооценки. Пример Германии Рамка качества работы школы Профессиона лизм Условия и Требования Руководство и управление Результаты и эффекты РЕСУРСЫ ПРОЦЕСС РЕЗУЛЬТАТЫ Учение и преподавание Культура школы Цели и стратегии обеспечения качества Области качества развития школы

Международный опыт Шотландия. «Насколько хороша наша школа (How Good is Our School?)» Австралия, Штат Виктория. Самооценка школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Штат Мичиган, США. Рамка улучшения работы школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Уэльс. Самооценка для средних школ. Англия. Самооценка школы. Германия, Земля Хессен. Рамка качества работы школы. Новая Зеландия. Рамка для проведения обзора работы школы.

Комбинация внутренней и внешней оценки. Международный опыт. Внутренняя оценка Внешняя оценка Школа своими глазамиШкола глазами других Инспекция фокусируется на тех проблемах и недостатках, которые выявлены самой школой при проведении самооценки

Ярославская область Российский опыт «Программа развития образования в Ярославской области на годы», направления «Самооценка школ» Ленинградская область Международный проект «Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области», г.г. С.-Петербург Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Самооценка деятельности ОУ», г.г.

САМООЦЕНКА ШКОЛЫ Характеристика и основные понятия

Понятие самооценки Самооценка школы – процедура оценки всеми представителями школьного сообщества состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе и направленная на повышение качества деятельности общеобразовательного учреждения.

Цель самооценки Главная цель Самооценки - повысить образовательные результаты учащихся. Другие цели: Получение информации о состоянии и результатах работы школы; Разработка системы изменений деятельности школы, направленных на ее развитие и преодоление имеющихся проблем.

В центре самооценки находятся три главных вопроса: Ключевые вопросы Каких результатов мы сумели достичь? Каким образом мы можем подтвердить суждения о достигнутых результатах? Как мы можем улучшить свою работу? Что нам делать дальше?

Основные характеристики Является неотъемлемой частью процесса планирования улучшения результатов и ключевым инструментом управления школой; Дает информацию для стратегического планирования и совершенствования процесса обучения, помогая тем самым школам сфокусироваться на определенных приоритетах развития; Позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности.

Эффективная самооценка уделяет главное внимание достижениям учащихся; непрерывный процесс, а не одномоментный срез; задействует весь персонал школы; базируется на мнении всех заинтересованными лиц – ученики, родители, представители местного сообщества и др.; стремится представлять выводы в виде измеряемых параметров деятельности; ведет к составлению планов по усовершенствованию.

Насколько эффективно преподавание в ОУ? Оцените: Основа самооценки – ответы на вопросы. Очень мало 1234 Превосходно Почему Вы так считаете? Какие особенности преподавания являются самыми сильными и почему? Какие аспекты преподавания более всего нуждаются в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять? Пример Ярославской области

Ключевые области работы школы 1.Управление образовательным учреждением. 2.Кадровый потенциал. 3.Управление ресурсами. 4.Образовательная программа. 5.Образовательные результаты и система оценки качества образования. 6.Школьный климат и безопасность. 7.Партнёрство и взаимодействие с обществом.

ПРИМЕР. Показатели качества деятельности школы и их характеристики 2. Кадровый потенциал. 2.4Оценка деятельности школы по развитию кадрового потенциала со стороны сотрудников. Мнения сотрудников школы систематически выявляются, анализируются и используются для разработки и реализации программы развития кадрового потенциала. Удовлетворённость сотрудников школы деятельностью ОУ по развитию кадрового потенциала.

Просмотрите документацию и проанализируйте данные Спросите людей, что они думают Займитесь непосредственным наблюдением Как собрать фактический материал? ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Самооценка базируется на количественных и качественных данных, учитывает мнение заинтересованных лиц Информационная основа самооценки анализ результатов экзаменов, тестов и других процедур оценки учебных достижений; посещение уроков специалистами-коллегами и руководством школы; оценка качества письменных и практических работ учащихся; анализ школьных отчётов и документов; анализ данных системы внутришкольного мониторинга; анализ результатов независимых исследований, в которых школа принимала участие; проведение изучения мнений (анкетирование, фокус-группы и др.) и точек зрения учащихся, персонала, родителей/тех, кто отвечает за ребенка или других заинтересованных лиц; критический анализ достигнутого прогресса относительно того, что заявлено в планах развития.

Требования к индикаторам Необходимо использовать индикаторы, для которых могут быть определены объективные, однозначно трактуемые численные значения Индикаторы, используемые для оценки условий и результатов деятельности школы, должны отражать интересы и запросы различных групп потребителей обр. услуг, чоенов педагогического коллектива, партнёров ОУ Индикаторы не остаются неизменными, они могут со временем трансформироваться, так как меняется заказ к системе образования

Отслеживание результатов на уровне школы. Пример Шотландии. Что отслеживаетсяЧастотаПКавг.сен.окт.нояб.дек.янв.фев.мартапр.майиюнь Обще национальные данные по успеваемости ежегодно2.1х Ученические тетради и классные работы выборочно каждый месяц 3.3ххххххххххх Мнения персоналакаждое полугодие 5.1, 7.1 ххх Выборочное изучение мнений учащихся ежегодно 5.1, 7.1 х Выборочное изучение мнений родителей ежегодно 5.1, 7.1 х Ход выполнения Плана развития школы раз в полугодие7.3хххх ПК – показатели качества

Уровневая шкала для оценки УровеньОценка Краткая характеристика Уровень 4отлично - отлично, явные сильные стороны Уровень 3хорошо - сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов, требующих улучшения Уровень 2удовлетворительно - сильные стороны несколько перевешивают слабые стороны Уровень 1неудовлетворительно - явные слабые стороны в важных областях работы

Процедура самооценки Кто будет принимать участие в оценке? Кто собирает данные? Кто будет анализировать тенденции? Кто будет представлять результаты? Что Вы будете делать с результатами самооценки?

ПРОЦЕСС САМООЦЕНКИ

Основные этапы процесса Самооценки I этап - создание рабочей группы по самооценке; II этап - обучение группы; III этап - подбор необходимых материалов; IV этап - индивидуальная самооценка; V этап - рабочая встреча группы по самооценке; VI этап - отчёт, обсуждение результатов; VII этап - планы проектов по совершенствованию; VIII этап - обсуждение планов развития с коллективом, родителями, партнёрами; IX этап - реализация намеченных планов.

Цикл самооценки и использование её результатов Самооценка ОУ Определение «сильных сторон» и «областей для улучшений» в работе ОУ Проведение улучшения работы ОУ Управленческий анализ работы ОУ Публичный доклад школы Информирование органов управления образованием о работе ОУ Получение внешней экспертной оценки работы ОУ Отчет о состоянии ОУ Информирование потребителей и партнеров о работе ОУ

Использование результатов самооценки Самооценка Публичный доклад Отчёт перед учредителем Годовой план ОУ Программа развития Аккредитация ОУ Формирование системы внутришкольного мониторинга

Рефлексивность, так она построена на системе обратной связи и учёте мнений всех заинтересованных лиц. Результативность, так как она подразумевает личные и независимые решения. Непрерывность, так как она становится неотъемлемой частью планирования и регулярного процесса работы школы. Обучающий эффект, так как Самооценка основывается на опыте и обучении в ходе этого действия. Характеризуется личной ответственностью, что усиливает чувство причастности. Приносит гордость за достижения в развитии. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ

Она связывается системой социальных отношений внутри рабочего коллектива. Часто носит субъективный характер, особенно при отсутствии сравнительной информации. Объективность самооценки может быть ниже, чем при внешней оценке. Преобладают позитивные характеристики, т. к. трудно принимать критическую точку зрения. Люди предпочитают видеть свою деятельность в позитивном свете. Неадекватность оценочного мышления и потенциала рабочего коллектива. Сравнение результатов может быть проблематичным. Оценочные навыки приобретаются только с опытом. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ

Вопросы для обсуждения «А оно вам надо?» В чём Вы видите преимущества самооценки по сравнению с другими действующими процедурами? Какие выгоды при использовании С. может получит школа? При каких условиях Вы считаете целесообразным введение С.? Какие риски и проблемы Вы видите при введении С.?

ПЛАН ПРОЕКТА Самооценка как инструмент управления качеством образования на уровне школы

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА I этап (1-й уч. год) III этап (3-й уч. год) II этап (2-й уч. год) Разработка системы индикаторов и процедуры Самооценки Апробация процедуры Самооценки (полный цикл) Проведение Самооценки в штатном режиме

ЭТАП I: основные шаги Установочный семинар Подготовка школьных планов реализации проекта в уч. г. 1 Формирование школьных проектных команд Изучение и обсуждение текстов по самооценке Разработка системы индикаторов и определение способов сбора данных 2 Семинар по разработке процедуры С и обсуждению системы индикаторов (2 дня) Подготовка плана по разработке процедуры С на уровне школы 3 Разработка процедуры Самооценки. Подготовка плана реализации проекта на следующий уч. г. 4

ЭТАП 0: подготовительная работа 1 Формирование школьной команды и плана работы 2 Знакомство с текстами и их обсуждение 3 Отбор индикаторов и определение способов сбора данных 4 Взаимоэкспертиза и подготовка к установочному семинару

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!