РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ Российский налоговый федерализм как предвестник экономической нестабильности: проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Advertisements

Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-декабре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-ноябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа в январе- марте 2010 года.
Позитивные и негативные тенденции по основным направлениям и показателям социально-экономического развития Республики Адыгея В Р Псельскохозяйственное.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Ф М ] И.Трунин Налоговая политика: вызовы нового десятилетия 22 января 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- апреле 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-сентябре.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ Российский налоговый федерализм как предвестник экономической нестабильности: проблемы и пути совершенствованияТАТАРКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ АКАДЕМИК РАН АКАДЕМИК РАН ЕКАТЕРИНБУРГ – КИЕВ, 2013 г.

2 Налоговая политика основывается на ряде системных особенностей: 1. Соотношении трех базовых элементов национального богатства страны: природного, физического, человеческого 2. Приоритетах государственной социально-экономической политики 3. Форме государственного устройства и уровне децентрализации налогово- бюджетной системы страны

Структура национального богатства 3 ПриродныйФизическийЧеловеческий Европа20 %15 %65 % Россия65 %15 %20 % Структура налогообложения ПриродныйФизическийЧеловеческий Европа10 %40 %50 % Россия40 %30 %

Приоритеты государственной социально-экономической политики 4 1) Задачи макроэкономической политики уровень налоговой нагрузки в целом на экономику, доля прямых и косвенных налогов 2) Задачи социальной политики степень прогрессивности налогообложения граждан, доля в ВВП налоговых доходов на ФОТ 3) Задачи пространственного развития территориальное распределение налогового потенциала, создание и развитие ОЭЗ 4) Задачи промышленной политики распределение налоговой нагрузки между видами экономической деятельности

Структура распределения налоговых доходов / бюджетных расходов между уровнями бюджетной системы (2011 год), % 5 ЦентральныйРегиональныйМуниципальный Канада33 / 3447 / 4620 / 20 Швейцария61 / 4324 / 3715 / 20 США64 / 5420 / 2116 / 23 Испания67 / 5423 / 3410 / 12 Россия67 / 5520 / 3813 / 7 Италия70 / / 30 Германия71 / 6121 / 228 / 17 Франция80 / / 20 Норвегия88 / / 34 Бельгия90 / 635 / 245 / 13 Великобритания95 / 73-5 / 27 Австрия95 / 692 / 173 / 14

Доля регионов в налоговых доходах и бюджетных расходах консолидированного бюджета России в 2007 – 2012 гг., % 6 Результат: высокий объем встречных бюджетных потоков, запутанная многоканальная система межбюджетных трансфертов

Динамика поступлений основных налогов в 2008 – 2012 гг., % ВВП г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г. Изменения 2012 к 2008 году в п.п. ВВП в ценах 2012 г., % Налоговая нагрузка 35,730,831,934,834,3-1,4+2,4 Налог на прибыль 6,13,33,84,13,8-2,3-33,6 НДФЛ 4,04,34,03,6 -0,4-4,1 ЕСН/страховые взносы 5,15,55,06,36,2+1,1+29,6 НДС 5,15,35,55,85,7+0,6+19,1 Акцизы 0,80,91,01,21,3+0,5+73,2 НДПИ 4,12,73,13,74,0-0,1+4,0 Таможенные пошлины 8,66,87,08,38,0-0,6-0,9 Нефтегазовые доходы 10,67,78,310,110,5-0,1+5,6

В гг. число регионов с дефицитом бюджета выросло с 28 до 62 В 2008 – 2012 гг. растущий дефицит бюджета имели 2/3 регионов В 2008 – 2012 гг. объем региональных и муниципальных долговых обязательств вырос более чем в 2 раза - с 599 до 1351 млрд. рублей РИСК ДЕФОЛТА ТЕРРИТОРИЙ! 8 Дефицит региональных и местных бюджетов, долговые обязательства

Асимметрия социально-экономического пространства России 9

10 Дифференциация налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, в % ВДС (в среднем за 2008 – 2011 гг.)

Дифференциация налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в разрезе регионов, в % ВДС (в среднем за 2008 – 2011 гг.) Минимальная нагрузка Максимальная нагрузка Добыча полезных ископаемых 7% (Чукотский АО)94% (Томская область) Обрабатывающее производство 6% (Оренбургская и Астраханская области) 55% (Ненецкий АО) Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7% (г. Москва) 66% (Республика Бурятия) Строительство 2% (Республика Дагестан) 38% (Тюменская область) Торговля 2% (Республика Дагестан) 37% (Республика Саха (Якутия)) Транспорт и связь 8% (Еврейская АО, Республика Ингушетия) 44% (Республика Адыгея) 11

В условиях экономической нестабильности в 2008 – 2012 гг. из-за различной отраслевой структуры регионы по- разному испытывали глубину кризисных явлений и способность к восстановлению: 1)Сырьевые регионы, ориентированные на экспорт (Тюменская, Оренбургская области, ХМАО, ЯНАО и др.) 2)Промышленные регионы, преимущественно ориентированные на внутренний рынок (Свердловская, Челябинская, Белгородская, Самарская, Вологодская, Нижегородская области и др.) 3)Слаборазвитые дотационные регионы (республики Северного Кавказа и сельскохозяйственные регионы центральной России) 12

Группировка регионов России в зависимости от изменения налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов федерации в 2008 – 2012 гг. Изменение налоговых доходов 2012 г. к уровню 2008 г. в реальном выражении Число регионов с соответствующим уровнем изменения налоговых доходов Падение свыше 10%7 Падение менее 10%25 Рост менее 10%42 Рост свыше 10%9 13

14 Рекомендации региональной экономической политики 1. Нужна серьезная, прошедшая научное и общественное обсуждение, региональная политика ( Концепция, Основы ) Российской Федерации. В СФ – муниципальная политика … нацеленные на саморазвитие регионов и территорий ; 2. Нужны ФЗ « О промышленной политики в Российской Федерации », но закон должен быть « рамочный », на основе которого СФ обязаны принимать законы « О реализации на территории …. области ( края, республики ) ФЗ « О промышленной политики в Российской Федерации »; 3. Нужна общефедеральная ( с разбивкой по регионам и … муниципалитетам ) Схема размещения и развития производительных сил на территории Российской Федерации ; 4. Необходима научно обоснованная программа пространственного обустройства и развития РФ …

Рекомендации политики налогово-бюджетного федерализма 1) Формирование асимметричной модели налогово-бюджетного федерализма, которая характеризуется дифференцированными взаимоотношениями федерального центра и регионов, а также самих регионов между собой 2) Трансформация концепции «один налог – один бюджет» в концепцию «совместного ведения», включающую активное применение совместного использования налогооблагаемых баз и пропорциональное расщепления налоговых доходов 3) В средне- и долгосрочной перспективе повышение налоговых доходов территорий. Законодательно закрепить пропорцию 50:50 распределения налоговых доходов между региональными и федеральным бюджетами 4) Расширение полномочий у регионов по регулированию налогооблагаемой базы, ставок и льгот по налогу на доходы физических лиц, имущественным налогам, налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых 15

Рекомендации налоговой политики 1) Повышение налоговых поступлений от госкорпораций и крупных вертикально-интегрированных компаний за счет совершенствования системы контроля над трансфертным ценообразованием, снижение налогового давления на малый и средний бизнес 2) Реализация налогового маневра, заключающегося в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, в повышении налоговой нагрузки на потребление (включая дорогую недвижимость) и на рентные доходы 3) Повышение социальной справедливости налогообложения доходов и имущества граждан за счет отмены плоской шкалы НДФЛ (до1,5 ПМ – 0%, от 1,5 до 4 ПМ – 13%, свыше 4 ПМ – 20%), внедрения налога на недвижимость с прогрессивной шкалой или налога на роскошь 16

БЛАГОДАРЮЗА ВНИМАНИЕ ! 17