Основные положения Стратегии развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года Меламед Игорь Ильич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационная экономика как фактор закрепления и развития населения Дальневосточного региона Ефременко В.Ф. Минэкономразвития Хабаровского края.
Advertisements

Инфраструктурные проекты группы компаний «Петропавловск» (IRC)
Территориальная организация экономики Дальнего Востока на перспективу Д.э.н., проф. Леонов С.Н. ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск.
1 О программных методах развития горнодобывающего и нефтегазового комплексов в свете основных положений Стратегии развития Дальнего Востока, Республики.
«О концепции проекта государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и особых условиях повышения инвестиционной.
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Концепция инвестиционного проекта «Комплексное развитие Забайкалья» Освоение территорий в зоне строительства железной дороги «Транссиб – БАМ»
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
О вопросах развития Арктических территорий Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) Борисов Егор Афанасьевич г. Москва, июнь 2013 Коллегия.
Региональная конкурентоспособность как важнейшая составляющая социально- экономического развития России.
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
1 О видении развития региона во взаимоувязке с долгосрочными приоритетами развития страны (по Программе развития территорий на 5 лет) 1.
Транксрипт:

Основные положения Стратегии развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года Меламед Игорь Ильич

2 Дальневосточныйфедеральныйокруг Иркутскаяобласть РеспубликаБурятия Забайкальскийкрай Прибайкалье Преамбула. Текущее положение Разработана Стратегия развития Дальневосточного федерального округа до 2025 года Принято решение о том, что стратегия должна распространяться на Забайкалье и на Иркутскую область. Однако, при этом решения о включении Иркутской области в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (ФЦП ДВиЗ) не было В мае 2008 года Министерством регионального развития Российской Федерации был проведен открытый конкурс на выполнение работ по разработке Стратегии социально- экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года и корректировке ФЦП ДВиЗ, определен исполнитель – Международный центр развития регионов Стратегия разработана, однако в силу разных причин до настоящего времени не опубликована

3 Целевые показатели Стратегии Обязательным условием разработки Стратегии является достижение контрольных показателей, утвержденных поручением Президента Российской Федерации Пр-171 от Объем ВРП, трлн. рублей9,3 Инвестиции в основной капитал, в % к ВРП25 Расходы на гражданскую науку, в % к ВРП2 Доля промышленного производства в ВРП, %41 Доля инновационной продукции, в % ко всей промышленной продукции15 Уровень инфляции, в %125 Продовольствие, произведенное в округе, в общем объеме, %75 Соотношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах, в %125 Транспортная составляющая в конечной цене товара, %25 Плотность (густота) автодорог с твердым покрытием, км на 1000 кв. км территории31 Плотность (густота) железнодорожных путей, км на 1000 кв. км территории5,0 Потребление электроэнергии, млрд. кВтч243 Население, живущее ниже ПМ, в % ко всему населению7 Соотношение доходов 10% max обесп. и 10% min обесп., раз8 Отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, раз3,5 Уровень безработицы по метод. МОТ, в % к экон. Активному населению5 Коэффициент естественного прироста (+) / (-), на 1000 населения+ 0,7 Миграционный прирост (+) / убыль (-), на населения+ 7 Отношение min пенсии и прожиточного min пенсионера, раз1

4 Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Прибайкалья ВРП на душу населения, 2006 г. Удельный вес регионов ДВиП в экономике России, % Промышленное производство, в % к уровню 1990 г. Продукция сельского хозяйства, в % к уровню 1990 г.

5 Стоимость барреля нефти в граммах золота

6 Земельные ресурсы ДФО.

7 * По федеральным округам – место округа в РФ, по регионам – процент от среднероссийского значения. Унифицированная система показателей

8 Топливно-энергетический баланс

9 Базовые характеристики экономического развития в 2007 г

10 Электробаланс и энергоэффективность экономики регионов ДВиП

11 Электроемкость ВРП регионов ДВиП в гг. (кВт.ч./1000 руб. ВРП в постоянных основных ценах 2004 г.)

12 Этапы Стратегии Структурно Стратегия развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года разбивается на три этапа: – годы – период действия федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Максимально подробная проработка всех ключевых направлений развития экономики и социальной сферы макрорегиона. – годы – завершение реализации проектов первого этапа, усиление позитивных сдвигов в социально-экономическом развитии макрорегиона, вывод экономики на инновационный путь развития, период действия Концепции 2020 – годы – выход на целевые показатели Стратегии, подготовка экономики и социальной сферы к вызовам будущего Этап 1.Этап 2.Этап 3. Утвержденныецелевыепоказатели

13 Подход I Освоение ресурсов ДВиП на основе российских законов в интересах народов России и всего мира на следующих принципах - Максимальная ресурсоэффективность Максимальное природосбережение Максимальный учет интересов Российской Федерации Максимальная локализация цепочек добавленной стоимости Смещение занятости населения в следующие сферы – – Создание необходимой инфраструктуры; – Выпуск высокотехнологичной продукции для освоения новых месторождений; – Освоение природных ресурсов на основе инновационных ресурсоэффективных природосберегающих технологий; – Выпуск конечной продукции высокой степени переработки; – Осуществление надзорных функций за обеспечением ресурсоэффективности и природосбережения; – Транспорт, рыбодобыча, сфера услуг, жизнеобеспечение ( сельское хозяйство и т.д.)

14 Подход II Использование транзитных возможностей территории. Резкое удорожание топлива, а также выгодное положение относительно ключевых грузоотправителей и грузополучателей, позволяет России использовать этот факт как конкурентное преимущество для возвращения в число лидеров мирового транспортно-лигистического комплекса.

15 Подход III Принцип глобальной инновационности – возможность реализовывать глобально инновационные проекты в интересах всего человечества на основе международного сотрудничества. Ключевые возможности на этом направлении – – Рациональное (оптимальное) использование возможностей океана (шельф (углеводороды) – биоресурсы – приливные электростанции – испаритель (пресная вода) – глубоководные течения – прочие (штормы, ураганы, цунами, стоячие волны и т.д.). – Использование возможностей вулканов (добыча полезных ископаемых (газа, магмы), испаритель (получении пресной воды), разность температур (электроэнергия, тепловая энергия и т.д.). – Геотермальные возможности. – Комплексная система эксплуатации и регенерации природы (лесных массивов, рек и озер, горных систем). – Ветроэнергия. – Возможности глубоких слоев земли. – Возможность добычи полезных ископаемых из легкодоступного сырья с малым содержанием ресурса – например платиновые пески. – Масштабное выращивание технических культур для получения биотоплива.

16 Подход IV Каркасно-кластерный подход – основан на опережающем развитии транспортного, энергетического и социального каркаса территории и концентрации усилий на приоритетных опорных зонах развития и освоения. – Опережающее развитие инфраструктуры – Формирование опорных зон развития. Выделено 45 опорных зон развития, которые опираясь на развитие транспортного и энергетического каркаса региона и порождают новую систему расселения населения ДВиП и формируют 4 пояса: – пояс индустриального и постиндустриального развития; – пояс активного освоения; – пояс перспективного освоения; – пояс дикой природы. – Локализация структур жизнеобеспечения – Увеличение отчислений от ресурсодобычи в региональные бюджеты, уплата налогов по месту производства продукции, искоренение трансфертного ценообразования, учет в законе о шельфе места регионов

17 Зоны индустриального и постиндустриального развития Географически тяготеют к трассе Транссиба. Направления развития: Географически тяготеют к трассе Транссиба. Направления развития: – создание центров мировой интеграции – управленческих, финансовых, транспортно- логистических, научных, образовательных; – создание единого индустриально- инновационного пространства, активно использующего свое приграничное положение и природно-ресурсный потенциал. Основные задачи: Основные задачи: – создание опорной транспортной сети, энергетической инфраструктуры, привлечение трудовых ресурсов. Южное Приморье Ванино Сов-Гавань Комсомольский кластер Хабаровский производственный узел Железорудный интегрированный производственный комплекс Амурской обл. и ЕАО Горно-металлургические кластеры, ЦБК, стройиндустрия Центрально- Бурятский промышленный кластер Икрутская опорная зона развития Братская опорная зона развития Благовещенский производственный узел

18 Зоны активного освоения Основывается на транспортном каркасе Транссиба, БАМа и АЯМа, морских побережий Дальнего Востока. Основывается на транспортном каркасе Транссиба, БАМа и АЯМа, морских побережий Дальнего Востока. Предусматривает активное вовлечение в хозяйственную деятельность природно- ресурсного потенциала территорий на основе инновационных природосберегающих технологий (гидроресурсы, топливно-энергетические ресурсы, минерально-сырьевые ресурсы. Предусматривает активное вовлечение в хозяйственную деятельность природно- ресурсного потенциала территорий на основе инновационных природосберегающих технологий (гидроресурсы, топливно-энергетические ресурсы, минерально-сырьевые ресурсы. Конкурентным преимуществом являются большие запасы таких ресурсов как земля (сельхозназначения), вода, лесные ресурсы, рекреационные ресурсы Конкурентным преимуществом являются большие запасы таких ресурсов как земля (сельхозназначения), вода, лесные ресурсы, рекреационные ресурсы Западно-Якутский кластер Восточно-Якутский кластер Зона АЯМа Эльга-Уголь Сахалинский шельф Сахалинская опорная зона развития Верхне-Саянский производственно-инфраструктурный комплекс Забайкальская зона активного освоения Железорудный комплекс ЕАО Зона освоения Хабаровского края Северобайкальские и Восточнобурятские зоны активного освоения Зоны освоения Иркутской области

19 Зоны перспективного освоения Географически базируются на следующих существующих и планируемых к развитию и усилению осях транспортного каркаса: Якутск-Магадан, Хани- Олекминск, Непа-Ленск, конечных пунктах морских трасс и речных путей, трассы Севморпути. Географически базируются на следующих существующих и планируемых к развитию и усилению осях транспортного каркаса: Якутск-Магадан, Хани- Олекминск, Непа-Ленск, конечных пунктах морских трасс и речных путей, трассы Севморпути. Основные задачи при формировании зоны перспективного освоения – это создание соответствующей транспортной инфраструктуры (усиление существующей), создание необходимой энергетической инфраструктуры, разведка и изучение месторождений полезных ископаемых, создание условий для жизнедеятельности, но при этом важно сохранение естественного экологического баланса. Основные задачи при формировании зоны перспективного освоения – это создание соответствующей транспортной инфраструктуры (усиление существующей), создание необходимой энергетической инфраструктуры, разведка и изучение месторождений полезных ископаемых, создание условий для жизнедеятельности, но при этом важно сохранение естественного экологического баланса. Корякские шельфовые месторождения Магаданские шельфовые месторождения Южно-Камчатская опорная зона развития Корякские опорная зона Чукотские золоторудные провинции Освоение Севера Хабаровского края Магаданские золоторудные провинции Зона Колымской магистрали Северо-Западная зона перспективного освоения Зона перспективного освоения бассейна р. Лена Опорная зона добычи цветных металлов

20 Зоны сохранения естественной природы Подразумевает сохранение естественной природы и существующего баланса деятельности человека как части экосистемы. Подразумевает сохранение естественной природы и существующего баланса деятельности человека как части экосистемы. Географически – это арктические территории, территории жизни коренных малочисленных народов Севера, труднодоступные, горные территории Дальнего Востока и Прибайкалья. Географически – это арктические территории, территории жизни коренных малочисленных народов Севера, труднодоступные, горные территории Дальнего Востока и Прибайкалья.

21 Подход V Привлечение трудовых ресурсов на новые конкурентоспособные рабочие места за счет создания условий жизнедеятельности, отвечающих современным стандартам. Лимитирующим фактором развития Дальнего Востока и Прибайкалья является неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, а главное – численность населения и, следовательно, отсутствие необходимых для реализации проектов развития необходимых трудовых ресурсов. Дефицит трудовых ресурсов диктует необходимость, как стимулирования миграционного притока, так и кардинального повышения производительности труда. Строительство железных и автомобильных дорог, морских и аэропортов, электростанций, линий электропередач, социальной и инженерной инфраструктуры требует только по начатым проектам привлечения более 1 млн. строителей. Политика по сохранению и развитию человеческих ресурсов Дальнего Востока и Прибайкалья будет дифференцироваться в соответствии с тремя основными группами: – местное население – отток из макрорегиона необходимо остановить; – приезжающие специалисты – привлечь квалифицированных специалистов можно уникальностью их нового места жительства в сочетании с развитостью инфраструктуры жизнедеятельности, а также недостижимыми в обычных условиях перспективами работы; – миграционный поток – необходимо выработать и реализовать комплекс мер по приобщению приезжающих в этот регион из других стран к ценностям и традициям русской культуры.

22 Заключение Разработанная Стратегия, объединяя традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития Дальнего Востока и Прибайкалья, служит основой для разработки стратегий развития отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион, программ, планов и показателей развития. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!