Сравнительная типология Лекция 1 СТ как раздел языкознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Advertisements

Сравнительно – исторический метод Нгуен Нгок Лан
Контрастивная грамматика русского и эстонского языков. Материалы к лекции 2. И.П. Кюльмоя
Генеалогическая классификация языков. Генетическая классификация по признаку родства, т. е. общего происхождения основана на их общем происхождении от.
Установите соответствие Понятие 1 Понятие 2 Понятие 3 Понятие 4 Понятие 5 Соответствие 3 Соответствие 4 Соответствие 5 Соответствие 2 Соответствие 1.
Классификации языков. Сравнительно-историческая лингвистика компаративистика, область языкознания, имеющая целью реконструкцию синхронных состояний, не.
В настоящее время на земле насчитывается около 3 тысяч языков. На некоторых говорят миллионы /английский, китайский, хинди/, другими же пользуются несколько.
АКЦЕНТОЛОГИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ЭТО ВАЖНО! АКЦЕНТОЛОГИЯ – раздел языкознания, в котором изучаются особенности постановки ударения и его функции.
1 Общее языкознание Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Дербенёва Ольга Дмитриевна Михайлюкова Наталья.
Тема 1. Введение в анатомию.. 1. Термин Анатомия 2. Объект и предмет 3. Методы исследования 4. Морфологические дисциплины 5. Смежные дисциплины 6. Виды.
Лексика – Слово как лингвистическая единица в языках различных типов. – Понятие лексемы и парадигмы словоформ. – Системность и структурность в лексике.
СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ ИЛИ ДИАЛЕКТЫ? Исполнитель: Овсянникова Ирина Исполнитель: Овсянникова Ирина ученица 11 «В» класса ученица 11 «В»
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ Дисциплина по выбору для студентов 4 курса Автор-разработчик: доц.к.ю.н. Павлова Н.Г. Юридический факультет, кафедра теории.
Тема 1. Предыстория французского языка Теория и история второго иностранного языка «Перевод и переводоведение» ЦИЯ, каф. МКП Бредюк Тамара Александровна,
Автор: Климентьев И.А., Ученик 10 класса с.Онохино 2011.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Лекция 1 «Общая характеристика строя современного английского языка в сравнении с русским языком» Григорьева М.Б.
Автор: Фролов Алексей Руководитель: Харитонова Ирина Анатольевна, учитель немецкого и английского языка Образовательное учреждение: МАОУ Мариинская СОШ.
Исследование одного слова «Не только думать словами, но и думать о словах». (Л.Успенский )
Русский язык. Чистописание Найди и запиши словосочетание. Для этого запиши буквы, которые стоят между согласными.
Транксрипт:

Сравнительная типология Лекция 1 СТ как раздел языкознания

Вопросы: Место курса сравнительно- типологического изучения языков Место курса сравнительно- типологического изучения языков Цель и задачи СТ среди смежных лингвистических дисциплин Цель и задачи СТ среди смежных лингвистических дисциплин Метод исследования Метод исследования Некоторые понятия СТ: универсология, характерология, универсалия, язык-, эталон, тип языка Некоторые понятия СТ: универсология, характерология, универсалия, язык-, эталон, тип языка

СТ – один из разделов языкознания, наряду со сравнительно-историческим, ареальным Язык изучается в сравнении, или сопоставлении, с др. языками Язык изучается в сравнении, или сопоставлении, с др. языками Цель: установить особенности, присущие каждому из сравниваемых языков, их сходства и различия. Цель: установить особенности, присущие каждому из сравниваемых языков, их сходства и различия. Основной метод: сравнение, сопоставление Основной метод: сравнение, сопоставление

Примеры сходства языков Регулярные соответствия в лексике: месяц: лат. mensis, нем. Monat, англ. month; месяц: лат. mensis, нем. Monat, англ. month; звезда: лат. stella, нем. Stern, англ. star; звезда: лат. stella, нем. Stern, англ. star; ночь: др.-инд. nak(t), лит. naktis, лат. nох, гот. nahts; ночь: др.-инд. nak(t), лит. naktis, лат. nох, гот. nahts; тьма: др.-инд. támas, лит. tamsà, др.-ирл. temel; тьма: др.-инд. támas, лит. tamsà, др.-ирл. temel; огонь: др.-инд. agní, хетт, agnis, лат. ignis, лит. ugnìs; огонь: др.-инд. agní, хетт, agnis, лат. ignis, лит. ugnìs; печь: др.-инд. patati 'печет', алб. pjek 'пеку'; печь: др.-инд. patati 'печет', алб. pjek 'пеку'; мясо: др.-инд. māmsám, гот. mimz, прус. mensa; мясо: др.-инд. māmsám, гот. mimz, прус. mensa; глаз: лит. akìs, ст.-сл. око, арм. akn, лат. oculus; глаз: лит. akìs, ст.-сл. око, арм. akn, лат. oculus; кровь: лит. kraujas, лат. cruor, валл. сrаu; кровь: лит. kraujas, лат. cruor, валл. сrаu;

Регулярные соответствия в лексике: нос: лит. nósis, др.-инд. nāsā, нем. Nase, англ. nose; нос: лит. nósis, др.-инд. nāsā, нем. Nase, англ. nose; мертвый: лат. mortus, др.-инд. mrtas, тадж. мурда; мертвый: лат. mortus, др.-инд. mrtas, тадж. мурда; пасти: лат. pasco, тохар, pās-, хетт, pahhsi; пасти: лат. pasco, тохар, pās-, хетт, pahhsi; стоять: лат. sto, нем. stehen, англ. stand, тадж. ист-; стоять: лат. sto, нем. stehen, англ. stand, тадж. ист-; яйцо: ст.-сл. айце, осет. айк, нем. Ei; яйцо: ст.-сл. айце, осет. айк, нем. Ei; три: др.-инд. tri, лит. trys, лат. tres; три: др.-инд. tri, лит. trys, лат. tres; ныне: нем. nun, лат. nunc, лит. nun; ныне: нем. nun, лат. nunc, лит. nun; сестра: прус. swestro, гот. swistar, др.-инд. svasar; сестра: прус. swestro, гот. swistar, др.-инд. svasar; новый: др.-инд. navas, тадж. нав, лат. novus, хетт. newa-, арм. nor; новый: др.-инд. navas, тадж. нав, лат. novus, хетт. newa-, арм. nor; деверь (брат мужа): лит. dieveris, др.-инд. devar. деверь (брат мужа): лит. dieveris, др.-инд. devar.

Регулярные соответствия в фонетике: скр. bharami 'несу', гр. phero, лат. fero, рус. беру, гот. bairan скр. bharami 'несу', гр. phero, лат. fero, рус. беру, гот. bairan скр. bhratar- 'брат', гр. рhrator, лат. frater, рус. брат, гот. broþar скр. bhratar- 'брат', гр. рhrator, лат. frater, рус. брат, гот. broþar

Соответствия: латынь – русский язык в начале слова frater frater fui fui fero fero faba faba fibar fibar – брат – брат – был – был – беру – беру – боб – боб – бобер – бобер

Грамматическая система Язык Спряжение глагола в наст. времени Значение 3-е л. ед. ч. 1-е лицо мн. ч. Др.-инд.везтиvahativahamas Лат.делатьfacitfacimus русскийделаетделаем литовски й бытьestiesme

Грамматическая система Склонение существительного Язык/значени е Им. падеж Вин. Падеж Др.-инд. волк vŕkas v ŕ kam Лат.волкlupusLupum Лат.человек homo s homine m

Отличия СТ от других разделов языкознания. Сравнительно-историческое языкознание Объект исследования: только родственные языки (одной группы: испанский- французский); одной семьи (индо- европейской: немецкий-русский, т.е. языки, состоящие в дальнем родстве). Объект исследования: только родственные языки (одной группы: испанский- французский); одной семьи (индо- европейской: немецкий-русский, т.е. языки, состоящие в дальнем родстве). Цель исследования Цель исследования установление степени родства, общности происхождения; восстановление праязык-основы (напр., Urgermanisch для всех германских). Изучается эволюция языковых систем.

Германские языки Мертвый: готский немецкий, английский, шведский, норвежский, датский, голландский,