КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Васягина Наталия Николаевна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДАТА: года ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОШЛ 53 ВОРОНИНА С.А.
Advertisements

Социальная компетенция – это соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом. проблема социально- личностного.
Республика Саха Якутия МР «Жиганский улус» МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа» Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Психолого-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса как средство создания комфортного образовательного пространства.
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
МБОУ«Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми В ПОИСКАХ СВОЕГО Я Программа развития самосознания учащихся 8-х классов Программу разработали:
Родительские ожидания в системе дошкольного образования: современный аспект Шитухина Светлана Михайловна педагог-психолог I квалификационной категории.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
ГБОУ лицей 144 «ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛИЦЕЕ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011г.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Васягина Наталия Николаевна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования УрГПУ

Динамика представлений о матери и ее роли в социокультурном пространстве России до начала XX века «Милосердная мать» «Мать- труженица» «Современная мать» Советская РоссияСовременная Россия

Концепция субъектного становления матери

Концепция субъектного становления матери: методологическая основа Системно-эволюционный подход (Н.Н. Моисеев, И. Пригожин, В.С. Степин); Системно-эволюционный подход (Н.Н. Моисеев, И. Пригожин, В.С. Степин); Субъектно-деятельностный подход (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); Субъектно-деятельностный подход (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); Личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, А.В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу ) Личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, А.В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу )

Концепция субъектного становления матери: теоретическая основа положения о социокультурной обусловленности бытия человека в современном мире (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. К. Бондырева, В. И. Вернадский, Ю.М. Лотман, Н.С. Розов, П. А. Сорокин, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, и др.); положения о социокультурной обусловленности бытия человека в современном мире (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. К. Бондырева, В. И. Вернадский, Ю.М. Лотман, Н.С. Розов, П. А. Сорокин, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, и др.); положения о социокультурной детерминированности развития психических процессов и личности и его обусловленности внутренними противоречиями (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о социокультурной детерминированности развития психических процессов и личности и его обусловленности внутренними противоречиями (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); данные теоретико-методологических и психологических исследований о личности как субъекте деятельности и общения, самопознания, саморазвития (К. А. Абульханова- Славская, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мухина, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн и др.); данные теоретико-методологических и психологических исследований о личности как субъекте деятельности и общения, самопознания, саморазвития (К. А. Абульханова- Славская, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мухина, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн и др.); теоретические работы, раскрывающие проблемное поле самостного потенциала субъекта в русле гуманистического понимания культурного развития человека (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко, М.Г. Ярошевский и др.) теоретические работы, раскрывающие проблемное поле самостного потенциала субъекта в русле гуманистического понимания культурного развития человека (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко, М.Г. Ярошевский и др.) фундаментальные положения о самосознании как смыслообразующей составляющей субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, В.В Знаков, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн и др.); фундаментальные положения о самосознании как смыслообразующей составляющей субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, В.В Знаков, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн и др.); о материнстве как личностном образовании, особой стадии идентификации, адаптации и развития самосознания женщины (Т.В. Леус, В.С Мухина, О.Е.Смирнова, Т.Н. Счастная, Г.Г.Филиппова, М.Ю. Чибисова и др.). о материнстве как личностном образовании, особой стадии идентификации, адаптации и развития самосознания женщины (Т.В. Леус, В.С Мухина, О.Е.Смирнова, Т.Н. Счастная, Г.Г.Филиппова, М.Ю. Чибисова и др.). ключевые положения в области образования взрослых (Б. М. Бим-Бад, С. Г. Вершловский, С. М. Зиньковская, Ю. Н. Кулюткин, М. С. Ноулс, В. И. Побед, В. Л. Полагутина, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.) и организации обучения родителей (И.М. Марковская, Р.В. Овчарова, О.Е. Смирнова, А.С. Спиваковская и др. ключевые положения в области образования взрослых (Б. М. Бим-Бад, С. Г. Вершловский, С. М. Зиньковская, Ю. Н. Кулюткин, М. С. Ноулс, В. И. Побед, В. Л. Полагутина, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.) и организации обучения родителей (И.М. Марковская, Р.В. Овчарова, О.Е. Смирнова, А.С. Спиваковская и др.

Концепция субъектного становления матери: общеметодологические принципы, обуславливающие выбор понятий, категорий и подходы к организации эмпирического исследования Принцип системного анализа Принцип системного анализа Структурно- динамический принцип Структурно- динамический принцип Принцип динамической иерархичности Принцип динамической иерархичности Принцип развития Принцип развития Принцип сущностного анализа Принцип сущностного анализа Принцип интегративности Принцип интегративности Принцип безграничности потенций человека Принцип безграничности потенций человека Принцип взаимообусловленно сти изменений Принцип взаимообусловленно сти изменений

Модель субъектного становления матери Индивидуальное социокультурное пространство матери

Субъектное становление матери как ключевое понятие концепции

Структурная организация самосознания матери

Методики исследования ПараметрыисследованияМетодики Самосознание матери Сочинение «Я-мама» (Н.Н. Васягина); Методика «Особенности самосознания матери» (Н.Н. Васягина) Сам ост ные про цесс ы сам осоз нан ия Самопостижение Техника репертуарных решеток (Д. Келли) Самоотношение Методика исследования самоотношения – МИС (С.Р. Пантелеев) Самореализация Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковская); Опросник исследования эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия (Е.И.Захарова); Методика PARI (Е. Шеффер, Р. Белл); Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека – МИРП (Ю.В. Александрова) Дополнительные методики Опросник Плутчика – Келлермана – Конте; Опросник терминальных ценностей – ОТЕЦ (И.Г. Сенин); Стандартизированный многофакторный метод исследования личности – СМИЛ (Л.Н. Собчик)

Общие особенности самосознания матерей высокий уровень ценности материнства, значимость материнской сферы (76,1%); высокий уровень ценности материнства, значимость материнской сферы (76,1%); низкий рефлексивный опыт материнства (69,3%); низкий рефлексивный опыт материнства (69,3%); слабая дифференциация образа «Я – мать», (63%); слабая дифференциация образа «Я – мать», (63%); наличие ролевого конфликта в сферах мать, жена, профессионал, свободно реализующаяся женщина. (68,8%); наличие ролевого конфликта в сферах мать, жена, профессионал, свободно реализующаяся женщина. (68,8%); рассогласование образов «Я – мать» – «Идеальная мать» (69,6%); рассогласование образов «Я – мать» – «Идеальная мать» (69,6%); доминирование ситуативного избирательного отношения к себе (44,5%); доминирование ситуативного избирательного отношения к себе (44,5%); незрелость материнской позиции (75,6%); незрелость материнской позиции (75,6%); отсутствие перспективы будущего, потребности и готовности самоисследования и самоанализа (92,4%). отсутствие перспективы будущего, потребности и готовности самоисследования и самоанализа (92,4%).

Уровни субъектности матерей (%)

Факторная структура типов субъектности матерей при несформированных механизмах рефлексии и антиципации Осн ова ния Типы субъектности матерей Субъектно-жертвенные матери (19% от выборки) Субъектно-противоречивые матери (15,5% от выборки) Название фактора Доля об.дис. (%) Название фактора Доля об.дис. (%) 1 Оотсутствие сотрудничества - самолюбование 18,7 Эмоциональная холодность во взаимодействии с ребенком - саморуководство 18,93 2 Саморуководство 14,71 Формирование зависимости развитие активности 16,68 3 Склонность к идентификации 13,21 Отвергающее отношение к ребенку 15,55 4 Отвержение роли матери 11,22 Удовлетворенность отношениями с ребенком 12,58 5 Стремление к доминированию 10,26 Самопринятие – принятие ребенка 11,06 6 Игнорирование эмоций ребенка 8,96 Самоценность – развитие ребенка 9,92 7 Инфантилизация ребенка 7,65 Непоследовательность – когнитивная сложность 6,64 8 Излишняя строгость 6,31 Несамостоятельность – вмешательство во внутренний мир ребенка 6,61 9 Самопринятие 4,88 --

Факторная структура типов субъектности матерей с преобладанием механизма рефлексии Осно- вания Типы субъектности матерей Субъектно-нормативные матери (17,2% от выборки) Субъектно-неуверенные матери (15,5% от выборки) Название фактора Доля об. дис.(%) Название фактора Доля об. дис.(%) 1 Недовольство – контроль 20,78 Противоречивость матери 20,98 2 Зависимость матери 16,47 Личностная незрелость 19,66 3 Принятие ребенка 14,55 Ригидность Я - концепции 14,5 4 Понимание ребенка 11,8 Безучастность мужа – забота о ребенке 12,77 5 Конфликтность 9,74 Умение воздействовать на состояние ребенка 11,38 6 Выполнение обязанностей 8,44 Принятие ребенка - самообвинение 8,65 7 Самоценность 6,97 Амбивалентная самооценка – партнерские отношения 7,01 8 Эмоциональная близость с ребенком – отрицание вины 5,87 Отрицание своей вины в болезни ребенка 5,03

Факторная структура типов субъектности матерей с преобладанием механизма антиципации Осно- вания Типы субъектности матерей Субъектно-деятельные матери (13,8% от выборки) Субъектно-благополучные матери (7% от выборки) Название фактора Доля об.дис.(%) Название фактора Доля об.дис.(%) 1 Доминирование и контроль 26,23 Субъективное благополучие 30,57 2 Амбивалентность чувств 20,64 Субъективно высокая самооценка 24,91 3 Стремление к самосовершенствованию 15,14 Представление о несчастной матери, которой не буду никогда 23,14 4 Саморуководство 12,21 Потребность быть идеалом для ребенка 21,35 5 Воспитательная деятельность 11, Материнско-детские взаимоотношения 8, Самопринятие 5,24 - -

Факторная структура субъектности матери при сформированных механизмах рефлексии и антиципации Основания анализа Тип субъектности матерей Субъектно-зрелые матери (12 % от выборки) Номер фактора Название фактора Доля объяснимой дисперсии (%) 1 Принятие роли матери – принятие ребенка 22,47 2 Жизненная позиция – воспитательная позиция 18,2 3 Кооперация с ребенком 21,14 4 Эмоциональная близость – рефлексия 17,52 5 Эмоциональное сопровождение процесса взаимодействия с ребенком 11,9 6 Адаптивность 8,73

Различия в субъектном состоянии матерей с разным стажем материнства Смещение акцентов с отражения женщиной своих переживаний на осознание себя в роли матери и отражение качеств, которые способствуют либо препятствуют выполнению материнских функций (χ2эмп = 85,704 при p < 0,01). Смещение акцентов с отражения женщиной своих переживаний на осознание себя в роли матери и отражение качеств, которые способствуют либо препятствуют выполнению материнских функций (χ2эмп = 85,704 при p < 0,01). Рассогласование образов «Я – мать» - «Идеальная мать» (χ2эмп = 85,627 при p < 0,01) Рассогласование образов «Я – мать» - «Идеальная мать» (χ2эмп = 85,627 при p < 0,01) Реконструкция самоотношения: от положительного недифференцированного отношения к себе как к матери, к избирательному (χ2эмп = 84,105 при p < 0,05); Реконструкция самоотношения: от положительного недифференцированного отношения к себе как к матери, к избирательному (χ2эмп = 84,105 при p < 0,05); Наличие ролевого конфликта в сферах мать, жена, профессионал, свободно реализующаяся женщина Наличие ролевого конфликта в сферах мать, жена, профессионал, свободно реализующаяся женщина Изменение эмоциональной окраски материнско - детских отношений: снижение безусловного принятия ребенка (χ2эмп = 87,643, при p < 0,01) Изменение эмоциональной окраски материнско - детских отношений: снижение безусловного принятия ребенка (χ2эмп = 87,643, при p < 0,01) Снижение взаимности отношений (χ2эмп = 86,532 при p < 0,01) Снижение взаимности отношений (χ2эмп = 86,532 при p < 0,01) Снижение представлений о гармоничности отношений (χ2эмп=86,455 при p < 0,01); Снижение представлений о гармоничности отношений (χ2эмп=86,455 при p < 0,01); Снижение удовлетворенность реализуемой матерью системой воспитания (χ2эмп = 81,133 при p < 0,01), возрастают противоречия при реализации воспитательной деятельности (χ2эмп = 83,654 при p < 0,01). Снижение удовлетворенность реализуемой матерью системой воспитания (χ2эмп = 81,133 при p < 0,01), возрастают противоречия при реализации воспитательной деятельности (χ2эмп = 83,654 при p < 0,01). Неравномерность в проявлении поведенческих особенностей, связанных с самореализацией в роли матери: требовательность (χ2эмп = 84,365 при p < 0,01), умение воздействовать (χ2эмп = 82,389 при p < 0,01), осознании проблем и трудностей материнства (χ2эмп = 83,961 при p < 0,01), отношение к семейной роли (χ2эмп = 84,141 при p < 0,01), ценность профессиональной сферы (χ2эмп = 81,946 при p < 0,01). Неравномерность в проявлении поведенческих особенностей, связанных с самореализацией в роли матери: требовательность (χ2эмп = 84,365 при p < 0,01), умение воздействовать (χ2эмп = 82,389 при p < 0,01), осознании проблем и трудностей материнства (χ2эмп = 83,961 при p < 0,01), отношение к семейной роли (χ2эмп = 84,141 при p < 0,01), ценность профессиональной сферы (χ2эмп = 81,946 при p < 0,01).

Личностные детерминанты субъектности матери (%)

Психолого-педагогическое сопровождение - процесс профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на оказание помощи матери, при сохранении максимума ее свободы и ответственности за выбор решения актуальной проблемы, обеспеченной органическим единством диагностики актуального субъектного состояния матери и информационного поиска возможных путей ее самоизменения, включая просвещение, обучение, консультирование и пр., где ответственность за происходящие изменения несет сама женщина-мать - процесс профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на оказание помощи матери, при сохранении максимума ее свободы и ответственности за выбор решения актуальной проблемы, обеспеченной органическим единством диагностики актуального субъектного состояния матери и информационного поиска возможных путей ее самоизменения, включая просвещение, обучение, консультирование и пр., где ответственность за происходящие изменения несет сама женщина-мать

Обучающая программа «Я - мама» Цель программы: развитие самосознания матери Задачи: развитие навыков рефлексии и антиципации; развитие навыков рефлексии и антиципации; формирование мотивации на личностные изменения и стремления женщины к саморазвитию; формирование мотивации на личностные изменения и стремления женщины к саморазвитию; стимулирование готовности к самоанализу и самораскрытию; стимулирование готовности к самоанализу и самораскрытию; формирование ценности материнства; формирование ценности материнства; проработка стереотипов, вынесенных из родительской семьи; проработка стереотипов, вынесенных из родительской семьи; принятие ответственности за свои решения и поступки; принятие ответственности за свои решения и поступки; формирование адекватной самооценки; формирование адекватной самооценки; расширение поведенческого репертуара; расширение поведенческого репертуара; осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с членами семьи; осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с членами семьи; повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения и обучение навыкам эффективного общения; повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения и обучение навыкам эффективного общения; прояснение целей, перспектив и ресурсов личностного роста и развития самосознания матери. прояснение целей, перспектив и ресурсов личностного роста и развития самосознания матери.

Обучающая программа «Я - мама» Методы: Методы: методы самодиагностики (рефлексивные самоотчеты, проективные рисуночные методики), методы самодиагностики (рефлексивные самоотчеты, проективные рисуночные методики), методы, направленные на формирование навыков воспитательной деятельности (проигрывание ситуаций, анализ «трудных случаев», обучение приемам саморегуляции), методы, направленные на формирование навыков воспитательной деятельности (проигрывание ситуаций, анализ «трудных случаев», обучение приемам саморегуляции), методы, ориентированные на повышение психологической компетентности матери (мини- лекции, групповые дискуссии по ключевым аспектам воспитания). методы, ориентированные на повышение психологической компетентности матери (мини- лекции, групповые дискуссии по ключевым аспектам воспитания).

Обучающая программа «Я - мама» Блок 1 Блок 2 Блок 3 Самопознание: осознание своих сильных и слабых сторон, опыта, возможностей, ресурсов для изменения, факторов, препятствующих построению позитивной Я- концепции; Самопознание: осознание своих сильных и слабых сторон, опыта, возможностей, ресурсов для изменения, факторов, препятствующих построению позитивной Я- концепции; Самопобуждение: внутреннее побуждение к саморазвитию; Самопобуждение: внутреннее побуждение к саморазвитию; Принятие ответственности за себя, свои поступки, свою жизнь; Принятие ответственности за себя, свои поступки, свою жизнь; Исследование жизненного стиля личности; Исследование жизненного стиля личности; Снятие противоречий между образами Я-мать и Идеальная мать; Снятие противоречий между образами Я-мать и Идеальная мать; Формирование адекватной самооценки, самопринятия; Формирование адекватной самооценки, самопринятия; Повышение уверенности в себе; Повышение уверенности в себе; Принятие роли матери и себя в роли матери Принятие роли матери и себя в роли матери Программирование личностного роста, как переход от осознания потребностей и ресурсов для изменений к реальной деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию; Программирование личностного роста, как переход от осознания потребностей и ресурсов для изменений к реальной деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию; Самореализация как достижение поставленных целей и задач изменения; Самореализация как достижение поставленных целей и задач изменения; Расширение поведенческого репертуара. Расширение поведенческого репертуара. Структура программы

Обучающая программа «Я - мама» Динамика характеристик субъектности ПоказателиНаправлениесдвига Среднее значение сдвига Дифференцированность образа « Я-мать » положительный2,9 Наличие характеристик, отражающих собственную позицию положительный3,05 Готовность к изменениям положительный2,9 Принятие роли матери нейтральный2,6 Ценностное отношение к материнству нейтральный2,6 Отношение к ребенку как субъекту положительный2,95 Воспитательная компетентность положительный2,9 Самопроектирование будущего положительный3,0 Целостность самосознания матери положительный3,05

Библиографический список Васягина, Н. Н. Cубъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст] : монография / Н. Н. Васягина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], – 309 с. Васягина, Н. Н. Cубъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст] : монография / Н. Н. Васягина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], – 309 с. Васягина, Н.Н. Мать как субъект социокультурного пространства : монография / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, – 21,2 п.л. Васягина, Н.Н. Мать как субъект социокультурного пространства : монография / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, – 21,2 п.л. Васягина, Н.Н. Диагностика и коррекция самосознания матери : учеб. пособие / Н.Н. Васягина, Е.Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, (Гриф УМО по педагогическому образованию). Васягина, Н.Н. Диагностика и коррекция самосознания матери : учеб. пособие / Н.Н. Васягина, Е.Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, (Гриф УМО по педагогическому образованию).

Васягина, Н. Н. Социокультурная детерминация материнства (статья) / Н.Н. Васягина // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, Васягина, Н. Н. Социокультурная детерминация материнства (статья) / Н.Н. Васягина // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – – 2. Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – – 2. Васягина, Н.Н. Теоретико-методологические основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – – 4. – 0,8 п.л. Васягина, Н.Н. Теоретико-методологические основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – – 4. – 0,8 п.л. Vasyagina, N. N. The influence of contemporary social and cultural space of Russia on the value-semantic content of motherhood [Текст] / N. N. Vasyagina // Middle East Journal of Scientific Research. – – 2. Vasyagina, N. N. The influence of contemporary social and cultural space of Russia on the value-semantic content of motherhood [Текст] / N. N. Vasyagina // Middle East Journal of Scientific Research. – – 2.

КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Васягина Наталия Николаевна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования УрГПУ