Владислав Фелицианович Ходасевич [16 (28) мая 1886, Москва 14 июня 1939, Париж], русский поэт, критик, мемуарист. 125 лет со дня рождения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила Пажгина Людмила Ученица 12Б класс 2009 г. МБОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Югорска.
Advertisements

Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
ИСПОВЕДЬ «Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии». А.С.Пушкин о Байроне.
7 уроков Александра Яшина. Александр Яшин «Отходная» О, как мне трудно будет умирать, На полном вздохе оборвать дыханье! Не уходить жалею – покидать,
(Лермонтов: личность, судьба, эпоха) Автор: Применко В.Г., учитель школы 3 г.Гремячинска «Что же мне так больно и так грустно…» 9 класс.
«Прасол Кольцов, не умевший писать грамотно, был гораздо цельнее, умнее и образованнее всех современных молодых поэтов, взятых вместе». А. П. Чехов «Прасол.
Поэзия Серебряного века Брайнина Л.В. ГОУ СОШ 530 ноябрь 2007 года ноябрь 2007 года.
... известный пермский поэт, творчество которого характеризуется ярко выраженной краеведческой направленностью содержания : в своих стихах он воспел Урал,
Русский поэт серебряного века 28 ноября августа 1921 Александр Блок русский поэт серебряного века 28 ноября августа ноября7 августа.
Новикова Н.А., библиотекарь школы 27. «Россия, Русь, храни себя, храни…» Нет ни одного русского поэта, не выразившего в своем творчестве отношение к России.
Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Юрий Адрианов. Эти строчки из стихотворения замечательного поэта, писателя, художника, краеведа, выпускника нашей школы 8 Юрия Адрианова. Эти строчки.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Стихи Моя Судьба. Одиночество Вот ты сидишь одна В твоих глазах дрожит слеза И на столе неподалеку догорает не так давно зажженная свеча Но почему ты.
Тема: Габдулла Тукай. Тема родины в творчестве поэта». Урок в 6 классе. Разработала: Монгуш ЕМ, учитель русского языка и литературы.
Конкурсная работа «Слово о маме» Выполнила: Уч-ся 11 класса МОУ СОШ 64 Егорова Мария. Учитель: Остроумова Е.А.
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
II Всероссийский конкурс "Моя педагогическая инициатива" Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Сравнить жизни и судьбы двух Великих поэтесс серебряного века. Раскрыть творческие успехи и неудачи творчества поэтесс. Уточнить представление о творчестве.
Транксрипт:

Владислав Фелицианович Ходасевич [16 (28) мая 1886, Москва 14 июня 1939, Париж], русский поэт, критик, мемуарист. 125 лет со дня рождения

Родился в Москве в 1886 г. Начал печататься с 1905 г. В альманахах и журналах символистов. Первую книгу стихов «Молодость» выпустил в 1908 г. С 1922 г. Ходасевич в эмиграции. В этом году им была издана четвертая книга стихов «Тяжелая лира». С 1925 г. Ходасевич окончательно поселился в Париже. За 17 лет эмигрантской жизни им написано огромное количество критических статей и рецензий, кроме того- воспоминания, из которых составлялась книга «Некрополь»(1939). В Париже Ходасевичем издана пятая и последняя книга стихов. Ходасевич занимался Пушкиным и Державиным. О последнем написана книга «Державин»(1931). Умер Ходасевич в 1939г. Родился в Москве в 1886 г. Начал печататься с 1905 г. В альманахах и журналах символистов. Первую книгу стихов «Молодость» выпустил в 1908 г. С 1922 г. Ходасевич в эмиграции. В этом году им была издана четвертая книга стихов «Тяжелая лира». С 1925 г. Ходасевич окончательно поселился в Париже. За 17 лет эмигрантской жизни им написано огромное количество критических статей и рецензий, кроме того- воспоминания, из которых составлялась книга «Некрополь»(1939). В Париже Ходасевичем издана пятая и последняя книга стихов. Ходасевич занимался Пушкиным и Державиным. О последнем написана книга «Державин»(1931). Умер Ходасевич в 1939г.

Среди русских писателей первой половины XX века, чье творчество возвращается в последние два года к широкому читателю в нашей стране, Владислав Ходасевич, безусловно, один из крупнейших. Журнальные публикации уже познакомили многих с образцами его лирики и, в меньшей степени, мемуаристики, историко- литературной эссеистики и эпистолярного наследия. Среди русских писателей первой половины XX века, чье творчество возвращается в последние два года к широкому читателю в нашей стране, Владислав Ходасевич, безусловно, один из крупнейших. Журнальные публикации уже познакомили многих с образцами его лирики и, в меньшей степени, мемуаристики, историко- литературной эссеистики и эпистолярного наследия.

Дар тайнослышанья тяжелый Странно- жить и знать, что был на земле такой поэт Владислав Ходасевич, с Странно- жить и знать, что был на земле такой поэт Владислав Ходасевич, с аристократической небрежностью бросивший современникам: аристократической небрежностью бросивший современникам: Люблю людей, люблю природу, Но не люблю ходить, гулять И твердо знаю, что народу Моих творений не понять. ……………………………………… Ни грубой славы, ни гонений От современников не жду, Но сам стригу кусты сирени Вокруг террасы и в саду. Живший во «дни громадных потрясений2, он лучше остальных понял, что Живший во «дни громадных потрясений2, он лучше остальных понял, что ничего нет драгоценнее у бездны мрачной на краю, чем «неоцененная дотоль вся ничего нет драгоценнее у бездны мрачной на краю, чем «неоцененная дотоль вся мудрость малых поучений» мудрость малых поучений» он занимался искусством; искусство и –шире- культура занимали его больше, чем он занимался искусством; искусство и –шире- культура занимали его больше, чем перестройка целого мира. Культура как переход в ино- бытие, возможность прорвать перестройка целого мира. Культура как переход в ино- бытие, возможность прорвать «тугую плеву дней». «тугую плеву дней».

Владислав Ходасевич в отличие от большинства поэтов «серебряного века» не принадлежал ни к каким литературным партиям и течениям. Тем не менее строгий критик Владимир Вейдле назвал его «одним Владислав Ходасевич в отличие от большинства поэтов «серебряного века» не принадлежал ни к каким литературным партиям и течениям. Тем не менее строгий критик Владимир Вейдле назвал его «одним из больших русских поэтов нашего из больших русских поэтов нашего времени» и отметил, что «в стихотворении времени» и отметил, что «в стихотворении своем Ходасевич защитился от своем Ходасевич защитился от символизма Пушкиным, а символизма Пушкиным, а также…интимностью тона, простотой также…интимностью тона, простотой реквизита и отказом от превыспаренного реквизита и отказом от превыспаренного словаря». Поэзия Ходасевича словаря». Поэзия Ходасевича привлекательна именно открытой своей привлекательна именно открытой своей личностью и «незаумным» складом речи. личностью и «незаумным» складом речи.

У г. Ходасевича каждое стихотворение является тщательным изделием художника- ювелира: жемчужины его рифм полновесны: нигде нет лишних, безобразящих придатков, дешевого стекляруса и кричащих стразов В. Садовский

Державин Книжная судьба В.Ходасевича на родине после шести с лишним десятилетий перерыва продолжается не сборником стихов или воспоминаний, не книгой о Пушкине, но биографией Державина. Державин интересовал Ходасевича на протяжении всей жизни. Заслуга нового прочтения и нового открытия Державина всецело принадлежит "серебряному веку". Из забвения творчество поэта вывели Б.Садовский, Б.Грифцов. В.Ходасевич сыграл в этом "открытии" самую значительную роль. Читателю, который бы хотел познакомиться с судьбой Державина, трудно порекомендовать более ответственное чтение.

Про Ходасевича говорят: «Да, и он поэт тоже…..И хочется крикнуть: «Не тоже, а поэт Божьей милостью, единственный поэт Божьей милостью, единственный в своем роде». в своем роде» А. Белый

Некрополь Книга "Некрополь", уже давно ставшая классикой мемуарного жанра, интересна прежде всего острыми характеристиками людей, с которыми В.Ходасевича сталкивала жизнь - среди них А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Н.Гумилев, М.Горький, Ф.Сологуб, - и точным описанием эпохи. В книгу включены также мемуарные очерки, не вошедшие в «Некрополь», публиковавшиеся в эмигрантских газетах и журналах. Книга "Некрополь", уже давно ставшая классикой мемуарного жанра, интересна прежде всего острыми характеристиками людей, с которыми В.Ходасевича сталкивала жизнь - среди них А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Н.Гумилев, М.Горький, Ф.Сологуб, - и точным описанием эпохи. В книгу включены также мемуарные очерки, не вошедшие в «Некрополь», публиковавшиеся в эмигрантских газетах и журналах.

Белый коридор Текстуально и хронологически является продолжением изданного в Брюсселе в 1939 году "Некрополя". Белый коридор - третья книга воспоминаний Белый коридор - третья книга воспоминаний Ходасевича. Сюда вошли все воспоминания, Ходасевича. Сюда вошли все воспоминания, перепечатанные в ЛСВ, и кроме того – перепечатанные в ЛСВ, и кроме того – автобиографическая заметка "О себе", автобиографическая заметка "О себе", воспоминания о детстве ("Младенчество") и воспоминания о детстве ("Младенчество") и также двенадцать мемуарных очерков и также двенадцать мемуарных очерков и портретов, не перепечатанных с х годов. портретов, не перепечатанных с х годов.

Как Ходасевич связан с Пушкиным, так он не связан ни с каким другим русским поэтом, и так с Пушкиным не связан никакой другой русский поэт В. Вейдле

стихотворения Владислав Ходасевич Хорошие стихи меня томят, Плохие же так милы почему-то: Они души не жалят, не язвят, В них теплота домашнего уюта. Вот - истинно приятный лимонад. Они легки, как шелковый халат. Для гениев всего одна минута Есть у меня. Зато бездарность...- о, Я вечер целый трачу на нее. Хорошие стихи меня томят, Плохие же так милы почему-то: Они души не жалят, не язвят, В них теплота домашнего уюта. Вот - истинно приятный лимонад. Они легки, как шелковый халат. Для гениев всего одна минута Есть у меня. Зато бездарность...- о, Я вечер целый трачу на нее.

Владислав Ходасевич Пускай минувшего не жаль, Пускай грядущего не надо - Смотрю с язвительной отрадой Времен в приближенную даль. Всем равный жребий, вровень хлеба Отмерит справедливый век. А всё-таки порой на небо Посмотрит смирный человек,- И одиночество взыграет, И душу гордость окрылит: Он неравенство оценит И дерзновенья пожелает... Так нынче травка прорастает Сквозь трещины гранитных плит. Пускай минувшего не жаль, Пускай грядущего не надо - Смотрю с язвительной отрадой Времен в приближенную даль. Всем равный жребий, вровень хлеба Отмерит справедливый век. А всё-таки порой на небо Посмотрит смирный человек,- И одиночество взыграет, И душу гордость окрылит: Он неравенство оценит И дерзновенья пожелает... Так нынче травка прорастает Сквозь трещины гранитных плит. ПРОЩАНИЕ Итак, прощай. Холодный лег туман. Горит луна. Ты, как всегда, прекрасна. В осенний вечер кто не Дон-Жуан?- Шучу с тобой небрежно и опасно. Итак, прощай. Ты хмуришься напрасно: Волен шутить, в чьем сердце столько ран. И в бурю весел храбрый капитан. И только трупы шутят неопасно. Страстей и чувств нестрогий господин, Я всё забыл. Прости: всё шуткой стало, Мне только мил в кольце твоем рубин... Горит туман отливами опала, Стоит луна, как желтый георгин. Прощай, прощай!.. Ты что-то мне сказала?

Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он (Ходасевич)останется гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней. Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он (Ходасевич)останется гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней В. Сирин(Набоков)

Все былые страсти, все тревоги Навсегда забудь и затаи... Вам молюсь я, маленькие боги, Добрые хранители мои. Скромные примите приношенья: Ломтик сыра, крошки со стола... Больше нет ни страха, ни волненья Счастье входит в сердце, как игла.

Есть в России прекрасные поэты, без которых можно прожить жизнь( Языков, Майков, Брюсов). Есть десять имен, без которых нет русской поэзии. Пусть пять из них (Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев) будут бесспорны- о других пяти будет вестись вечный спор. Одни зовут Блока и Ахматову, другие Пастернака и Анненского. Но больше десяти все равно не наберется. Ходасевич стал одиннадцатым(….) Есть в России прекрасные поэты, без которых можно прожить жизнь( Языков, Майков, Брюсов). Есть десять имен, без которых нет русской поэзии. Пусть пять из них (Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев) будут бесспорны- о других пяти будет вестись вечный спор. Одни зовут Блока и Ахматову, другие Пастернака и Анненского. Но больше десяти все равно не наберется. Ходасевич стал одиннадцатым(….) 1939 Н. Берберова