Система поддержки принятия управленческих решений на основе спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга автотранспорта Костерин Вадим Валентинович Переведенцев Виктор Владимирович Трошин Алексей Николаевич ЗАЯВКА 08-5-Н Южно-Уральский государственный университет Кафедра Информационные системы Лаборатория Корпоративные информационные системы , Челябинск, пр.Ленина, 89. Тел. (351)
2 Система поддержки принятия управленческих решений на основе спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга автотранспорта Вопрос получения навигационных данных считаем решенным
3 Цель проекта: Создание ПО, позволяющего на основе накапливаемой в хранилище данных навигационной информации проводить статистически достоверные анализ и прогнозирование дорожной, логистической и транспортной обстановки. Результаты анализа и прогнозирования должны быть использованы в оперативном управлении дорожными ситуациями и в перспективном планировании развития транспортной сети города, региона. Статистически достоверные анализ и прогнозирование поднимают на качественно новый, научно-обоснованный уровень решения, связанные с управлением и развитием транспортных сетей. Система поддержки принятия управленческих решений на основе спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга автотранспорта
4 Метод прогнозирования: Эвристические алгоритмы для комплексных задач оптимизации Метод «муравья» Метод «имитации отжига» Генетические алгоритмы Эвристические алгоритмы (ЭА) работают намного быстрее чем традиционный метод перебора. Значительное ускорение работы ЭА в задаче коммивояжёра наблюдается при более чем 100 точках обхода. Для уверенности в решении необходимо применять все рассмотренные ЭА принимать наилучшее. Кроме того, такой подход дает возможность численно оценить приближение к оптимальному решению.
5 Система поддержки принятия управленческих решений на основе спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга автотранспорта Метод главных компонент в анализе навигационных данных Из числа методов, позволяющих обобщать значения элементарных признаков, метод главных компонент выделяется простой логической конструкцией и в то же время на его примере становятся понятными общая идея и целевые установки многочисленных методов факторного анализа Математическая модель метода главных компонент базируется на логичном допущении, что значения множества взаимосвязанных признаков порождают некоторый общий результат. Когда имеются избыточные переменные, то нельзя вычислить обратную матрицу. Если переменная является суммой двух других переменных, отобранных для этого анализа, то корреляционная матрица для такого набора переменных не может быть обращена, и факторный анализ принципиально не может быть выполнен. На практике это происходит, когда применяется факторный анализ к множеству сильно коррелированных (зависимых) переменных
6 Система поддержки принятия управленческих решений на основе спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга автотранспорта Среднее расстояние, проходимое за месяц ~8000 км Средний расход топлива ~ 39 л Стоимость топлива ~ 1370 у.е. (13,2 руб./л) Стоимость нового бетоновоза ~ у.е. Ежемесячная амортизация в первые 2 года*) ~ 630 у.е. Техническое обслуживание ~ 200 у.е. Зарплата водителя ~ 400 у.е. Офисные и др. накладные расходы ~ 500 у.е. ИТОГО~3100 у.е. (1 у.е. = 30 руб.) Коммерциализация: достигнутые результаты (на примере Составление автоматизированных отчетов по результатам анализа маршрутов позволяет определить реальный пробег, соблюдение заданных маршрутов и режимов движения, определить реальный расход топлива, выявить приписки, «левые» рейсы и другие несанкционированные действия водителей. Результаты отчетов служат исходными данными для проведения экономических расчетов и принятия обоснованных управленческих решений транспортным хозяйством.
7 Система поддержки принятия управленческих решений на основе спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга автотранспорта Коммерциализация: задачи и интересы Администрация: 1) объективная оценка состояния городской транспортной среды, 2) косвенная оценка качества ремонта автодорог, 3) планирование развития транспортной сети, 4) анализ информации, 5) выработка научно-обоснованных управленческих решений, 6) оптимизация бюджета. Маршрутные такси: 1) объективная информация о движении, 2) оперативное управление движением, 3) дистанционное управление агрегатами транспортного средства, 4) безопасность и оперативное реагирование на аварийные и нештатные ситуации, 5) уменьшение издержек эксплуатации. Операторы GSM: 1) развитие клиентской сети, 2) быстрый рост количества обслуживаемых абонентов за счет корпоративных клиентов, 3) рост доходов. Целевая группа потребителей для создания хранилища навигационных данных: 1.маршрутные такси; 2.промышленные и обслуживающие предприятия с собственным автопарком; 3.малые предприятия. Баланс интересов участников процесса создания хранилища навигационных данных